Напоминание

"Экосистемы планеты земля"


Автор: Пономарева Валерия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ ДС № 120 "Сказочный"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Экосистемы планеты земля"
Раздел: дошкольное образование





Назад





КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД)

по теме «Загадки природы»

Возрастная группа:
подготовительная
Виды деятельности детей:
коммуникативная (диалог-взаимодействие), познавательно-исследовательская (путешествие- экспедиция), двигательная (динамическая пауза), игровая (дидактическая игра), восприятие художественной литературы и фольклора (слушание стихотворения)
Разновидности интегрированной деятельности:
познавательно – игровая, коммуникативно-познавательная, литературно-коммуникативная, двигательно-игровая.
Содержание деятельности детей
: представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня); представления детей о взаимосвязи в экосистемах; представления детей о правилах поведения в экосистемах.
Образовательные задачи.

ЗНАНИЯ
1. Обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня) 2 . Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов; 3. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

ОТНОШЕНИЯ
1. Развивать навык свободного общения во время совместной деятельности, 2. Развивать умение слаженно работать в коллективе
ДЕЙСТВИЯ
1. Сформировать у детей представления о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня) 2. Формировать у детей умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах 3. Формировать умения проводить простейшие опыты
Интегрированная форма:
игра - экспедиция
Задания для совместной деятельности детей
(вид, способы предъявления и способы представления решения):
Задание/ инструкция

педагога
(действие и его содержание)
Способ

предъявления

педагогом задания

детям

Результат выполнения

задания детьми
Послушайте мой рассказ, ответьте на вопросы Словесный Внимательно слушают рассказ, отвечают на вопросы Проверьте готовность к экспедиции, ответьте на вопросы Наглядно-словесный Проверяют готовность, отвечают на вопросы Рассмотрите картину, ответьте на вопросы Наглядно-словесный Рассматривают картину, отвечают на вопросы Составьте цепочку, используя предметные картинки Практический Выстраивают цепочки, используя предметные картинки Посадите семена трав Практический Сажают семена Выберите из множества знаков - знаки, напоминающие о правилах поведения в лесу. Практический Выбирают знаки «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костер» Посмотрите на «речку», ответьте на вопросы Наглядно-словесный Смотрят на действия педагога, отвечают на вопросы. Постройте очистные Практический Строят очистные
сооружения сооружения Выберите из множества знаков - знаки, напоминающие о правилах поведения у реки. Практический Выбирают знаки « Не бросай мусор в воду», «Не бросай в воду стекло», «Не мой машину в реке», «Не рви водные растения» Послушайте текст динамической паузы и выполните движения по тексту Практический Выполняют движения в соответствии с текстом. Назовите названия луговых цветов и насекомых, обитающих на лугу. Словесный Называют названия луговых цветов и насекомых. Рассмотрите луг, ответьте на вопросы Наглядно-словесный Рассматривают луг, отвечают на вопросы. Посадите семена травы Практический Сажают семена травы Послушайте стихотворение о луге Словесный Слушают стихотворение Рассмотрите макет, ответьте на вопросы Наглядно-словесный Рассматривают макет, отвечают на вопросы. Сравните по таблице строение березы и саксаула, ответьте на вопросы Наглядно-словесный, практический При помощи таблицы сравнивают строение березы и саксаула, отвечают на вопросы Ответьте на вопросы Словесный Отвечают на вопросы
Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:
– объявление (устное) – плакат с тематикой мероприятия, - знаки, напоминающие правила поведения в природе
2. Материалы для деятельности детей:
*материалы для преобразования и трансформации – стол для экспериментирования; - макет «Пустыня», «Загрязненная река» *Материальные средства для деятельности детей: – материалы для проведения опытов (пластилин, спички, воронка с фильтром,вода) - инструменты для элементарной трудовой деятельности (лейки, земля, семена, палочки для рыхления) – предметные картинки
3. Дидактический материал:
– карточки с правилами поведения в природе

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей
: – ноутбук, – презентация
Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-

целевой
Создает проблемную ситуацию, предлагает найти выход. В ы с л у ш и в а ю т п р о б л е м у, выдвигают предположения Педагог предлагает отправиться в экспедицию Выслушивают предложение, и принимают решение отправиться в экспедицию.
Содержательно-

деятельностный
Предлагает рассмотреть картину и ответить на вопросы Р а с с м ат р и в а ю т ка рт и н у и отвечают на вопросы Предлагает выстроить логически эко цепочки, используя предметные картинки Используя предметные картинки, выстраивают логические эко цепочки. Предлагает посадить семена трав, для возрождения леса Сажают семена Предлагает выбрать из множества з н а ко в т о л ь ко т е , к о т о р ы е напоминают о правилах поведения в лесу В ы с л у ш и в а ю т з а д а н и е , выбирают необходимые знаки Д е м о н с т р и руе т м а к е т «Загрязненная река», з а д а е т вопросы Р а с с м а т р и в а ю т м а к е т , н а бл юд а ют з а д е й с т в и я м и педагога, отвечают на вопросы Предлагает построить очистные сооружения, чтобы спасти реку. Д е т и с т р о я т о ч и с т н ы е сооружения Предлагает выбрать из множества з н а ко в т о л ь ко т е , к о т о р ы е напоминают о правилах поведения у реки В ы с л у ш и в а ю т з а д а н и е , выбирают необходимые знаки Предлагает послушать текст динамической паузы и выполнить движения соответствующие тексту, производит показ движений с проговариванием текста Слушают текст и выполняют движения в соответствии с текстом динамической паузы Предлагает назвать пять названий луговых цветов и насекомых Называют луговые растения и насекомых. Предлагает рассмотреть слайд и ответить на вопросы Рассматривают слайд, отвечают на вопросы Предлагает посадить с е ме на луговых растений Выполняют поручение
П р е д л а г а е т п о с л у ш а т ь стихотворение Слушают стихотворение Предлагает рассмотреть макет «Пустыня», задает вопросы Рассматривают макет, отвечают на вопросы
Оценочно-

рефлексивный
Спрашивает, что узнали нового. Д е л я т с я в п е ч а т л е н и я м и , отвечают на вопросы
Методы и приемы (методическое сопровождение)

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их

интереса

к

деятельности

(эмоциональная

и

интеллектуальная

стимуляция):
Демонстрирует карту, на которой помещены значки «SOS!» Предлагает отправиться в экспедицию, чтобы оказать помощь
2. Методы организации и осуществления деятельности:
Словесные
Беседа с детьми о природных зонах, природных бедствиях, о предметах, необходимых

в экспедиции
Вопросы к беседе: 1. Какие природные зоны вы знаете? 2. Каким цветом эти природные зоны помечают на карте? 3. В каких случаях подается сигнал «SOS!» 4. Что необходимо брать с собой в экспедицию? Наглядные
Рассматривание картины «Плач леса»
Словесные
Беседа по картине «Плач леса»
Вопросы: 1. Почему лес погибает после пожара? 2. Как можно это исправить?
SOS!

Аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов) Дидактическая игра
«Кто вернется в лес? »

Цель:
развитие у детей умение выстраивать логические эко цепочки
Материал:
карточки с изображением травы, насекомых, мелких животных, кустарников, насекомоядных птиц, деревьев, животных и птиц, хищники и т.д.
Содержание:
необходимо выстроить цепочки, используя предметные картинки. Выросла трава – появились насекомые, наземные мелкие животные. Выросли кустарники – появились насекомоядные птицы. Выросли деревья – вернулись животные и птицы, живущие на этих деревьях. появились хищники и т.д. Практические - Посадка семян травы. - Из множества выбирают знаки о правилах поведения в лесу: «Береги лес от пожара!», «Не разжигай костров у деревьев!», «Уходя из леса, потуши костер» Наглядно – словесные
Педагог предлагает рассмотреть макет «Загрязненная река»
и проводит опыт
Оборудование:
пластмассовый ящик, установлен под углом, отверстие слива в нижней части. Под отверстием – емкость для слива воды. На поверхности ящика насыпаны опилки, пенопласт, пластмассовая крошка. Лейки с водой, пластилин, спички без головок, фильтры, воронка.
Ход
: Педагог начинает медленно лить воду по наклонной плоскости, обращая внимание на то, сколько грязи в воде. Задает вопросы.
Вопросы:
- Как вы думаете, кто сможет выжить в такой воде? - Из этой реки исчезла вся рыба. Как вы думаете, почему? - Почему на берегу реки не видно насекомых, лягушек и водоплавающих птиц? - Может ли человек пострадать в данной ситуации? - Можно ли использовать такую воду для приготовления пищи и купания? - Как можно исправить положение? Практические
Посадка защитных лесополос, постройка очистных сооружений
.
Ход:
Дети из пластилина делают защитные валики, «сажают» в них деревья (спички), на емкость устанавливают воронку с фильтром. Затем проверяют эффективность работы сооружения – льют воду. Сравнивают, насколько чище стала вода. Если результат не очень хороший, меняют фильтр. Сливают воду каждый раз в новую емкость, чтобы была возможность сравнить. - Из множества выбирают знаки о правилах поведения у реки: «Не бросай мусор в воду!», «Не бросай воду стекло!», «Не мой машины в реке», «Не рви водные растения!»

Выполнение заданий динамической паузы
Текст физминутки Действия детей В синем небе облака, Под горой бежит река. Рано утром из реки Тянут сети рыбаки, Много рыбы наловили, Вкусную уху сварили, Ах! Встают на носочки, поднимают руки вверх Приседают, руки вперед Встают Имитируют движение, как бы перебирая руками сеть Разводят руки в стороны Выполняют круговые движения рукой, как бы помешивая уху в котелке Словесный
Игра «Я знаю пять…»
Названия луговых цветов: клевер, тимофеевка, гвоздика, пырей, мышиный горошек, щавель, трава луговая и т.д. Названия насекомых: шмель, пчела, бабочка, муравьи, жуки и т.д. Наглядно – словесный
Педагог предлагает рассмотреть слайд, говорит о том, что это луг. Задает вопросы.
Вопросы: 1. Это место отмечено как луг. Что это такое? Что могло случиться? 2. Почему получен сигнал бедствия? 3. Что нужно сделать?
Словесно - практический В приготовленных ящиках с землей дети сажают семена (клевер, овес, газонная трава) Рыхлят землю, затем поливают ее и сеют семена. Во время выполнения поручения вспоминают, что нужно растению для роста и развития (вода. свет, тепло, воздух). Словесный
Педагог благодарит детей за заботу и предлагает послушать стихотворение

И.Сурикова о луге.
Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни глянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, - Лист не шелестит, Только жаворонок, В воздухе звенит. Наглядно – словесный
Педагог предлагает рассмотреть макет «Пустыня»
(на желтом фоне несколько растений: саксаул, кактус, верблюжья колючка. На песке лежат куклы «дети», около них засохшие деревья (ветки): березы, ели, сосны.
Беседа о пустыне
Вопросы: 1. В пустыне людям сложно. Почему? 2. Что нужно брать с собой в пустыню? 3. Какая должна быть одежда?
После рассматривания макета педагог задает вопросы:
1.Как вы думаете, что случилось с детьми? 2.Они получили солнечный удар. Что необходимо сделать? 3. Дети хотели посадить деревья в пустыне. Почему у них это не получилось?
Предлагает сравнить строение березы и саксаула


4.

Методы контроля и самоконтроля:
Рефлексия деятельности. Педагог спрашивает у детей, что им понравилось, что нового, интересного они для себя узнали. Воспитатель: Итак, ребята! Благодарю вас за работу. Скажите, пожалуйста, что интересного было для вас на сегодняшнем занятии. Как вы считаете, кто лучше всех справлялся с заданиями. Что было для вас самым сложным, самым легким? Что было для вас новым, а о чем вы уже хорошо знаете? Давайте, вспомним, какие задания мы сегодня выполняли. Спасибо.


В раздел образования