Баскетбол.Развитие физических качеств школьника с помощью подвижных упражнений.
Автор: Кальницкая Любовь Владимировна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ-СОШ №17 Населённый пункт: г. Клин Наименование материала: семинар Тема: Баскетбол.Развитие физических качеств школьника с помощью подвижных упражнений. Раздел: полное образование
Семинар учителя физической культуры
МОУ-СОШ №17, Кальницкой Л.В.
г.Клин М.О.для молодых специалистов.
ТЕМА: «БАСКЕТБОЛ. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ».
1. Ловля мяча — координационные способности:
1
• выполнение разновидностей приема на месте после собственного
подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнообразными
двигательными действиями после выпуска мяча:
- хлопок или несколько хлопков в ладони над или за головой за спиной,
спереди или сзади на уровне колен, у пола, пода ногой и т.п.;
- смена положений тела: присед, сед на полу, упор лежа, выпад вперед или в
сторону, сед на одной ноге и т.п.;
- повороты на 180 — 720° переступанием, прыжками на одной] или двух
ногах;
- элементы акробатики: кувырок вперед или назад, переворот в сторону,
равновесие на одной ноге («ласточка») и т.п.;
• ловля мяча после отскока от пола с элементами жонглирования:
- из и. п. — стойка ноги врозь — игрок направляет мяч двумя руками в пол
между ногами спереди - назад или в обратном направлении с последующим
захватом мяча двумя руками за спиной или перед собой;
- то же, но в широкой стойке правая или левая нога впереди с ударом мяча в
сторону и ловлей сбоку от себя;
• индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с
элементами жонглирования:
- ловля мяча на различной высоте, чередуя и.п.: сидя, стоя на коленях, лежа и
т.п.;
- изменение и. п. после выпуска мяча в стену (например, выпустить мяч стоя
— поймать сидя на полу и т.п.);
- то же, но со сменой и. п. прыжком на одной или двух ногах (например, из
широкой стойки прыжок в положение «ноги скрестно» и т.д.);
- ловля катящегося от стены мяча после прыжка через мяч толчком двумя
ногами и поворота кругом;
- ловля мяча, отскочившего от пола, после прыжка через мяч в положении
«ноги врозь» и поворота кругом;
• разновидности ловли мяча после его подбрасывания над головой в
сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м)
рывком, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с
касанием рукой ориентиров на полу;
- ловля на месте мяча, посланного партнером:
- с чередованием траектории полета мяча;
- с чередованием направления полета мяча;
1
Уч. «Баскетбол.Теория и методика обучения»автор Д.И.Нестеровский.стр.310-317.
- с разных дистанций и с различным усилием;
- то же, но в различных и.п.: сидя, лежа на спине, лежа на животе и т.п.;
- ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различными движениями
ногами поочередно сгибая-разгибая их на вису, скрестные движения
прямыми ногами и т.п.;
• ловля мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока;
• ловля нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стену (2, 3
мяча): после отскока мяча от пола, после отскока мяча от стены;
• жонглирование несколькими мячами (2 — 4), подбрасывая их в воздух
одной или двумя руками;
• поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими
партнерами;
• ловля преднамеренно неточных передач партнера с перемещением к мячу;
• то же, но с передачами мяча поочередно двумя или тремя партнерами;
• выполнение ловли-передачи в движении двумя мячами в парах, двумя или
тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.
2. Передача мяча — скоростно-силовые качества:
• разновидности передач на месте в различных положениях (стоя, сидя, лежа),
варьируя дистанцию, траекторию и направление полета мяча;
• то же, но набивными мячами;
• серийное выполнение избранного способа передач поочередно
баскетбольным и набивным мячами;
• передачи баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных и.
п.;
• ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах;
• то же, но используя 2 — 3 мяча в тройках, четверках и т.д.;
• выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в сочетании с прыжками
толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней: мяч
направляется по навесной траектории над скамейкой;
• то же, но с прыжками через вращающуюся большую скакалку; два
партнера вращают скакалку, третий набрасывает мяч прыгающему игроку;
• ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль: площадки: в
парах — одним и двумя мячами; в тройках — двумя и тремя мячами (один из
партнеров передвигается спиной вперед).
3. Передача мяча — быстрота:
• передачи мяча в стену в течение определенного отрезка времени (24—30 с)
с установкой на выполнение максимального числа повторений;
• то же, но с заданием выполнить как можно быстрее заданное" количество
передач;
• то же, но передачи в парах и в различных и.п.: стоя, сидя, лежа и т.п.;
• передачи двумя мячами в стену с элементами жонглирования:
- ловля осуществляется после отскока мяча от пола;
- то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, а, затем послать
мяч в стену;
- то же, но перед передачей выполнить мячом «петлю» вокруг туловища (на
уровне пояса) или вокруг ног (на уровне колен);
- ловлю и передачу осуществлять непосредственно после отскока мяча от
стены, не дав ему коснуться пола;
• передачи двумя мячами в две стены, стоя в углу зала;
• подбросить один мяч на предельную высоту, а вторым выполнить
максимальное количество передач в стену до момента касания площадки
подброшенным мячом;
• то же, но с выполнением передач мяча партнеру;
• «все мячи — одному»:
- два игрока поочередно «загружают» своими мячами третьего! партнера,
получая от него обратные передачи;
- то же, но во взаимодействии одного игрока с тремя партнерами;
• то же, но в ситуации; «между двух огней»:
- игрок без мяча в и. п. располагается между двумя партнерами владеющими
мячами, повернувшись лицом к одному из ни для получения каждой
очередной передачи совершает поворот на 180°;
- то же, но с большим количеством партнеров с мячами: на?
противоположных сторонах находятся 2 и 1 или 2 и 2 игрока;
• передачи игроку, стоящему в круге, — «колесо»: партнеры поочередно и
максимально быстро передают свои мячи в центр круга (по часовой или
против часовой стрелки, получая обратные передачи;
• передачи на месте несколькими мячами:
- в парах — двумя мячами;
- в тройках (в треугольнике) — двумя и тремя мячами (по часовой или
против часовой стрелки);
- в четверках (в квадрате) — тремя и четырьмя мячами и т.п.;
- «звездочка» — пять игроков, встав по кругу, двумя, тремя или четырьмя
мячами с помощью одновременных передач в заданном направлении
«чертят» звезду (использовать различные траектории полета мяча, чтобы
избежать их столкновения);
• передачи двумя мячами в парах на месте — по сигналу подбросить свои
мячи вверх и рывком поменяться местами, не дав мячу партнера упасть на
пол и т.д.;
• то же, но успеть до падения своего мяча вернуться в и.п.;
• передачи двумя мячами в четверках со сменой мест два игрока с мячами
располагаются напротив своих партнеров, одновременно выполняют
передачи и рывком меняются местами; партнеры, получив мяч на месте,
совершают те же действия;
• выполнение передач на месте одним или двумя мячами в паре с
максимальной частотой в сочетании с беговыми заданиями на месте (с
высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и т. п.);
• то же, но при параллельном движении партнеров вдоль площадки;
• передачи с продвижением вдоль площадки двумя мячами в парах, двумя
мячами в тройках (все передачи идут через среднего игрока), тремя мячами в
тройках (с различной траекторией полета мяча).
4. Ведение мяча — координационные способности:
• ведение мяча на месте с элементами жонглирования:
- «маятник» — ведение с переводом мяча с руки на руку перед собой или за
спиной; ведение одной рукой с поочередным отскоком мяча вперед-назад
(наложение кисти на мяч поочередно спереди-сверху и сзади-сверху);
- ведение мяча ударами в стену с изменением и. п.из положения стоя,
постепенно приседая, прийти в сед на полу с последующим возвращением в
и.п.;
- то же, но с переводом мяча с руки на руку;
- «ванька-встанька» — из и. п. сидя на полу осуществлять ведение мяча
поочередно в положениях лежа и сидя;
- то же, но в положении сидя поочередно перевести мяч с руки на руку
впереди под поднятыми ногами, отклонившись назад, а затем сзади за
спиной, наклонившись вперед;
- смена и. п. (стоя, в полуприседе, в полном приседе, сидя, лежа и т. п.), не
прекращая ведения мяча: последовательность смены положений задается
заранее или указывается педагогом по ходу ведения мяча;
- поочередный перевод мяча с руки на руку, посылая мяч между ногами, в
широкой параллельной стойке или в широкой стойке с выставленной вперед
ногой;
- «четырехточечное» ведение мяча: стоя в широкой стойке одно отбивание
мяча правой рукой перед собой, одно — левой рукой, затем перевод мяча
назад между ногами и поочередное отбивание левой и правой рукой за
спиной, перевод вперед между ногами и т.д.;
- ведение с переводом мяча с руки на руку вокруг одной или двух ног по
кругу или по «восьмерке» из различных и. п.: стоя в широкой параллельной
стойке, стоя в выпаде, стоя на одном или двух коленях;
• ведение мяча с нестандартными способами передвижения:
- спиной вперед;
- в полуприседе или в полном приседе;
- при ходьбе в выпадах вперед или в сторону;
- бегом с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящим
бегом;
- бегом с прямыми ногами вперед, назад или в стороны;
- прыжками на одной, двух ногах, на двух ногах с высоким подниманием
бедер;
- то же, но передвигаясь боком: по направлению движения, спиной вперед, с
поворотами кругом поочередно через правое и левое плечо и т.п.;
- приставными шагами;
• ведение мяча с изменением направления движения переводами мяча с руки
на руку перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом:
- по разметке площадки;
- перед условными защитниками (стулья или переносные тренировочные
стойки);
- по звуковым или зрительным сигналам;
• ведение мяча в движении с преодолением гимнастической скамейки:
- ведение мяча по скамейке, передвигаясь сбоку от нее в одном ,<
направлении или вокруг нее;
- ведение мяча с пробеганием по скамейке;
- ведение с переводом мяча через скамейку и переступанием через нее,
зигзагообразно продвигаясь вперед вдоль преграды;
- то же, но с поочередным переступанием через две или несколько скамеек;
• ведение мяча с преодолением легкоатлетических барьеров:
- ведение мяча с подлезанием под барьерами разной высоты;
- ведение мяча с перешагиванием через барьеры;
- ведение мяча с поочередным подлезанием под и перешагиванием через
барьеры;
• ведение мяча с пролезанием через гимнастические обручи, расположенные
по одной линии или хаотично по всей площадке: обручи могут удерживаться
партнерами или лежать на площадке (в последнем случае дриблер сам
продевает обруч через себя, не прекращая ведения мяча);
• ведение мяча в сочетании с выполнением акробатических элементов по
ходу движения: кувырки вперед или назад, переползание по гимнастической
скамейке и т.п.;
• ведение мяча в сочетании с преодолением вращающейся большой скакалки:
пробегание под ней; прыжки на двух ногах в сочетании с пробеганием под
ней;
• ведение мяча с преодолением полосы препятствий — «слаломный
дриблинг»: ведение мяча с изменением направления движения и
преодолением по ходу перемещений различных преград (из числа
вышеперечисленных) в различных сочетаниях и последовательности;
• ведение мяча в парах с поочередным пролезанием между ногами впереди
стоящего партнера: после совершения маневра дриб-лер сам принимает
широкую стойку как преграду для партнера и т.д. (все действия выполняются,
не прекращая ведения мяча);
• ведение двумя мячами (с одновременным и поочередным их отбиванием) в
сочетании с выполнением всех вышеперечисленных заданий.
5. Ведение мяча — быстрота:
• «степ» мячом: низкое ведение на месте с заданной частотой отскоков мяча;
• то же, но с максимальной частотой отскоков за определенный отрезок
времени;
• ведение мяча на месте в сочетании с бегом, высоко поднимая бедра или
захлестывая голени назад с максимальной частотой движений ног;
• то же, но в сочетании с семенящим бегом на месте с максимальной частотой
и ударным характером беговых шагов («степ» или «танец»);
• реагирование началом ведения мяча из различных и. п. (сидя, сидя спиной к
направлению движения, лежа и т.п.) в ответ на звуковые сигналы;
• ведение мяча на месте с различными заданиями на координацию или
технику движений с последующим стартовым ускорением по зрительному
сигналу;
• то же, но в сочетании с предшествующими старту прыжками на месте,
толчком одной или двумя ногами;
• скоростной дриблинг по прямой на заданных участках площадки;
• «длинное» ведение мяча: преодоление отрезков дистанции с наименьшим
количеством касаний мяча;
• скоростной дриблинг с изменением направлений движения:
- «змейкой» между расставленными на площадке переносными стойками или
стульями;
- по разметке площадки: трехсекундная трапеция, полукруг в области
штрафного броска и т.п.
- по «восьмерке» между двумя полукругами области штрафного | броска и
центральным кругом баскетбольной разметки;
- с оббеганием переносных фишек, используя ударный семенящий бег с
максимальной частотой беговых шагов;
• скоростное «челночное» ведение мяча (дистанция от 20 до 40 м);
• скоростное ведение мяча в парах с гандикапом:
- один из дриблеров изначально получает преимущество по дистанции (фору
в 2 —3 м), второй стремится догнать его;
- нападающий с мячом получает фору над защитником и стремится убежать
от него, сохранив преимущество;
• скоростной «слалом» с преодолением полосы препятствий.
6. Броски мяча в корзину — скоростно-силовые качества:
• многократное выполнение имитации броска мяча в движении справа и
слева от корзины с двухтактным ритмом разбега при.! передвижении от щита
к щиту:
- с прыжками только под корзинами;
- с прыжками через каждые 2 — 3 беговых шага;
• серийное выполнение завершающей фазы броска мяча в движении после
одного шага с места с акцентом на максимально мощное отталкивание;
• то же, но с отталкиванием от гимнастического мостика;
• многократные прыжки толчком одной ногой с имитацией броскового
движения после двухшажного разбега на песке (в воде);
• индивидуальное выполнение разновидностей броска мяча в движении
поочередно справа и слева от корзины с двухшажным ритмом работы ног
после каждого подбора мяча;
• повторное выполнение броска мяча в движении в целом с постепенным
удалением точки получения мяча от корзины: партнер в каждой
последующей попытке передает мяч чуть раньше, чем в предыдущей;
. то же, но после прохода-броска: с одноударным и многоударным ведением
мяча;
• и. п. — стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч удерживается,
как в стойке с тройной угрозой: отталкиваясь от скамейки, совершить смену
положения ног прыжком с выносом мяча в положение для броска мяча в
прыжке;
• то же, но с набивным мячом;
• то же, но с выпуском мяча над собой в высшей точке прыжка; . серийное
выполнение подводящих и основных упражнений
для броска мяча в прыжке:
- запрыгивание на скамейку толчком двумя ногами в сочетании с выносом
мяча в положение замаха;
- выполнение броска мяча в прыжке партнеру на ориентир или в корзину,
отталкиваясь от гимнастической скамейки из положения замаха, с
последующим приземлением на пол;
- спрыгивание со скамейки (прыжок в глубину) на гимнастический мат или
мостик с последующим мгновенным отталкиванием и броском мяча в
прыжке;
- то же, но после прыжка в глубину и отталкивания от пола;
- бросок в прыжке после ловли мяча в прыжке;
- то же, но с ловлей мяча в прыжке через гимнастическую скамейку;
• «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть
щита с последующей ловлей мяча в прыжке — то же в обратном
направлении;
• ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит — бросок
мяча в прыжке в корзину;
• повторное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю
дальнюю часть щита в тройках, с последующим передвижением на другую
сторону от щита;
• поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю
часть щита с последующим передвижением, рывком в конец колонны игроков
на своем щите или на другой щит;
• серийное добивание мяча в щит в одном прыжке, последним касанием
направляя мяч в корзину;
• многократное добивание мяча в корзину из-под щита: все бросковые
движения выполняются в прыжке;
• то же, но с установкой овладеть мячом и добить его в корзину в одном
прыжке.
Список используемой литературы
1.В.В Кузин, С.А. Полневский. «Баскетбол. Начальный этап обучения» - Изд 2-е -
М: Физическая культура и спорт, 2002.
2.Спортивные игры. Учебник для физического института, под. Ред. Портных Ю.И.,
М. «Физическая культура и спорт» 1975.
3.Ю.Талага Е., «Энциклопедия физических упражнений - М: Физкультура и
спорт», 1998
4.Короткое И.М. «Подвижные игры в школе» : в помощь учителю физической
культуры-М: просвещение, 1979.