Напоминание

Баскетбол.Развитие физических качеств школьника с помощью подвижных упражнений.


Автор: Кальницкая Любовь Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ-СОШ №17
Населённый пункт: г. Клин
Наименование материала: семинар
Тема: Баскетбол.Развитие физических качеств школьника с помощью подвижных упражнений.
Раздел: полное образование





Назад




Семинар учителя физической культуры МОУ-СОШ №17, Кальницкой Л.В. г.Клин М.О.для молодых специалистов. ТЕМА:
«БАСКЕТБОЛ. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ».

1. Ловля мяча — координационные способности:

1
• выполнение разновидностей приема на месте после собственного подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнообразными двигательными действиями после выпуска мяча: - хлопок или несколько хлопков в ладони над или за головой за спиной, спереди или сзади на уровне колен, у пола, пода ногой и т.п.; - смена положений тела: присед, сед на полу, упор лежа, выпад вперед или в сторону, сед на одной ноге и т.п.; - повороты на 180 — 720° переступанием, прыжками на одной] или двух ногах; - элементы акробатики: кувырок вперед или назад, переворот в сторону, равновесие на одной ноге («ласточка») и т.п.; • ловля мяча после отскока от пола с элементами жонглирования: - из и. п. — стойка ноги врозь — игрок направляет мяч двумя руками в пол между ногами спереди - назад или в обратном направлении с последующим захватом мяча двумя руками за спиной или перед собой; - то же, но в широкой стойке правая или левая нога впереди
с
ударом мяча в сторону и ловлей сбоку от себя; • индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с элементами жонглирования: - ловля мяча на различной высоте, чередуя и.п.: сидя, стоя на коленях, лежа и т.п.; - изменение и. п. после выпуска мяча в стену (например, выпустить мяч стоя — поймать сидя на полу и т.п.); - то же, но со сменой и. п. прыжком на одной или двух ногах (например, из широкой стойки прыжок в положение «ноги скрестно» и т.д.); - ловля катящегося от стены мяча после прыжка через мяч толчком двумя ногами и поворота кругом; - ловля мяча, отскочившего от пола, после прыжка через мяч в положении «ноги врозь» и поворота кругом; • разновидности ловли мяча после его подбрасывания над головой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывком, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу; - ловля на месте мяча, посланного партнером: - с чередованием траектории полета мяча; - с чередованием направления полета мяча; 1  Уч. «Баскетбол.Теория и методика обучения»автор Д.И.Нестеровский.стр.310-317.
- с разных дистанций и с различным усилием; - то же, но в различных и.п.: сидя, лежа на спине, лежа на животе и т.п.; - ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различными движениями ногами поочередно сгибая-разгибая их на вису, скрестные движения прямыми ногами и т.п.; • ловля мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока; • ловля нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стену (2, 3 мяча): после отскока мяча от пола, после отскока мяча от стены; • жонглирование несколькими мячами (2 — 4), подбрасывая их в воздух одной или двумя руками; • поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами; • ловля преднамеренно неточных передач партнера с перемещением к мячу; • то же, но с передачами мяча поочередно двумя или тремя партнерами; • выполнение ловли-передачи в движении двумя мячами в парах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.
2. Передача мяча — скоростно-силовые качества:
• разновидности передач на месте в различных положениях (стоя, сидя, лежа), варьируя дистанцию, траекторию и направление полета мяча; • то же, но набивными мячами; • серийное выполнение избранного способа передач поочередно баскетбольным и набивным мячами; • передачи баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных и. п.; • ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах; • то же, но используя 2 — 3 мяча в тройках, четверках и т.д.; • выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в сочетании с прыжками толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней: мяч направляется по навесной траектории над скамейкой; • то же, но с прыжками через вращающуюся большую скакалку; два партнера вращают скакалку, третий набрасывает мяч прыгающему игроку; • ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль: площадки: в парах — одним и двумя мячами; в тройках — двумя и тремя мячами (один из партнеров передвигается спиной вперед).
3. Передача мяча — быстрота:
• передачи мяча в стену в течение определенного отрезка времени (24—30 с) с установкой на выполнение максимального числа повторений; • то же, но с заданием выполнить как можно быстрее заданное" количество передач; • то же, но передачи в парах и в различных и.п.: стоя, сидя, лежа и т.п.; • передачи двумя мячами в стену с элементами жонглирования: - ловля осуществляется после отскока мяча от пола; - то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, а, затем послать мяч в стену;
- то же, но перед передачей выполнить мячом «петлю» вокруг туловища (на уровне пояса) или вокруг ног (на уровне колен); - ловлю и передачу осуществлять непосредственно после отскока мяча от стены, не дав ему коснуться пола; • передачи двумя мячами в две стены, стоя в углу зала; • подбросить один мяч на предельную высоту, а вторым выполнить максимальное количество передач в стену до момента касания площадки подброшенным мячом; • то же, но с выполнением передач мяча партнеру; • «все мячи — одному»: - два игрока поочередно «загружают» своими мячами третьего! партнера, получая от него обратные передачи; - то же, но во взаимодействии одного игрока с тремя партнерами; • то же, но в ситуации; «между двух огней»: - игрок без мяча в и. п. располагается между двумя партнерами владеющими мячами, повернувшись лицом к одному из ни для получения каждой очередной передачи совершает поворот на 180°; - то же, но с большим количеством партнеров с мячами: на? противоположных сторонах находятся 2 и 1 или 2 и 2 игрока; • передачи игроку, стоящему в круге, — «колесо»: партнеры поочередно и максимально быстро передают свои мячи в центр круга (по часовой или против часовой стрелки, получая обратные передачи; • передачи на месте несколькими мячами: - в парах — двумя мячами; - в тройках (в треугольнике) — двумя и тремя мячами (по часовой или против часовой стрелки); - в четверках (в квадрате) — тремя и четырьмя мячами и т.п.; - «звездочка» — пять игроков, встав по кругу, двумя, тремя или четырьмя мячами с помощью одновременных передач в заданном направлении «чертят» звезду (использовать различные траектории полета мяча, чтобы избежать их столкновения); • передачи двумя мячами в парах на месте — по сигналу подбросить свои мячи вверх и рывком поменяться местами, не дав мячу партнера упасть на пол и т.д.; • то же, но успеть до падения своего мяча вернуться в и.п.; • передачи двумя мячами в четверках со сменой мест два игрока с мячами располагаются напротив своих партнеров, одновременно выполняют передачи и рывком меняются местами; партнеры, получив мяч на месте, совершают те же действия; • выполнение передач на месте одним или двумя мячами в паре с максимальной частотой в сочетании с беговыми заданиями на месте (с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и т. п.); • то же, но при параллельном движении партнеров вдоль площадки; • передачи с продвижением вдоль площадки двумя мячами в парах, двумя мячами в тройках (все передачи идут через среднего игрока), тремя мячами в тройках (с различной траекторией полета мяча).

4. Ведение мяча — координационные способности:
• ведение мяча на месте с элементами жонглирования: - «маятник» — ведение с переводом мяча с руки на руку перед собой или за спиной; ведение одной рукой с поочередным отскоком мяча вперед-назад (наложение кисти на мяч поочередно спереди-сверху и сзади-сверху); - ведение мяча ударами в стену с изменением и. п.из положения стоя, постепенно приседая, прийти в сед на полу с последующим возвращением в и.п.; - то же, но с переводом мяча с руки на руку; - «ванька-встанька» — из и. п. сидя на полу осуществлять ведение мяча поочередно в положениях лежа и сидя; - то же, но в положении сидя поочередно перевести мяч с руки на руку впереди под поднятыми ногами, отклонившись назад, а затем сзади за спиной, наклонившись вперед; - смена и. п. (стоя, в полуприседе, в полном приседе, сидя, лежа и т. п.), не прекращая ведения мяча: последовательность смены положений задается заранее или указывается педагогом по ходу ведения мяча; - поочередный перевод мяча с руки на руку, посылая мяч между ногами, в широкой параллельной стойке или в широкой стойке с выставленной вперед ногой; - «четырехточечное» ведение мяча: стоя в широкой стойке одно отбивание мяча правой рукой перед собой, одно — левой рукой, затем перевод мяча назад между ногами и поочередное отбивание левой и правой рукой за спиной, перевод вперед между ногами и т.д.; - ведение с переводом мяча с руки на руку вокруг одной или двух ног по кругу или по «восьмерке» из различных и. п.: стоя в широкой параллельной стойке, стоя в выпаде, стоя на одном или двух коленях; • ведение мяча с нестандартными способами передвижения: - спиной вперед; - в полуприседе или в полном приседе; - при ходьбе в выпадах вперед или в сторону; - бегом с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящим бегом; - бегом с прямыми ногами вперед, назад или в стороны; - прыжками на одной, двух ногах, на двух ногах с высоким подниманием бедер; - то же, но передвигаясь боком: по направлению движения, спиной вперед, с поворотами кругом поочередно через правое и левое плечо и т.п.; - приставными шагами; • ведение мяча с изменением направления движения переводами мяча с руки на руку перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом: - по разметке площадки; - перед условными защитниками (стулья или переносные тренировочные стойки); - по звуковым или зрительным сигналам; • ведение мяча в движении с преодолением гимнастической скамейки:
- ведение мяча по скамейке, передвигаясь сбоку от нее в одном ,< направлении или вокруг нее; - ведение мяча с пробеганием по скамейке; - ведение с переводом мяча через скамейку и переступанием через нее, зигзагообразно продвигаясь вперед вдоль преграды; - то же, но с поочередным переступанием через две или несколько скамеек; • ведение мяча с преодолением легкоатлетических барьеров: - ведение мяча с подлезанием под барьерами разной высоты; - ведение мяча с перешагиванием через барьеры; - ведение мяча с поочередным подлезанием под и перешагиванием через барьеры; • ведение мяча с пролезанием через гимнастические обручи, расположенные по одной линии или хаотично по всей площадке: обручи могут удерживаться партнерами или лежать на площадке (в последнем случае дриблер сам продевает обруч через себя, не прекращая ведения мяча); • ведение мяча в сочетании с выполнением акробатических элементов по ходу движения: кувырки вперед или назад, переползание по гимнастической скамейке и т.п.; • ведение мяча в сочетании с преодолением вращающейся большой скакалки: пробегание под ней; прыжки на двух ногах в сочетании с пробеганием под ней; • ведение мяча с преодолением полосы препятствий — «слаломный дриблинг»: ведение мяча с изменением направления движения и преодолением по ходу перемещений различных преград (из числа вышеперечисленных) в различных сочетаниях и последовательности; • ведение мяча в парах с поочередным пролезанием между ногами впереди стоящего партнера: после совершения маневра дриб-лер сам принимает широкую стойку как преграду для партнера и т.д. (все действия выполняются, не прекращая ведения мяча); • ведение двумя мячами (с одновременным и поочередным их отбиванием) в сочетании с выполнением всех вышеперечисленных заданий.
5. Ведение мяча — быстрота:
• «степ» мячом: низкое ведение на месте с заданной частотой отскоков мяча; • то же, но с максимальной частотой отскоков за определенный отрезок времени; • ведение мяча на месте в сочетании с бегом, высоко поднимая бедра или захлестывая голени назад с максимальной частотой движений ног; • то же, но в сочетании с семенящим бегом на месте с максимальной частотой и ударным характером беговых шагов («степ» или «танец»); • реагирование началом ведения мяча из различных и. п. (сидя, сидя спиной к направлению движения, лежа и т.п.) в ответ на звуковые сигналы; • ведение мяча на месте с различными заданиями на координацию или технику движений с последующим стартовым ускорением по зрительному сигналу; • то же, но в сочетании с предшествующими старту прыжками на месте, толчком одной или двумя ногами;
• скоростной дриблинг по прямой на заданных участках площадки; • «длинное» ведение мяча: преодоление отрезков дистанции с наименьшим количеством касаний мяча; • скоростной дриблинг с изменением направлений движения: - «змейкой» между расставленными на площадке переносными стойками или стульями; - по разметке площадки: трехсекундная трапеция, полукруг в области штрафного броска и т.п. - по «восьмерке» между двумя полукругами области штрафного | броска и центральным кругом баскетбольной разметки; - с оббеганием переносных фишек, используя ударный семенящий бег с максимальной частотой беговых шагов; • скоростное «челночное» ведение мяча (дистанция от 20 до 40 м); • скоростное ведение мяча в парах с гандикапом: - один из дриблеров изначально получает преимущество по дистанции (фору в 2 —3 м), второй стремится догнать его; - нападающий с мячом получает фору над защитником и стремится убежать от него, сохранив преимущество; • скоростной «слалом» с преодолением полосы препятствий.
6. Броски мяча в корзину — скоростно-силовые качества:
• многократное выполнение имитации броска мяча в движении справа и слева от корзины с двухтактным ритмом разбега при.! передвижении от щита к щиту: - с прыжками только под корзинами; - с прыжками через каждые 2 — 3 беговых шага; • серийное выполнение завершающей фазы броска мяча в движении после одного шага с места с акцентом на максимально мощное отталкивание; • то же, но с отталкиванием от гимнастического мостика; • многократные прыжки толчком одной ногой с имитацией броскового движения после двухшажного разбега на песке (в воде); • индивидуальное выполнение разновидностей броска мяча в движении поочередно справа и слева от корзины с двухшажным ритмом работы ног после каждого подбора мяча; • повторное выполнение броска мяча в движении в целом с постепенным удалением точки получения мяча от корзины: партнер в каждой последующей попытке передает мяч чуть раньше, чем в предыдущей; . то же, но после прохода-броска: с одноударным и многоударным ведением мяча; • и. п. — стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч удерживается, как в стойке с тройной угрозой: отталкиваясь от скамейки, совершить смену положения ног прыжком с выносом мяча в положение для броска мяча в прыжке; • то же, но с набивным мячом; • то же, но с выпуском мяча над собой в высшей точке прыжка; . серийное выполнение подводящих и основных упражнений
для броска мяча в прыжке: - запрыгивание на скамейку толчком двумя ногами в сочетании с выносом мяча в положение замаха; - выполнение броска мяча в прыжке партнеру на ориентир или в корзину, отталкиваясь от гимнастической скамейки из положения замаха, с последующим приземлением на пол; - спрыгивание со скамейки (прыжок в глубину) на гимнастический мат или мостик с последующим мгновенным отталкиванием и броском мяча в прыжке; - то же, но после прыжка в глубину и отталкивания от пола; - бросок в прыжке после ловли мяча в прыжке; - то же, но с ловлей мяча в прыжке через гимнастическую скамейку; • «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке — то же в обратном направлении; • ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит — бросок мяча в прыжке в корзину; • повторное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю дальнюю часть щита в тройках, с последующим передвижением на другую сторону от щита; • поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю часть щита с последующим передвижением, рывком в конец колонны игроков на своем щите или на другой щит; • серийное добивание мяча в щит в одном прыжке, последним касанием направляя мяч в корзину; • многократное добивание мяча в корзину из-под щита: все бросковые движения выполняются в прыжке; • то же, но с установкой овладеть мячом и добить его в корзину в одном прыжке. Список используемой литературы 1.В.В Кузин, С.А. Полневский. «Баскетбол. Начальный этап обучения» - Изд 2-е - М: Физическая культура и спорт, 2002. 2.Спортивные игры. Учебник для физического института, под. Ред. Портных Ю.И., М. «Физическая культура и спорт» 1975. 3.Ю.Талага Е., «Энциклопедия физических упражнений - М: Физкультура и спорт», 1998 4.Короткое И.М. «Подвижные игры в школе» : в помощь учителю физической культуры-М: просвещение, 1979.


В раздел образования