Автор: Чувичкина Елена Леонидовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: БДОУ Любино-Малоросский детский сад Населённый пункт: Омская область, Любинский район, с. Любино-Малороссы Наименование материала: конспект музыкального занятия Тема: Весенняя капель Раздел: дошкольное образование
Весенняя капель
Взаимодействие с родителями, непосредственно-образовательная
деятельность для родителей и детей подготовительной группы
Модифицирован Чувичкиной Е.Л., музыкальный руководитель БДОУ
«Любино-Малоросский д/с».
Цели:
Обогащение
и
развитие
музыкальной
культуры
детей
и
родителей
детского
сада.
Обобщение
представлений
о
весне
и
её
периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной.
Формирование
целостного
представления
об
изображённом
на
картинах.
Задачи:
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
обогащать
представления
о
художественных
образах,
отражающих мир природы в искусстве;
обогащать эмоциональный словарь детей;
развивать образное мышление;
побуждать высказываться о характере музыкального образа;
развивать музыкальную любознательность;
воспитывать интерес к искусству;
развивать
способность
выявлять
и характеризовать
средства
выразительности, создающие образ весны в музыке, живописи,
литературе;
побуждать к художественному творчеству детей;
р а з в и ват ь
т в о рч е с к и е
с п о с о б н о с т и
в изобразительной
деятельности;
обучать
способам
передачи
музыкального
настроения
в рисовании с помощью изобразительных средств (цвет, штрих,
линия, композиция и т. п.);
формировать основы музыкально-эстетической культуры у детей
и родителей;
знакомить с творчеством композиторов А. Вивальди, Э. Грига;
знакомить
с
творчеством
художников
Н.Н.
Дубовского,
С.Ю.
Жуковского, И.Э. Грабаря, В.К. Бялыницкого-Бируля;
обогащать опыт восприятия произведений разных стилей и эпох;
побуждать
к
творческому
взаимодействию
взрослых
и детей,
основанному
на опыте
восприятия
музыки
и произведений
искусства;
формировать
представления
о
способах
художественного
отображения красоты природы в искусстве;
обучать
умению
соотносить
настроение
музыки,
картины
и художественного произведения.
Музыкальные произведения:
А. Вивальди «Весна», ч. 1 «Март» и ч. 3 «Май»,
Э. Григ «Утро».
Произведения художников:
Н.Н. Дубовской «Весенний вечер»;
С.Ю. Жуковский «Весенняя вода»;
И.Э. Грабарь «Март»;
В.К. Бялыницкого-Бируля «Изумруд весны».
Художественные произведения:
А.Н. Островский «Снегурочка»;
В.В. Бианки «Синичкин календарь»;
И.С. Соколов-Микитов
«Весна
в лесу»,
«Как
весна
на
Север
пришла», «Весна-красна»
Стихотворения:
Е.А. Баратынский «Весна»;
А.Н. Плещеев «Уж тает снег»;
Ф.И. Тютчев «Весенние воды».
Предварительная работа:
рассматривание репродукций картин о весне;
слушание музыкальных произведений;
чтение художественной литературы;
разучивание стихотворений Владимира Орлова;
разучивание распевки-приветствия, песни о весне.
Содержание музыкально-эстетической деятельности
Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель (М.р.).
М.р.: Ребята, сегодня у нас необычная встреча, в зале присутствуют
ваши родители, и мы будем говорить о музыке. Давайте по нашей
традиции мы друг друга поприветствуем нашей игрой-распевкой.
Музыкальная игра-распевка «Четыре шага»
Музыкальный руководитель предлагает родителям и детям сесть
на стулья.
М.р.: Заканчивается
последний
зимний
месяц
и
впереди
нас
ждёт
долгожданная встреча с красавицей Весной и сегодня хозяйкой нашей
встречи будет музыка весны.
Звучит А. Вивальди «Весна».
М.р.: Друзья, вы узнали эту музыку?
Дети с помощью взрослых вспоминают название произведения и имя
композитора.
Музыкальный
руководитель
показывает
портрет
композитора Антонио Вивальди.
М.р.: Правильно, это произведение называется «Весна», а написал его
итальянский композитор Антонио Вивальди. В музыке композитор
изобразил картины весны. Расскажите, какой вы её видите, и опишите
свои впечатления в красках.
Д е т и
и р оди т ел и
со вету ют с я ,
обсуж да ют
в а р и а н т ы
ответов. Примерные
варианты
ответов:
настроение
в музыке
приподнятое,
радостное,
торжественное.
Яркие
краски
весны –
зелёные,
жёлтые –
отражаются
в её
настроении.
Музыка
по-
весеннему
праздничная
и светлая.
В
ней
слышны
весенние
звуки
природы: журчание ручейков, первый дождь с грозой, переливчатое
пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются. Природа рада
весне. Словно попадаешь в весенний лес и радуешься пению птиц.
М.р.: Антонио Вивальди на свои музыкальные произведения писал
стихи. О весне он написал так…
Под музыку А. Вивальди «Весна» музыкальный руководитель читает
стихотворение
Весна грядёт!
И радостною песней
Полна природа.
Солнце и тепло,
Журчат ручьи.
И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
М.р.: Настроение этого стихотворения созвучно музыке. Вам
уважаемые родители и ребята было предложено домашнее задание.
Вместе со своим ребёнком выучить и прочитать стихотворение о весне.
Кто готов прочитать стихотворение.
Родители и дети читают стихотворения о весне Владимира
Орлова
Позывные весны
Родитель: Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
Ребёнок: Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну.
Март
Родитель: То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Ребёнок: Над землёй –
Гусиная цепочка,
На земле –
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок.
М.р.: Спасибо вам за прекрасно прочитанные стихотворения.
Настроение этих стихотворений, как и музыка о весне - радостное,
светлое, весеннее, торжественное, ликующее.
А теперь я приглашаю вас в картинную галерею для знакомства с
творчеством художников – Станислава Юлиановича Жуковского,
Николая Никаноровича Дубовского, Игоря Эммануиловича Грабаря и
Витольда Бялыницкого-Бирули. Художники писали пейзажи с натуры,
предпочитая яркие, насыщенные цвета. Они стремились запечатлеть
неповторимую прелесть каждого мгновенья весны. Давайте
познакомимся поближе с их работами. Предлагаю вам рассмотреть
картины и выбрать ту, о которой бы вам хотелось рассказать: о красках,
сюжете, настроении. А поможет вам ярче воспринять краски - музыка
Вивальди, произведение называется «Март».
Звучит А. Вивальди «Весна», ч. 1 «Март».
Дети и родители рассматривают работы художников.
М.р.: А теперь я предлагаю вам рассказать о картинах.
Варианты рассказов взрослых и высказываний детей:
Картина – «Весенняя вода» Станислава Юлиановича Жуковского. На
картине изображена ранняя весна. В лесу только, что начал таять
снег. Появились большие проталины. Бежит весёлый ручеек. Большая
поляна залита водой. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу
тепло и сыро. Деревья ещё голые. Но у них уже набухли почки. Небо
над деревьями нежно-голубое с лёгкими облаками. Светит солнце. От
деревьев на земле лежат тени. Кажется, что пахнет смолистыми
почками деревьев и раздаётся пение дроздов.
Картина – «Изумруд весны» Витольда Бялыницкого - Бирули –
Изумруд весны – это зелень весны, первая весенняя зелёная травка.
Картина написана чистыми, светлыми красками, передающими
прозрачность и хрупкость весенней природы. Картина полна
оптимизма и радости.
Картина – «Март» Игоря Эммануиловича Грабаря. На картине
художник изобразил раннюю весну. Мы видим высокое голубое небо.
Всё вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от деревьев. Снег
тает. Он рыхлый и влажный. Виден на снегу след от саней. Уже
появились первые проталины. У берёз ветви и стволы посветлели,
потому что деревья проснулись после зимнего сна и по ним движется
сок.
Картина – «Весенний вечер» Николая Никаноровича Дубовского. На
картине изображена поздняя весна. Художник нарисовал уголок
берёзовой рощи. Молодые берёзки покрыты нежными светло-
зелёными листочками. В свежей траве распустились одуванчики. За
берёзками виден овраг, наполненный водой. Слышна песня дрозда.
М.р.: Спасибо вам за интересные рассказы. Ответьте, пожалуйста, на
вопрос: «Что объединяет все эти картины?». Правильно, на них
изображено время года – весна. А теперь давайте немного отдохнём и
все вместе развлечёмся.
Музыкальная разминка
М.р.: Весёлая разминка помогла нам немного отдохнуть. А теперь я
вам предлагаю почувствовать себя художниками и нарисовать образы
весны.
Я
приглашаю
вас
в нашу
художественную
мастерскую.
Предлагаю
выполнить
одну
большую
работу
всем
вместе.
Всё
необходимое для работы здесь есть – краски, кисти, большой ватман
бумаги и многое другое. Поможет вам в вашей работе музыка Антонио
Вивальди «Март».
Звучит А. Вивальди «Весна», ч. 1 «Март».
Дети и родители рисуют «музыку весны», а затем рассказывают о
своей совместной работе.
Примерные варианты вопросов:
Что изображено на вашей картине? Почему именно эти оттенки вы
использовали в своей работе? Было ли вам интересно работать всем
вместе?
Помогла
ли
вам
в
работе
музыка?
Произведение,
какого
композитора звучало во время вашей совместной работы?
М.р.: А теперь послушайте отрывок из произведения Вивальди «Май»
Звучит А. Вивальди «Весна», ч. 3 «Май».
В зал под музыку входит Весна (родитель).
Весна: Здравствуйте, дети и взрослые! Я, Весна-красна! Услышав, как
вы радуетесь предстоящей встрече со мной, решила навестить вас. Так
хочется поиграть с вами в музыкальную игру-картину «Музыка весны»!
А для этого послушаем фрагмент пьесы Эдварда Грига «Утро».
Звучит фрагмент произведения Э. Грига «Утро».
Весна: Вы посовещайтесь между собой, посоветуйтесь с родителями,
кто будет исполнять роли птичек, солнца, бабочек, цветов, деревьев.
Выберите себе атрибуты, какие считаете нужными.
Дети и взрослые готовятся к музыкальной игре-картине.
Весна: Все готовы? Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.
Звучит
Э.
Григ
«Утро».
Взрослые
и дети
изображают
героев
произведения, выполняя движения под музыку.
Весна:
Наступила
весна.
Яркие
лучи
солнца
осветили
верхушки
деревьев густого леса. Сонный лес оживает, просыпается. Могучие
деревья
охраняли
этот
необыкновенно
красивый
уголок
леса.
На
полянке рос цветок, радуя всех своей красотой. Птицы пели на разные
голоса. Над поляной в танце закружились бабочки.
Вот
какая
замечательная
весенняя
картина
у
нас
получилась!
Мне
приятно видеть, что музыка вас вдохновляет на творчество так же, как
поэтов и художников, и хотелось бы, чтобы в дальнейшем совместно
создавались вами картины природы. А мне пора уходить, моё время
ещё не пришло.
М . р . : Весна,
подожди,
не
уходи,
мы
для
тебя
приготовили
музыкальный подарок – это песня о весне.
Дети и родители исполняют песню о весне.
Песня «Весна» Кривовой (методический журнал «Музыкальный
руководитель» №3/2013 г., стр. 49)
Весна: Спасибо вам друзья за замечательную песенку. На память о
нашей встречи, я дарю вам музыку природы разных композиторов.
Слушайте её и наслаждайтесь! До свидания, до новых встреч!
Рефлексия: Какие музыкальные произведения вы сегодня услышали?
Кто написал эти произведения? Картины, каких художников вы сегодня
рассматривали? Понравилось ли вам работать всем вместе, сообща?
Ребята, что вы,
вместе с родителями рисовали сегодня? Уважаемые
родители, какую роль, по-вашему, играет искусство в развитии ваших
детей? Нужны ли вам такие встречи? Ребята, что больше всего вам
понравилось?
Используемая литература:
1. О.П. Радынова. Слушаем музыку: Учебное пособие к авторской
программе «Музыкальные шедевры». М., 2009. CD № 7 и 8 «Природа
и музыка».
2.
Электронный журнал «Справочник музыкального руководителя»
3. «Музыкальный руководитель» методический журнал издат. дом
«Воспитание дошкольник» № 3\2013 год.