Напоминание

О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении английскому языку.


Автор: Мучкаева Бембя Дорджиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Шарнутовская школа им. Б. С. Санджарыкова
Населённый пункт: с.Шарнут, Сарпинский район, Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении английскому языку.
Раздел: полное образование





Назад





О некоторых приемах создания благоприятного

психологического климата при обучении английскому языку.
Актуальным вопросом для преподавания английского языка в системе образования является мотивация учащихся к овладению знаниями в данной области. Так как приоритетными для них остаются профессиональные предметы, становится трудно заинтересовать ребят, вовлечь в учебный процесс. Как же сформировать заинтересованность у учащихся к учебному процессу? На этот вопрос искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. К. Д. Ушинский в своих работах отмечал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться. Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Желание учиться возникает тогда, когда все или почти все получается. Преподаватель должен создать такие условия, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать
ситуацию успеха
. Использование данного педагогического приема должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. А что же такое успех? Само понятие имеет разную трактовку. С
психологической точки зрения
– это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому стремится человек, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С
педагогической точки зрения
ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В.А.Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит учащимся почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя… радость успеха может померкнуть». Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. 1. Ты на верном пути. 2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
3. Замечательно! 4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 5. Так держать! 6. Это успешное начало. 7. Отлично! 8. Фантастика! 9. Поздравляю! 10. Ты прав. 11. Превосходно! 12. Умничка! 13. Молодчина! 14. Большое тебе спасибо! 15. Твои успехи все заметнее. 16. Это твоя победа! 17. Красивая мысль! 18. Это интересно! 19. Я верю в тебя. 20. Спасибо. При написании плана, когда определяются этапы урока и выбираются формы деятельности, учитель всегда прогнозирует несколько возможных вариантов их реализации, которые буду зависеть от множества причин, например, от места урока в расписании, от дня недели или от степени обучаемости данной группы и т.д. Таким образом, мы видим, что план урока должен быть гибким и многовариантным. Чем опытнее учитель, тем больше подбирает он методических приемов отработки материала, тем больше предвидит психологических подходов к их реализации. И как следствие этого, наблюдается парадокс: чем учитель опытнее, тем больше он готовится к уроку. Но вот план написан, учитель идет на урок. Большинство педагогов согласны с тем, что, входя в класс, учитель должен оставить за дверью свое плохое настроение, раздражительность и т.д. Приветливая улыбка, бодрый вид, в меру модный костюм – вот далеко не все и не главные, но необходимые предпосылки, которые мы стремимся использовать, чтобы создать благоприятный фон для речевого общения. Если урок проводится во втором или третьем классе, то проблем с желанием обучающихся изучать язык нет, и сразу создается оптимальный режим работы. Но и здесь, на начальном этапе обучения, а еще больше на среднем и старшем, приходится учитывать:
- день недели; так, в понедельник и в субботу работоспособность обучающихся ниже, чем в другие дни, поэтому следует провести более энергичную речевую разминку, сократить введение нового материала, перенеся его на середину недели, и выполнять упражнения на знакомом языковом материале. - какой это урок по счету; на первом уроке психические процессы еще заторможены. И активизировать их нам помогают игры с мячом, физкультминутки, рифмовки, которые сопровождаются жестами, движениями. На шестом уроке, когда учащиеся утомились, мы стремимся управлять их вниманием, своевременно меняя виды работы, используя элементы соревнования, языковые игры ( типа «угадай»). - какой предмет был перед уроком английского языка; даже второклассники с их энергией и желанием учиться бывают пассивными и вялыми после урока физкультуры. Если обычно мы тратим 3-5 минут, чтобы ввести их в атмосферу иноязычного общения, то в данном случае это время увеличивается.. Положительное эмоциональное воздействие помогают быстрее преодолеть физическую усталость; - предстоящие или прошедшие праздники или каникулы; первый урок после каникул – урок особенный. Обучающиеся не готовы к речевой деятельности на том уровне, который был у них до каникул и который восстановится через 2-3 урока. Отрицательные результаты наблюдаются не только в языковом плане, но и в плане психологическом, так как ослабли или разрушились старые стереотипы общения. После менее продолжительного перерыва, например, после осенних каникул, большую часть времени первого урока мы уделяем репродуктивным упражнениям, а самостоятельные речевые действия (диалог, рассказ о каникулах) формулируем таким образом, чтобы они носили облегченный характер. На этом этапе уроке положительный эффект дает использование опорных конспектов. Как правило, учащиеся младших классов ждут от первого урока чего-то необычного, и мы стараемся оправдать их ожидание, чтобы укрепить мотивацию к изучению английского языка. Если учащиеся пришли на урок с желанием работать, то учитель максимально загружая их, поддерживает высокий ритм деятельности. Замечено, что дети не утомляются практически при любой языковой нагрузке, если уровень ее сложности соответствует их возрасту и если при первых признаках усталости меняются формы работы. В старших классах иногда случается так, что в первый момент урока учащиеся не хотят работать. Причины могут быть разными: ослабла мотивация, предыдущий урок был рецептивного характера, проявляют себя возрастные особенности старшего школьника и т.д. В методическом плане учителя иностранного языка проявляют много выдумки и изобретательности, чтобы начало урока было интересным. Накоплен немалый опыт, чтобы увлечь учащихся иноязычной деятельностью. В психологическом плане учителю приходится проявить твердость и выдержку, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность учащихся, учитель снова и снова вовлекает их в работу. Ученик должен преодолеть себя. Учитель ему лишь помогает: предъявляет требования и создает условия для работы. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную
мотивацию к урокам иностранного языка. Замечено, что даже не используя изощренных методических приемов, учителя добиваются хороших результатов, если они умеют создать обстановку, при которой учащиеся трудятся с полной отдачей. К сожалению, специфика урока иностранного языка не позволяет нам увлечь учащихся своим рассказом так, как это бывает, скажем, на уроке литературы. Да и мы не можем превратить ученика в объект обучения. Кроме того, учащиеся постоянно чувствуют дискомфорт от того, что не могут выразить на английском языке свои мысли с таким же богатством лексических, стилистических и грамматических оттенков, как в родном. Их речь носит несколько упрощенный характер. Поэтому, организуя деятельность учащихся , на каждом этапе урока учитель выбирает ту форму работы, которая положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся. Нет сомнения, что учитель английского языка должен уметь владеть приемами суггестопедии и элементами театрального искусства в той мере, какая позволила бы удерживать внимание учащихся и управлять им в течение всего урока. Жаль, что этому не всегда обучают в институте. Только после нескольких лет работы узнаешь, что понижение голоса вплоть до шепота может дать больший эффект, причем эффект положительный, чем его повышение. Крик вообще несовместим с уроком иностранного языка. Монотонная речь усыпляет, а энергичный тон стимулирует учащихся. Так, например, если на уроке во втором или третьем классе появились признаки усталости, мы делаем физминутку. И энергичный голос учителя как бы придает силы учащимся. Они улыбаются, вялость отступает, движения становятся пружинистыми. Урок можно продолжать. Или другой пример. Готовим инсценировку. Учитель дает образец речи каждого персонажа. В речи лисицы слышны лукавые нотки, ягненка – жалобные, волка – устрашающие и т.д. Используя средства эмоционального самовыражения , мимику и жесты, взгляд и интонацию, мы не только воздействуем на чувства учащихся, но и лучше иллюстрируем семантические значения слов. Перед входом в класс надо, хотя бы мысленно, на мгновение остановиться, настроить себя на урок, сказать себе: « Я буду вести урок увлеченно, энергично» и уроки действительно проходят лучше и легче. Нарушить психологический комфорт урока может частое исправление ошибок, хотя оно и делается учителем из лучших побуждений. На своих уроках мы стараемся не прерывать учащихся в момент коммуникации, исходя из того, что ученик не живет в иноязычной среде и не может говорить безошибочно, как носитель языка, поэтому он объективно имеет право на ошибку. Тем не менее, если количество ошибок значительно, это свидетельствует о недостаточном усвоении материала или об упущении со стороны учителя. Просто указать на ошибку после ответа учащегося, объяснить, в чем она состоит,- прием малоэффективный, и результат его почти равен нулю. Причина здесь, видимо, в том, что, во- первых, учитель и ученик воспринимают ошибки по-разному. В глазах учащихся отсутствие реального иноязычного общества ослабляет значимость ошибки. Во-вторых, объяснение правила достаточно для понимания ошибок, но недостаточно для правильного применения той или иной формы. Я провела эксперимент, выбрав характерные ошибки. В первом случае я обстоятельно объяснила, в чем состоит ошибка, как надо правильно говорить и привела ряд примеров. На следующем
уроке частотность данной ошибки практически не уменьшилась. Лишь один-два учащихся старались избежать ошибки, но при этом они испытывали затруднения, их речь замедлилась. Во втором случае я кратко изложила правило и в течении двух уроков провела тренировочные упражнения. У большинства учащихся группы ошибка исчезла. Но бывает так, что грубая ошибка нарушает общение, и исправить ее необходимо. В этом случае учитель тактично поправляет ученика, фиксируя внимание остальных учеников не на ошибке, а на информации, и тем самым увлекает учащихся процессом общения, а допустивший ошибку не травмируется. Чтобы ученик не боялся говорить, с самого начала, с самых первых уроков я объясняю, что ошибка- наша помощница, она как доктор, который показывает, где болит, и помогает лечить. В методической литературе встречается мнение о том, что учитель иностранного языка непременно должен обладать чувством доброго юмора. Под чувством юмора мы понимаем такую речевую и физиономическую способность учителя, которая вызывает у учащихся смех, улыбку, положительные эмоции и служит в конечном итоге для улучшения психологического климата урока. Естественно, что чувство юмора учителя основывается на такте и уважении к учащимся. Мы придаем особое значение заключительному этапу урока. Даже если весь урок проходил эффективно, именно последние этапы урока должны вызвать у ребенка наибольший эмоциональный подъем, желание прийти в кабинет английского языка еще раз.


В раздел образования