Алгоритм построения образовательной деятельности в средней
группе МБДОУ «Улисьялская начальная школа-детский сад»
Дата : январь
Тема : «Кугече (Пасха)
Возраст : 4-5 л
Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», «Худо-
жественно-эстетическое развитие»
Форма проведения комплексное
Задачи: 1. Воспитывать любовь к марийскому национальному празднику.
2. Учить детей располагать узоры по краю платья; упражнять в ак -
куратном наклеивании;
3. Пропаганда обычаев, языка, марийских национальных игр;
Планируемый результат : проявляет любознательность, умеет поддержи-
вать беседу; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и
сверстниками во время подвижной игры; интересуется изобразительной дет-
ской деятельностью (аппликация «Украшение марийского костюма»)
Методические приёмы:
1.
Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
2.
Показ и объяснение воспитателя.
3.
Наблюдение за работой детей.
4.
Анализ работ воспитателем и детьми
Средства обучения : экран, аппликация за столами
Организация детей : за столом
Словарная работа: кугече-пасха
Структура ОД: 1 ч- начало занятия;
2ч. –ход занятия;
3ч.- окончание занятия
Участвующие персонажи : Озавате (Хозяйка), дети, Кияматудыр –дочь черта
Оформление : Посреди группы стол, накрытый скатертью. На столе само-
вар, национальные блюда к чаю. На вешалке висит красивое полотенце.
Музыкальное сопровождение: марийские мотивы , картина природы
Содержание организационной деятельности детей
Звучит марийская праздничная мелодия. Под музыку в зал входят дети,
садятся на стульчики. Появляется хозяйка.
Хозяйка . Вот вы где? Здравствуйте, девочки и мальчики, гости. А я вас ищу.
Ребята, сегодня рано надо ложиться спать. Завтра– Кугече пайрем, по –рус-
ски- Пасха. А вы знаете такой праздник?.
Ребёнок . Расскажите нам о празднике Пасхе.
Хозяйка . Ладно, расскажу вам об этом празднике.
(Под музыку бабушка рассказывает )
В давние, давние времена на месте, где мы живём, росли дремучие леса, тек-
ли глубоководные реки, водились дивные звери и птицы. Прекрасна была
земля. На этой земле жил народ мари. У него были свои обычаи и праздники,
песни и танцы, игры и шутки. Марийцы, как и другие люди земли, верили в
своего Бога. Ему посвящали свои песни, праздники. Один из таких праздни-
ков – Кугече- великий день. По- русски - Пасха . Кугече начинают праздновать
в воскресенье. Вся последующая за ним неделя называется Кугече арня-
Пасхальная неделя.
Этот праздник проводится в честь возрождения умершего Бога. К этому дню
готовятся заранее. Запасают продукты, наводят порядок и чистоту в доме, во
всём хозяйстве. Праздничный стол накрывают всякими явствами. Тут и пыш-
ные блины, большие и маленькие пироги с мясом и крупой, пенистый квас и
т.д.
В этот день в каждом доме зажигают свечи, просят у Бога здоровья взрослым
и детям, богатого урожая и увеличения поголовья скота.
В каждой деревне для детей и взрослых ставят качели. Ближе к вечеру, закон-
чив домашние дела, взрослые и дети собираются около больших качелей. Тут
начинается праздничное веселье.
Перед этим праздником люди рано ложатся спать, так как в следующий день
они выходят встречать восход солнца. Если солнце весёлое, ясное, то лето бу-
дет таким же. Если солнце в тучах, то лето будет дождливое. Вечером из дома
выгоняют нечистую силу выстрелом из ружья. Прогнав из дома Кияматудыр-
дочь чёрта, спокойно ложатся спать.
Кияматудыр. Ха-ха-ха! А я тут ( выглядывает из-за печки ).
Хозяйка. А ты ещё тут. Пора нечисть выгонять.
Кияматудыр . Попробуйте, выгоните!
Хозяин. Ух, киямат! Сейчас я тебя! ( пычал дене луен колта, но Кияматудыр
ок кай, конгамбалне шинча.) уходи из моего дома!
Кияматудыр . Ребята, я тоже хочу быть в красивом платье на этом празднике.
Поможете мне украсить мое платье марийскими орнаментами, тогда и уйду.
(Дочь чёрта достает силуэты вырезанных платьев.) Вот посмотрите, сколько
у меня платьев.
Хозяйка : Поможем, ребята? Где-то у меня в сундучке были красивые марий-
ские орнаменты, сейчас мы украсим платье кияматудыр и она уйдет.
Дети выполняют аппликацию.
Дети: …
Кияматудыр . Ой, какие красивые платья у вас получились. Спасибо, ребята.
А теперь спляшите, тогда уйду.
Хозяйка. Дети мои, придётся сплясать, а то Кугече встретить не сможем.
(Все танцуют под марийскую мелодию)
Хозяйка. Ну, вовсе беда с тобой, Кияматудыр. Уходи, не пугай детей. (Кия-
матудыр уходит)
Хозяйка . Марийцы с давних времён внимательно наблюдали за природой.
Благодаря наблюдениям складывались приметы. Например, ориентируясь на
погоду в пасхальные дни, народ создал такие приметы: Утро тихое в день
Пасхи- лето спокойное. Какова погода в среду пасхальной недели, таково и
лето. Как проведёшь Кугече, так и весь год проживёшь.
Хозяйка . Коль так, давайте , ребята, в день праздника Кугече повеселимся,
поиграем, потанцуем и покачаемся на качелях. Давайте поиграем в игру
« Агытан кучедалмаш». ( игроки становятся в две шеренги одна против
другой на расстоянии 1 метр; соперники стоят друг перед другом. Каждый за-
хватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу со-
перники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом,
прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего противника из равнове-
сия.)
Хозяин. Девочки и мальчики, а вы знаете, что у нас в день пасхи дети ходят
по домам рано утром и собирают яйца. А теперь давайте все пойдем качаться
на качелях. (Хозяйка вместе с детьми уходят.)