Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Утро начинается с улыбки"
Автор: Симчат Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №39" Населённый пункт: Владивосток Наименование материала: ПРОЕКТ Тема: Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Утро начинается с улыбки" Раздел: дошкольное образование
«Утро начинается с улыбки»
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А.Сухомлинский.
«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он общается, играет, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!»
Жан-Жак Руссо.
Участники проекта: заведующая МБДОУ; педагог-психолог; медицинский
работник; воспитатели групп раннего возраста; музыкальный руководитель;
родители детей.
Целевая группа : Дети групп раннего возраста и их родители.
Сроки реализации : Август – декабрь 2016 г.
Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям,
поступающим в ДОУ.
Этим определяются основные задачи , решаемые проектом:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в
адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу
адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного
развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема
адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка.
От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных
новообразований детей раннего возраста.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и
привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать
как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям
существования в группе сверстников.
Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности,
прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для
ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт
критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать
самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании,
технологии, организации образовательной деятельности дошкольного
образовательного учреждения.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение
имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима,
рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-
педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так
как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении,
переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают
ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок
попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации,
т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх,
отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов
рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние
описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его
психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения,
новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и
информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение,
лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот
переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её
условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно
наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является
активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е.
совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом,
или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия
успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и
точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается
новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша
ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из
ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее
психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям
детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и
психологического развития детей дошкольного возраста. В результате
осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: педагог-
психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели
групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению.
И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении
довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям
жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот
период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в
дошкольное учреждение ежегодно поступает до 100 детей раннего возраста,
длительность этого проекта составляет 5 месяцев, половина первого года
пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление
всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-
психического и социально- психологического.
- Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях,
изменение в жизни ребенка социальных условий.
- Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с
уровнем привязанности ребенка к матери.
- Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-
логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо-
генетическими.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
Составление перспективного плана мероприятий проекта;
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных
материалов, дидактических игр;
разработка конспектов адаптационных занятий, совместных
мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
пополнение предметно-развивающей среды групп раннего возраста;
разработка информационного материала для родительского уголка о
проведении проекта «Утро начинается с улыбки»;
разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.
2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
анализ проведенной работы;
диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
презентация проекта для педагогов и родителей;
публикация проекта на интернет-сайте.
Задачи работы с родителями:
1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.
2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.
3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению
ДОУ.
Формы работы с родителями:
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение
психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,
обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Лектории, круглые столы, семинары-практикумы, Родительские клубы,
родительские собрания – способствуют овладению родителями
конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию
возможных проблем в системе дети - родители.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу
адаптации детей к условиям детского сада.
4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и
удовлетворенности родителями работой ДОУ.
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного
возраста, рекомендуемых развивающих игр.
6.Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения.
Задачи работы с педагогами:
1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.
2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные
качества, способствующие построению эмоционально доверительных
отношений с воспитанниками и родителями.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых
упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
2. Круглые столы, семинары-практикумы – повышение психолого-
педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных
психологических условий адаптации детей к ДОУ.
3.Информирование педагогов по средствам использования информационно-
коммуникативных технологий: методические пособия, памяток,
информационных листовок, презентаций.
4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими
детьми.
5. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения,
формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего
возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов
поддержки ребенка.
Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:
В группах имеются центры развития:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряженья (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• уголок для настольно-печатных игр;
•выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка,
детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей —
конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной
активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
Ожидаемый результат:
Благоприятный адаптационный период детей 1,5 -2 лет.
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к
осознанному воспитанию своих детей, совместно с ПМПк ДОУ.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в
вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в
период адаптации.
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и
семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников
образовательного процесса в ДОУ.
Важным событием последнего года стало принятие Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация
на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе
социализации индивидуализации дошкольников. Как уже говорилось выше,
одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление
всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-
психического и социально-психологического. Эта задача в условиях
современного детского сада является приоритетной, особенно в
адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и
эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в
воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада
для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании
комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для
всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное
стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит
приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык
в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль
общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все
эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые
факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды,
сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент
адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные
последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования акцент делают на создании наиболее
благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое
внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально
безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению
проблем адаптации каждого малыша.
В процессе работы проекта собраны материалы для родительских собраний
(фото альбомы «Как я пошел в детский сад»; «Наши успехи»; «Наши
праздники», анкетирование); разработаны консультации, памятки, буклеты
для родителей.
Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ, можно сделать вывод: у
80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень
адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации.
Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта,
оказывали помощь в изготовлении атрибутов, приняли участие в конкурсах и
играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания,
ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить
успешность адаптации в нашем ДОУ.
Список литературы:
1.
Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва
«Просвещение», 2007.
2.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
3.
Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, 2011.
4.
Печора К.Л. «Дети раннего возраста в ДОУ». Москва, 2004