Напоминание

"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"


Автор: Денисова Валентина Терентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 63
Населённый пункт: п. Чернышевск Забайкальский край
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе. Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые. 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать руководителю проекта вместе с учащимися. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. 4. Результатом работы над проектом является продукт деятельности - это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Проекты в начальной школе – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Я хочу показать, как проводилась работа по созданию группового проекта с учащимися моего класса. Тема проекта: Люблю берёзку русскую Основополагающий вопрос: Почему берёза является символом России? Цель проекта: выяснить, в связи с чем, почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России.
Проблемные вопросы: 1. Откуда берёза получила своё название? 2. Как относились к берёзе в старину? 3. Почему берёза так любима русским народом? План работы. 1. Поиск информации по теме. 2. Выполнение творческих работ. 3. Оформление выставки работ. 4. Подготовка и проведение «Праздника берёзки» 5. Подготовка презентации, защита проекта. Этапы реализации проекта: 1. Планирование работы, деление на группы. Чтобы ответить на проблемные вопросы, мы разделились на группы и определили задания для каждой группы. 1 группа занялась поиском пословиц, поговорок и загадок о берёзе. 2 группа собирала стихи известных и неизвестных авторов. 3 группа искала ответ на вопрос «Что дает береза человеку?» 4 группа занималась поиском информации о берёзе, об обрядах и обычаях в старину, связанных с берёзой. 5 группа собирала сведения о художниках, в чьих полотнах отражена красавица леса – русская березка 2. Оформление плакатов, как продукта деятельности Весь собранный материал был принесён в класс, каждая группа приступила к оформлению своих проектов. 3. Подготовка праздника. Используя всю собранную информацию, стали готовить праздник: распределили роли, выучили стихи, песни, подготовили для показа старинные обряды, придумали берёзовую викторину. 4. Проведение праздника. На свой праздник мы пригласили ребят из других классов. Наш праздник получился очень интересным и познавательным. Мы рассказали, откуда берёза получила своё название; как относились к дереву в старину; показали обряды на Зелёные святки, связанные с берёзой, пели песни и рассказывали стихи. В конце праздника провели берёзовую викторину и наградили самых активных участников. 5. Защита проекта.
Также оформили презентацию «Люблю берёзку русскую», куда вошли собранные нами рисунки, фотографии и краткая информация по теме проекта. В ходе работы над проектом мы попытались взглянуть на березу другими глазами, попытались рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России, ее символ. Для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская! Формы продуктов проектной деятельности Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а предложенные решения полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Я хотела бы остановиться ещё на одном из возможных выходов проектной деятельности - анализ данных социологического опроса. Подготавливаясь к научно-практической конференции «Война. Народ. Победа.», посвященной Дню Победы, ученик моего класса провел исследование. Проблема исследования:  Были ли среди участников Великой Отечественной войны наши прадеды? Задача исследования:  - исследовать уровень знаний учащихся 3 «а» класса МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск о Великой Отечественной войне и об их предках – участниках этой войны; Гипотеза исследования:  Могу предположить, что большинство учащихся моего класса знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли свою семью, свою Родину, которыми нужно гордиться; читают книги, смотрят фильмы о войне.
Результаты исследования. Проводя исследование, я провел анкетирование среди учащихся 3 «а» класса, в котором приняли участие 25 человек. Были заданы вопросы: 1. Важно ли изучать историю своей семьи? 2. В вашей семье есть родственники, которые были участниками Великой Отечественной войны? 3. Смотрите ли вы фильмы, читаете книги о Великой Отечественной войне? 4. Поступаете ли вы так, чтобы вами гордилась семья? Вопрос 1: да - 23чел. (92%) нет - 2 чел. (8%) не знаю - 0 чел.(0%) Вопрос 2: да - 16 чел. (64%) нет - 3 чел. (12%) не знаю – 6 чел.(24%) Вопрос 3: да - 23 чел.(92%) Нет – 2 чел. (8 %) Не знаю – 0 чел (0 %) Вопрос 4: да- 19 чел. (76%) нет – 3 чел. (12%) не знаю – 3 чел. (12%) Результаты исследования показали, что большинство учащихся знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли их семью, защищая Родину. Знания их получены из бесед с родственниками, из прочитанных книг, просмотров кинофильмов. Также уроки технологии по программе Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой УМК «Перспективная начальная школа» построены на методе проекта. Выполнение одного проекта соответствует прохождению одной темы. Готовясь к юбилею школы, учащиеся класса совместно с родителями готовили творческий проект «Подарок любимой школе».
И все-таки я считаю, что наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются в ходе внеклассной деятельности. Какова роль учителя в проектной деятельности? Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знаний», сколько создания условий для расширения познавательных интересов, поэтому руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Литературные источники: 1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2. 4. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др.- Волгоград: Учитель, 2009. – с.3-7 5. Сухаревская Е. Проекты и исследования.//Начальная школа. Первое сентября, 2008, №5, с.10-15


В раздел образования