"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Автор: Денисова Валентина Терентьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 63 Населённый пункт: п. Чернышевск Забайкальский край Наименование материала: обобщение опыта работы Тема: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе" Раздел: начальное образование
Обобщение педагогического опыта по теме
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
Метод
проектов
не
является
принципиально-новым
в
педагогической
практике,
но
вместе
с
тем
его
относят
к
технологиям XXI
века
как
предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся
обществе.
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности
педагогической
деятельности. Если большинство общеизвестных методов
обучения
требуют
наличия
лишь
традиционных
компонентов
учебного
процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала,
который
необходимо
усвоить,
то
требования
к
учебному
проекту
—
совершенно особые.
1.
Необходимо
наличие
социально
значимой
задачи
(проблемы)
—
исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая
работа
над
проектом
—
это
разрешение
данной
проблемы.
Поиск
социально
значимой
проблемы
—
одна
из
наиболее
трудных
организационных задач, которую приходится решать руководителю проекта
вместе с учащимися.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению
проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности
— с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта,
в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков
и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким
образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск
информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена
участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом является продукт деятельности - это
средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения
поставленной проблемы.
Любой
проект,
независимо
от
типа,
имеет
практически
одинаковую
структуру.
Проекты в начальной школе – это проблематично, так как дети ещё слишком
малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.
Я хочу показать, как проводилась работа по созданию группового проекта с
учащимися моего класса.
Тема проекта: Люблю берёзку русскую
Основополагающий вопрос: Почему берёза является символом России?
Цель проекта: выяснить, в связи с чем, почему на протяжении многих
веков берёзу называют символом России.
Проблемные вопросы:
1.
Откуда берёза получила своё название?
2.
Как относились к берёзе в старину?
3.
Почему берёза так любима русским народом?
План работы.
1.
Поиск информации по теме.
2.
Выполнение творческих работ.
3.
Оформление выставки работ.
4.
Подготовка и проведение «Праздника берёзки»
5.
Подготовка презентации, защита проекта.
Этапы реализации проекта:
1.
Планирование работы, деление на группы.
Чтобы
ответить
на
проблемные
вопросы,
мы
разделились
на
группы
и
определили задания для каждой группы.
1 группа занялась поиском пословиц, поговорок и загадок о берёзе.
2 группа собирала стихи известных и неизвестных авторов.
3 группа искала ответ на вопрос «Что дает береза человеку?»
4
группа
занималась
поиском
информации
о
берёзе,
об
обрядах
и
обычаях в старину, связанных с берёзой.
5 группа собирала сведения о художниках, в чьих полотнах отражена
красавица леса – русская березка
2.
Оформление плакатов, как продукта деятельности
Весь собранный материал был принесён в класс, каждая группа приступила к
оформлению своих проектов.
3.
Подготовка праздника.
Используя
всю
собранную
информацию,
стали
готовить
праздник:
распределили
роли,
выучили
стихи,
песни,
подготовили
для
показа
старинные обряды, придумали берёзовую викторину.
4.
Проведение праздника.
На свой праздник мы пригласили ребят из других классов. Наш праздник
получился
очень
интересным
и
познавательным.
Мы
рассказали,
откуда
берёза получила своё название; как относились к дереву в старину; показали
обряды на Зелёные святки, связанные с берёзой, пели песни и рассказывали
стихи. В конце праздника провели берёзовую викторину и наградили самых
активных участников.
5.
Защита проекта.
Также
оформили
презентацию
«Люблю
берёзку
русскую»,
куда
вошли
собранные
нами
рисунки,
фотографии
и
краткая
информация
по
теме
проекта.
В ходе работы над проектом мы попытались взглянуть на березу другими
глазами, попытались рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же
белая береза - это душа России, ее символ.
Для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная
береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни
росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ
свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот
почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза.
Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах
вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Формы продуктов проектной деятельности
Выбор
формы
продукта
проектной
деятельности
—
важная
организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной
степени
зависит,
насколько
выполнение
проекта
будет
увлекательным,
а
предложенные
решения
полезными
для
решения
выбранной
социально
значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но
чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача.
Я хотела бы остановиться ещё на одном из возможных выходов проектной
деятельности - анализ данных социологического опроса.
Подготавливаясь
к
научно-практической
конференции
«Война.
Народ.
Победа.»,
посвященной
Дню
Победы,
ученик
моего
класса
провел
исследование.
Проблема исследования:
Были
ли
среди
участников
Великой
Отечественной
войны
наши
прадеды?
Задача исследования:
- исследовать уровень знаний учащихся 3 «а» класса МОУ СОШ № 63
п. Чернышевск о Великой Отечественной войне и об их предках –
участниках этой войны;
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что большинство учащихся моего класса знают
и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли
свою семью, свою Родину, которыми нужно гордиться; читают книги,
смотрят фильмы о войне.
Результаты исследования.
Проводя исследование, я провел анкетирование среди учащихся
3 «а» класса, в котором приняли участие 25 человек.
Были заданы вопросы:
1.
Важно ли изучать историю своей семьи?
2.
В вашей семье есть родственники, которые были участниками Великой
Отечественной войны?
3.
Смотрите ли вы фильмы, читаете книги о Великой Отечественной войне?
4.
Поступаете ли вы так, чтобы вами гордилась семья?
Вопрос 1: да - 23чел. (92%)
нет - 2 чел. (8%)
не знаю - 0 чел.(0%)
Вопрос 2: да - 16 чел. (64%)
нет - 3 чел. (12%)
не знаю – 6 чел.(24%)
Вопрос 3: да - 23 чел.(92%)
Нет – 2 чел. (8 %)
Не знаю – 0 чел (0 %)
Вопрос 4: да- 19 чел. (76%)
нет – 3 чел. (12%)
не знаю – 3 чел. (12%)
Результаты исследования показали, что большинство учащихся знают
и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли их
семью,
защищая
Родину.
Знания
их
получены
из
бесед
с
родственниками, из прочитанных книг, просмотров кинофильмов.
Также уроки технологии по программе Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой УМК
«Перспективная
начальная
школа»
построены
на
методе
проекта.
Выполнение
одного
проекта
соответствует
прохождению
одной
темы.
Готовясь
к
юбилею
школы,
учащиеся
класса
совместно
с
родителями
готовили творческий проект «Подарок любимой школе».
И все-таки я считаю, что наиболее глубокие и содержательные проекты
выполняются в ходе внеклассной деятельности.
Какова роль учителя в проектной деятельности? Проектная деятельность
требует
от
учителя
не
столько
объяснения
«знаний»,
сколько
создания
условий для расширения познавательных интересов,
поэтому руководитель
проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом
творческих
способностей.
И
прежде
всего
—
развитой
фантазией,
без
которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его
творческого
потенциала.
Авторитет
учителя
базируется
теперь
на
способности
быть
инициатором
интересных
начинаний.
Впереди
оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся,
кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
Литературные источники:
1.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.
Землянская
Е.Н.
Учебные
проекты
младших
школьников.
//
Начальная школа. – 2005. - №9.
3.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного
метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
4.
Проектная
деятельность
в
начальной
школе
/
авт.-сост.
М.К.
Господникова и др.- Волгоград: Учитель, 2009. – с.3-7
5.
Сухаревская Е.
Проекты
и
исследования.//Начальная
школа.
Первое сентября, 2008, №5, с.10-15