Напоминание

"Формирование жизненных навыков для социальной адаптации подростков


Автор: Трохимчук Тамара Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ школа - интернат р.п. Квиток
Населённый пункт: р.п.Квиток Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование жизненных навыков для социальной адаптации подростков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат р.п. Квиток» «
Формирования жизненных навыков для

социальной адаптации подростков»
Воспитатель: Трохимчук Тамара Григорьевна. 2017 год
«
Формирования жизненных навыков для

социальной адаптации подростков».
Научить ребенка-сироту, самостоятельно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, ориентироваться в законах, выполнять свои обязанности, позитивно относиться к людям, нести ответственность за принимаемые решения, находясь в обособленном, замкнутом пространстве школы-интерната очень сложно. Поверхностное представление о правовых явлениях, названия юридических норм и правовых последствий своего поведения – одна из особенностей наших детей. Поэтому принципиальное значение для дальнейшей социализации, будущих выпускников, адаптация и интеграция в обществе, а так же воспитание в нем устойчивых качеств истинного гражданина требует изучение вопросов по правовому образованию. Необходимо, чтобы каждый ребёнок понял, знал и видел, что за стенами интерната течет жизнь, живут люди, и тоже разные. И самое главное, что после окончания школы именно рядом, и вместе с этими людьми, следуя общепризнанным социальным правилам и нормам придётся жить ему. Мы педагоги, часто сталкиваемся с множеством проблем, связанных с психолого-педагогическими особенностями детей с ОВЗ, к числу которых относиться: - низкий уровень социальной адаптации поступающих к нам детей в интернат, перегружиность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; - нарушение в эмоциональной сфере, приводящие к нарушению межличностных отношений, и развитию агрессивного комплекса; - низкий уровень восприятия социальной поддержки; - невозможность формирования в достаточной степени чувства индивидуальности, осознания себя отдельной, полноценной личностью; - иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни. Для дальнейшей социализации воспитанников нашей школы-интерната, и их успешной адаптации и интеграции в современном обществе я за основу своей работы взяла программу «Путь к успеху», а для правового воспитания
остановилась на разделах: «Мир, в котором я живу, Человек и общество, Труд в моей жизни, Я и моё будущее, Я и закон». Из всей программы я выделила по правовому воспитанию, такие направления: «Я - подросток», «Я - гражданин». Это изучение Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, а также семейное и уголовное законодательство, знакомство с которыми для детей обязательно. Это такие документы, как: Устав школы, Правила для обучающихся, Правила для несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения и другие. Основная цель моей работы - формирования жизненной компетентности, т.е. основ правовой культуры, гражданственности, патриотизма, навыков общения, поведения и безопасности в окружающем мире. Задачи, которые ставятся в программе - дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах, ввести воспитанников в правовые отношения, сформировать навыки бесконфликтного общения. В своей работе я использую такие формы, как: беседы о правилах поведения, тестирование, часы общения по Конституции РФ, обзорные занятия по правовому воспитанию; обсуждения и обыгрывание проблемных ситуаций; ролевые игры; дискуссии; викторины на правовые темы; формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовых бесед с эмоциональными контекстами, опорой на художественные образы. В силу диагноза дети с умственной отсталостью нуждаются в определенном педагогическом подходе при реализации правового воспитания и обучения. В связи с этим, выделяются основные требования к организации правового воспитания школьников:  Наличие системного и дифференцированного подхода;  Стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;  Активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;  Связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучения их к сознательной оценки своих поступков;  Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;  Учет психологических и индивидуальных особенностей детей. Общеизвестно, что в механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у ребенка представления об узаконенном понимании этой меры, используется форма имитации деловой игры. Подобные методы работы играют социально-профилактическую роль в
формировании правомерного, гуманистически ориентированного поведения подростка. Все без исключения подростки, независимо от их социального статуса, должны чувствовать уважения к себе, привыкать брать ответственность на себя и принимать самостоятельные решения, влияющие как на собственную жизнь, так и на жизнь других людей. Направление работы: «Я – подросток, Я – гражданин» изучая такие разделы, как: 1. «Наша школа - наш дом». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, в частности рассматривается право на образование; происходит знакомство со школой, Уставом школы – интернат, уделяется внимание правам и обязанностям школьников, их ответственности. 2. «Правила общения». Формируется умение общаться со сверстниками, с взрослыми, знакомство с главными ценностями жизни, умение дружить и заводить друзей. 3. «Дом, в котором я живу». Конвенция о правах ребёнка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав ребёнка – сироты на жилище в российском законодательстве. 4. «В общественном транспорте». Безопасное поведение на остановках общественного транспорта. Безопасность детей на транспорте – зона ответственности взрослых. Правила поведения в общественном транспорте. 5. «Защита прав ребёнка». Документы, защищающие права ребёнка Конвенция о правах ребёнка - об основных правах ребёнка. Защита прав ребёнка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?» и т.д. 6. «Твоя безопасность». Правила поведения на улице, дома, в школе. Правила противопожарной безопасности. 7. «Мои помощники – дорожные знаки». Дорожные знаки на дороге. Соблюдение правил дорожного движения во время учебы и каникулы. 8. «На экскурсии». Конвенция о правах ребёнка о праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг? Культурно – исторические места нашего поселка. Правило поведения на экскурсии, в общественных местах. 9. «Мои права и обязанности». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, с Конституцией РФ. Ответственность за совершаемые проступки. 10. «Преступление и наказание». Знакомство с Уголовным кодексом. С какого возраста наступает уголовная ответственность. Ответственность несовершеннолетних.
11. «Правонарушение – что это такое?». Знакомство с КоАП. Что относится к правонарушению несовершеннолетних. С какого возраста наступает административная ответственность. 12. «Я – в школе, я – дома, я – среди друзей». Правила поведения в школе. Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах. Правила дорожного движения. Правила купания и поведения у водоема. Правила обращения с взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами. 13. «Я гражданин России». Конвенция о правах ребёнка о праве на гражданство. Что значить быть гражданином? Наша Родина – Российская Федерация. Правило жизни в стране – законы. Конституция – основной закон РФ. Права и обязанности гражданина РФ. 14. «Права подростка». Конвенция о правах ребёнка. Знакомство с Конституцией РФ. Трудовое законодательство. 15. «Права потребителей». Потребности, потребление, деньги. Моделирование типичной потребительской ситуации («В магазине», «На рынке», «В парикмахерской» и т.д.) как защитить свои права: основные правила. 16. «Власть в нашей стране» федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления и как они формируются. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребёнка. 17. «Я и мой дом» гражданский кодекс. О праве на неприкосновенность жилища. Конституцией РФ - о защите жилья. 18. «Я и моя семья» Конвенция о правах ребёнка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Семейный кодекс РФ. Защищённость. Право ребёнка на защиту от жестокого обращения. 19. «право и труд». Знакомство с трудовым законодательством, с правами и обязанностями работодателя и работника. Правила написания заявления, устройства на работу. Условия увольнения с работы. Административные проступки на работе. Гарантии работника. 20. «Я – выхожу в жизнь». Знакомство с основными документами гражданина. Умение писать заявление, отстаивать свои права. Правила техники безопасности во время работы. Тематическая структура определяется стремлением следовать определённой внутренней логикой, т.е. выработана некая тематическая целесообразность, что в конечном итоге, в упрощенном виде выглядит следующим образом.
Я – подросток, Я - гражданин Знакомлюсь с основами гражданского общества Учусь в нем жить Приобретаю новые знания и навыки, жизненные ценности С помощью этого приобретаю качество личности Учусь использовать приобретенные з н а н и я , вырабатываю гражданскую позицию. В результате реализации раздела: «Я – подросток, Я – гражданин» мы можем увидеть, что наши воспитанники начали более толерантно относиться к окружающим их сверстникам, взрослым. Они учатся правильно вести себя в общественных местах, приобретают социальные умения и навыки, в обществе, учатся правильно ориентироваться в жизни, определять грань между, дозволенным и запрещённым, выбирать законные пути и средства защиты, личных прав и интересов.


В раздел образования