"Формирование жизненных навыков для социальной адаптации подростков
Автор: Трохимчук Тамара Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОКУ школа - интернат р.п. Квиток Населённый пункт: р.п.Квиток Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Формирование жизненных навыков для социальной адаптации подростков Раздел: среднее профессиональное
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат
р.п. Квиток»
« Формирования жизненных навыков для
социальной адаптации подростков»
Воспитатель: Трохимчук Тамара Григорьевна.
2017 год
« Формирования жизненных навыков для
социальной адаптации подростков».
Научить ребенка-сироту, самостоятельно жить в социальном пространстве прав и
обязанностей,
ориентироваться
в
законах,
выполнять
свои
обязанности,
позитивно
относиться
к
людям,
нести
ответственность
за
принимаемые
решения, находясь в обособленном, замкнутом пространстве школы-интерната
очень сложно. Поверхностное представление
о правовых явлениях, названия
юридических
норм
и
правовых
последствий
своего
поведения
–
одна
из
особенностей наших детей. Поэтому принципиальное значение для дальнейшей
социализации, будущих выпускников, адаптация и интеграция в обществе, а
так же воспитание в нем устойчивых качеств истинного гражданина требует
изучение вопросов по правовому образованию.
Необходимо, чтобы каждый ребёнок понял, знал и видел, что за стенами
интерната течет жизнь, живут люди, и тоже разные. И самое главное, что
после окончания школы именно рядом, и вместе с этими людьми, следуя
общепризнанным социальным правилам и нормам придётся жить ему.
Мы педагоги, часто сталкиваемся с множеством проблем, связанных с
психолого-педагогическими особенностями детей с ОВЗ, к числу которых
относиться:
- низкий уровень социальной адаптации поступающих к нам детей в
интернат,
перегружиность
отрицательным
опытом,
негативными
ценностями и образцами поведения;
- нарушение в эмоциональной сфере, приводящие к нарушению
межличностных отношений, и развитию агрессивного комплекса;
- низкий уровень восприятия социальной поддержки;
- невозможность формирования в достаточной степени чувства
индивидуальности, осознания себя отдельной, полноценной личностью;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни.
Для дальнейшей социализации воспитанников нашей школы-интерната, и
их успешной адаптации и интеграции в современном обществе я за основу
своей работы взяла программу «Путь к успеху», а для правового воспитания
остановилась на разделах: «Мир, в котором я живу, Человек и общество, Труд
в моей жизни, Я и моё будущее, Я и закон».
Из всей программы я выделила по правовому воспитанию, такие направления:
«Я - подросток», «Я - гражданин». Это изучение Конвенции о правах ребёнка,
Конституции РФ, а также семейное и уголовное законодательство, знакомство
с которыми для детей обязательно. Это такие документы, как: Устав школы,
Правила для обучающихся, Правила для несовершеннолетних в общественных
местах, Правила дорожного движения и другие.
Основная цель моей работы - формирования жизненной компетентности, т.е.
основ
правовой
культуры,
гражданственности,
патриотизма,
навыков
общения, поведения и безопасности в окружающем мире. Задачи, которые
ставятся в программе - дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах,
ввести
воспитанников
в правовые
отношения,
сформировать
навыки
бесконфликтного общения.
В своей работе я использую такие формы, как: беседы о правилах поведения,
тестирование,
часы
общения
по
Конституции
РФ,
обзорные
занятия
по
правовому воспитанию;
обсуждения и обыгрывание проблемных
ситуаций;
ролевые игры;
дискуссии;
викторины
на правовые
темы;
формулировка
собственных определений некоторых понятий, морально-правовых бесед с
эмоциональными контекстами, опорой на художественные образы.
В силу диагноза дети с умственной отсталостью нуждаются в
определенном педагогическом подходе при реализации правового воспитания и
обучения.
В связи с этим, выделяются основные требования к организации
правового воспитания школьников:
Наличие системного и дифференцированного подхода;
Стимулирование
положительного
эмоционального
отношения
к
сообщаемой информации;
Активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
Связь
правовой
информации
с
фактами
из
повседневной
жизни
школьников, приучения их к сознательной оценки своих поступков;
Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
Учет психологических и индивидуальных особенностей детей.
Общеизвестно, что в механизме обеспечения прав человека значительная роль
отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться
как мера
возможного поведения. Формируя
у ребенка представления об
узаконенном понимании этой меры, используется форма имитации деловой игры.
Подобные
методы
работы
играют
социально-профилактическую
роль
в
формировании
правомерного,
гуманистически
ориентированного
поведения
подростка.
Все без исключения подростки, независимо от их социального статуса, должны
чувствовать
уважения
к
себе,
привыкать
брать
ответственность
на
себя
и
принимать самостоятельные решения, влияющие как на собственную жизнь, так
и на жизнь других людей.
Направление работы: «Я – подросток, Я – гражданин» изучая такие разделы,
как:
1.
«Наша школа - наш дом». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, в
частности рассматривается право на образование; происходит знакомство
со
школой,
Уставом
школы
–
интернат,
уделяется
внимание
правам
и
обязанностям школьников, их ответственности.
2.
«Правила общения». Формируется умение общаться со сверстниками, с
взрослыми, знакомство с главными ценностями жизни, умение дружить и
заводить друзей.
3.
«Дом,
в котором я живу». Конвенция о правах ребёнка о праве на
неприкосновенность жилища. Защита прав ребёнка – сироты на жилище в
российском законодательстве.
4.
«В
общественном
транспорте».
Безопасное
поведение
на
остановках
общественного транспорта. Безопасность детей на транспорте – зона
ответственности взрослых. Правила поведения в общественном транспорте.
5.
«Защита
прав
ребёнка».
Документы,
защищающие
права
ребёнка
Конвенция о правах ребёнка - об основных правах ребёнка. Защита прав
ребёнка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?» и т.д.
6.
«Твоя безопасность». Правила поведения на улице, дома, в школе. Правила
противопожарной безопасности.
7.
«Мои
помощники
–
дорожные
знаки».
Дорожные
знаки
на
дороге.
Соблюдение правил дорожного движения во время учебы и каникулы.
8.
«На экскурсии». Конвенция о правах ребёнка о праве на отдых и досуг. Как
организовать свой досуг? Культурно – исторические места нашего поселка.
Правило поведения на экскурсии, в общественных местах.
9.
«Мои права и обязанности». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, с
Конституцией РФ. Ответственность за совершаемые проступки.
10.
«Преступление и наказание». Знакомство с Уголовным кодексом. С какого
возраста
наступает
уголовная
ответственность.
Ответственность
несовершеннолетних.
11.
«Правонарушение – что это такое?». Знакомство с КоАП. Что относится к
правонарушению
несовершеннолетних.
С
какого возраста наступает
административная ответственность.
12.
«Я – в школе, я – дома, я – среди друзей». Правила поведения в школе.
Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах. Правила
дорожного движения. Правила купания и поведения у водоема. Правила
обращения с взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
13.
«Я
гражданин
России».
Конвенция
о
правах
ребёнка
о
праве
на
гражданство. Что значить быть гражданином? Наша Родина – Российская
Федерация. Правило жизни в стране – законы. Конституция – основной
закон РФ. Права и обязанности гражданина РФ.
14.
«Права
подростка».
Конвенция
о
правах
ребёнка.
Знакомство
с
Конституцией РФ. Трудовое законодательство.
15.
«Права потребителей». Потребности, потребление, деньги. Моделирование
типичной потребительской ситуации («В магазине», «На рынке», «В
парикмахерской» и т.д.) как защитить свои права: основные правила.
16.
«Власть в нашей стране» федеральные органы власти. Для чего нужны
органы местного самоуправления и как они формируются. Органы власти,
в чьи обязанности входит защита прав ребёнка.
17.
«Я и мой дом» гражданский
кодекс. О праве на неприкосновенность
жилища. Конституцией РФ - о защите жилья.
18.
«Я и моя семья» Конвенция о правах ребёнка о праве детей на семейную
жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Семейный кодекс
РФ. Защищённость. Право ребёнка на защиту от жестокого обращения.
19.
«право и труд». Знакомство с трудовым законодательством, с правами и
обязанностями работодателя и работника. Правила написания заявления,
устройства на работу. Условия увольнения с работы. Административные
проступки на работе. Гарантии работника.
20.
«Я – выхожу в жизнь». Знакомство с основными документами гражданина.
Умение писать заявление,
отстаивать свои права.
Правила техники
безопасности во время работы.
Тематическая
структура
определяется
стремлением
следовать
определённой
внутренней логикой, т.е. выработана некая тематическая целесообразность, что
в конечном итоге, в упрощенном виде выглядит следующим образом.
Я – подросток,
Я - гражданин
Знакомлюсь с основами гражданского общества
Учусь в нем жить
Приобретаю новые знания и навыки, жизненные
ценности
С помощью этого приобретаю качество личности
Учусь
использовать
приобретенные
з н а н и я ,
вырабатываю гражданскую позицию.
В результате реализации раздела: «Я – подросток, Я – гражданин» мы можем
увидеть, что наши
воспитанники начали
более толерантно относиться
к
окружающим их сверстникам, взрослым. Они учатся правильно вести себя в
общественных местах, приобретают социальные умения и навыки, в обществе,
учатся
правильно
ориентироваться
в
жизни,
определять
грань
между,
дозволенным и запрещённым, выбирать законные пути и средства защиты,
личных прав и интересов.