Напоминание

Формирование творческих способностей


Автор: Никитина Татьяна Семёновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 33 имени Л.А.Колосовой
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование творческих способностей
Раздел: дополнительное образование





Назад





Министерство образования РС (Я)

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 им. Л. А. Колосовой» (с углубленным изучением

некоторых предметов)

Городского округа «Город Якутск»

Формирование

творческих

способностей

у

первоклассников

на

занятиях

аппликацией

Составитель: педагог дополнительного

образования Никитина Татьяна Семеновна

г. Якутск – 2016

Формирование творческих способностей у первоклассников на занятиях аппликацией Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально- эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в этом возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме . Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Аппликация (от латинского слова applicato- прикладывание)- один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. В аппликации применяются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы, изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком ставятся следующие задачи:  вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
 выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;  передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);  расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух плановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);  подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая). Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами . Для воспроизведения различных видов орнаментов дети должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Школьники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям . На занятиях школьники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые,
прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный – короткий; узкий – широкий; высокий – низкий; больше – меньше; пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания школьники целенаправленно применяют в практической деятельности . Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке. На занятиях ребята овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований , постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование). На занятиях по аппликации у школьников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Школьники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях . Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла. Насколько успешно школьники будут овладевать способами построения орнаментов, во многом зависит от взаимодействия двух видов занятий - декоративной аппликации и декоративного рисования. Такое сочетание орнаментального творчества
способствует закреплению усвоенных приемов и переносу их на другой, более сложный вид занятий, отличающийся по технике выполнения узоров. Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов. Создание аппликации - это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета. Наиболее сложными для детей являются действия, связанные с процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для получения красивого изображения предметов и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее). Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями - маленькие детали. Разнообразие содержания занятий по аппликации основано на необходимости научить детей дифференцировать, называть и изображать геометрические формы разной конфигурации, которые они должны целесообразно применять в узорной деятельности, при изображении предметов и создании сюжетно-тематических композиций. Сюда включается умение группировать и дифференцировать фигуры прямоугольные (квадрат, прямоугольник), косоугольные (треугольник, ромб, трапеция, многоугольник), а также округлые (круг, овал, эллипс). В процессе вырезания дети должны научиться достаточно точно передавать особенности этих фигур. Вырезание разных геометрических форм на глаз, приемом складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур для узорных композиций являются для ребят техническими задачами, которые способствуют развитию творческих способностей . Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез , во втором примере для получения восьми прямоугольников - полоску заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз . Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д. Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3x6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Так, из полоски 4X16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4X32 см - вдвое больше Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному . Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный
разрез, как и в первом случае . Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников. Для изображения трапециевидной формы противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол . А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине. Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол . Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол . Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла . Описанные приемы вырезания геометрических фигур используются как при составлении геометрических орнаментов, так и при изображении предметов простой и сложной формы, части которых являются близкими к очертаниям тех или иных эталонных форм (к предметам простой формы относят такие, основу которых составляет какая-то одна фигура, близкая к квадрату, кругу, прямоугольнику и т. д., допускающая небольшие отклонения. Предметы же сложной или комбинированной формы состоят из сочетаний нескольких форм, отражающих специфику их строения, пропорциональную взаимосвязь и пространственное расположение частей.). Так, правильную форму имеют шар, мяч, арбуз, апельсин, дыня, слива, ягоды смородины, рябины, полотнище флага, бусинки и др. При их изображении в аппликации используют приемы вырезания геометрических фигур соответствующей формы. Конкретные признаки предмета в аппликациях передают подбором окраски бумаги (зеленый арбуз, желтая дыня, оранжевый апельсин, красный флаг, разноцветные шары и мячи). Величинные соотношения предметов ярко выступают при их сопоставлении: например, арбуз и апельсин, дыня и слива, большие и маленькие шары, кубики, флажки. Для этого детям дают заготовку разного цвета и размера, а задание оговаривают в соответствующей формулировке: «Вырежьте и наклейте мячи большие и маленькие, красные, синие, зеленые (башенку из кубиков разного размера и цвета)». От занятия к занятию ребенок упражняется в правильном отображении прямоугольной, треугольной, округлой формы предметов, закрепляя знание этих особенностей при передаче очертаний знакомых предметов. Наибольшую трудность для ребенка представляют приемы изображения округлой формы (круг, овал). Обучение надо начинать с развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приемами прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови, стручка перца, гороха детям дают полоску соответствующего цвета. Один конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А другой конец закругляют. Дополнительно вырезают ботву и черенки из зеленой бумаги. Подобным образом вырезают листья, лепестки ромашки, ноготков, георгина, крылья стрекозы, птицы. Затем ребят учат последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлиненного овала (огурец, баклажан, кольца пирамидки), а потом короткого овала (дыня, слива, лимон, «золотое» яичко) и круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и др.). Освоив умение вырезать геометризированные формы, дети учатся изображать признаки реальной формы (яблоко, груша, клубника, банан, кабачок и др.). Очертания каждого из этих предметов имеют индивидуальные особенности, отличные от геометрического эталона. Например, хотя яблоко круглое в своей основе, все же полного тождества с кругом нет. Если круг - это совершенная кривая, то в контуре яблока такое совершенство прерывается противопоставленными выемками, которые как бы сдавливают круг сверху и снизу или вытягивают его по вертикали, образуя небольшие углубления.
Поэтому для отражения в аппликации этих конкретных признаков необходимо подобрать заготовку. Для вырезания круглого яблока с выемками берут квадрат, а для отображения сортов с вытянутой или сдавленной формой нужен прямоугольник вертикального или горизонтального положения. Различаются они и по цвету - от разных оттенков желтого, зеленого, красного до сложного сочетания - с прожилками - красного с желтым или зеленого с красным. Для вырезания лимона и груши также берут прямоугольник, из которого получают предмет с его характерной формой путем плавного перехода от более широкой части к узкой (груша) или закругления и небольшого заострения противоположных сторон (лимон). Дополнительные наклейки листьев, черенков увеличивают черты сходства аппликаций с исходными природными образами. Симметричное вырезание Программа предусматривает овладение умением создавать аппликации, используя приемы симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета. Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски. Что же такое симметрия и каковы ее основные типы? С понятием симметрии связывается определенный порядок, характеризующийся принципом не только целесообразности, но и эстетической значимости внешнего облика предмета во взаимодействии с другими предметами. Следовательно, симметрия как одно из условий красоты предметов и образов означает гармонию, соразмерность расположения частей относительно оси или плоскости симметрии. Эти части находятся от оси на одинаковом расстоянии и представляют определенное единство. Основные типы симметрии и их классификация предполагают равенство на основе совместимости, или зеркальности, сторон. Наиболее простой тип - это зеркальная, или боковая, симметрия, основанная на сходстве двух половин фигуры, распределенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, и есть плоскость симметрии. Этот тип симметрии можно рассмотреть на примере строения таких объектов, как листья, цветы тюльпана, колокольчика, крылья бабочки, стрекозы, расположение рук и ног человека и др. Равномерность частей при осевой, центральной или центрально-лучевой симметрии достигается как бы вращением фигуры относительно центра, т. е. как лопасти у пропеллера. Причем при повороте отдельный элемент может повторяться по окружности многократно: три, четыре, пять и более раз, не теряя при этом равномерности расположения повторяющихся частей. Этот тип симметрии четко выделяется в строении цветков, в которых отдельные лепестки венчиком располагаются вокруг центра, или снежинок с правильными пропорциями их лучей. В детских аппликациях наиболее яркими получаются формы листьев, цветков, бабочек и других предметов. Поэтому особенности использования приемов симметричного вырезания рассмотрим на примере этих объектов, расположив их с учетом постепенного усложнения очертаний и увеличения количества сгибов для передачи повторяющихся частей несколько раз. Наиболее простыми для передачи в аппликации являются листья. Большинство из них построено по принципу зеркальной симметрии. Несмотря на многообразие формы листовой пластины (простые, простые рассеченные, сложные), различие по протяженности, относительной величине, строению краев (зубчатые, цельнокрайние, глубокорассеченные), по окраске, все они (кроме неравнобоких) характеризуются общим распределением боковых сторон равномерно справа и слева. Поэтому при вырезании
листьев целесообразно применять прием предварительного складывания заготовок пополам (для передачи в аппликации зеркального соответствия боковых сторон) и одновременного прорезания обоих слоев бумаги по воображаемому контуру половины фигуры относительно сгиба. Изменение формы заготовки, ее соотношения по ширине и длине, величине и окраске позволяет изобразить многообразие и многоцветие листьев, особенно осенних. Наличие цветной бумаги, ее тоновые различия дают возможность детям передавать в аппликациях образы таких распространенных в природе растений, как тюльпаны, колокольчики, ирисы, лилии. Каждый из этих видов, в свою очередь, характеризуется цветовым многообразием. Поэтому при выполнении аппликаций детям необходимо представлять возможность выбирать цвет бумаги, комбинировать ее в разных вариантах, повышая декоративность, индивидуальность, выразительность силуэтов. Большая группа цветков с разным количеством лепестков построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, симметрии, когда лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков. В зависимости от количества этих лепестков цветы примерно объединены в разные группы, основанные на складывании заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью - восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвертую группу образуют трехлепестники, пятую - цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу составляют пятилепестковые цветки. Все эти цветки вырезают из квадратной заготовки, в которую хорошо вписываются формы с равномерно распределенными от середины к краям частями. Четырехлепестники вырезают после сгибания квадрата пополам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали. Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др. Овладение приемами сгибания заготовки для вырезания симметричных форм цветов и листьев позволяет от занятия к занятию совершенствовать результаты деятельности детей, упражнять их в более правильной передаче основных свойств и признаков предметов. Дети начинают планировать свою работу, сознательно отбирать необходимый материал по цвету, форме, величине, использовать более рациональные приемы вырезания, исходя из особенностей растений. Приемы симметричного вырезания широко применяются при создании аппликаций, отражающих мир насекомых (бабочки, стрекозы), образы сказочных персонажей, героев мультипликационных фильмов. Многие из них имеют симметричное строение, и поэтому при вырезании из заготовки бумагу складывают пополам по вертикали или горизонтали. При отборе фигур для аппликации педагог должен учитывать особенности их конфигурации и постепенно усложнять задания для детей. Дети учатся вырезать вазы, елочки, простые по форме листья, цветы, затем в задание включаются изображения бабочек, Петрушки, Винни-Пуха, Снегурочки. Перед детьми ставится задача: передать строение, порядок и форму основных частей, сделать дополнительные наклейки (глаза, уши, детали одежды, декоративные элементы). Значительную трудность для дошкольников представляет изображение человека. Чтобы облегчить детям решение этой задачи, надо задания усложнять постепенно. Сначала давать задания, которые требуют передачи обобщенных признаков человеческой фигуры: Снеговик, Матрешка, Петрушка. Отвлечение от некоторых деталей и частей направляет внимание ребенка на более правильную передачу строения туловища, определение пропорционального соответствия отдельных элементов. Затем на этой основе можно выполнять аппликации сказочных персонажей: Снегурочки, Василисы Прекрасной и др. В их строении еще следует сохранять некоторые признаки обобщения. Например, не
выделяют ноги. Они как бы скрыты длинной шубой Снегурочки или сарафаном Василисы Прекрасной. Изображение реалистических черт человека проследим на примере фигур мальчика и девочки. Их можно выполнить двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль пополам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей. Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке. Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Педагог следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вырезают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть. Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать по отношению друг к другу, комбинировать приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бумагу складывают цветной стороной внутрь. Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально выполнять аппликации тематического содержания, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы. Чтобы передать динамику фигур, школьники должны научиться трансформировать их, придавать им разные позы, а значит, более гибко, творчески использовать знакомые приемы изображения. Силуэтное вырезание Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую. Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания. Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени – силуэты.Умение вырезать силуэты предметов дает возможность детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно- тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. Условия того или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции. В период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.
Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У детей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера. В школьном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию педагог должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки - с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты. Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом - украшать ее узорами. При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта. Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребенка правильно использовать материал, действовать ножницами в определенном «порядке в соответствии со сложившимся образом, последовательно переходя от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи силуэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета. По такому же принципу вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника - полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидности). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бумаги, из которой дети их вырезают. Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника
с соотношением сторон примерно 8x10 или 6x8 см. А для жирафа берут прямоугольник в вертикальном положении в соотношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям помощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела. Вырезанию силуэтов птиц и зверей должны предшествовать занятия, на которых дети учатся создавать обобщенные образы по типу народных игрушек. Здесь внимание ребенка надо направить на отображение в аппликации самого характерного для данного вида. Например, чтобы передать образ кошки, достаточно выделить горизонтальное положение туловища, голову с треугольными ушами и приподнятый хвост. Ноги условно выделяют в виде двух опор. У жирафа изображают длинную шею с небольшой головой, ушами и острой мордой. Форму туловища подчиняют этим особенностям и устремляют в высоту, поддерживая дугообразными ногами-опорами. По этому же принципу создают силуэт оленя. У него вырезают ветвистые рога, небольшую голову, установленную на шее, а спину плавно выгибают, чтобы создать устойчивое положение всей фигуры на ногах. Каждая часть обозначается на соответствующих по форме заготовках, определяется их общий контур и расположение структурных деталей конкретной модели. Следовательно, в процессе овладения приемами силуэтного вырезания у детей формируются как исполнительские, так и творческие способности, направленные на развитие умения более гибко и разнообразно применять усвоенные знания и навыки в своей изобразительной деятельности, оригинально комбинировать в аппликациях различные виды силуэтов, ярко и красочно оформлять их, свободно включать декоративные элементы. Так создается образ конька-горбунка, золотой рыбки, жар-птицы, золотого петушка, персонажей сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др. В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:  продолжать содействовать укреплению интереса к аппликационной деятельности, различным ее видам;  формировать умения выполнять аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал);  содействовать обогащению, закреплению и практическому использованию знаний о средствах выразительности аппликации (предметной, сюжетной, декоративной);  содействовать дальнейшему проявлению творческих проявлений в выборе способа построения композиции и подборе цветовой гаммы при создании аппликаций из различных материалов . Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику). Приемы вырезания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнять аппликацию, какой использовать прием. Как правило, новые приемы школьники осваивают по показу учителя. Он показывает, как складывают бумагу, как вырезают какую-либо знакомую форму, как получается сразу несколько изображений. Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Педагог подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая- большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии . Большее, чем раньше, значение приобретает обсуждение с детьми их работ в конце занятия. Анализ детских работ надо предусматривать еще при планировании занятий, а не
вспоминать о нем тогда, когда занятие заканчивается. Тем более бесполезно задавать детям трафаретные вопросы: что здесь изображено? Что тебе больше всего нравится? Учитель должен иметь определенную цель анализа и, руководя высказываниями детей, стараться ее достигнуть. Дело не в том, чтобы одних детей порицать за их работы, а других хвалить. Надо приучать детей судить о качестве и полноте выполнения и указывать, какие, по их мнению, имеются неудачи (не всегда при этом надо называть имена детей). Можно перечислить несколько работ сразу и отметить в них удачное или неудачное решение. Наряду с выполнением задания надо во всех случаях отмечать как большую удачу новое решение, радоваться этому вместе с детьми. Особенно важно отметить выразительность образа . Если уделять этому серьезное внимание, дети сами начнут замечать выразительные элементы. Формы проведения анализа могут быть различными:  учитель показывает работу и предлагает оценить, все ли в ней правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;  одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;  ребенок анализирует работу, сравнивая её с натурой, образцом, оценивает ;  дети вместе с учителем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку. Возможны и другие формы анализа. Их цель - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей. Как и прежде, нужно обращать внимание детей на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезания. Нужно учить детей критически оценивать свою аппликацию, сравнивать ее с другими. Например, детям предлагается самим решить, красивая ли у каждого получилась работа, удачно ли подобрана по цвету бумага, аккуратно ли вырезаны элементы, интересно ли расположены и т. д. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда педагог умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.


В раздел образования