Автор: Локтаева Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №165 Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край Наименование материала: Статья Тема: "Профессиональное развитие педагога" Раздел: дошкольное образование
Профессиональное развитие педагога.
Автор: Локтаева Наталья Сергеевна
МБДОУ №165
город Красноярск
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой,
требующей
особого
внимания.
Если
на
месте
педагог,
недостаточно
профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают
дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это
требует
от
общества
создание
таких
условий,
чтобы
среди
педагогов
и
воспитателей
оказывались
люди,
наиболее
интеллектуально
и
морально
подготовленные к работе с детьми. Поэтому нужно пройти путь от молодого
специалиста до профессионального педагога.
Обучаясь
в
вузе,
мы
можем
выстроить
свою
траекторию
профессионального продвижения. Несмотря на довольно распространенную
среди студентов точку зрения, что время обучения в вузе – самая беззаботная
и веселая пора, это не так. Ведь именно в это время закладывается фундамент
будущей карьеры, и вы не только знакомитесь с будущей профессией, но и
вступаете
в
новый
этап
жизни,
обретаете
опыт
профессионального
взаимодействия.
Человек учится всю жизнь. Умение учиться – важнейшая составляющая
профессии педагога. По утверждению А.Дистервега, «учитель лишь до тех
пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает
над своим воспитанием и образованием». Нельзя забывать, что сейчас знания
устаревают
гораздо
быстрее,
чем
раньше,
следовательно,
современному
педагогу надо постоянно обновлять их.
Учебный
процесс
в
вузе
построен
таким
образом,
что
студентам
предлагают
различные
формы
обучения,
как
теоретические,
так
и
практические.
Обучение
в
вузе
для
людей,
собирающихся
заниматься
педагогической
деятельностью,
предоставляет
совершенно
уникальные
возможности.
С
самого
первого
курса
вы
оказываетесь
внутри
педагогического
процесса,
выступая
в
роли
и
объектов,
и
субъектов
педагогической деятельности. То есть сам процесс обучения в данном случае
является моментом педагогической практики. Вы можете анализировать ход
учебного процесса не только с точки зрения обычного человека, но и с
профессиональных позиций: не столько сдаете экзамены, но и учитесь их
принимать; не только слушаете лекции, но и учитесь их читать; не только
общаетесь
с
однокурсниками,
но
и
учитесь
управлять
общением
в
коллективе. У студента есть все основания для того, чтобы анализировать
педагогический стиль, приемы и методы своих преподавателей, учиться у них
эффективному
построению
взаимодействия,
развивать
свои
навыки
и
пополнять
арсенал
педагогических
техник.
Однако
никакие
усилия
преподавателей не окажутся эффективными, если студент не будет расширять
спектр источников самообразования за счет привлечения внешних ресурсов:
книги,
периодическая
печать,
средства
массовой
информации.
Сюда
же
можно отнести и дистанционное самообразование – через Интернет.
Исследовательская
деятельность
–
непременная
составляющая
педагогического
труда.
Исследуя
окружающий
мир,
вы
не
только
упорядочиваете свои знания о нем и о профессии, но и формируете свой
педагогический стиль, свое профессиональное и личностное мировоззрение.
В
систематическом
самообразовании
очень
важно
определиться
с
темой
исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего
профессионального интереса. В вузе, как правило, есть много возможностей
заниматься
исследовательской
деятельностью.
Современные
курсы
по
педагогическим
дисциплинам
предлагают
и
многообразие
различных
проектов
–
курсовых,
дипломных,
конкурсных.
Неплохо,
если
с
самого
начала студент займется исследованием наиболее интересной, по его мнению,
проблемы,
рассматривая
ее
с
разных
позиций
и
с
разным
уровнем
проработки; тогда к моменту окончания вуза накопится много материала, что
значительно облегчит написание квалификационной работы.
Исследовательская
деятельность
дает
не
только
повышение
уровня
самообразования,
но
и
помогает
познакомиться
со
специалистами.
В
настоящее время в вузах страны выросла активность студентов в области
научных исследований.
Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен обладать не
только
знаниями
о
предмете
профессиональной
деятельности,
но
и
ораторским искусством. Не секрет, что многие молодые педагоги не умеют
говорить образно, красиво, выразительно, а ведь риторические умения – одни
из значимых; только ярко выраженная мысль привлекает внимание.
На
старших
курсах
можно
пройти
тренинги
личностного
роста,
тренинги коммуникативных навыков и уверенности в себе. Было бы отлично,
если
бы
в
комплекте
с
дипломом
были
еще
какие-то
документы,
подтверждающие
разнообразие
ваших
умений.
Это
хорошая
стартовая
позиция.
Обычно
трудовая
деятельность
студента
начинается
с
репетиторства, работы няней, организатором досуга, помощника воспитателя
в летних оздоровительных лагерях. Молодые педагоги, пробуя себя в разной
деятельности,
развивают
в
себе
(или,
во
всяком
случае,
понимают,
что
именно для подобной деятельности) организаторские умения: «заряжать»
своей энергией других; находить лучшее применение каждому человеку;
непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении
конкретных практических задач; проявлять инициативу и требовательность;
выбирать меры воздействия на других людей; разрешать конфликты и идти на
компромиссы; самостоятельно решать организационные вопросы и увидеть,
на сколько важен авторитет педагога в решении вопросов с дисциплиной.
Особое значение для будущих педагогов имеет умение работать в команде,
знакомиться с различными образовательными учреждениями. Это – тоже
важный источник получения профессиональных знаний. Бывая в различных
школах,
Дворцах
творчества,
детских
садах,
можно
сравнить
и
педагогические
технологии
обучения,
и
уровень
орга низа ции
педагогического процесса, и мастерство педагогов, что позволит выбрать
свой собственный стиль педагогической деятельности.
В
настоящее
время
содержание
профессиональной
деятельности
изменяется вместе с личностным ростом молодого специалиста. Развитие
личности
стимулирует
преобразование
профессиональной
деятельности,
углубление
представлений
о
профессии.
Потребность
общества
в
квалифицированных
специалистах,
обладающих
профессионально
значимыми характеристиками, с необходимостью ставит задачу повышения
качества профессионального обучения, подготовки профессионалов нового
поколения. Можно сказать, что в профессиональном образовании развитие
познавательны и профессиональных мотивов выступает центральным звеном
всего процесса развития личности будущего специалиста.
Таким образом, обучение в вузе дает не только возможность повышения
профессиональной
компетентности,
но
и
навыки
самодиагностики
и
коррекции
(профессиональных
и
личностных
качеств),
ориентацию
в
образовательном поле и обретение связей (дружеских и партнерских).
Закончив вуз, молодой специалист начинает свою карьеру. Успешная
карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой
профессиональный выбор. Профессиональное продвижение – это, прежде
всего, движение. А движение не может быть без цели.
Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание
на
многосторонность
этого
феномена
(образование
как
ценность,
как
система, как процесс, как результат). Совершенно очевидно, что реализация
всех
этих
аспектов
образования
связана
с
личностью
педагога,
с
необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня
профессионализма.
Результатом
профессионального
становления
любого
субъекта
деятельности
является
его
профессиональное
мастерство.
Мастерство
определяется как высокое искусство в какой – либо области, а мастер – это
специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Профессиональное
мастерство
проявляется
в
профессиональной
деятельности,
и
характеризуются,
прежде
всего,
профессиональной
целесообразностью,
индивидуально творческим характером, оптимальностью в выборе средств.
В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство»
трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и
воспитания. Большинство ученых склоняются к убеждению, что развивать в
себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и
целенаправленно.
Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять
поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы,
бывает
осознанным.
Но,
так
или
иначе,
любая
работа
требует
развития
определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у
каждого
квалифицированного
специалиста,
-
это
навык
самообразования.
Особенно это важно для педагога – как утверждал К.Д.Ушинский, учитель
живет до тех пор, пока учится.
Самообразование
выступает
одним
из
механизмов
превращения
репродуктивной
деятельности
человека
в
продуктивную,
приближающую
индивида
к
творчеству.
Поэтому
профессиональный
рост
также
можно
назвать и поиском своего пути.
С
точки
зрения
деятельностного
подхода,
оптимальное
развитие
личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной
деятельностью, значимой для субъекта. Иными словами, чем больше вы
достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как
личность.
Профессия
педагога
имеет
свою
специфику:
он
работает
с
Человеком,
и
его
собственная
личность
является
мощным
«рабочим
инструментом».
И
чем
совершеннее
этот
инструмент,
тем
успешнее
профессиональный
результат.
Таким
образом,
именно
в
педагогической
профессии
личностный
рост
–
непременное
условие
достижения
профессионализма.
Профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными
навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является
его
профессией;
специалист
своего
дела,
имеющий
соответствующую
подготовку и квалификацию.
Профессионализм
как
психологическое
и
личностное
образование
характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, сколько
непередаваемым искусством постановки и решение профессиональных задач,
особым
пониманием
действительности
в
целом
и
трудных
ситуацией
деятельности.
Таким
образом,
саморазвитие
–
это
результат
профессионального
творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков.
Как
замечает
Н.Битянова,
настоящий
глубокий
и
широкий
профессионализм
(об
этом
свидетельствует
овладение
им
многими
выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только
одной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта
деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм, хотя и
невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как
своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям
конкретной
деятельно сти.
Важнейшим
условием
д о с т и же н и я
профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека
общих
способностей,
и
превращение
общечеловеческих
ценностей
в
его
собственные
ценности,
что
означает
нравственную
воспитанность
его
личности.
Помимо этого, важную роль в обретении профессионализма играют и
другие условия: личное отношение к профессии; понимание своих личных
ограничений
и
ресурсов
профессиональной
деятельности;
личный
опыт
жизни в целом, особенности индивидуального видения средств деятельности
(являются
основным
содержанием
формирования
личности
специалиста);
проблемные
ситуации,
цели
и
методы
профессиональной
деятельности;
методологические
установки
и
нормы
профессионального
мышления
(возникают в сознании человека в результате рефлексивного освоения им
профессиональной деятельности).
Наряду с этими процессами появляется субъективная позиция и новый
тип освоения деятельности — отношение к ней. Тем самым формируется
индивидуальная
профессиональная
картина
мира
—
новообразование
в
структуре профессии и активное к ней отношение. Все это напрямую связано
с понятием самосознания, т. е. осознанием и оценкой человеком самого себя
как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.
Специфика
профессионального
педагогического
самосознания
заключается в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как
педагог
в
процессе
выполнения
своей
профессиональной
деятельности
отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация
на другого, на взаимодействие с этими другими и определяет тот образ
педагогической деятельности, на который ориентируется педагог.
Какие
факторы
оказывают
преимущественное
влияние
на
профессиональное становление?
Естественно, прежде всего, это личностные особенности и желание
развиваться.
Значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности,
которая
заставляет
развивать
определенные
личностные
качества
как
профессионально
значимые,
необходимые
и
обязательные.
Развитие
этих
качеств
существенно
влияет
на
самооценку
педагога,
которая,
в
свою
очередь, выступает в качестве одного из показателей личностной активности.
Еще
один
фактор,
который
можно
назвать
существенным,
—
это
длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. стаж.
Этапы,
которые
проходит
специалист
в
профессиональном
продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения
жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из
вариантов, предложенным Е.А.Климовым.
Оптант (или фаза оптанта, оптации). Этап выбора профессии.
Адепт
(или
фаза
адепта).
Это
человек,
уже
ставший
на
путь
приверженности
к
профессии
и
осваивающий
ее
(обучение
в
специализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.).
Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к
работе).
Адаптации
требует
вхождение
во
многие
тонкости
работы.
Деятельность педагога связана с множеством непредвиденных ситуаций.
Интернал (или фаза интернала). Это опытный работник, который уже
может
само стоятельно
и
успешно
справляться
с
о сновным и
профессиональными функциями на данном трудовом посту.
Мастер
(или
фаза
мастерства).
Работник
выделяется
какими-то
специальными
качествами,
умениями,
или
универсализмом,
широкой
ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим.
Авторитет (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, известный
широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом
уровне, в стране).
Наставник
(или
фаза
наставничества).
Авторитетный
мастер
своего
дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников.
И
чем
квалифицированнее
педагоги,
которые
на
протяжении
педагогической деятельности повышают свое мастерство, тем больше опыта
они передадут следующему поколению.
Профессиональная подготовка педагога не заканчивается получением
педагогического
образования.
Она
продолжается
на
протяжении
всего
п е р и од а
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Н е п р е р ы в н о с т ь
профессионального образования педагога является важным условием его
мастерства, творчества, обогащения педагогического опыта.