Автор: Куликова Вера Павловна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа №4" Населённый пункт: город Томск Наименование материала: Статья Тема: Изучение старинных танцев в младших классах ДМШ Раздел: дополнительное образование
Изучение старинных танцев в младших классах
музыкальной школы
Народная музыка всегда проникнута духом ансамбля, коллективности, несёт в себе
традиции многоголосия.
Мелодическая
напевность
народной
музыки
по
своей
природе
не
одноголосна.
Она
стремится к коллективному интонированию, к выявлению себя через хор, через полифонию.
Классическая музыка — в опере, в симфонии, в камерных формах — всегда давала высокие
образцы
богатой
и
многообразной
полифонии,
уходящей
своими
истоками
в
народную
традицию. Полифония, как действенная сила музыки, не могла не привлекать творческого
внимания композиторов различных направлений на всём протяжении истории музыки. К
полифонии композиторы никогда не относились с равнодушием. Изучение полифонии —
ключ к овладению игры на фортепиано. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в
широком смысле этого слова.
С первых классов учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического
письма — подголосочным, контрастным, имитационным. Если подголосочной полифонии
учащегося лучше всего знакомить на народных песнях, особенно русских, то контрастную
полифонию лучше всего изучать в младших классах на примере народных танцев: Гавотах,
Менуэтах, Ригодонах, Полонезах и т. п.
.
«РИГОДОН» А.Гедике.
Согласно французскому, Ригодон — видоизменённый
старинный
хороводный
танец.
Подвижный,
торжественный
по
характеру
труден
при
исполнении своей фразировкой. Его мелодия состоит из повторения ритмически одинаковых
групп: две восьмые и четверть; движение всегда должно быть к четверти, приходящейся на
сильные доли такта. Ученики при исполнении такого ритма акцентируют первую восьмую.
Преодолеть эту трудность поможет кистевое упражнение, свобода руки и пальцев. Можно
попросить
ученика
спеть
мелодию,
придумав
слова
так,
чтобы
на
затакт
приходился
«лёгкий»
предлог
«в».
Поиграть
и
послушать
мелодическую
линию
в
разных
октавах,
сравнивая с игрой на различных инструментах. Трудности при исполнении левой руки
вызывает квинта. Она звучит неровно, «перевешивает» более тяжёлый первый палец. Чтобы
научиться играть левой рукой мягко и глубоко, нужно обязательно готовить её заранее.
Квинту можно поучить с ощущением веса руки в 5-м пальце, а 1-м играть беззвучно.Для
ровности звучания поучить с карандашом между 1-м и 5-м пальцами, чувствуя опору в
ладони. И, конечно, дети с удовольствием исполнять танец, если пофантазировать вместе с
ними, представляя, как на балу сначала и в конце танец исполняют придворные, а в середине
принц и принцесса. Остановка на долгом аккорде средней части всегда вызывает проблемы с
движением и ритмом. Встреча принца с принцессой здесь очень уместна.
МЕНУЭТ —
танец французского происхождения, популярный в Европе 17-18
веках. Исполнялся мелкими шагами ( название происходит от фр.
menu — мелкий ), в
умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Размер ¾. Менуэт
входил во многие сюиты 1-й половины 18 века ( Английские, Французские сюиты И.С.Баха и
др.).
МЕНУЭТ d-moll
Л.Моцарта.
Менуэт во времена И.С.Баха был распространённым, живым, всем известным танцем.
Его танцевали в домашней обстановке, и на весёлых вечеринках, и во время торжественных
дворцовых церемоний. В дальнейшем Менуэт стал модным аристократическим танцем,
которым
увлекались
чопорные
придворные
в
белых
напудренных
париках
с
буклями.
Хорошая иллюстрация бала того времени в сборнике Артоболевской «Первая встреча с
музыкой». Следует обратить внимание детей на костюмы мужчин и женщин, в большей
степени
определявшие
стиль
танцев:
у
женщин
—
кринолины,
необъятно
широкие,
требовавшие плавных движений, у мужчин — обтянутые чулками ноги в изящных туфлях на
каблучках,
с
красивыми
подвязками-бантами
у
колен.
Танцевали
Менуэт
с
большой
торжественностью. Музыка отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность
поклонов, приседаний и реверансов. Прослушав Менуэт в исполнении педагога, ученик
определяет его характер, что он напоминает больше песню, чем танец, поэтому и характер
исполнения должен быть более мягким, плавным, певучим, в спокойном, ровном движении.
Затем небходимо обратить внимание на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их
самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два певца: первый —
высокий женский голос — это сопрано, а второй — низкий, мужской — бас, или два голоса
исполняют
два
разных
фортепиано.
И.Браудо
придавал
большое
значение
умению
инструментовать на фортепиано. «Первой заботой руководителя, - писал он — будет научить
ученика извлекать из фортепиано определённую, необходимую в данном случае звучность».
Нельзя
обойти
стороной
«Нотную
тетрадь
Анны
Магдалены
Бах».
Рассмотрим
часть
произведений из него.
МЕНУЭТ
№5 g-moll. По характеру спокойный, мелодичный. Напоминает песню.
Написан в простой двухчастной форме. Музыка отражает плавность движения и важность
поклонов, приседаний (реверансов). Мелодию правой и левой руки можно сравнить с танцем
дамы и кавалера, они мелодически самостоятельны, но связаны друг с другом. В связи с этим
нужно
обратить
внимание
на
различное
звучание
и
характер
голосов,
трудность
в
исполнении штрихов, коротких лиг из двух нот, изображающих поклоны. В динамическом
развитии
сначала
звучат
нисходящие
интонации,
потом
движение
активируется.
Минор
сменяется мажором — это тоже выражается в динамике, в характере, в движении. Прослушав
пьесу, ученик обращает внимание на украшения — морденты. Необходимо пояснить, что с
помощью таких знаков сокращённо записывали мелодии в 17-18 веках. Не случайно термин
«мелизмы» произошёл от древнегреческого «melos», что означает: пение, мелодия, поэтому
играть
их
нужно
певуче
соответственно
темпу
и
характеру
данной
пьесы.
Исполнять
мелизмы Бах рекомендует (за отдельным исключением) за счет длительности основного
звука. Неперечеркнутый мордент исполняется за счёт верхнего звука, перечёркнутый — за
счёт нижнего. При исполнении важно, чтобы украшение воспринималось учеником, как
часть мелодии, исполнялось певуче и выразительно, в характере менуэта. Поэтому сначала
попытаться пропеть их в медленном темпе и только потом играть.
Похожий
по
характеру
часто
исполняемый
МЕНУЭТ
№36 d-moll.
Вместе
с
учеником
определяем
характер
и
форму
пьесы
(двухчастная).
Обращаем
внимание
на
окончание 1-й части в параллельном мажоре. Первая часть состоит из двух предложений.
Можно
характеризовать
их
как
вопросо-ответные.
И.Браудо
предлагает
следующий
педагогический приём: первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на этот
двутакт-вопрос исполнением второго двутакта-ответа. Затем роли можно поменять: ученик
будет
«задавать»
вопросы,
учитель
-
«отвечать».
При
этом
исполнителю,
«задающему»
вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а «отвечающему» - чуть тише, затем
попробовать наоборот. Важно, что при этом мы учим ученика не столько играть немного
громче и немного тише, - мы учим его передавать интонациями элементы танца. Вторая
часть Менуэта сложна для исполнения широким расстоянием в мелодии. При скачке нижняя
нота не должна быть громкой, разрывать мелодический голос, поэтому её нужно брать
свободным и приготовленным заранее пальцем. Важно научиться услышать этот переход как
продолжение мелодии, поэтому можно поучить верхний голос с пением, помогая ученику
левой рукой. Особенно сложно услышать в конце Менуэта движение к кульминационному
завершению и передаче мелодической линии из левой руки в правую. Если и в этом случае
ученик делает акцент на первую ноту из группы восьмых, можно попросить его брать на
месте
паузы
повторяющийся
звук
«ля».
В
таком
варианте
легче
добиться
цельности
мелодической линии.Ритмическая фигура две шестнадцатые и восьмая в следующем такте
также достаточно часто исполняется учениками неверно, с акцентом на восьмую. Здесь
желаемого результата можно добиться исходя из опоры на сильную долю, а также штриха,
при котором последняя восьмая «ре» играется на движении кисти вверх.
Самостоятельность
голосов
—
непременная
черта
любого
полифонического
произведения.
На
примере
Менуэта d-moll
важно
показать
ученику,
в
чём
именно
проявляется эта самостоятельность:
-в различном характере звучания голосов (инструментовка);
-в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1-4 верхний голос
содержит 2 фразы, а нижний состоит из одного предложения);
-в несовпадении штрихов (legato и non legato);
-в несовпадении кульминаций (например, в 5-6 тактах мелодия верхнего голоса поднимается
и приводит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъём к вершине совершает только
в 7 такте);
-в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями
контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего голоса, состоящего
почти сплошь из восьмых нот);
-в несовпадении динамического развития (например, в 4 такте второй части звучность
нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).
МЕНУЭТ
G-dur №7 из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
Ведущий голос здесь верхний: он наиболее развит и индивидуализирован. Вместе с
ним и второй — нижний — голос отнюдь не выполняет лишь роль сопровождения. Он имеет
самостоятельную мелодическую линию, заключающаю в себе, подобно верхнему голосу,
характерные жанровые черты танца. Нижний голос дополняет верхний, придаёт общему
движению более плавный характер.Как и в обычной контрастной полифонии Баха, нижний
голос выходит на первый план в местах остановок верхнего. Кое-где между голосами
возникают имитационные переклички (такты 1-2 и т. д.). Ученику легче понять содержание
Менуэта и имеющиеся в нём полифонические задачи, исходя из характера танца. Возникшие
художественные
представления
должны
направить
и
определить
собой
всю
работу
над
изучением пьесы: подсказать требуемый звук, фразировку, ритмику. Важно познакомить
ученика с особенностями музыкального строения многих менуэтов, в том числе и Менуэта
G-dur (плавное начало мотива, «устремление» к сильной доле второго такта и последующий
мягкий спад звучности). Соответственно, надо объяснить ученику и характер фразировки в
менуэтах этого типа (короткие ноты связать с последующей длинной нотой и «присесть» на
второй длинной). После того, как ученик познакомится с особенностями строения танца, ему
становится
понятной
необходимость
и
мягкого
исполнения
начальных
восьмых.
И
небольшие выделения сильной доли 2-го такта, и лёгкого звучания двух последующих долей.
Он начинает понимать целесообразность смены пальцев на двух последних четвертях 2-го
такта — звуках Соль (оба Соль часто играют 1-м пальцем, вследствие чего последняя
четверть становится «тяжёлой»). Легче осваиваются и приёмы исполнения: «объединяющее»
движение
к
5-му
пальцу
с
постепенным
подъёмом
запястья
и
последующее
мягкое
«собирание» руки во 2-м такте к 1-му пальцу. Понимание характера музыки даёт также
нужное представление о темпе исполнения: он должен быть подвижным, но не быстрым,
иначе исчезает присущая менуэту плавность движения.
Наиболее
сложные
сочетания
голосов
-
имитационные
-можно
представить
как
движения двух танцоров. Это обычно сразу же помогает выявить индивидуальные черты
каждого голоса и сохранить их при исполнении двумя руками. При изучении Менуэта
полезно поиграть совместно с учеником, меняя поочерёдно партии рук.
ПОЛОНЕЗ
g-moll №10.
Уже в этом нетрудном сочинении (пьесу можно дать ученику 2 класса ДМШ) автору
удалось выявить основные черты знаменитого во всей Европе с 16 столетия польского танца
народного
происхождения.
Энергичная,
торжественная
поступь
танцующих
должна
передаваться
точным
исполнением,
«выдерживанием»
всех
длительностей,
особенно
же
метрической фигуры: четверть с точкой — шестнадцатая (такты 1 и 5). Неслигованные ноты
рекомендуется играть глубоким
portamento. Это подсказано самим Бахом, поставившим
собственноручно знаки клиньевого staccato в тактах 11 и 13. Двухтактная фраза в тактах 11 и
12 звучит как бы на нижней громкой клавиатуре клавесина; её повторение
- на верхней
тихой
клавиатуре.
Указанный
в
тексте
динамический
контраст
отражает
именно
такое
представление.
ПОЛОНЕЗ
g-moll №19.
Автором этой весьма популярной в ДМШ пьесы является сын И.С.Баха Филипп
Эммануэль. Величественный характер начальных фраз, идущих в унисон в партиях обеих
рук, требует глубокого, звучного произнесения. Руки ребёнка движутся синхронно, как будто
связанные невидимой нитью. Три ноты, объединённые лигой, исполняются слитным, единым
движением руки по направлению вверх (такт 1 и аналогичные). Мягкие реплики в тактах 3, 4,
7,
8
наоборот,
предполагают
значительно
более
раздельные
движения
пальцев
и
более
поверхностное прикосновение их к клавиатуре. Несовпадающие в правой и левой руках
штрихи (такты 12, 14 и 17, 18) следует выполнять особенно тщательно.
Работа над старинными танцами полезна не только для ознакомления с контрастной
полифонией
и
элементами
имитационного
письма.
Она
вводит
в
область
старинной
танцевальной музыки, воспитывает ритмическую гибкость.
Список литературы
1.А.Алексеев «Методика обучения игры на фортепиано»
2.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
3.И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе»
4.Н.Калинина «Клавирная музыка Баха в музыкальной школе»