Автор: Велижанская Валентина Викторовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Когалым Наименование материала: Технологическая карта урока 5 класс Тема: "Моделирование фартука" Раздел: среднее образование
Сценарий урока по теме «Моделирование фартука» в 5 классе
Цели
урока сформулированы в соответствии с требованиями программы и с учётом возрастных и учебно-познавательных
особенностей учащихся:
ознакомление
учащихся
с
понятиями
«модель»,
«одежда»,
«моделирование»,
с
деталями
фартука,
способами
моделирования; формирование умения моделировать фартук, знакомство с профессией модельера.
развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
воспитание
аккуратности,
опрятности
и
эстетического
вкуса;
формирование
коммуникативных
способностей
при
выполнении творческих работ в группе.
Используемые методы и технологии : информационно-коммуникационные, метод проектов, объяснительно-иллюстративный
(беседа, демонстрация слайдов презентации), метод контрольных вопросов, частично-поисковый (перед учащимися ставится
проблема, которую решают вместе), практический метод (эскизное проектирование - творческая работа), игровая деятельность,
индивидуальные формы организации работы учащихся, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
знакомство учащихся с понятиями «модель»,
«одежда», «моделирование», деталями
фартука, способами и правилами
моделирования;
развитие способностей в творческой
деятельности, в самовыражении, через
создание эскиза и описание модели фартука;
формирование навыков моделирования;
умение работать с источниками информации,
организовывать свою деятельность,
планировать.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место;
определять цель и составлять план выполнения задания;
развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных
с технологией.
Коммуникативные УУД:
планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности;
признавать право другого человека на иное мнение;
сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации;
принимать решения и реализовывать их;
точно выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
логические - уметь моделировать фартук;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки;
самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;
ЛичностныеУУД:
научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазию, воображение при
выполнении учебных действий;
формирование желания выполнять учебные действия;
Тип урока
урок изучения нового материала и первичного закрепления
Форма урока
урок с элементами игры
Формы работы
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы
словесный, наглядный, практический, имитационная игра, сравнение, целеполагание, самостоятельная
работа, самоконтроль.
Методы и формы контроля
наблюдение, самооценка, оценка учащихся, рефлексия.
Материалы и оборудование
учителю
учащимся
Методическое пособие «Технология. Технология ведения
дома 5 класс», учебник «Технология. Технология ведения
дома.
5
класс»
Н.В.
Синица,
В.Д.
Симоненко.
–
М.:
Вентана–Граф, 2014;
мультимедийный проектор, ПК,
мультимедийная
презентация,
экран,
до ска
с
необходимыми записями, наглядные пособия, карточки с
заданиями для повторения, образцы фартуков.
Учебник «Технология. Технология ведения
дома 5 класс» Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
– М.: Вентана–Граф, 2014;
карточки с
заданием для индивидуальной практической
работы, карта контроля, задание для игры в
группах
«Ателье»,
рабочая
коробка
с
инструментами и приспособлениями, цветная
бумага, шаблон изделия в М 1:4.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство, черчение, история, профессиональное самоопределение.
Основные понятия, термины
Художественное моделирование, художник – модельер, эскиз, модель.
Технологическая карта урока
Этапы занятия, цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
I этап –
Организационный (3
мин.)
Цель: подготовить к
осознанному восприятию
темы, активизация
внимания и организация
работы класса.
Беседа. Приветствие учащихся, отметить
отсутствующих, проверка готовности к уроку,
концентрация внимания, настрой на успешную
работу.
Приветствие учителя,
концентрация внимания,
настраиваются на работу
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность
регулировать свои действия,
прогнозировать деятельность на
уроке
II этап – подготовки
учащихся к активному
сознательному усвоению
знаний (10 мин.)
Цель: проверка знаний
пройденного материала
по темам: история
фартука, снятие мерок с
фигуры человека и
конструирование фартука.
Предоставление слова докладчику по теме:
«История фартука».
Слушают рассказ
учениц об истории
происхождения фартука.
Личностные: умение излагать свои
мысли, приводить примеры, делать
вывод.
способность к рассуждению
Коммуникативные:
взаимодействовать с учителем
группой.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и
формулировать задачу; умение
осознанно строить речевое
высказывание
Фронтальная. Актуализация знаний. Задаёт
вопросы учащимся по пройденной теме,
используя слайды презентации.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы по
теме прошлого урока.
III этап – усвоения и
первичного закрепления
новых знаний (25 мин.)
Цель: знакомство с
процессом изготовления
одежды, моделированием,
его способах и правилах
выполнения, видах,
приёмах; знакомство с
новыми профессиями;
ознакомление с приёмом
технического
моделирования
Объяснительно-иллюстрированная (беседа с
демонстрацией слайдов презентации),
фронтальная. Рассказывает о процессе
изготовления одежды. Знакомит с профессиями
художник-модельер и художник-конструктор.
Показывает фартуки разных моделей. Подводит к
определению темы урока.
Слушают, называют
тему урока, отвечают на
вопросы учителя.
Личностные:
- построение логических
рассуждений;
Коммуникативные: выражение своих
мыслей, аргументация своего
мнения;
Регулятивные:
- планирование последовательных
действий, подготовка к
самостоятельному применению на
практике.
Учитель рассказывает о способах изменения
моделей одежды, знакомит с определениями:
фасон, моделирование, модель.
Определяют цель урока
и задачи.
Показывает приёмы технического моделирования
фартука.
Отвечают на вопросы
учителя, делают запись в
тетради.
IV этап –
физкультминутка (2
мин.) Цель: снятие
физической и
эмоциональной усталости
Учитель показывает несколько не сложных
физических упражнений.
Учащиеся выполняют
упражнения.
Личностные: умение снять или
предупредить физическую и
эмоциональную усталость.
V этап – проверки и
первичного закрепления
новых знаний.
Индивидуальная
практическая работа
Индивидуальная (выполнение практических
заданий по вариантам). Проводит текущий
инструктаж. Слушает, корректирует
индивидуальную
работу учащихся.
По карточкам-заданиям
выполняют
индивидуальную работу
«Техническое
моделирование
Личностные: овладение нормами и
правилами организации труда;
Развитие трудолюбия и
ответственности за качество своей
деятельности
«Техническое
моделирование
фартука» (15 мин.)
Цель: выполнение
практической работы по
вариантам с применением
технического
моделирования фартука.
фартука».
Регулятивные:
умение применять полученные
знания на практике осуществлять
контроль по результату, выявление
допущенных ошибок в процессе
труда и обоснование способов их
исправления
Познавательные: умение
ориентироваться в понятиях,.
Коммуникативные
взаимодействовать с учителем
VI этап – закрепления
новых знаний. Групповая
практическая работа –
игра «Ателье» (20мин.)
Цель: организация игры
«Ателье» для закрепления
полученных знаний.
Групповая (выполнение заданий в группах).
Разбивает учащихся на группы. Раздаёт задания,
план работы, проводит инструктаж, во время
работы – целевые обходы.
Учащиеся слушают
учителя, изучают план
работы, дают название
ателье, придумывают
эскизы фартуков, на
чертеже основы
выполняют техническое
моделирование,
защищают свои
проекты, оценивают
работу
конкурентов.
Личностные:
- овладение нормами и правилами
организации труда;
- развитие трудолюбия и
ответственности за качество своей
деятельности;
Регулятивные:
- умение применять полученные
знания на практике;
- осуществлять контроль по
результату;
- выявление допущенных ошибок в
процессе труда и обоснование
способов их исправления;
Познавательные:
- умение ориентироваться в понятиях
моделирования;
Коммуникативные:
- взаимодействие с группой,
учителем.
VII этап –
заключительный .
Рефлексия (5 мин.).
Цель: подведение итога
Фронтальная. Учитель задаёт вопросы на
закрепление полученных на уроке знаний.
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя.
Говорят о том, чему
научились.
Регулятивные:
- умение осуществлять контроль по
результату;
Коммуникативные:
урока по теме
«Моделирование
фартука».
- умение задавать вопросы и
отвечать на них;
Личностные:
- рефлексия;
- понимание полученной
информации;
- фиксация домашнего задания.
Познавательные: выводы о
проделанной работы
Учитель оценивает деятельность учащихся на
основании карты – контроля (самооценка, оценка
учащихся, оценка учителя).
Учащиеся оценивают
себя, ставят оценку
учащимся. Выставляют
итоговую оценку в
дневник.
Беседа. Учитель сообщает информацию о
домашнем задании.
Учащиеся делают запись
в дневник, убирают
рабочие места.
Список источников
Нормативно - правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-
ФЗ.
ФГОС ООО/М - во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010г.
Примерная программа по предмету «Технология» для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго
поколения).
Учебно-методические материалы:
Методическое пособие «Технология. Технология ведения дома 5 класс», – М.: Вентана-Граф, 2015г.;
Синица Н.В., Симоненко В.Д. Учебник «Технология. Технология ведения дома 5 класс». – М.: Вентана-Граф, 2015г.
Дополнительные источники:
Настольная книга учителя технологии: справочно-методическое пособие /сост. А.В.Марченко, – М.: АСТ: Астрель, 2005г.
Самоучитель по конструированию и моделированию одежды. Книга в 2 частях. Составитель Л.Я. Красникова – Аксёнова.
– М.: Просвещение, 1998г.
Симоненко В.Д., Попова Г.П. Технология 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.Д. Симоненко. – В.: Учитель, 2008г.
Чижиков Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М.: Просвещение, 1990г.
Учитель технологии МАОУ СОШ №1 В.В. Велижанская