Напоминание

Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и профессиональных технологий


Автор: Цветаева Марина Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и профессиональных технологий
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Характеристика социокультурной среды образовательной

организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся с

инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья в ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и

профессиональных технологий
В ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и профессиональных технологий создана гуманитарная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех участников образовательного процесса к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Создан комфортный социально-психологический климат атмосферы доверия и творчества, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В колледже создана рабочая группа, ответственная за организацию обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В состав рабочей группы включены: заместитель директора по общим вопросам, заместитель директора по УПР, заместитель директора по УВР, руководитель центра профессиональной реабилитации для граждан с ОВЗ, начальник хозяйственного отдела, методист, социальный педагог. Ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, постоянная профориентационная работа в школах области. На территории колледжа обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, установлены таблички информационно-навигационной поддержки. Санитарные комнаты укомплектованы специализированными кабинами, фельдшер колледжа постоянно контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10. Продолжается работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:  с нарушением зрения;  с нарушением слуха;  с ограничением двигательных функций. В аудиториях предусмотрены места за первыми столами в ряду у окна студентам с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрено составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по колледжу. Работают комнаты психологической разгрузки. На сайте колледжа создана вкладка «Инклюзивное образование», где размещаются нормативные документы и вся информация по данному направлению деятельности организации.
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов предусмотрено: - включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей); - приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов; - определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - использование социально-активных и рефлексивных методов обучения и технологий социокультурной реабилитации. Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов инвалидов установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости студенту - инвалиду может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене. При определении учебной и производственной практик учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. Классные руководители учебных групп оказывают помощь в организации самостоятельной работы, организации индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей. В колледже организовано социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса (осуществляется социально- психологической службой):  диагностико-прогностическое сопровождение направлено на изучение индивидуальных возможностей и особенностей обучающегося, прогнозирование перспектив его адаптации к образовательному процессу и самопроявления в ситуациях развития. Предполагает диагностику социально-психологического комфорта в среде обучающихся, коррекцию внутригрупповых отношений;  организационно-педагогическое сопровождение организовано для выявления возможных проблем и проектирования перспектив преодоления
трудностей в процессе обучения самим обучающимся;  психолого-педагогическое с о п р о в о ж д е н и е о с у щ е с т в л я е т с я д л я обучающихся инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления его профессиональных компетенций;  профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей обучающихся инвалидов, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений о сновного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния;  социальное сопровождение решает спектр вопросов социального характера: обеспечивает доступность и содействие в решении бытовых проблем проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиальное обеспечение, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощь и забота волонтерского отряда колледжа. Колледж организует внеучебную деятельность обучающихся инвалидов, вовлекая и организуя их участие в культурно-досуговых, спортивных мероприятиях, в организацию студенческого самоуправления, работу творческих объединений учебной, эстетической, культурно- исторической, патриотической, инновационной направленности. В колледже действуют творческие коллективы и объединения: Театр моды, театральное, литературное, художественное, танцевальное, фото, видео, техническое, краеведческое, патриотическое объединения. Пресс- центр, спортивные секции и факультативы. Ежегодно проходят творческие конкурсы, олимпиады, викторины с учетом возможностей обучающихся. Обучающиеся из числа инвалидов активно участвуют в студенческом самоуправлении, целью которого является:  вовлечение как можно большего числа студентов в активную деятельность колледжа, а так же координация деятельности администрации и студенческого самоуправления по формированию и проведению в жизнь государственной молодёжной политики, направленной на решение проблем студенческой молодёжи;  развитие всесторонней интересной и полезной студенческой жизни для полноценной реализации личности;  организация системной работы по совершенствованию механизмов студенческого самоуправления на уровне студенческой группы, курса, колледжа, города и области;  организация волонтерского движения для реализации заботы о социально незащищенных лиц, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами.
Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству студентов -инвалидов и выпускников колледжа, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. Колледж постоянно взаимодействует с работодателями практикуя активные формы и методы работы (презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.). Испытать себя, применить свои знания, умения и навыки студенты инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут, приняв участие в чемпионатах профессионального мастерства «WorldSkills Russia», «Абилимпикс». В России эти конкурсы проводятся п о международным стандартам, правилам и заданиям. Участие в конкурсе предоставляет неограниченный доступ к базам данных по лучшим практикам образования и трудоустройства инвалидов в мире. Колледж является активным участником чемпионатов и организатором региональных площадок по отдельным компетенциям, что дает возможность студентам проявить себя независимо от возможностей здоровья в качестве участников и волонтеров данных мероприятий.


В раздел образования