Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и профессиональных технологий
Автор: Цветаева Марина Владимировна Должность: директор Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: статья Тема: Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и профессиональных технологий Раздел: среднее профессиональное
Характеристика социокультурной среды образовательной
организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся с
инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и
профессиональных технологий
В ГПОУ ЯО Ярославском колледже управления и профессиональных
технологий создана гуманитарная социокультурная среда, необходимая для
формирования
гражданской,
правовой
и
профессиональной
позиции
соучастия,
готовности
всех
участников
образовательного
процесса
к
общению
и
сотрудничеству,
к
способности
толерантно
воспринимать
социальные,
личностные
и
культурные
различия.
Создан
комфортный
социально-психологический
климат
атмосферы
доверия
и
творчества,
активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В колледже создана рабочая группа, ответственная за организацию
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В
состав
рабочей
группы
включены:
заместитель
директора
по
общим
вопросам, заместитель директора по УПР, заместитель директора по УВР,
руководитель центра профессиональной реабилитации для граждан с ОВЗ,
начальник хозяйственного отдела, методист, социальный педагог.
Ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, постоянная профориентационная работа в школах
области.
На территории колледжа обеспечен доступ к зданиям и сооружениям,
установлены
таблички
информационно-навигационной
поддержки.
Санитарные
комнаты
укомплектованы
специализированными
кабинами,
фельдшер
колледжа
постоянно
контролирует
соблюдение
требований
СанПин 2.4.2.2821-10.
Продолжается
работа
по
созданию
безбарьерной
среды
и
повышению
уровня
доступности
зданий
и
сооружений
потребностям
следующих
категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
с нарушением зрения;
с нарушением слуха;
с ограничением двигательных функций.
В аудиториях предусмотрены места за первыми столами в ряду у окна
студентам
с
нарушениями
зрения
и
слуха,
а
для
обучаемых,
передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у
дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с
учетом подъезда и разворота кресла-коляски.
Для
лиц
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
предусмотрено
составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум
передвижений по колледжу. Работают комнаты психологической разгрузки.
На сайте колледжа создана вкладка «Инклюзивное образование», где
размещаются
нормативные
документы
и
вся
информация
по
данному
направлению деятельности организации.
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей
обучающихся инвалидов предусмотрено:
-
включение
в
вариативную
часть
образовательной
программы
специализированных адаптационных дисциплин (модулей);
- приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов,
адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов;
- определение мест прохождения практик с учетом требований их
доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и
индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
- использование социально-активных и рефлексивных методов обучения и
технологий социокультурной реабилитации.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и
обучающиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
возможно
применение
звукоусиливающей
аппаратуры,
мультимедийных
и
других
средств
для
повышения
уровня
восприятия
учебной
информации
обучающимися с различными нарушениями.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов
инвалидов
установлена
с
учетом
индивидуальных
психофизических
особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и т.п.), при необходимости студенту - инвалиду может
быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете
или экзамене.
При определении учебной и производственной практик учитываются
рекомендации
медико-социальной
экспертизы,
отраженные
в
индивидуальной
программе
реабилитации
инвалида,
относительно
рекомендованных условий и видов труда.
Классные руководители учебных групп
оказывают помощь в организации
самостоятельной
работы,
организации
индивидуальных
консультаций
для
длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной
аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей.
В колледже организовано социально-педагогическое
сопровождение
инклюзивного
образовательного
процесса
(осуществляется
социально-
психологической службой):
диагностико-прогностическое
сопровождение направлено
на
изучение
индивидуальных
возможностей
и
особенностей
обучающегося,
прогнозирование перспектив его адаптации к образовательному процессу и
самопроявления
в
ситуациях
развития.
Предполагает
диагностику
социально-психологического комфорта в среде обучающихся, коррекцию
внутригрупповых отношений;
организационно-педагогическое
сопровождение
организовано
для
выявления возможных проблем и проектирования перспектив преодоления
трудностей в процессе обучения самим обучающимся;
психолого-педагогическое
с о п р о в о ж д е н и е
о с у щ е с т в л я е т с я
д л я
обучающихся
инвалидов,
имеющих
проблемы
в
обучении,
общении
и
социальной адаптации и направлено на развитие и коррекцию личности
обучающегося
и
адекватность
становления
его
профессиональных
компетенций;
профилактически-оздоровительное
сопровождение
предусматривает
решение
задач,
направленных
на
повышение
психических
ресурсов
и
адаптационных возможностей обучающихся инвалидов, гармонизацию их
психического
состояния,
профилактику
обострений
о сновного
заболевания, а также на нормализацию фонового состояния;
социальное
сопровождение
решает
спектр
вопросов
социального
характера: обеспечивает доступность и содействие в решении бытовых
проблем проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальных
выплат, выделения материальной помощи, стипендиальное обеспечение,
организация
досуга,
летнего
отдыха
обучающихся
инвалидов
и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощь и забота
волонтерского отряда колледжа.
Колледж
организует
внеучебную
деятельность
обучающихся
инвалидов,
вовлекая
и
организуя
их
участие
в
культурно-досуговых,
спортивных мероприятиях, в организацию студенческого самоуправления,
работу
творческих
объединений
учебной,
эстетической,
культурно-
исторической, патриотической, инновационной направленности.
В колледже действуют творческие коллективы и объединения: Театр
моды,
театральное,
литературное,
художественное,
танцевальное,
фото,
видео,
техническое,
краеведческое,
патриотическое
объединения.
Пресс-
центр, спортивные секции и факультативы. Ежегодно проходят творческие
конкурсы, олимпиады, викторины с учетом возможностей обучающихся.
Обучающиеся из числа инвалидов активно участвуют в студенческом
самоуправлении, целью которого является:
вовлечение как можно большего числа студентов в активную деятельность
колледжа,
а
так
же
координация
деятельности
администрации
и
студенческого самоуправления по формированию и проведению в жизнь
государственной
молодёжной
политики,
направленной
на
решение
проблем студенческой молодёжи;
развитие всесторонней интересной и полезной студенческой жизни для
полноценной реализации личности;
организация
системной
работы
по
совершенствованию
механизмов
студенческого
самоуправления
на
уровне
студенческой
группы,
курса,
колледжа, города и области;
организация волонтерского движения для реализации заботы о социально
незащищенных лиц, как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами.
Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению
социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству студентов
-инвалидов и выпускников колледжа, повышение их социальной адаптации
на
региональном
рынке
труда.
Колледж
постоянно
взаимодействует
с
работодателями практикуя активные формы и методы работы (презентации
компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие
семинары и др.).
Испытать себя, применить свои знания, умения и навыки студенты
инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут,
приняв участие в чемпионатах профессионального мастерства «WorldSkills
Russia»,
«Абилимпикс».
В
России
эти
конкурсы
проводятся
п о
международным
стандартам,
правилам
и
заданиям.
Участие
в
конкурсе
предоставляет неограниченный доступ к базам данных по лучшим практикам
образования
и
трудоустройства
инвалидов
в
мире.
Колледж
является
активным участником чемпионатов и организатором региональных площадок
по отдельным компетенциям, что дает возможность студентам проявить себя
независимо от возможностей здоровья в качестве участников и волонтеров
данных мероприятий.