Автор: Дмитриева Тамара Васильевна Должность: воспитатель интерната Учебное заведение: МБОУ Харанская СОШ Населённый пункт: село Петровка Наименование материала: программа социальной адаптации Тема: Здоровье и здоровый образ жизни Раздел: среднее образование
Мегино-Кангаласский улус
МБОУ «Харанская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор Харанской СОШ
Бугаев Н.Н
Программа социальной адаптации
«Здоровье и здоровый образ жизни
воспитанников интерната»
с.Петровка, 2012г.
ПРОГРАММА социальной адаптации
«Здоровье и здоровый образжизни»
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-17 лет
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
1)
Наименование программы «Здоровье и здоровый образ жизни»;
2)
Основание
для
разработки
программы:
Внедрение
здоровье
сберегающих технологий в образовательный процесс;
3)
Разработчики Программы: Заместитель директора по учебной работе –
Антонова А.К, Заместитель директора по воспитательной работе –
Попова
Д.В,
Социальный
педагог
–
Свинобоева
М.Е,
учитель
физической
культуры
–
Егоров
Н.Н,
воспитатели
интерната
–
Дмитриева Т.В, Иванова Н.Н.
4)
Цели программы:
-содействие
администрации
педагогиче скому
ко л л е к т и ву
образовательного
учреждения
в
создании
условий,
гарантирующих
охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся, воспитанников;
- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении
знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой
мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни.
5)
Задачи программы
Внедрить современные методы мониторинга здоровья.
Привить обучающимся знания, умения и навыки, необходимых для
принятия разумных решение по сохранению личного здоровья, а также
сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания;
6)
Сроки и этапы реализации программы : 5лет (2012-2017гг.)
7)
Исполнительные
программы :
Педагогический
коллектив
МБОУ
«Харанская СОШ»;
8)
Ожидаемые конечные результаты : Сформировать самостоятельную,
творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и
нравственного здоровья личность учащегося;
9)
Организация
контроля
реализации
программы: Контроль
осуществляется руководителем образовательного учреждения;
Пояснительная записка.
Заботясь
о
здоровье
и
всестороннем
развития
детей,
работники
образовательного
учреждения
должны
стремиться
сделать
счастливым
детство каждого ребёнка.
Сохранение
физического
и
психического
здоровья
ребёнка.
Полученного им при рождении, укрепление его физических сил, защита от
последствий
экологических
кризисов
и
нравственного
перелома
в
жизни
общества
–
вот
основные
задачи,
стоящие
сегодня
перед
педагогами
образовательного учреждения. Кроме этого, мы обязаны воспитывать ребёнка
как личность, стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье,
сформировав
у
него
положительные
нравственно-волевые
черты,
навыки
культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
Решению
этих
задач
призвана
служить
программа
социальной
адаптации «Здоровье и здоровый образ жизни». Её содержание рассчитано на
пятилетнюю работу с детьми коррекционной школы-интерната. Программа
рассчитана на детей в возрасте 7-17лет.
Оздоровительные,
реабилитационные,
санитарно-гигиенические
и
профилактические
мероприятия
осуществляются
педагогом-психологом,
медицинскими
работниками,
социальным
педагогом,
учителями
и
воспитателями.
Научно-методическое
обеспечение
деятельности
образовательного
учреждения осуществляется учебно-методическими кабинетами, органами
управления образования.
Контроль за деятельностью сотрудников, обеспечение взаимодействия с
учреждениями
и
организациями
здравоохранения,
социального
развития,
физической
культуры,
представителями
общественности
по
вопросам
сохранения
и
укрепления
здоровья
обучающихся,
воспитанников
осуществляется руководителем образовательного учреждения.
Реализация профилактических образовательных программ:
Диагностика
адаптации
к
учебной
нагрузке
на
критических
этапах
обучения (1-й и 5-й классы).
Оценка
адаптации
старшеклассников
к
профилю
обучения
и
повышенному образовательному уровню.
Управление эффективностью коррекционной работы.
Настройка инновационных технологий с целью укрепления здоровья
учащихся.
Контроль эффективности оздоровительных мероприятий.
Цели программы:
- с од е йс т в ие
а д минис т ра циипед а гогич е с кому
ко л л е к т и ву
образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и
укрепление
физического,
психического
и
социального
здоровья
обучающихся, воспитанников;
- содействие
всем
участникам
образовательного
процесса
в
приобретении
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
формирования
устойчивой мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни.
Задачи программы:
Пропаганда здорового образа жизни.
Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
Привитие
обучающимся
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых
для
принятия
разумных
решений
по
сохранению
личного
здоровья,
а
также
сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
Ожидаемые результаты
1.
Сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического,
психического и нравственного здоровья личность учащегося.
2.
Подготовить
воспитанников
к
самостоятельной
жизни
и
полезной
т руд о в о й
д е я т е л ь н о с т и ,
с
п о с л ед у ю щ е й
а д ап т а ц и е й
в
современномобществе.
Основные направления программы и их краткое содержание :
1.
Организация здоровье сберегающего образовательного процесса
-обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
-обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации
образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
-обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;
-организация рациональной системы питания учащихся;
-обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
-разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся;
2. Инструктивно – методическая работа с обучающимися, их родителями
и учителями;
-организация семинаров для учителей;
-организация
родительского
всеобуча:
«Домашний
режим
школьника»,
«Закаливания», «Безопасность при работе компьютером»;
-конференции, лектории викторины для учащихся на валеологические темы;
-проведение
инструктажей
по
технике
безопасности,
охране
труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок;
3. Учебно-воспитательная работа:
-внедрение курсов по выбору «Мое здоровье»;
- и с п о л ь з о в а н и е
н а
у р о к а х
и
в о
в н еу р оч н о й
д е я т е л ь н о с т и
здоровьесберегающих технологий;
-разработка валеологической тематики классных часов;
-организация работы спортивных секций;
-организация работы кружков валеологической направленности;
4. Профилактика заболеваний и коррекция здоровья:
-утренняя зарядка;
-проведение в школе здоровья и отдыха;
-проведение Дней здоровья;
-проведение спортивно-массовых мероприятий.
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
1.
Составление социологических карт по классам, составление списков:
–учащихся группы риска;
-проблемных семей;
-многодетных семей;
-малообеспеченных семей;
-неполных семей;
-детей с заболеваниями.
Срок:сентябрь Ответственные: социальный педагог, воспитатели интерната.
2.
Поддержание
в
интернате
надлежащих
санитарно-гигиенических
условий.
Срок: постоянно
3.
Организация дежурства по интернату.
Срок: постоянно Ответственные: воспитатели, помвоспитатели.
4.
Диспансеризация учащихся школы.
Срок: течение года Ответственные: фельдшер школы, специалисты детской
консультации.
5.
Учет посещаемости учащимся школы.
Срок:течение
года
Ответственные:
социальный
педагог,
классные
руководители, завуч.
6.
Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации.
Срок: апрель Ответственный: фельдшер школы.
7.
Издание приказов:
-об охране жизни и здоровья воспитанников;
-о
назначении
лиц,
ответственных
за
соблюдение
правил
техники
безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда.
Срок: сентябрь Ответственный: директор школы.
8.
Соблюдение воздушного, теплового и светового режима в интернате.
Срок: постоянно Ответственный: воспитатель.
9.
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для
работы в зимний период.
Срок: к началу зимнего периода Ответственный: директор
10. Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе, в
интернате
Срок: постоянно Ответственный: директор, старший воспитатель.
11. Содержание в исправности всех средств пожаротушения.
Срок: постоянно Ответственный: зам.директора по АХР.
12. Обеспечение хранения спортивного инвентаря.
Срок: постоянно Ответственный: учитель физкультуры.
13.Организация ремонта интерната.
Срок: летний период Ответственный: директор, старший воспитатель.
14. Подготовка актов по приемке интерната к новому учебному году.
Срок: август Ответственный: старший воспитатель
15. Приемка школы к новому учебному году.
Срок: август Ответственный: директор школы.
16. Рейды:
–по проверке внешнего вида обучающихся;
–по сохранности учебников;
-по выполнению школьниками режима дня.
Срок: по отдельному плану
Ответственные: Социальный педагог,
библиотекарь, совет школьников и воспитатели.
17.Регулярно проведение учебных пожарных тренировок.
Срок: по графику
Ответственный: директор, зам.директора по АХР,
старший воспитатель.
18.Приобретение
сантехнического
оборудования,
люминесцентных
и
электрических ламп.
Срок: в течение года Ответственный: электрик, зам.директора по АХР.
19.
Составление
заявок
на
приобретение
мебели,
наглядных
пособий,
оборудования и ТСО для кабинетов.
Срок: в течение года Ответственный: старший воспитатель.
20. Приобретение моющих, чистящих и дезинфицирующих средств.
Срок: постоянно Ответственный:
21. Приобретение посуды для столовой
Срок: в течение года Ответственный: старший повар.
22. Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов.
Срок: август-сентябрь Ответственный: фельдшер школы.
23. Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике
безопасности в интернате.
Срок: по отдельному плану Ответственный: Администрация школы,
старший воспитатель.
24. Обеспечение исправности электрохозяйства.
Срок: постоянно Ответственный: Зам. По АХР, электрик.
25.
Разработка
плана
мероприятий
по
охране
труда
и
технике
безопасности в интернате.
Срок:
сентябрь
Ответственные:
администрация
школы,
старший
воспитатель.
26. Оформление листков здоровья в интернате.
Срок: сентябрь Ответственный: фельдшер.
27. Контроль физического воспитания воспитанников интерната.
Срок: по отдельному плану Ответственные: тренеры, учитель физкультуры.
28. Контроль преподавания ОБЖ
Срок: по отдельному плану Ответственный: администрация школы
Оздоровительно-профилактическая работа:
1.
Контроль соблюдения режима дня учащимися.
Срок: по отдельному плану Ответственный: воспитатели.
2.
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди
учащихся (лекции, беседы, вечера)
Срок: по отдельному плану Ответственные: Воспитатели, тренера.
3.
Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации.
Срок: постоянно Ответственные: классные руководители, социальный
педагог, воспитатели.
4.
Озеленение территории интерната.
Срок: май-сентябрь Ответственные: воспитатели, помвоспитатели.
5.
Проведение месячника по очистке территории интерната.
Срок: май Ответственные: воспитатели, рабочий.
6.
Проведение Дней здоровья.
Срок: ежемесячно Ответственные: учитель физкультуры, воспитатели,
тренеры.
7.
Проведение недели пропаганды здорового образа жизни.
Срок:
май
Ответственные:
учитель
физкультуры,
воспитатели,
спорт/сектор.
8.
Весёлые старты.
Срок: сентябрь-май Ответственные: учитель физкультуры, воспитатели.
9.
Обеспечение
своевременного
проведения
профилактический
прививок учащимся.
Срок: по графику Ответственные: фельдшер, медсестра.
10. Проведение углубленного медицинского осмотра воспитанников.
Срок: июнь-август Ответственный: врач педиатр.
11. Проведение медосмотра работников интерната.
Срок: май-июнь Ответственные: фельдшер школы, старший воспитатель.
12. Проведение подвижных школьных перемен.
Срок: постоянно Ответственный: фельдшер.
13. Витаминизация.
Срок: постоянно Ответственный: фельдшер.
14. Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих
отклонения в состоянии здоровья.
Срок: октябрь Ответственный: учитель физкультуры.
15. Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива.
Срок: июнь-август Ответственные: директор школы, учитель физкультуры,
профком.
16. Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей
продукции, наркотических и психотропных средств (5-9-е классы)
Срок: по плану
зам.директора по ВР
Ответственные: социальный
педагог, классный руководитель, воспитатели.
План работы школы по сохранению и укреплению здоровья
обучающихся
Организационная работа
1.
Знакомство
с
медицинскими
карточками
учащихся
3-х
классов
и
прибывших учащихся 1-15,09 ежегодно.
2.
Оформление стенда «Здоровье и спорт» в течение октября.
3.
Составление графика работы спортивных секций 5-9,09 ежегодно.
4.
Привлечение родителей к решению проблем здоровья учащихся через
организацию лектория. В течение года.
5.
Оформление
экрана
соревнований
«Самая
здоровая
комната»
Октябрь.
6.
Организация движения «Класс – без курения» В течение года.
7.
Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь» Февраль.
8.
Совершенствование проведения утренней зарядки. В течение года.
9.
Организация подвижных перемен. В течение года.
10.
Планирование
и
проведение
классных
часов
пропрофилактике
здорового образа жизни. В течение года.
11.
Организация
встреч
с
медицинскими
работниками,
психологами,
врачами (психиатром, наркологом) В течение года.
12.
Разработка
рекомендаций
классным
руководителям
по
ведению
индивидуального
учета
физического
и
психического
состояния
учащихся. Декабрь-январь.
13. Проведение открытых мероприятий по теме «Мы за здоровый образ
жизни» Февраль.
Спортивно-массовые мероприятия
1.
Мини-футбол и эстафеты. Сентябрь.
2.
Спортивный праздник. Между КМО.
3.
Первенство школы по различным видам спорта: легкой атлетике,
мини-футбол, баскетбол, волейбол, вольная борьба. По отдельному
плану.
4.
Проводы зимы. Март.
5.
Участие в районных, областных, региональный соревнованиях. По
плану.
6.
Праздник здоровья на природе. Май.
Методическая работа
1.
Проведение
заседаний
методических
объединений
для
учителей,
участвующих
в
экспериментальной
работе
по
внедрению
здоровьесберегающих технологий. 1 раз в четверть.
2.
Организация
круглых
столов
по
обмену
опытом
в
разработке
эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление
учащихся. В течение года.
3.
Взаимопосещение уроков и их дальнейшим обсуждением. В течение
года.
4.
Выступления на родительских собраниях, посвященных пропаганде
здорового образа жизни. В течение года.
Мониторинг реализации программы
Наблюдение за адаптацией школьников. Индивидуальные беседы со
школьниками,
их
родителями,
приобщение
к
творческим
делам
класса,
школы, запись в кружки, секции; составление социального паспорта класс.
Сентябрь – октябрь, Классные руководители.
Педагогическое
просвещение
воспитателей,
классных
руководителей,
учителей – предметников, родителей.
Учебно-просветительная
работа
воспитателей,
классных
руководителей,
учителей, родителей
Семинары, лектории, психолого-педагогический консилиум.
Подведение итогов
Подведение
итогов
профилактической
работы
всего
педагогического
коллектива, рассмотреть предложений, рекомендации по данной проблеме.
Заседание МО воспитателей, классных руководителей.
Заседание Совета по профилактике.
Реализация индивидуально-ориентированных технологий и др.