Сценарий праздника «Ух, пора крутая – осень золотая!»
(звучит осенняя мелодия или песня)
Ведущий 1 : Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора .
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ведущий 2: Золотом парки осень накроет
Рыжий блеск дарит лесам
Листья кленовые солнечным роем
Падают к нашим ногам.
Ведущий 1 : Как вы уже догадались, сегодня наше мероприятие мы посвящаем
прекрасному времени года – осени. ( вдохновленно): Осень- это такое разноцветье
красок. Осень – это такое буйство природы! Осень – одно из любимых времен года
многих людей, потому что это самое яркое время года!
Вед.2: ( удрученно):для кого-то яркое, а для кого-то и не очень. Всё умирает, всё
вянет, всё засыпает. И птицы улетели, и купаться нельзя. В общем, настроение у
меня самое что ни на есть осеннее - пасмурное! А кстати, даже многоуважаемый
Александр Сергеевич Пушкин признавался: «Унылая пора…»
Вед 1 : Что же ты замолчала, читай дальше, раз начала.
Вед 2: Унылая пора, прощай, моя краса, завяло все в природе!
Вед.1: А ты уверена, что ничего не перепутала?
Вед.2 : Уверена, кажется…
Вед.1 : Тогда скажи, в чем еще признавался великий русский поэт?
Вед.2 : А дальше… дальше я забыла
Вед1: А на самом деле Александр Сергеевич, как и многие другие поэты,
признавался в любви к осенней поре.
Уныла пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Вед2 : На этой поэтической ноте разрешите поприветствовать вас, дорогие ребята.
Здравствуйте, уважаемые гости!
( звучит мелодия на осеннюю тематику)
Вед.1 : Добрый день всем участникам сегодняшней интеллектуально-
развлекательной игры « Ух, пора крутая – осень золотая!»
Вед.2 : Сегодня именно осень во всем своем великолепном многообразии будет
находиться под нашим пристальным вниманием.
Вед.1 : В результате жюри обязательно определит победителя и назовет лучших. А
мы с вами не только будем активными болельщиками и помощниками, но также
узнаем много нового и интересного об этой удивительной поре. А с чего же мы
начнем?
Вед.2: А начнем с того, что представим публике и друг другу осенних охотников за
интеллектуальным урожаем…Наши команды ( представление команд).
Вед1: За выступлением наших команд будут наблюдать члены нашего жюри,
которых я с удовольствием и представляю…( представление членов жюри)
Вед 2 :Итак, команды в сборе, болельщики готовы поддержать своих игроков, жюри
на месте, а это значит, что мы начинаем наш конкурс « Ух, пора крутая- осень
золотая!»
Ведущий 1: Итак, мы начинаем наш первый конкурс «Осенний букет». Условия
конкурса : необходимо составить букет из природного материала на осеннюю тему,
дать название и представить.
Ведущий2 : А пока наши команды готовятся, всем болельщикам мы предлагаем
отгадать загадки об осени и осенних явлениях природы.
(Поочередно ведущие загадывают загадки)
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …
- осень -
Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
- листья -
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
- листопад -
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.
- дождь -
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
- ветер -
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
- иней-
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
-= Осенью =-
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
-= Октябрь =-
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, -
Скоро сонная природа
Встретится с зимой.
-= Ноябрь =-
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
-= Сентябрь =-
Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
-= Осенний лист =-
Итак, слово предоставляется ….( поочередно вызываются команды)
(выступления команд…)
Ведущий 1 : А теперь посмотрим на оценки за этот конкурс ( жюри выставляет
оценки, ведущий их озвучивает)
Ведущий 2: Осень, какое удивительное слово! От него веет нежной грустью,
печалью. Многие поэты воспевали ее в своих стихах, восхищались ею .
Вед1: Вот например кому принадлежат эти строки .
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной ( Иван Алексеевич Бунин)
Ведущий2: «
Ода осени»-
так называется следующий конкурс
Ведущий 1 : В этом конкурсе принимают участие обе команды . Чья команда
быстрее соберет в нужном порядке строки стихотворения об осени, выразительнее
прочитает стихотворение да еще и автора назовет, та команда сможет заработать в
этом конкурсе 3 дополнительных балла( по 1 за каждый этап)
(команды выступают)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. (Ф.И.Тютчев)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее
( К.Д.Бальмонт)
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком
И журавли печально пролетая
Уж не жалеют больше ни оком.
(С.Есенин)
Нивы сжаты рощи голы
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось (С.Есенин)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу (Майков)
Ведущий2: Пока наши команды работают мы предлагаем вам послушать песню об
осени, которую подготовили малыши. (Дети поют песню «
Ведущий 1 : В следующем конкурсе принимают участие обе команды. Условия
конкурса: на предложенные рифмы сочинить стихотворение об осени, выразительно
прочитать его.
осталась
за окном
малость
в моем
млея
листом
зеленея
ковром
отряхает
ветвей
промерзает
ручей
чисто
волнист
свистом
лист
Ведущий 2: Мы предоставляем слово жюри по итогам 2-х конкурсов
«Осенний букет» и «Ода осени»
( жюри подводит итоги 2 конкурсов)
Ведущий 1: А сейчас уважаемые зрители пока наши участники отдохнут мы с
вами поиграем Я буду задавать вопрос а вы должны будете дать ответ который
начинается на « Му» т.е. домычать .
ЕЕ мы слушаем (Музыка)
Они бывают на коже когда замерзнешь ( Мурашки
У Некрасова он с ноготок ( Мужичек)
Самое надоедливое насекомое (Муха)
Из нее пекут хлеб ( Мука)
Кличка собаки из кинофильма ( Мухтар)
Самый красивый гриб ( Мухомор)
Прозвище богатыря Ильи (Муромец)
Кличка коровы в Простоквашино (Мурка)
Этот журнал любят дети ( Мурзилка )
Есть у каждой жены ( Муж)
У борцов они большие ( Мускулы)
Этими нитками вышивают ( Мулине)
Самое трудолюбивое насекомое ( муравей )
Вед 2 : Пришло время капитанам команд продемонстрировать свои
интеллектуальные способности. Кто из них самый сообразительный покажет
следующий конкурс.
Викторина об осени капитанам команд.
1.
Как называется осенний отлет птиц? (Миграция)
2.
Время от рассвета до заката.(долгота дня)
3.
Стеклянный приют овощей (Банка)
4.
Плоды, сваренные в сиропе ( Варенье)
5.
Результат пчелиного труда (Мед)
6.
Как называется искусство выращивания карликовых деревьев? (бонсай)
7.
Чем заканчиваются сентябрь, октябрь, ноябрь? (ь)
1.
Где возникло искусство выращивания карликовых деревьев? ( в Японии)
2.
Какой сезон длится с 14 по 20 сентября?(бабье лето)
3.
Вьют ли птицы, улетающие в дальние края , там гнезда(нет)
4.
Как называется горячая пора уборки зерновых?(страда)
5.
С чего начинается осень? (с буквы О)
6.
Что означает слово КАРТОФЕЛЬ? (земляное яблоко)
7.
Что едят зимою еж и медведь? (они спят)
Ведущий 2: Все в осени шикарно: пестрота, наряд
И бархат и парча, и золотая струя .
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она украсила
Ведущий 1: Следующий конкурс – « Осенняя палитра» Вам необходимо
нарисовать осень так, как вы ее представляете, и показать свои работы нашим
зрителям. Но чтобы немного облегчить задание, предлагаем вам следующие темы:
« Осенний дождь», « Осень- щедрая пора»
(раздаются ватман, краски, команды рисуют)
Ведущий 2: А сейчас мы предлагаем вам ещё одну музыкальную паузу.
(Дети поют песню «
Вед.1 : ну а пока наши команды работают, я предлагаю зрителям немного
развлечься, будем ставить пьесу. Для этого мне понадобятся актеры:4 девочки и 7
мальчиков.
Роли : девочки - Степанида, калитка, кобыла Зорька, дверь
Мальчики - ветер, деревья(2), Иван, забор, собака Полкан, бычок Максим
Итак, все роли распределены, начинаем наш спектакль( ведущий читает, а дети
должны показывать действиями свои роли)
К ночи разгулялось ненастье. Налетел ВЕТЕР, зашумел, завыл. Начал раскачивать
ДЕРЕВЬЯ. ДЕРЕВЬЯ неистово стонали, склоняясь к самой земле. А ВЕТЕР еще
сильнее качал ДЕРЕВЬЯ, безжалостно трепал их пышные кудри. ИВАН неуверенной
походкой возвращался с колхозного собрания. Напевая задорную русскую песню
«Шумел камыш», ИВАН подошел к своему двору, нащупал в темноте новенький
забор и открыл заскрипевшую калитку. С песней ввалился во двор. Навстречу
радостно заржав, выбежала любимица Ивана кобыла ЗОРЬКА. ЗОРЬКА била
копытами, ласкалась к Ивану, но ему было не до нее. Пытаясь не уступать, Иван
отмахивался, приговаривая с досадой «Отстань Степанида». Из будки лениво
помахивая хвостом, вылез Полкан и, приветствуя хозяина, начал ласкаться к нему.
ИВАН покачиваясь начал отмахиваться от него – «Отстань Степанида» КОБЫЛА
ЗОРЬКА обиженно фыркала . ПОЛКАН скулил. Шум, разбудил бычка МАКСИМА.
Он вбежал, взбрыкивая ногами, и бросился к ИВАНУ. Радостно мычал, терся
мордой, играючи бодал в бок. ИВАН мычал в ответ «Отстань Степанида». А бычок
задорно посмотрел на ИВАНА и сказал «ИВАН ты неправ». ВЕТЕР все выл,
деревья качались, хлестали ИВАНА по лицу . ИВАН настойчиво пытался добрести
до двери .Но фонарь вчера разбился и ИВАН, ощупывая все вокруг, пытался найти
дверь .Вот она ! ИВАН схватил ее, но дверь вырвалась из рук. Кобыла Зорька
обижено ржала. ПОЛКАН скулил. А ветер выл, деревья качались и хлестали
ИВАНА по лицу. Вдруг ветер хлопнул дверью. Дверь ударила ИВАНА. ИВАН
отлетел к забору. Сползая по забору на землю, ИВАН обижено проскулил: «За что
Степанида?». А в это время СТЕПАНИДА возвращалась домой с подружками
после вечерней дойки, напевая задорную русскую песню «Аэропорт стоял у трапа
самолета». Издалека услышала СТЕПАНИДА шум на своем дворе. Ветер выл,
деревья качались, хлестали ИВАНА по лицу. Кобыла зорька обижено фыркала.
ПОЛКАН скулил. А бычок МАКСИМ скакал по двору На заборе висел ИВАН.
СТЕПАНИДА загнала домой Максима, успокоила обиженную кобылу Зорьку
.Почесала за ушком ПОЛКАНА. Подхватила, как водится на Руси ИВАНА и,
затащив в дом, уложила на кровать. ИВАН лежал и мечтал о том, чтобы Степанида
налила чашку горячего чая ему и всем актерам, чтобы они обиженно не скулили.
Ведущий 2: (обращаясь к командам) Ну что, справились с заданием? А сейчас
продемонстрируйте свои работы нашему жюри
(команды показывают свои работы, объясняют, что изобразили)
( Слово предоставляется жюри)
Ведущий 2 :Интересно, а как на заре человечества объясняли сезонные изменения в
природе, ведь в то время не было науки.
Ведущий 1: Ну, например, скандинавы считали, что осень приходит в тот момент,
когда злые великаны похищают у доброго бога Торо его волшебный молот . Но
всегда хитроумный Торо находит способ вернуть молот, и тогда опять наступает
весна . Древние греки создали красивый миф , в котором Бог подземелья похищает
прекрасную Персефону. Её мать богиня плодородия Деметра с горя покидает Олимп,
и земля остаётся без присмотра заботливой Диметры. Птицы замолкают, листья
опадают. По воле Зевса Аиду пришлось отпустить Персефону домой. И с той поры
треть года Персефона проводит под землей, а две трети на земле, с матерью
Деметрой и все цветет, плодоносит и радуется. Вот такие мифы придумывали
народы.
Ведущий 1: Ребята, вам было дано домашнее задание сочинить пьесу об осени
или на осеннюю тематику. Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием
( команды рассказывают и показывают пьесу).
Ведущий 2: Какие замечательные пьесы вы придумали. Я думаю, нашему жюри
очень понравилось, как вы справились с этим заданием, и они по праву оценят ваши
старания.
(жюри выставляет оценки)
Ведущий 1: Давайте немного отдохнем, викторину проведем,
Мы пришли в огород
Посмотреть, что тут растет.
А растут на грядках
Кудрявые посадки
В салатах применима
Ничем не заменима .
Хозяйкам всем подружка
Душистая ….. (петрушка .)
На вторую грядку глянем,
Овощ тот растет рядами.
Белладонне говорят
Будто он ей сводный брат.
Ядовит , ну просто вздор.
Этот овощ ….(Помидор)
На другой широкой грядке
Овощ, что играет в прятки
Под листами прячется,
Чтобы не маячится
Тот зеленый молодец носит имя …
(огурец)
К четвертой грядке подойдем,
Корнеплод другой найдем,
Тот здоровье укрепляет.
Ты подумай и ответь- ка
Величают его …..(Редька)
А на пятой грядке, Ах.
Она растет как на дорожках
Будем есть ее зимой
Всей огромною семьей
Зваться бахчевой привыкла
Замечательная …( Тыква)
По порядку все загадки
Разгадали мы ребятки.
И теперь растут на грядке
Овощи , а не загадки
Вед.1: Осень позаботилась, чтобы нам зимой жилось светло, радостно. В
благодарность за это наши предки с радостью встречали это время года и называли
ласково Матушка осень , красавица осень . Осень богата урожаем , не даром старые
люди говорят: «Осень припасает, а зима поедает». Так давайте же и мы сейчас с
вами сделаем запасы на зиму
(конкурс эстафета )
Ведущий 2 : Суть эстафеты в том, чтобы донести до своей команды по очереди
овощи в ложке, (ложка зажата во рту) и, не уронив, сложить в тарелку, всем
понятно ? Кто быстрее перенесет все овощи, тот и получит 5 баллов. А теперь на
старт, внимание, марш ( звучит веселая музыка).
( подводятся итоги конкурса)
Ведущий 1 : Ах, время какое!
Вдруг накатило, лишило покоя!
Солнце не яркое, но золотое,
Катится и зазывает в леса .
Вед.2: Ее всем известны приметы,
Как она щедро со вкусом одета.
Ей подарило недолгое лето
Птиц затихающие голоса.
Следующий конкурс «
Её величество – осень
». Вам необходимо представить на
нашем балу Её величество осень.
( идет представление королевы).
(жюри выставляет оценки)
Вед.1: Вот и подошла к концу наша замечательная игра…
Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца,
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца
Вед.2: А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа и настала эта драгоценная пора…
Вед.1: И сейчас настала замечательная пора узнать имя победившей команды.
( пока жюри совещается, подводит итоги, можно поставить музыку )