Напоминание

"Зимние забавы"


Автор: Хомушку Сагланмаа Климовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 1 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Шагонар
Наименование материала: Конспект НОД по окружающему миру в средней группе
Тема: "Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МКОУ «Школа №56»

Совершенствование работы школы с

родителями в условиях введения ФГОС

Автор:Андреева Ольга Юрьевна

Должность: учитель начальных классов
Внедрение в образовательных учреждениях ФГОС означает, что адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования должна содержать обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса к которым, несомненно, относятся и родители обучающихся. Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В. А. Сухомлинский Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями. Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В. А. Сухомлинский.
О с н ов н а я

ц е л ь

-
создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.
Основные задачи:
 повысить роль школы в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;  сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
 создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;  пропагандировать знания о здоровом образе жизни;  демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;  активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Воспитательная функция
Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция
В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция
Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение. Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio"
происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.
Эмоциональная функция
Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно с о д е й с т в у е т с о х р а н е н и ю и х п с и х и ч е с к о г о з д о р о в ь я . Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: - совместная педагогическая деятельность семьи и школы; - сочетание педагогического просвещения с педагогиче ским самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:

- стартовая диагностика уровня воспитанности
и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции. Цель диагностики: 1. Определить уровень развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону. 3. Проанализировать полученную информацию. 4. Установить причины изменений. 5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу анкетирование вида: 1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок? 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка? 3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку? 4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива? 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения? . Ан к е т а 1. Самостоятельно ли выполняет ребенок домашние задания? 2. Стремится ли он лучше учиться и вести себя? 3. Соблюдает ли режим дня? 4. Имеет ли постоянное поручение в семье? 5. Бываете ли вы вместе с ребенком в кино, театре, цирке, на выставках? 6. Выезжаете ли вы за город на лыжные прогулки, на рыбалку, за ягодами, за грибами и т. п.? 7. Играете ли вы с ребенком в настольные игры? 8. Беседуете ли на нравственные и политические темы? 9. Поддается ли ребенок вашим воспитательным воздействиям? 10. Поощряете ли вы его за положительные поступки? В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для
учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопро сы, это позволяет определить причины конфликтов в о взаимоотношениях детей и родителей. Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:  Школа для меня – это…  Класс, в котором я учусь, - это ...  Учителя для меня – это люди, которые ….  Мои одноклассники – это…  Уроки для меня – это…  Предметы, которые мне нравятся, – это…  Предметы, которые мне не нравятся, - это… Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:  Школа, в которой учится мой ребенок, - это…  Класс, в котором учится мой ребенок, - это…  Одноклассники моего ребенка – это…  Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…  Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…  Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это… Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися. Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, использую такие вопросы проективной методики. Вопросы для учащихся: · Я радуюсь, когда… · Я огорчаюсь, когда… · Я плачу, когда … · Я злюсь, когда… · Мне нравится, когда… · Если у меня плохие новости, то я … · Если у меня что-то не получается, то я… Вопросы родителям: · Я радуюсь, когда мой ребенок… · Я огорчаюсь, когда мой ребенок… · Я плачу, когда мой ребенок… · Я злюсь, когда мой ребенок… · Мне нравится, когда мой ребенок… · Мне не нравится, когда мой ребенок…
· Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д. На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми. В диагностических целях использую для родителей и различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны. К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»: 1. Вы видите в своих детях: А) людей, равных себе; Б) людей, копирующих вас в молодости; В) маленьких взрослых; Г) благодарных слушателей. 2. Если вы спорите со своим ребенком, то: А) стараетесь ему не возражать; Б) признаете его правоту; В) спорите до полной победы; Г) уходите от спора. 3. Ваш ребенок празднует день рождения: А) вы вместе с ними за одним столом; Б) оставляете ребят одних; В) обслуживаете детей за столом; Г) уходите из дома. 4. В общении со своими детьми вы: А) откровенны; Б) закрыты; В) сдержанны. И т.д. Таким образом, провожу много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу. 
Психолого- педагогическое просвещение родителей
; С появлением ребёнка в школе очень важно сразу познакомиться с его семьей и заручиться поддержкой родителей, для того чтобы выстроить дальнейшую стратегию взаимодействия, следуя идее педагогического треугольника «учитель – ученик – родитель». Учителю начальных классов необходимо налаживать контакты с семьей ученика для эффективности воспитательного процесса и достижения личностных результатов не только самих учеников, но и для повышения уровня педагогической культуры
родителей. «Зорко одно лишь сердце», сказал А. де Сент Экзюпери. Бывает сложно наладить отношения с родителями даже опытному педагогу по многим причинам: сказывается разница в возрасте, воспитании, уровне образования. Негативно влияет и тотальное снижение авторитета учителей в глазах родителей, пропали уважительное отношение и безусловное доверие к деятельности педагога.  Поэтому в своей работе учителем начальных классов постоянно использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: Формы работы:
1.

Индивидуальные и тематические консультации.
2.
-

родительские

собрания.
Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Рекомендации
по проведению родительских собраний: - Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. - Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. - Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. - Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Темы совместного обсуждения и просвещения родителей: 1. Психология младшего школьника. 2. Особенности адаптации ребенка к школе. 3.Значение режима дня в жизни школьника.
4. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких. 5. Права и обязанности ребенка в семье. 6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении. Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания провожу 4-5 раз в году. На них обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируем и обсуждаем построение воспитательного процесса, определяем планы сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работы за год
3.- круглый стол.
Собрания проводятся в форме «круглого стола», деловой игры с внесением элементов дидактических игр. Собрание « Как помочь ребенку стать внимательным» проведено в форме практикума.
4.-посещение

семей.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого, учитель, старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода
5. Презентация семьи, презентация творческих проектов.

6.Работа с родителями детей группы риска,

7.Открытые уроки.

8. Психологические игры,

9.
-
тренинги для родителей.
В родительских тренингах участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родителям дается возможность на время ощутить себя
ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинг вые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».
10.-

беседа.
Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с родителями и детьми 3 класса по теме: « Я - в мире людей».
11.- оформление памяток для родителей.

Если:
 ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть  ребёнка высмеивают, он становится замкнутым  ребёнка хвалят, он учится быть благородным  ребёнка поддерживают, он учится ценить себя  ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины  ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других  ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым  ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей  ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным  ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире


Следующее направление работы с родителями – вовлечение их в

учебно-воспитательный процесс.
Для достижения цели успешного сотрудничества с родителями систематически провожу экскурсии, совместные классные часы, совместные акции, праздники, спектакли, круглые столы, а также стараюсь привлекать родителей к активному участию в жизни школы и класса.
Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Разделы Портфолио: 1. «Моя семья» (фотография членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо). 2. «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби). 3. «Папа, мама, я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали). 4. «Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных выходов, мероприятий) 5. «Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями, а некоторые ребята даже описывали неудачные мероприятия. Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего). «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия). Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.


В раздел образования