Автор: Хомушку Сагланмаа Климовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 1 "Солнышко" Населённый пункт: г. Шагонар Наименование материала: Конспект НОД по окружающему миру в средней группе Тема: "Зимние забавы" Раздел: дошкольное образование
Должность: учитель начальных классов
Внедрение в образовательных учреждениях ФГОС означает, что
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
общего
образования должна содержать обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса к которым, несомненно, относятся и
родители обучающихся.
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных
факторов
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из
важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу
этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как
одно из важнейших направлений в работе. Однако практика показывает, что
некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания,
испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза
родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними
стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой
проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Именно
в
этих
рамках
рассматривается
взаимодействие
классного
руководителя с родителями.
С введением Федерального государственного стандарта большое
внимание уделяется
по педагогическому просвещению и образованию
родителей, по укреплению сотрудничества с родителями.
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский.
О с н ов н а я
ц е л ь
- создание
психолого-педагогических
условий
для
взаимодействия
детей
и
родителей,
развитие
и
укрепление
партнерских
отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей,
создание
максимально
комфортных
условий
для
личностного
роста
и
развития учащихся.
Основные задачи:
повысить роль школы в развитии форм семейного досуга, организации
совместной деятельности детей и взрослых;
сформировать
психолого-педагогическую
грамотность
педагогов
и
родителей;
создавать
условия
для
развития
и
укрепления
у
детей
и
взрослых
чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости
к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения
и сохранения семейных традиций и реликвий;
пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
активизировать
поиск
новых
средств
и
методов,
повышающих
эффективность воспитательного взаимодействия.
Воспитательная функция
Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное
воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей
его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых
членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны,
дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг
друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать
таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру,
чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является
родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к
родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной
ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция
В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат
говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция
Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой
информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные
связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее
восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха,
связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.
Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio"
происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт
деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима
дальнейшая социализация человека.
Эмоциональная функция
Функция
эмоционального
удовлетворения.
Отсутствие
тепла
и
взаимопонимания,
любви
может
быть
причиной
эмоциональных
и
поведенческих
трудностей.
Эмоциональная
функция
семьи
-
это
удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании,
эмоциональной
поддержке,
психологической
защите.
Данная
функция
обеспечивает
эмоциональную
стабилизацию
членов
общества,
активно
с о д е й с т в у е т
с о х р а н е н и ю
и х
п с и х и ч е с к о г о
з д о р о в ь я .
Система работы по повышению педагогической культуры родителей
основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
-
сочетание
педагогического
просвещения
с
педагогиче ским
самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания
детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на
создание
единого
воспитательного
поля,
единой
социальной
сферы,
где
наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
- стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи
(наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет
информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.
Цель диагностики:
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в
лучшую или худшую сторону.
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Установить причины изменений.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам
Начиная
работу
с
детским
коллективом
в
1
классе,
стараюсь
максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы
спланировать
воспитательную
работу
в
классе
с
максимальной
эффективностью.
Уже
на
первой
встрече
с
родителями
провожу
анкетирование вида:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет
учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по-вашему
мнению, должны развиваться в
детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского
коллектива?
6.
Какие
проблемы
воспитания
вызывают
у
вас
серьезную
тревогу
и
опасения? .
Ан к е т а
1. Самостоятельно ли выполняет ребенок домашние задания?
2. Стремится ли он лучше учиться и вести себя?
3. Соблюдает ли режим дня?
4. Имеет ли постоянное поручение в семье?
5. Бываете ли вы вместе с ребенком в кино, театре, цирке, на выставках?
6. Выезжаете ли вы за город на лыжные прогулки, на рыбалку, за ягодами, за
грибами и т. п.?
7. Играете ли вы с ребенком в настольные игры?
8. Беседуете ли на нравственные и политические темы?
9. Поддается ли ребенок вашим воспитательным воздействиям?
10. Поощряете ли вы его за положительные поступки?
В
диагностике
взаимоотношений
родителей
и
учащихся
использую
проективные методики. Эффективность использования этой методики в том,
что
методики
неоконченных
предложений
можно
использовать
и
для
учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же
вопро сы,
это
позволяет
определить
причины
конфликтов
в о
взаимоотношениях детей и родителей.
Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие
вопросы:
Школа для меня – это…
Класс, в котором я учусь, - это ...
Учителя для меня – это люди, которые ….
Мои одноклассники – это…
Уроки для меня – это…
Предметы, которые мне нравятся, – это…
Предметы, которые мне не нравятся, - это…
Для проективного исследования мнения родителей использую следующие
вопросы:
Школа, в которой учится мой ребенок, - это…
Класс, в котором учится мой ребенок, - это…
Одноклассники моего ребенка – это…
Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…
Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это…
Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты
для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с
родителями, так и с учащимися.
Для
изучения
традиций
и
обычаев
семей
учащихся,
нравственных
ценностей семей, использую такие вопросы проективной методики.
Вопросы для учащихся:
· Я радуюсь, когда…
· Я огорчаюсь, когда…
· Я плачу, когда …
· Я злюсь, когда…
· Мне нравится, когда…
· Если у меня плохие новости, то я …
· Если у меня что-то не получается, то я…
Вопросы родителям:
· Я радуюсь, когда мой ребенок…
· Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
· Я плачу, когда мой ребенок…
· Я злюсь, когда мой ребенок…
· Мне нравится, когда мой ребенок…
· Мне не нравится, когда мой ребенок…
· Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.
На
основании
данного
исследования
провожу
индивидуальные
и
тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
В диагностических целях использую для родителей и
различные тесты.
Очень
результативными
являются
тесты,
которые
в
своих
ответах
многовариативны.
К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»:
1. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
2. Если вы спорите со своим ребенком, то:
А) стараетесь ему не возражать;
Б) признаете его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
3. Ваш ребенок празднует день рождения:
А) вы вместе с ними за одним столом;
Б) оставляете ребят одних;
В) обслуживаете детей за столом;
Г) уходите из дома.
4. В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны. И т.д.
Таким
образом,
провожу
много
различных
исследований,
с
помощью
которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и
желание общаться с классным руководителем, посещать школу.
Психолого- педагогическое просвещение родителей ;
С появлением ребёнка в школе очень важно сразу познакомиться с его
семьей
и
заручиться
поддержкой
родителей,
для
того
чтобы
выстроить
дальнейшую
стратегию
взаимодействия,
следуя
идее
педагогического
треугольника «учитель – ученик – родитель». Учителю начальных классов
необходимо
налаживать
контакты
с
семьей
ученика
для
эффективности
воспитательного процесса и достижения личностных результатов не только
самих
учеников,
но
и
для
повышения
уровня
педагогической
культуры
родителей. «Зорко одно лишь сердце», сказал А. де Сент Экзюпери. Бывает
сложно
наладить
отношения
с
родителями
даже
опытному
педагогу
по
многим
причинам:
сказывается
разница
в
возрасте,
воспитании,
уровне
образования. Негативно влияет и тотальное снижение авторитета учителей в
глазах родителей, пропали уважительное отношение и безусловное доверие к
деятельности педагога.
Поэтому
в
своей
работе
учителем
начальных
классов
постоянно
использую разнообразные формы взаимодействия с родителями:
Формы работы:
1.
Индивидуальные и тематические консультации.
2.
-
родительские
собрания.
Основная
форма
работы
учителя
с
коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы
учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с
родителями.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
- Родительское
собрание
должно
просвещать
родителей,
а
не
констатировать ошибки и неудачи детей.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание
должно
носить
как
теоретический,
так
и
практический
характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей
учащихся.
Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает
родительский
комитет,
который
тоже
выбирается
на
первом
собрании
и
сохраняется на весь период обучения детей.
Темы совместного обсуждения и просвещения родителей:
1. Психология младшего школьника.
2. Особенности адаптации ребенка к школе.
3.Значение режима дня в жизни школьника.
4. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких.
5. Права и обязанности ребенка в семье.
6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению
родителей
учащихся
класса.
Ведь
умело
организованное
и
продуманное
педагогическое
просвещение
родителей
способствует
развитию
педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению
восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной
формой
работы
с
родителями
являются
родительские
собрания
(организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и
классные).
Классные родительские собрания провожу 4-5 раз в году. На них
обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируем и
обсуждаем
построение
воспитательного
процесса,
определяем
планы
сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работы за год
3.- круглый стол. Собрания проводятся в форме «круглого стола», деловой
игры с внесением элементов дидактических игр. Собрание « Как помочь
ребенку стать внимательным» проведено в форме практикума.
4.-посещение
семей.
Одной
из
форм
взаимодействия
классного
руководителя
и
семьи
является
посещение
ученика
на
дому.
Посещение
педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого,
учитель, старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о
традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом
обсуждает причину своего прихода
5. Презентация семьи, презентация творческих проектов.
6.Работа с родителями детей группы риска,
7.Открытые уроки.
8. Психологические игры,
9. - тренинги для родителей. В родительских тренингах участвуют оба
родителя, от этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не
заставляют себя ждать. Родителям дается возможность на время ощутить себя
ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С
большим интересом родители выполняют такие тренинг вые задания, как
«детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские
игры», «воспоминания детства».
10.-
беседа.
Беседа
–
не
менее
распространенная
форма
работы
с
родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе
совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с
детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая
беседа с родителями и детьми 3 класса по теме: « Я - в мире людей».
11.- оформление памяток для родителей.
Если:
ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
ребёнка хвалят, он учится быть благородным
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь
в этом мире
Следующее направление работы с родителями – вовлечение их в
учебно-воспитательный процесс.
Для достижения цели успешного сотрудничества с родителями
систематически провожу экскурсии, совместные классные часы, совместные
акции, праздники, спектакли, круглые столы, а также стараюсь привлекать
родителей к активному участию в жизни школы и класса.
Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции,
ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и
родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио
выходного
дня.
Портфолио
выходного
дня
–
это
целевая
программа
взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Разделы Портфолио:
1.
«Моя
семья»
(фотография членов семьи, краткая информация о каждом
члене семьи, девиз семьи, семейное древо).
2.
«Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые
блюда, хобби).
3.
«Папа, мама, я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об
экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).
4.
«Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных
выходов, мероприятий)
5.
«Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с
родителями, а некоторые ребята даже описывали неудачные мероприятия.
Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая
ошибки предыдущего).
«Семейная
презентация»
(презентация
более
удачного,
интересного
мероприятия).
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье.
Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс
воспитания
ребенка,
школа
в
духовно-нравственном
развитии
учащихся
должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для
социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного
воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением,
где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в
деле
воспитания
создает
благоприятные
возможности
для
укрепления
гражданственности.
Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты
добиться более тесного сотрудничества с родителями.