Коррекционная работа с детьми-логопатами коррекционной школы в условиях ФГОС
Автор: Брайко Светлана Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат" Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи Наименование материала: методическая разработка Тема: Коррекционная работа с детьми-логопатами коррекционной школы в условиях ФГОС Раздел: начальное образование
коррекционной школы в условиях ФГОС
Успешность
усвоения
учебного
материала
учащимися,
имеющими
ограниченные
возможности
здоровья,
темп
овладения
ими,
прочность,
осмысленность знаний зависят не от одной только деятельности педагога, но и
от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных
многими
факторами,
в
том
числе
особенностями
восприятия,
памяти,
мыслительной
деятельности,
физического
развития.
Перед
педагогом
стоит
задача- создать такие условия, при которых стало бы возможным использование
фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка, как во время
урока, так и во время коррекционно-развивающих занятий.
В процессе своей работы с детьми-логопатами я столкнулась с большими
трудностями при работе по усвоению временных понятий. Поскольку время-
категория абстрактная, то даже для детей с нормальным интеллектом запомнить
названия
и
последовательность
времён
года,
названия
месяцев
и
их
последовательность является процессом довольно затруднительным. И это ещё
более сложный процесс для учащихся с умственной отсталостью, которые в
силу
своих
психофизических
особенностей
имеют
нарушения
в
процессах
мышления, внимания, памяти, речи, что ярко проявляется в их познавательной
деятельности.
Поэтому для осознанного понимания таких понятий, как времена года,
название
месяцев,
их
последовательность,
мною
в
течение
нескольких
лет
применяются определённые приёмы, которые показали высокую эффективность
при изучении учебного материала по этой теме.
Чтобы показать годовую цикличность временных периодов, я использую
круг,
в
котором
отражена
смена
времён
года.
Этот
круг
знаком
многим
педагогам.
В
нём
абстрактное
понятие
годовой
цикличности
переведено
в
конкретный рисунок, что более понятно умственно отсталым учащимся. Кроме
этого, у каждого времени года своя цветовая гамма, преобладающая в природе в
это
время
года.
У
зимы-
голубой
(цвет
снега),
у
весны-
лиловый
(цвет
подснежников),
у
лета-зелёный(цвет
травы
и
листьев),
у
осени-
жёлто-
коричневый (цвет опадающих листьев). Но если название и последовательность
времён года в определённой степени доступны и запоминаемы детьми, то
название времён года и соответствующих ему месяцев, а тем более название
месяцев
года
в
последовательности
-более
сложный
для
запоминания
и
осмысления материал.
Поэтому
мною
были
разработаны
и
внедрены
в
практическую
деятельность зрительные образы-символы и аббревиатуры, образованные из
первых
букв
в
названии
месяцев,
показывающих
одновременно
и
последовательность месяцев определённого времени года. К каждому символу-
маленькие стишки собственного сочинения.
Зима- самое суровое время года- представлена образом маленькой
лающей («дяф-дяф!») собачки, где «дяф»-это декабрь, январь и
февраль.
Зима суровая пришла с метелями, заносами.
Собачка злющая она, кусается морозами!
Весна- тёплая, ласковая, как мама, поэтому «мам»-это март, апрель
и май.
Солнце пригревает, морозы отступают,
К нам спешит навстречу милая весна.
Добрая, родная, нежная такая,
Словно наша мамочка, ты полна тепла!
Лето- зелёное время года -представлено весёлым осликом, который
подпрыгивает и радостно кричит: «И-и-а!» (т.е. июнь, июль и август).
Вот и лето к нам пришло, солнце высоко взошло.
На траве роса блистает, ослик весело играет.
Осень- осыпаются листья, засыпают деревья, животные(медведь,
барсук
и
т.д.),
поэтому
образ-символ-это
медведь
в
берлоге,
а
буквенный
символ-«сон», что означает сентябрь, октябрь, ноябрь.
Осень наступает- листья опадают,
Птицы улетают в тёплые края.
День убывает, мишка засыпает…
Будь к зиме готова, матушка-земля.
Изучение времён года начинается с осени, т.к. в сентябре дети приходят в
школу. Затем в течение учебного года изучаются зима, весна, лето. Детям легче
усвоить изменения в природе, в жизни насекомых, животных, людей в разное
время года, непосредственно наблюдая их в так называемом «режиме онлайн».
Дети знакомятся с символом времени года, с его аббревиатурой, заучивают
последовательность
месяцев
этого
времени
года.
Этому
помогают
и
четверостишия собственного сочинения на каждый месяц, в которых отражены
основные моменты из жизни природы и людей.
Январь-начало года, В феврале завыли вьюги-
Здесь ждёт нас волшебство: Знают, скоро им конец.
В морозную погоду Зима кончается, весна уж на пороге,
Приходит рождество. Из дальних стран спешит скворец.
В марте радостно всем нам: Журчат в апреле ручейки,
Отмечаем праздник мам. Бредёт медведь через валежник.
Зазвенит звонко капель, А под сосною у реки
Март пройдёт- придёт апрель. Расцвёл красивейший подснежник.
Расцвела черёмуха в мае под окном, Ласкает солнышко с утра,
И щебечет ласточка в гнёздышке своём. В июне самый длинный день.
Со страной встречаю праздник я Победы, И у воды резвится детвора,
Что в бою добыли прадеды и деды! Купаться им совсем не лень!
Июль-макушка лета, Вот подоспел и август,
Жара и сенокос. И урожай плодов и овощей.
И ароматная созрела земляника, Не будет туесок твой пуст-
А в ульях собран медонос. За ягодами ты шагай скорей!
В сентябре цветы завяли, Октябрь. Небо тучами затянуто,
Поникли травы до земли. Тихо дождь холодный льёт.
И потянулись птичьи караваны, Хрипло ворон старый каркает,
С прощанием курлычут журавли. Осень серую зовёт.
Природа в ноябре уходит в сон глубокий, Декабрь год кончает,
И спать теперь ей до весны. Трещит морозам по лесам,
Стоит зима уж на пороге, Всё белым покрывалом укрывает
И первый снег на веточках сосны. И новый год приводит к нам.
Таким образом, при использовании описанного наглядного материала, который
активно включает зрительный и слуховой анализаторы, дети быстро, прочно и
осознанно усваивают и последовательность времён года, и соответствующие им
названия
месяцев,
а
затем
последовательность
месяцев
в
годовом
цикле.
Параллельно идёт коррекция психических процессов, таких как мышление,
внимание,
память,
речь,
что
очень
ценно
в
условиях
специальной
коррекционной школы для детей с особыми образовательными потребностями.