Напоминание

Коррекционная работа с детьми-логопатами коррекционной школы в условиях ФГОС


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционная работа с детьми-логопатами коррекционной школы в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





Коррекционная работа с детьми-логопатами

коррекционной школы в условиях ФГОС
Успешность усвоения учебного материала учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, темп овладения ими, прочность, осмысленность знаний зависят не от одной только деятельности педагога, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физического развития. Перед педагогом стоит задача- создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка, как во время урока, так и во время коррекционно-развивающих занятий. В процессе своей работы с детьми-логопатами я столкнулась с большими трудностями при работе по усвоению временных понятий. Поскольку время- категория абстрактная, то даже для детей с нормальным интеллектом запомнить названия и последовательность времён года, названия месяцев и их последовательность является процессом довольно затруднительным. И это ещё более сложный процесс для учащихся с умственной отсталостью, которые в силу своих психофизических особенностей имеют нарушения в процессах мышления, внимания, памяти, речи, что ярко проявляется в их познавательной деятельности. Поэтому для осознанного понимания таких понятий, как времена года, название месяцев, их последовательность, мною в течение нескольких лет применяются определённые приёмы, которые показали высокую эффективность при изучении учебного материала по этой теме. Чтобы показать годовую цикличность временных периодов, я использую круг, в котором отражена смена времён года. Этот круг знаком многим педагогам. В нём абстрактное понятие годовой цикличности переведено в конкретный рисунок, что более понятно умственно отсталым учащимся. Кроме этого, у каждого времени года своя цветовая гамма, преобладающая в природе в это время года. У зимы- голубой (цвет снега), у весны- лиловый (цвет подснежников), у лета-зелёный(цвет травы и листьев), у осени- жёлто- коричневый (цвет опадающих листьев). Но если название и последовательность времён года в определённой степени доступны и запоминаемы детьми, то название времён года и соответствующих ему месяцев, а тем более название месяцев года в последовательности -более сложный для запоминания и осмысления материал. Поэтому мною были разработаны и внедрены в практическую деятельность зрительные образы-символы и аббревиатуры, образованные из первых букв в названии месяцев, показывающих одновременно и последовательность месяцев определённого времени года. К каждому символу- маленькие стишки собственного сочинения.
 Зима- самое суровое время года- представлена образом маленькой лающей («дяф-дяф!») собачки, где «дяф»-это декабрь, январь и февраль. Зима суровая пришла с метелями, заносами. Собачка злющая она, кусается морозами!  Весна- тёплая, ласковая, как мама, поэтому «мам»-это март, апрель и май. Солнце пригревает, морозы отступают, К нам спешит навстречу милая весна. Добрая, родная, нежная такая, Словно наша мамочка, ты полна тепла!  Лето- зелёное время года -представлено весёлым осликом, который подпрыгивает и радостно кричит: «И-и-а!» (т.е. июнь, июль и август). Вот и лето к нам пришло, солнце высоко взошло. На траве роса блистает, ослик весело играет.  Осень- осыпаются листья, засыпают деревья, животные(медведь, барсук и т.д.), поэтому образ-символ-это медведь в берлоге, а буквенный символ-«сон», что означает сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень наступает- листья опадают, Птицы улетают в тёплые края. День убывает, мишка засыпает… Будь к зиме готова, матушка-земля.
Изучение времён года начинается с осени, т.к. в сентябре дети приходят в школу. Затем в течение учебного года изучаются зима, весна, лето. Детям легче усвоить изменения в природе, в жизни насекомых, животных, людей в разное время года, непосредственно наблюдая их в так называемом «режиме онлайн». Дети знакомятся с символом времени года, с его аббревиатурой, заучивают последовательность месяцев этого времени года. Этому помогают и четверостишия собственного сочинения на каждый месяц, в которых отражены основные моменты из жизни природы и людей. Январь-начало года, В феврале завыли вьюги- Здесь ждёт нас волшебство: Знают, скоро им конец. В морозную погоду Зима кончается, весна уж на пороге, Приходит рождество. Из дальних стран спешит скворец. В марте радостно всем нам: Журчат в апреле ручейки, Отмечаем праздник мам. Бредёт медведь через валежник. Зазвенит звонко капель, А под сосною у реки Март пройдёт- придёт апрель. Расцвёл красивейший подснежник. Расцвела черёмуха в мае под окном, Ласкает солнышко с утра, И щебечет ласточка в гнёздышке своём. В июне самый длинный день. Со страной встречаю праздник я Победы, И у воды резвится детвора, Что в бою добыли прадеды и деды! Купаться им совсем не лень! Июль-макушка лета, Вот подоспел и август, Жара и сенокос. И урожай плодов и овощей. И ароматная созрела земляника, Не будет туесок твой пуст- А в ульях собран медонос. За ягодами ты шагай скорей! В сентябре цветы завяли, Октябрь. Небо тучами затянуто, Поникли травы до земли. Тихо дождь холодный льёт. И потянулись птичьи караваны, Хрипло ворон старый каркает, С прощанием курлычут журавли. Осень серую зовёт. Природа в ноябре уходит в сон глубокий, Декабрь год кончает, И спать теперь ей до весны. Трещит морозам по лесам, Стоит зима уж на пороге, Всё белым покрывалом укрывает И первый снег на веточках сосны. И новый год приводит к нам. Таким образом, при использовании описанного наглядного материала, который активно включает зрительный и слуховой анализаторы, дети быстро, прочно и осознанно усваивают и последовательность времён года, и соответствующие им названия месяцев, а затем последовательность месяцев в годовом цикле. Параллельно идёт коррекция психических процессов, таких как мышление,
внимание, память, речь, что очень ценно в условиях специальной коррекционной школы для детей с особыми образовательными потребностями.


В раздел образования