РГКУ «государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Открытое занятие
«Познай себя»
Ответственный: Дедова Н.В.
Должность: воспитатель
Январь 2017 г.
1
Цел ь: помочь воспитанникам в изучении себя, своих качеств личности,
срытых возможностей. Познакомить детей с некоторыми приемами
самосознания, дать детям представления о том, как находить в себе главные
черты, определять свои личные особенности.
Задачи.
1.
Стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность;
2.
Развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
3.
Воспитание нравственных качеств.
Оборудование : наглядные пособия (плакат «Познай себя», плакат
«Самопознание»), видео-ролик, атрибуты к играм, атрибуты к сценке.
План.
1.
Вступительное слово.
2.
Видео-ролик «Познай себя».
3.
Сценка «счастливая поляна»
4.
Игра «Весело-грустно».
5.
Мини-беседа « Что такое самооценка»
6.
Игра « Аукцион».
7.
Видео-ролик притча «Три Я».
8.
Этика Пифагора.
9.
Рефлексия занятия.
2
Ход занятия.
1.
Воспитатель. Еще древние мудрецы говорили « Познай себя и
познаешь весь мир». Познать самого себя-то значит изучить свой
собственный мир, при этом, не боясь увидеть и принять самого себя в своих
глазах плохим человеком и обнаружив все эти «прекрасные качества» такие
как месть, ревность, ненависть, обида (создателем которых является сам
человек) избавить себя от них. Вот к чему должен стремиться человек!.
2.
Давайте с вами посмотрим ролик , который называется «Познай
себя»
Воспитатель. Какими же моральными качествами должен обладать
человек?
Ответы детей: уважение, милосердие, доброта, отзывчивость,
бескорыстие, гордость, усердие, верность, дружелюбность и т.д.
3.
Сценка «Счастливая поляна»
Выходит Лесовик.
Лесовик: Я ребята-лесовик, живу в этом лесу много лет. А это мое
любимое место в лесу: Веселая поляна. На ней часто гуляют дети: мальчики и
девочки. Здесь они играют и веселятся. Ой, а вот один из них…
Ходит Р. Читает стихотворение.
Мы добрые, честные, смелые, сильные
Бываем мы шумными, бываем и тихими.
Не любим ругаться, умеем дружить.
Мы просто ребята, мы учимся жить.
Лесовик: Ребята! А что это случилось на нашей поляне? Кто оставил на
ней свои грязные следы?
Воспитатель: это наверное плохой человек с грязной душой прошелся
по нашей веселой поляне и все здесь испачкал.
Вдруг слышится голос………
Голос: Поляна станет снова веселой, если вы выполните мои задания.
Если вы хотите очистить поляну для начала отчистите ее от грязных следов.
3
Воспитатель: Ребята, какие же качества человеческой души были
испачканы? Но для начала я вам прочту небольшое стихотворение, которое
называется «Душа».
Вы знаете: душа-это богатство
У каждого из нас она своя
Ведь у кого-то в ней полно пространства
А у иных она через края.
Ценю я очень искренность души
Ее сейчас так редко повстречаешь
В жестоком мире, средь гнилой мольвы
Порой о самом главном забываешь.
А главное, ее не потерять
Не забывать, что все вокруг не вечно
Ценить родных, о них не забывать
И относиться к людям человечно.
Дети берут следы, на которых написано одно из тех качеств тех
качеств.
Стихи детей.
Первый чтец
«Доброта».
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей
Делай доброе дело
Ради счастья людей,
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
Второй чтец.
«Мир».
Да будет мир среди людей
Где каждый: стар и млад
Свою улыбку подарить
Соседу будет рад
Слова от сердца, от души
Распустятся в домах
И в миг цветенья: малыши
Забудут боль и страх.
Третий чтец.
«Милосердие».
Проявим милосердие к другим
И совесть, душу вечно сохраним
Во имя милосердия, любви
Ох, как пути, дороги все трудны.
4
Четвертый чтец.
«Любовь».
Любовь источник вдохновенья
Надежды, веры и мечты.
И безграничного терпенья
И несравненной красоты.
Любви на свете нет прекрасней,
И прелесть в этом такова,
Что жизнь проходит не напрасно
Пока в душе цветет она
Пятый чтец.
«Понимание».
Нам не дано понять так много
Понять себя, понять других
Порою ждем мы очень долго
Чтоб наступил заветный миг.
Придет, и кажется, так просто
Ну как же раньше не дошло
Легко потом все понимаешь,
Когда случилось и прошло.
Ох, ты дорога, ты дорога
Петляет, вьется меж людей
Нет указателей, что делать
Куда идти, левей правей?
Мы ошибаемся и верим
В свои ошибки до беды.
При том другим даем советы
Сухим как выйти из воды!
Не понимаем очень часто
Чужие боли и печаль
Чужая боль не точит душу
И видишь, слышишь, а не жаль
Понять труднее, чем простить
Не все всегда мы понимаем,
Но можем все почти забыть.
Как х понять, кто близок сердцу
С кем сердце может говорить
Наверно надо пожалеть их
Наверно надо их любить.
4.
Воспитатель. Ребята, мы собрали с вами все грязные следы.
Давайте теперь поиграем в игру, которая называется «Весело- грустно».
Игра «Весело-грустно». Цель-научить детей правильно
дифференцировать свои эмоции.
5
Правила игры: когда весело машут руками, когда грустно прячут руки
за спину, делают грустное лицо.
Материал. Поем песни; мальчик бьет кота; вам подарили торт; вы
разбили вазу; вы идете в цирк; когда на улице идет дождь; вы играете с
друзьями; вы испачкали одежду; вы на концерте; когда на улице идет снег;
когда у тебя много конфет; когда вы заболели; вы празднуете день рождение;
купили новую игрушку; когда заболел, кто-то из близких, друзей.
5.
Мини беседа «Что такое самооценка».
Воспитатель. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Познать себя
необходимо, ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны,
он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче
общаться с окружающими людьми. Как же узнать себя? Для того есть такие
приемы: самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка.
Что же такое самооценка? Это оценка своих достоинств и недостатков.
Не каждый человек может себя правильно себя оценить. Как вы думаете,
какая она бывает?
Ответы детей: завышенной, заниженной, верной.
Воспитатель. С заниженной самооценкой люди, какие они, как вы
думаете?
Ответы детей: считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми и т.д.
Воспитатель. А люди с завышенной самооценкой, какие они?
Ответы детей: считают себя самыми умными, красивыми,
талантливыми, они самоуверенные.
Воспитатель. А люди с правильной самооценкой.
Ответы детей: знают свои слабые и сильные стороны, не боятся
критики, уверенно берутся за дело, доводят его до конца и заслуживают
уважения от окружающих.
Воспитатель. Верная самооценка помогает человеку сохранять свое
достоинство и жить в ладу со всеми с самим собой.
6.
Игра « Аукцион».
Правила. Дети в возрасте от 10 до 15 лет. Объявляется аукцион, на
котором дети обмениваются между собой своими качествами, жизненными
ценностями, которые не соответствуют их личности.
Цель. Приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него
наибольшее значение.
Атрибуты: карточки с названиями качеств и ценностей.
Воспитатель. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением о
нас окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ.
Мы должны обращать взгляд во внутрь себя, при этом живя своей обычной
жизнью. Когда вы совершаете или иной поступок, я говорю вам: «Подумай о
том, что ты сделал. Правильно ли ты поступил!»
Это не просто слова, это обращение к вам: «Загляни себе в душу, оцени
правильно или не правильно ты поступил и прими решение».
Есть замечательная народная мудрость:
6
Посеешь поступок - пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Воспитатель. Какая же мудрость скрыта в этих строчках? Порой
судьба человека зависит от оного только поступка.
7.
Видео-ролик притча «Три Я».
Воспитатель. Человек может воспитывать себя сам в течении 17-20
лет, т.е. стремится к совершенству. «Тот кто дожив до 40 лет, вызывает лишь
неприязнь- конченный человек!»- слова Конфуция.
Воспитатель. Кто же то это пришел к нам в гости?
(выходит Пифагор). Рассказывает о себе и читает этику Пифагора.
8.
Этика Пифагора.
Со всеми будь ты дружелюбен, не злоблив.
Друзей ни в чем не предавай, прощай им все,
Что незначительным проступком сочтено.
Врагов в друзей преображай, свой нрав
смирив.
И стань достойным для доверия любому.
А в отношенье старших гнев твой неуместен.
Не начинайте ссор, хоть спор и интересен.
Коль вас бранят, вы не перечьте и такому…
Ведь в пору юношества страсть всегда кипит,
А коль не ты, то кто же эту страсть смирит?
Благоразумие цени превыше слов.
Держи себя в узде, пороки - бич веков.
А тирания, и корысть, и мотовство,
И жажда выгоды - не стоят ничего.
Удача в том, с какой натурой ты родился:
Есть - что врожденное, а есть - чего добился.
А к лишней роскоши стремиться нам не нужно,
Не оскверняйте дом, живите лучше дружно.
Во всем умеренность нужна и простота,
Стремленье к знаниям и радости ума.
Воспитатель. Ребята, наша поляна становится все веселее и чище.
Чтец шестой
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Чтец седьмой
Я рожден, чтоб быть счастливым.
Я расту и познаю.
7
В этом мире все едино,
Я любим и я люблю!
Воспитатель. Ребята, все наши беды и радости находятся внутри нас.
Надо научиться преодолевать свои слабости, перестать слепо следовать
своим желаниям. Стать умнее, стать добрее и лучше во всех отношениях. Вы
будите гармоничными людьми у вас будут прекрасные отношения с
окружающими вас людьми. Вас будут окружать люди, которые принесут вам
счастье, радость, заботу, внимание, любовь и уважение, наполнят вашу жизнь
смыслом.
8
Список литературы.
1.
Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.:
МЭСИ. 2000.
2.
Лебедев
А.
В. Семь
мудрецов // Новая
философская
энциклопедия / Ин-т
философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С.
Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П.
Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
3.
Маралов, 2004, § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика
самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические
основы самопознания и саморазвития.
4.
Бернс. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
5.
Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для
студ. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
9