Напоминание

"Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка".


Автор: Нагорнова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ №4
Населённый пункт: Усть - Катав
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка".
Раздел: начальное образование





Назад





Содержание:

1. Информация об опыте…………………………2

2. Теоретическая база опыта ……………………7

3. Технология опыта……………………………..10

4. Результативность опыта………………..……22

5. Библиографический список…………………28

6. Приложение…………………………………….29
1

1.Информация об опыте

Условия возникновения опыта
Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры. В связи с этим учителя начальных классов всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников. За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем: В последнее время заметно снизилась грамотность населения, их качество знаний, поэтому проблема грамотности в обществе становится особенно актуальной. Особенно остро стоит проблема повышения качества знаний по русскому языку, так как именно родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Кроме того, наблюдается снижение интереса к изучаемому на уроках русского языка учебному материалу, а значит, они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся к познанию, что приводит к снижению уровня качества знаний по предмету. Чтобы повышать качество знаний , необходимо, чтобы уроки русского языка вызывали у детей интерес. А как этого добиться? Опыт работы в качестве учителя начальных классов показал, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что обучающиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учи- 2
телем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания на практике, процесс обучения чаще всего не вызывает интереса у школьников. Диагностическим инструментарием были избраны методики определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся по «Карте интересов», анкетирование «Как вы относитесь к учебе». Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики исходного уровня познавательного интереса учащихся по «Карте интересов» (А.Е. Голомшток, Приложение 4). По результатам диагностики сформированности основных потенциалов личности обучающихся получены данные.
Сферы деятельности

2012-13уч.г.
Математика 10% Гуманитарная сфера 8% Художественная деятельность 48% Физкультура и спорт 64% Коммуникативные интересы 13% Природа и естествознание 18% Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 7% Данные результаты явились отправной точкой для дальнейшего наблюдения за ребёнком, с помощью которых будет легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным для формирования у обучающихся познавательных интересов. Я задумалась над тем, как пробудить познавательный интерес к урокам русского языка, как повысить грамотность письма, как активно развивать словарный запас учащихся, его речевую и орфографическую грамотность, способность усваивать родной язык в устной и письменной форме. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к предмету можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь 3
внимание каждого ученика. Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Тема самообразования звучит так: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка». Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Актуальность опыта
Важное место в комплексе задач обучения русскому языку занимает проблема формирования познавательного интереса.
Познавательный интерес
- это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к учебному предмету. Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями по русскому языку можно путём умелого применения занимательных упражнений, игр с орфографическими, фонетическими, графическими, грамматическими заданиями. Занимательная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Одним из путей решения проблемы развития познавательного интереса может являться использование дидактических игр, в процессе проведения которых реализуется гуманитарная направленность школьного курса русского языка. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, 4
что неразрывно связано с развитием познавательного интереса. Таким образом, наблюдается
противоречие
между потенциальными возможностями дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных ступенях обучения русскому языку в школе. Сформулированное противоречие определяет
актуальность
данного и с с л е д о в а н и я и
проблему
исследования: как повысить уровень познавательного интереса учащихся при обучении русскому языку и какое место в этом процессе следует отвести дидактическим играм. Проблема определила тему опыта: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка».
Объектом исследования
— выступает процесс обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет

исследования
- дидактические игры как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Цель

исследования
- разработка и теоретическое обоснование методики применения дидактических игр с целью развития познавательного интереса младших школьников к русскому языку.
Гипотеза

исследования:
применение дидактических игр в процессе обучения русскому языку на разных этапах урока позволит повысить уровень познавательного интереса учащихся, если разрабатывать данные игры в соответствии с их структурой и на основе требований успешности их проведения. Учитывая актуальность данного вопроса,
цель
исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Проблема, цель, гипотеза исследования определили
задачи
исследования: 1. На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы выявить теоретико-методологиче ские о сновы использования дидактических игр с целью развития познавательного 5
интереса школьников в процессе обучения русскому языку. 2. Определить роль и место дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся. 3. Создать технологию разработки дидактических игр. 4. Разработать методику планирования и проведения дидактических игр с позиции их влияния на развитие познавательного интереса учащихся на различных ступенях обучения русскому языку. 5. Провести экспериментальную работу по определению эффективности с использования дидактических игр в процессе обучения русскому языку.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности процесса формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка посредством широкого внедрения в учебный процесс различных современных игровых технологий, которые позволят учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, повысить качество орфографических навыков, а также способствовать развитию грамотной устной и письменной речи .
Диапазон опыта.
Диапазон опыта - это уроки русского языка, которые позволят готовить учащихся к участию в конкурсах, проектах, олимпиадах, в подготовке к итоговой аттестации выпускника начальной школы.
2.Теоретическая база опыта
Познавательная деятельность учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.. 6
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили. Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младших школьников является игровая технология. Игра – это «дитя труда». Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и 7
воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность. Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанном на системном использовании 8
дидактической игры на разных этапах урока русского языка для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в условиях реализации УМК «Школа России ».Кроме того создан банк карточек, тестов, памяток. Материалы опыта могут быть использованы при работе учителя по любым УМК. Многие задания основаны на деятельностном подходе, могут быть использованы при работе в ходе реализации ФГОС. Опыт может быть использован в работе учителей начальных классов, учителей русского языка основной школы .
3.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Игровые педагогические технологии
9
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации: Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность. Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии. Существующие педагогические игры можно классифицировать: - п о о бл а с т и д е я т е л ь н о с т и : физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические; - п о х а р а к т е р у п е д а г о г и ч е с ко г о п р о ц е с с а : обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные; 10
- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации; - п о п р е д м е т н о й о б л а с т и : математические, исторические, экологические, физические, музыкальные, театрализованные, литературные и другие.
Виды уроков с использованием игровых технологий
В настоящее время есть несколько пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и другие). В своей педагогической деятельности я часто использую 2 вида уроков с игровыми технологиями: - урок с дидактической игрой; - урок - ролевая игра.
Урок с дидактической игрой
Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Учащийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть 11
конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. 12
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр. 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Требования к подбору игр следующие. 1. Игры должны соответствовать определенным у ч е б н о - воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. Выделяют следующие виды дидактических игр: 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр- упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 13
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. В своей работе я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры по разделам лингвистики (фонетиче ские, лексико-фразеологиче ские, по морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и т.д.)
Содержание обучения
Русский язык – школьный предмет, требующий большого труда. Из урока в урок стараюсь воспитывать у своих учеников любовь к родному языку, а это прежде всего – пробуждение интереса к нему. Ни для кого не секрет, что учиться хочется тогда, когда интересно учиться. Поэтому при подготовке к урокам подбираю такой материал, который был бы интересным, полезным в познавательном отношении, обогащал лексику детей, а также позволял провести на должном уровне обобщение приобретённых знаний по теме урока и проверить, насколько дети овладели умением применять эти знания на практике. Задача учителя состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов обучения, вызвать познавательный интерес к этому предмету. В связи с этим, планируя уроки, я думаю о том, как поддержать интерес детей к русскому языку, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Ведь для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях, они должны: - не утомляться; -быть эмоционально раскрепощёнными; - сохранять заинтересованность, увлечённость. Выполнению этих задач способствуют игры. Их использование 14
повышает интерес учащихся к изучению русского языка, способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала, позволяет избежать перегрузок учащихся. Увлечённый ребёнок никогда не утомится. Задолго до начала учебного года ( и особенно, когда набираю первоклассников) меня волнуют вопросы: С чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Каким образом стереть ту резкую грань, которая лежит между школой и детским садом? Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу. Для первоклассников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которая возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, Буратино разгадать ребус или загадки. Все уроки обучения грамоте проходят с использованием игры и тогда, когда знакомлю ребят с новой буквой, и когда систематизируем полученные знания . На начальном этапе обучении эффективнее использовать фонетические и графические игры. Вот пример таких игр .
(Приложение №1)
Эмоциональная атмосфера на уроках может создаваться за счет материалов занимательного характера: пословиц и поговорок, загадок и шарад, фразеологизмов и различных коротких и остроумных текстов. На ряду с фонетическими и графическими играми на уроке русского языка присутствуют и лексические, грамматические и орфографические игры.
(Приложение № 2.)
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том 15
случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Основным в дидактической игре на уроках русского языка является обучение русскому языку. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами в учебной работе. Какое же место должна занимать игра на уроке? Важно одно: 16
чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Применяемый на уроках игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал , создать на уроке определенное эмоциональное настроение. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.
(Приложение №3)
Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или в системе уроков. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы занимательные материалы , которые увлекательно подведут ребят к новым для них сведениям .На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение изученных правил и их практических применений . В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью я использую средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр вношу элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Многие упражнения строю на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, обеспечивать участие в 17
одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. В конце урока вместе с детьми, подвожу итоги соревнования, обращаю внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Я могу сказать ребёнку, допустившему ошибку, что он ещё не стал “капитаном” в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся анализирую не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. На таких уроках ставиться цель привить любовь к предмету учащимся с разными способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть победителями. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по русскому языку. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. Коллективные игры в классе я разделяю по дидактическим задачам урока: игры обучающие, игры контролирующие, игры обобщающие. Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований: 1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а 18
содержание материала – доступно пониманию школьников. 2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности. 3. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования) должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым. 4. Каждый ученик должен быть активным участником игры. 5. По содержанию они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. 6. Игровой характер должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру. 7. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой. 8. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как: а) положительное отношение к школе, к учебному предмету; б) умение и желание включиться в активную учебную работу; в) умение слушать друг друга; г) добровольное желание расширять свои возможности; д) раскрытие собственных творческих способностей; е) самовыражение, самоутверждение. По моему мнению, игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Рекомендации по подготовке и проведению дидактической игры
19
Проведение дидактических игр включает несколько этапов. Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу. Перед проведением игры необходимо: - тщательно изучить индивидуальные характеристики учащихся; - изучить интересы и увлечения учащихся; - предварительно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное время, или часть урочного времени; - хорошо подготовить игровую площадку и перед игрой напомнить учащимся, что им необходимо принести с собой. Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся, должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо: - доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным; - внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры; - давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; - предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки; - следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре; - следить за игровым временем; - стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете; - привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям. После окончания игры: 20
- проводить обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации с реальностью; - поощрять победителей. При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования: - постановка цели; - отбор содержания и его структурирование; - выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся; - разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры. Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.
Результативность дидактических игр.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления учащегося. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого преподавателя. «Игровые коллизии вызывают у обучающегося стремление анализировать, сопоставлять, исследовать 21
скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. «Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». ( К.Д.Ушинский)
Рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий

на уроках русского языка.
1 . Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения. 2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод. 3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу. 4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 1-4 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры. 5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. 6 . Пособия, помогающие учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и другие). 7. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела русского языка. 8. Игровые технологии используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала. 22
9. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения. 23

4.Результативность опыта
Работа над темой позволила мне добиться определенных результатов. Результативность опыта отслеживалась по следующим критериям: результаты диагностики «Карта интересов» (таблица), качество знаний по русскому языку (таблица). Результаты диагностики познавательных интересов по «Карте интересов» (Автор А.Е. Голомшток)


п/

п

Сферы деятельности

2012



2013

уч. г.

2013



2014

уч. г.

2 0 1 4



2015

уч. г.

2 0 1 5



2016

уч. г.
1 Математика 12% 20% 36% 40% 2 Гуманитарная сфера 8% 20% 24% 48% 3 Художественная деятельность 48% 56% 64% 92% 4 Физкультура и спорт 64% 68% 72% 96% 5 Коммуникативные интересы 20% 40% 56% 80% 6 Природа и естествознание 28% 44% 52% 92% 7 Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 8% 20% 24% 36% Результативность деятельности по формированию предметных знаний и компетенций характеризуется стабильностью учебных достижений учащихся по предмету, о чём свидетельствуют результаты таблицы.
Качество знаний по русскому языку:
24

Учебный

период

1класс.

2 0 1 2



2013

2класс,2013-

14г.

3класс,2014-

15.

4класс.2015-

16.

Качество

знаний
65% 82% 90%
Успеваемость
100% 100% 100% Анализ данных, приведённый в таблице, доказывает эффективность использования дидактических игр в учебном процессе. Самым значительным результатом явилось не только то, что учащиеся стали делать меньше ошибок в диктантах, тестах, контрольных работах, но и то что дети стали интересно выражать свои мысли в изложениях и сочинениях. В конце учебного года выпускники выполняли Всероссийские проверочные работы (русский язык, математика, окружающий мир). Все ученики справились с работами. Современный этап развития общества выдвигает на первое место задачу активизации личности человека в процессе его жизнедеятельности. Современному младшему школьнику необходимо приобрести стойкие умения и навыки для самостоятельного обогащения и использования в дальнейшей деятельности. Необходимые для осуществления этой деятельности знания умения, навыки приобретаются и формируются в учебном процессе именно в начальной школе. Практика современной школы показывает, что учащиеся часто отчуждены от образовательного процесса, и поэтому важнейшей задачей современного обучения будет являться заинтересованность учащихся в эффективном, самостоятельном процессе обучения. Умение учиться будет означать для детей свободную ориентировку в любой научной информации, умение применять знания на практике, самостоятельно добывать их. Эффективность процесса обучения обуславливается познавательной активностью ученика. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, 25
что с одной стороны, познавательная активность зависит от умения педагога создавать у каждого ученика установку на процесс учения. С другой стороны, познавательная активность является показателем познавательных возможностей младшего школьника, уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличие ценных мотивов учения. Активность в учении рассматривалась нами не просто как деятельностное состояние ученика, а как качество этой деятельности, в котором проявилась личность самого ребенка. Справившись с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы: · Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом. · В настоящее время существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения. · Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе · Дидактические игры имеют огромное значение при обучении детей младшего школьного возраста. Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов. Использование дидактических игр при обучении является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся начальной школы. Поэтому творчески работать следует каждому педагогу. Самым главным является то, что преподаватель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать дидактическую игру, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний. Учитывая то, что изучение проблемы использования дидактических игр 26
при обучении в начальной школе продолжаются и в настоящее время, а наше исследование является лишь кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в данном направлении по этой теме. Если систематически применять дидактические игры в образовательном процессе, познавательная деятельность учащихся активизируется, качество знаний заметно повышается. Таким образом, проделанная работа, позволяет сделать вывод, что система дидактических игр, используемых в процессе обучения, способствует формированию познавательного интереса и активности учения младших школьников.
5.Библиографический список
ЛИТЕРАТУРА 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998. 256 с. 27
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Уч. пос. М.: изд-во Флинта, 1997. 96 с. 3. Занько С.Ф., Тонников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение // Теория, практика и перспективы игров. обучения. М., 1992. Ч. 1. 128 с. 4. Игровые методы обучения // Метод, реком. / Сост. Душкова Т.А., Ковалева Н . Б . , Л и м Е . С . , М и у ш к и н а А . В . М . , 1 9 8 9 . 6 2 с . 5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Мо с к . п с и х . с о ц . и н - т, М . : и зд - в о Фл и н т а , 1 9 9 8 . 1 9 2 с . 6. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика 1985. 6. С. 57-61. 7. Нилова Л.Н. Обучение в процессе игры // Биология в школе, 1989. 8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие/ Моск. пед. ун-т. - М.: Рос. пед. Агентство 9. Интернет
Приложение.
1.Приложение № 1 –Игры на этапе обучения грамоте 28
2.Приложение № 2- Лексические, грамматические, орфографические игры 3.Приложение № 3-Игры на разных этапах урока 4.Приложение № 4-Тест
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Игры на уроках обучения грамоте

1. Передай скороговорку
29

Цель
– отработать чёткость произношения Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух. Скороговорки. 1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. 2. На дворе трава, на траве дрова. 3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба. 4. Водовоз вез воду из-под водопровода. 5. Архип осип. Осип охрип. 6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки. 7. Ушел косой козел с козой. 8. Прохор и Пахом ехали верхом. 9. Клади уголь в угол и т.д.
2. Глухие телефоны

Цель
– отработать чистоту произношения Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры. Скороговорки. 1. На машине мышь и Нина - вот какая мешанина. 2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши. 3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой. 4. У маленькой Сани сани едут сами. 5. Везет Сеня с Саней Соню на санях.
3. Что нарисовано?

Цель
- учить правильно ставить ударения в словах. Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.
1 Фонетические игры
Установление изучаемого звука в словах(« Чей голосок?),определение места звука («Где спрятался звук?») Игра “Живые буквы”. Детям выдаются буквы, они должны найти пару, 30
причем так, что бы получился слог( по опорной согласной или гласной). Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса). Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя). Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...). Называние общего слова. (стол, стул, шкаф-...). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
1. Угадай первый звук

Цель
- развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова. В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.
2. Поймай конец и продолжай

Цель
– учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас. Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...
3.Какой звук чаще звучит? (чистоговорки)

Цель
— развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать. Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся. Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г) Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая, Ира Боре - барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч) Над крышею груша У елки иголки колки
4. Лото

Цель
-учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей. Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п. 31

5. Слова – « перевёртыши»

Цель
- развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи. Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос- сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.
6. Какой звук пропал в слове?

Цель
- развивать фонематический слух, учить подбирать слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения. Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом - рифмой: Написал письмо я зайке, На аренду вышли ... игры, Но забыл приклеить . ..арки. Мы от страха все притихли Землю роет старый к...от, В зоопарке живет с...он, Под землею он живет. Словно дом огромен он. Нам темно. Мы просим папу Серый вол... голодный, злой, Нам включить поярче ла…пу. Бродит по лесу зимой. Прыгал птенчик по дорожке Подарили нам игрушки, И клевал большие к...ошки. Целый день стреляли ...ушки. Мама кукле шар... вязала Ей Наташа помогала. Своей младшей дочке Тосе Заплетала мама ....осы. газ и т.д.
7.Букву в клетку

Цель
– учить различать слова, сходной звуковой структуры. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились разные слова.
Б
а
К

Б
е
К

Б
у
К

Б
ы
К
к
А
р
А
в
А
й с
А
р
А
ф
А
н б
А
р
А
б
А
н т
А
р
А
к
А
н
2. Графические игры

1. Допишите элемент до буквы

Цель
– научить узнавать букву по её внешнему облику, научить печатать буквы. Какие буквы содержат предложенный элемент? 32

2..
Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой. Возле каждой буквы
допишите слово:
Дорога Окно Мыло
Цель
– учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.
3.
Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их
в алфавитном порядке,

4..
Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их
в алфавитном порядке,
прочитать, потом назвать по памяти.
Цель
– закрепить знание алфавита.
5.
.Вот какие
чудесные

квадраты
придумали давным-давно дети и послали в журнал «Чиж»
Ц е л ь
– учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.
Ч

И Ж

И

В

А

Ж А

Р
Почему они чудесные? Придумайте такие же.
Приложение №2

3.Лексические игры
33
Р

И

С

И Р

А

С

А

Д

К

У Б

У

Х О

Б

О К

М Я

Ч

Я

М А

Ч

А

Й


1. Какие это предметы?

Цель
- уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи. Дай быстрый и точный ответ Про каждый рисунок - предмет: Кто сделал его, из чего И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)
2. Загадки – «добавлялки»

Ц е л ь


учить подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением. Добавьте слова – рифмы: Верещунья, белобока А зовут ее ...(сорока) Хитрый след плести стараясь По сугробам прыгал ...(заяц) Мед в лесу медведь нашел Мало меду, много...(пчел) У меня пропал носок, Утащил его ...(щенок) Кто один имеет рог? Отгадайте ...(носорог)
3. Скажи правильно

Цель
- уточнить семантику слова. К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они еще не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их. Одетки - одежда Улиционер - милиционер Людь - человек Строганок - рубанок Сердитки - морщинки Копатка - лопатка Чаха- чашка Колоток - молоток Одуван- одуванчик Начаепился - напился чаю Ползук- паук Дождь налужил -лужи от дождя Мазелин - вазелин Нет, я вежа - в противоположность невеже Кружинки - пружинки Пальчатки – перчатки 34

4. Назови несколько предметов одни словом

Цель –
учить определять многозначность слова. Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.
5.3наете ли вы русские народные сказки?

Цель –
учить подбирать синонимы. В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы. В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конек-горбунок, ковер-самолет, золотой петушок, сани-самокаты, чудо- зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтет вслух, будет считаться победителем.
6. Антонимы

Цель
– учить подбирать антонимы. Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы. Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада А зовут меня...( прохлада) Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама. Потому что я ...(зима) Не бываю без начала, 35
Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я ...(конец). Я антоним к слову смех Не от радости, утех Я бываю, поневоле. От несчастья и от боли. От обиды, неудач. Догадались? Это ...(плач)
7.Крылатые слова

Цель
- уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма. Вариант первый. Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют Вариант второй. Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм. Водить за нос врать. Работать спустя рукава небрежничать
4. Грамматические игры

1. Знаете ли вы русский язык?

Цель
– учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ. а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном. Кот-коты дуга-дуги ведро-ведра Плот-плоты рука-руки бедро-бедра Крот-кроты мука-... перо-перья Грот- гроты беда-беды метро -... Цветок-цветы день-дни теленок-телята Человек-люди пень-пни цыпленок-цыплята Судно-суда лень-... козленок-козлята Морковь-... еда-... бочонок-бочонки
2. Вопросы «цепочкой»

Цель
– учить раскрывать единство текста. Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот 36
отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д. Например: - Какое время года сейчас? - Зима. Какие деревья зимой? - Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.
3. Какое слово подойдет?

Цель
– учить подбирать устойчивые словосочетания. К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый,)
4.Ответим на вопросы

Цель
- учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях. а) Учитель показывает картинку с изображением и задает вопрос: Что с ним сделано? Ответ должен быть однозначным. Например: Елка - срублена Картофель - выкопан Каша - съедена Лампа - зажжена Флаг - поднят Яблоко – сорвано б) Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам. Говорить- Идти- Читать- Глядеть- в) Кто больше составит ответов на любой вопрос из предложенных, используя данные глаголы. Например: приехать (когда?) утром. Вопросы: Когда? Как? Откуда? Куда? Где? Глаголы: уйти, спускаться, слушать, приехать, встретить, идти, собрать, бежать, перепрыгнуть, строить и т.д. 37
г) Можно дать детям карточки с несколькими глаголами. На доске записать вопросы. Дети должны выбрать вопросы и ответы на них, составив словосочетания. Раздаются карточки по типу лото. В колонке под нужным вопросом закрывают соответствующую строчку с употребленным глаголом. Если от одного и того же глагола можно задать несколько вопросов, закрывается несколько клеточек. Например, уйти (куда?) домой; (откуда?) из библиотеки; (как?) быстро; (когда?) утром. Когда? Как? Откуда? Куда? Где? Уйти Слушать Бежать Встретит ь
5. Орфографические игры

1. Овощи, фрукты, ягоды

Цель
- закрепить написание слов с большой буквы. Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете. Как пишутся эти слова? Могут ли они быть записаны с большой буквы?
2. Два предложения

Цель –
закрепить правописание слов с большой буквы. Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.
3. Как превратить...

Цель
– закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного. Превратите: мел в мелкое место. угол в топливо. шест в число.
4. Как пишется?

Цель
– закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов. 38
Как правильно записать предложение, раскрыв скобки? Солнце спряталось (за) бор. Котофей Иваныч Залезает на (за) бор- Прогуляться на ночь. Я. Козловский.
Приложение № 3
39

Игры на разных этапах урока

1.При изучении нового материала.

Тема: Родственные слов
Цель: Название родственных слов и наблюдение за ними. Учитель показывает мыло, спрашивает: — Как называется этот предмет? (Слово мыло записывается на доске и в тетрадях.) — А как называется эта коробочка (показывает мыльницу) ? (Под словом мыло записывается слово мыльница.) Как сказать по-другому «натереть руки мылом»? (Намылить.) — На доске и в тетрадях учащихся запись: -Как называют пузыри, которые любят пускать дети? (мыльные,пускаем пузыри) На доске и в тетрадях учащихся запись: мыло мыльница намылить мыльные Учитель. Слова, которые мы получили, близки по смыслу: и мыльница, и намылить ,мыльные связаны со словом мыло. Найдите во всех этих словах общую часть, которая делает слова близкими по смыслу (мыло, мыльница, намылить, мыльные). Записать предложение Мыло хорошо мылится, найти в нем родственные слова, подчеркнуть их, выделить в родственных словах общую часть.
Тема: Окончание
при ознакомлении учащихся с определением понятия «окончание» надо раскрыть как формальный его признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами). Сделать это можно примерно так: 1. Комментируемая запись текста: Книга. Книга— твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи, книгу береги, не пачкай, не рви. 2. Подчеркнуть в тексте слово, которое встречается во всех предложениях (т. е. подчеркнуть все формы слова книга). 3. На основе наблюдения делается вывод о том, что слово книга в предложениях изменяется (формы слова образуются изменением слова). 40
4. Найти изменяемую часть во всех формах слова книга: -а -е книг -ой -у 5. Учитель сообщает, что изменяемая часть (-а, -е, -ой, -у) называется окончанием. Какой же можно сделать вывод о том, что такое окончание? (Окончание — изменяемая часть слова.) Чтобы выявить синтаксическую роль окончания, надо предложить учащимся задание: вставить во все предложения слово книга с одним и тем же окончанием -а (в начальной форме). Что наблюдается? (Нарушился смысл предложений, предложения неправильны.) Значит, для чего же служит окончание? (Окончание служит для связи одного слова с другим.) Устанавливается, с какими словами связано слово книга во всех предложениях. Вывод читается по учебнику и анализируется по вопросам: что такое окончание? (Часть слова.) Какая это часть слова? (Изменяемая.) Для чего служит окончание? Как найти в слове окончание? (Нужно изменять слово. Сравнить формы одного и того же слова. Выделить ту часть, которая изменяется и стоит в конце слова.)
Тема : Приставка
Ознакомление с понятием «приставка»происходит с практическим использованием предметов .У учителя в руках ножницы и белый лист бумаги. Учитель выполняет следующие действия ,ученики в тетрадях записывают слова отрезал порезал надрезал вырезал срезал Дети делают вывод: Приставки служат для образования новых слов.
2.На этапе чистописания практикую давать детям ряд слов, в котором

надо найти «лишнее» слово.
41
Например, на доске записаны слова: метель, вьюга, честь, свекровь. «Лишними» могут быть: Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл., Честь – 1 слог, остальные двусложные. Свекровь – одушевленное, остальные неодушевленные.
Или задания следующего вида
У. Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав следующую запись: 5 3 1 Д В ? Д. Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит первая – А. Сегодня мы будем писать букву а.
3.Игры при работе со словарными словами

В словарной работе
я использую составление
словариков группами
. Работа с группой слов происходит творчески. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом. Например,
Россия, Кремль, Красная площадь, правительство,

председатель, Москва, столица, метро.
В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. В Москве проложено метро.
Изучение нового словарного слова

Садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветами.

* Прочитай шутливый текст. Впиши пропущенное слово и

родственное к нему.
Снится ___________ — ___________ сон. 42
Снится малине — малиновый сон. Только колючке не спится. Колючка боится, Что сон ей приснится Колючий-колючий
,
Как спица.
Игра «Звери спрятались»
Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных. Пришли ребята в зоопарк. Воз
ле в
хода – п
олень
я. И объявление: «Мухо
мор

ж
ареный».
Рысь
ю пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути за
слон
. Послыша
лось
рычание. «Принес
ти гр
абли! – скомандовал охранник. Принес
ли са
мые новые. «Вели
ка бан
ка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их! 43
Эти птицы не улетают зимовать в тёплые края. Вспомните их названия и решите кроссворд. 44

Памятки

1.Памятка «Какие буквы нельзя писать на слух».
• Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. •Буквосочетания чк, чн, щн, чт. •Правописание буквы ъ разделительный. •Правописание буквы ь разделительный. •Безударные гласные в корнях слов. •Парные согласные на конце слова. 45

Приложение №4

Определение мотивов учения

Тест Карта интересов для младших школьников.
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1. математика (1-й столбик в листе ответов); 2. гуманитарная сфера (2-й столбик); 3 художественная деятельность; 4 физкультура и спорт; 5 коммуникативные интересы; 6 природа и естествознание; 7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию. 46
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Лист вопросов.
1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность. 2. Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести. 3. Нравится ли петь, музицировать. 4. Нравится ли заниматься физкультурой. 5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры. 47
6. Нравится ли слушать или читать рассказы о природе. 7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). 8. Нравится ли играть с техническим конструктором. 9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами. 10. Нравится ли самостоятельно рисовать. 11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры. 12. Нравится ли руководить играми. 13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными. 14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами. 15. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях). 16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). 17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. 18. Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. 19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми. 20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их. 21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки. 22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей. 23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи). 24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества. 25. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. 48
26. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение). 27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями. 28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.). 29. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе. 30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями. 31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей. 32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках. 33. Нравится ли помогать другим людям. 34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения. 35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стират Карта интересов ребёнка. Лист ответов. Дата__________. Фамилия, имя_________________
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Анкета для учащихся.
1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру? 2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке? 3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую, парную? 4. На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)? 49
5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему? 6. Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры? 7. Что тебе больше всего нравится в игре? 50
Приложение 6 51
Приложение 7 52


В раздел образования