Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в группах
Автор: Гутырь Альбина Галимзяновна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Тарко-Салинский профессиональный колледж" Населённый пункт: г.Тарко-Сале Наименование материала: статья Тема: Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в группах Раздел: среднее профессиональное
Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в группах
Задания участникам игры:
1.
Администрация – Ваше представление о системе воспитательной работы в школе.
– Возможные формы взаимодействия с учителями и помощь в организации воспитательной ра-
боты в школе.
2.
Учителя – Сегодняшние трудности воспитательной работы в школе.
– ваши предложения по преодолению этих трудностей – конкретные формы и методы воспита-
тельной работы.
3.
Родители – Есть ли у вас проблемы в организации свободного времени ваших детей?
- В чем возможны точки взаимодействия учителей с родителями в организации свободного вре-
мени детей?
- Какую помощь ждете от учителей?
4 . Подростки – Какой должна быть внеурочная работа в школе?
- Какую роль вы отводите учителям в организации вашего досуга?
Школа сегодня очень сильно отличается от школы XX века: это не дань моде, это новый запрос
общества, это другая государственная политика в сфере образования, это новые тенденции в науке.
Всего каких-то 10 лет назад мы даже не думали о том, что, например, на своих уроках и в воспита -
тельной деятельности будем использовать компьютерную поддержку, мультимедийные технологии,
для контроля успеваемости обучающихся - Интернет, возможности сотовой связи. Поэтому наша
задача как педагогов, людей, которые обучают и воспитывают новое поколение, людей будущего,
быть если не на два шага вперед, то хотя бы на один происходящих событий, пытаться своими дей -
ствиями направить новое поколение на постоянное развитие и самосовершенствование.
Вам предлагается рассмотреть данную проблему с 4-х социальных позиций: администрации,
учителей, родителей и подростков. И на основании полученных результатов совместно разработать
рекомендации по усовершенствованию воспитательной системы в школе.
Эффективность воспитательной системы школы зависит по крайней мере от 4-х факторов:
Педагогические кадры – генератор и организатор воспитательных идей школы;
Сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания;
Родители, действующие либо в унисон со школой и выступающие в качестве одного из
субъектов школьного воспитания, либо затрудняющие усилия учителей;
Окружающая школу среда, которая может быть как позитивной в воспитательном отноше -
нии, так и негативной.
Поэтому работа по содержанию системы воспитания в нашей школе ведется по четырем направле -
ниям: работа с учителями, работа с обучающимися, работа с родителями, работа с внешкольными
организациями.
Говоря о воспитательной системе школы явно выделяются сильные стороны организации
воспитательного процесса и организации жизнедеятельности нашей школы, такие как:
Ежегодный рост удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе
– важнейшего показателя улучшения нравственно-психологического климата в учебном за -
ведении; (примером может служить победный результат нашего ОУ в акции, проводимой
ТК «Лента», который говорит о высокой популярности нашего учебного заведения среди
родителей в Кировском районе)
Обогащение теоретического и технологического арсенала педагогического коллектива, дея-
тельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой, личностно-ори -
ентированной;
Формирование индивидуальности школы с привлекательными и неповторимыми чертами
(В настоящее время школа является:
лидером в Кировском районе по организации профильного обучения,
опорной по внедрению информационных технологий в образовательный процесс,
базовой по обучению педагогических работников Кировского района по программе INTEL
«Обучение для будущего»,
имеет отдельную лицензию на ведение профессиональной подготовки по специальности
«Оператор электронных и вычислительных машин», что позволяет проводить обучение
работе на компьютерной технике по широкому спектру программ,
как
детей, так и
взрослого населения .
имеет статус Аккредитованного учебного центра Всероссийского Общества «Знание»
г. Москвы, что позволяет обучать население компьютерной грамоте и выдавать Сер-
тификат общероссийского образца).
В ходе педагогической деятельности использовались методы диагностики, которые позволи-
ли изучить вопрос об удовлетворенности учащимися школьной жизнью, оценить уровень воспитан -
ности, выявить отношение учащихся, педагогов к школе.
В ходе проведенной диагностики наличия и состояния воспитательной системы школы были полу-
чены следующие результаты:
В группе вопросов о целях воспитания 51% педагогов считает, что чаще всего цели образова-
ния и воспитания в нашей школе разрабатываются совместно, понятны и значимы.
В группе вопросов о содержании образования 50% человек считают, что часто в нашей школе
педагоги много времени уделяют изучению индивидуальности своих учеников; 75% чел. считает,
что часто именно директор берет на себя инициативу в инновационных процессах; 45% педагогов
часто чувствуют себя в школе в одной команде.
В группе вопросов об организационной структуре 44% педагогов считает, что позиция адми-
нистрации чаще всего согласованы, функциональные обязанности четко распределены. 70% считает,
что чаще всего в нашей школе царит порядок, только 30% педагогов уверены, что наши ученики
знают традиции школы. 80% педагогов всегда и часто удовлетворены расписанием уроков; 100% т.е.
единогласно, отметили, что администрация всегда поощряет тех, кто проявляет инициативу.
37% педагогов чаще всего удовлетворены микроклиматом в коллективе, хотя 30% педагогов
считает, что часто в отношениях коллег разных дисциплин возникает напряженность. Отрадно отме -
тить, что большинство (60%) педагогов уверены, что действия администрации не провоцируют на
конфликты в коллективе. А 70% утверждают, что в нашей школе чаще всего легко общаться с адми-
нистрацией. 60% педагогов считает, что в большинстве случаев наша школа прогрессивна. 50% пе-
дагогов уверены, что часто школьники гордятся своей школой. И наконец, 25% и 75% педагогов все -
гда и часто довольны работой школы.
По модулю о результатах учебно-воспитательного процесса хочется отметить, что только 60%
педагогов часто большое внимание уделяют индивидуальной работе с обучающимися; только 40%
педагогов всегда встречаются с родителями своих учеников, и 30% педагогов считают, что часто
уровень воспитанности наших учеников довольно высок.
До конца этого учебного года осталось не больше 2-х месяцев и я думаю, что мы вправе подве-
сти предварительные итоги воспитательной работы в нашей школе через призму развития воспита -
тельной системы. Исходя из поставленных задач, можно с полным правом сказать, что на сегодняш -
ний день они практически выполнены.
В этом году целью развития воспитательной системы школы на 2015-2016 учебный год яв-
ляется:
Создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,
гуманной, способной ценить себя и уважать других.
Задачи воспитательной деятельности педагогического коллектива способствующие ре-
шению поставленной цели:
Совершенствование
патриотического
воспитания
в
процессе
подготовки
и
празднования 65-летия окончания битвы под Сталинградом;
Профилактика безнадзорности, наркомании, вредных привычек и пропаганда
здорового образа жизни, укрепление связи семья-школа;
Совершенствование и развитие ученического самоуправления в школе, выявле -
ние и развитие творческих способностей обучающихся;
Создание системы пропедевтических мер по выбору будущей специальности
обучающимися;
Совершенствование методического мастерства классных руководителей
.
ПАТРИОТИКА
На основании плана учебно-воспитательной работы МОУ СОШ № 57 на 2007-2008 учебный
год в школе велась активная подготовка к празднованию знаменательной даты. В связи с данным со-
бытием в школе в ноябре 2007 года была проведена акция «Полотно Мира», в которой приняли уча-
стие около 1000 обучающихся, родителей, педагогов. В феврале этого года Полотно размером 8 м на
4 метра представлено на всеобщее обозрение в актовом зале основного здания школы. Данная ак-
ция вызвала живой интерес со стороны ребят и родителей, т.к. в подобных мероприятиях они ни-
когда не принимали участие. За февраль месяц наше Полотно посмотрело большое количество чело-
век, в том числе и приглашенные ветераны ВОВ. Так, Вразова Д.Г. выразила нам свою благодар-
ность за такой подарок к знаменательному событию и за то, что мы придумали окончание её новой
книги, где Д.Г. обязательно расскажет о нашей акции.
Кроме этого был составлен и успешно осуществлен план мероприятий заключительного эта-
па празднования 65-летия Победы под Сталинградом с обучающимися МОУ СОШ № 57.
31.01 проведены единые уроки Памяти, посвященные знаменательной дате. Организована
встреча с детьми Военного Сталинграда с обучающимися 1 «а», 1 «в», 3 «а», 3 «б» классов на базе
библиотеки №13, для обучающихся 1-4 классов - просмотр кинофильма «Сталинградская битва».
Уже стали традиционными проведение акций «Цветы на граните», «Открытка ветерану»,
конкурс боевых листовок, посвященный 65-летию Победы под Сталинградом среди 5-11 классов,
конкурс рисунков «Моя малая Родина» среди 1-х классов.
Проведены Конкурс чтецов среди 1-4-х классов, 5-7-х классов (ответственные: Родионова Т.А., Епи-
фанова Е.Г., Храмова Е.П.); конкурс литературно-музыкальных композиций «Чтобы помнили…»
( инсценировка песен военных лет) среди обучающихся 7-8-х классов (ответственная Земледенко
И.А.).
Кроме этого обучащимся 9-11 классов предложено участие в различных районных, го-
родских, областных конкурсах, посвященных знаменательной дате, такие как «Люди из легенды»,
«Сталинград – наша гордость и слава», «Великая Отечественная в жизни нашей семьи» (ответствен-
ные Бабкина А.Н., Величко Т.В.), где наши ребята получили призовые места..
Отрадно осознавать, что в стороне знаменательного события не остались и родители наших уче-
ников. Так, например, одна из родительниц 5 «б» класса помогла организовать встречу с ветераном
ВОВ Вразовой Д.Г., одна из родительниц 6 «а» класса постоянная помощница классного руководи-
теля в организации мероприятий на базе библиотеки № 13 (урок мужества «Волжская твердыня»).
Родители ребят начальной школы всегда приходят на помощь своим классным руководителям в под-
готовке и проведении внеурочных и общешкольных мероприятий, такие как спортивные праздники,
посвященные дню Защитников Отечества.
ПРОФИЛАКТИКА
Основными задачами образовательного учреждения в ходе проведения профилактических меро-
приятий на 2007-2008 учебный год являются:
1.
Ранняя диагностика и регистрация детей и семей группы риска и оказание им психолого-
педагогической поддержки.
2.
Сотрудничество с заинтересованными службами района, города.
3.
Координация работы классных руководителей и родительских комитетов 1-9-х классов с по -
мощью социально–педагогической службы.
4.
Организация и систематизирование профилактической работы по предупреждению обще -
ственно-опасных деяний среди обучающихся не достигших 14 лет.
Школа работает в сотрудничестве с учреждениями микросоциума: Кировским центром соци-
альной помощи семье и детям, детской библиотекой № 13, библиотекой № 21, РОВД ПДН Ки-
ровского р-на, сектором по делам семьи и детей территориального управления по Кировскому райо-
ну, районным наркологическим кабинетом. Заключены договор о творческом сотрудничестве с Вол-
гоградским центром детского технического творчества, центром детского творчества, с частной
школой «Воскресенье», договор о сотрудничестве с детской поликлиникой № 7.
Одной из задач воспитательной работы остается организация работы правового всеобуча для
обучающихся и их родителей. За отчетный период были организованы встречи родителей с инспек-
тором ПДН, организован и проведен день профилактики, в рамках которого были организованы бе-
седы специалистов РОВД, ПДН, ГИБДД с обучающимися 1-2-х, 8-11 классов.
В течение всего этого периода социальным педагогом Строгановой Ю. В. и классными руко-
водителями были проведены рейды по микроучастку, местам сбора подростков.
За истекший период организованы и проведены акции «Милиция и дети», «Без наркотиков», «Не -
формал», «Семья и дети».
Основными проблемами в профилактической работе остаются:
1.
Недостаточно внимания уделяется работе классных руководителей 5-8-х классов с родителя-
ми обучающихся.
2.
Недостаточно уделяется внимание классных руководителей индивидуальной работе с обуча -
ющимися 4-х, 6-х, 11-х классов.
Возобновление работы ученического самоуправления в этом году позволило решить мно-
гие проблемы жизнедеятельности школы. Большую активность проявляют конечно же старшекласс -
ники 10-11 классы, ребята хорошо организовали и провели такие общешкольные мероприятия, как
День самоуправления, акция «Полотно Мира», День Всех влюбленных, конкурс «Мисс Весна 2008».
Работа среднего звена в ученическом самоуправлении пока сводится к выполнению небольших по-
ручений, но и это не у всех еще получается.
Одним из средств развития воспитательной системы в нашей школе является цикл ключевых
творческих дел. Через КТД школа стремится к тому, чтобы каждый - и ребенок, и педагог – мог реа -
лизовать в нем себя как индивидуальность. Поэтому в этом году использовалась такая практика как
ответственный классный руководитель за проведение общешкольного мероприятия (напр-р, конкурс
чтецов, посвященный 65-летию победы под Сталинградом 1-4 классы отв. Родионова Т.А., литера-
турно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы под Сталинградом 3-4 классы отв.
Иванова Н.Б., «Посвящение в пятиклассники» отв. Чебанькова Т.А., «Мисс Весна-2008» 5-6 классы
отв. Новикова Т.В., Концерт «Новогодние таланты» для 7-8-х классов отв. Храмова Е.П., конкурс па-
триотической песни 7-8 классы отв. Земледенко И.А., литературно-музыкальная композиция «Что-
бы помнили», посвященная дню вывода войск из Афганистана 10-е классы отв. Величко Т.В. и т.д.).
Заканчивая рассмотрение направлений работы с обучающимися, хочется отдельно выделить
работу дополнительного образования. Наша школа имеет широкий набор объединений по интере -
сам, в этом учебном году их насчитывается 18 социально-педагогической, эколого-биологической,
естественно-научной и спортивно-технической направленности. В их деятельности принимают уча -
стие 34% обучающихся, общий охват дополнительным образованием обучающихся составляет 64%
всего списочного состава.
В нашей школе работает много замечательных педагогов, классных руководителей и это
подтверждают результаты проведенных опросов среди обучающихся 5-11 классов. Отрадно отме-
тить, что большинство обучающихся выделяют характерными чертами своего классного руководи -
теля, такие как доброта, справедливость и строгость. Практически во всех анкетах ученики отмеча -
ют большую роль кл. руководителя в своей жизни, которая помогает учиться, решать проблемы в
разных жизненных ситуациях. Но среди ответов встречаются и такие «Мой кл. руководитель – по-
фигистка, не умеет слушать, несправедливая» (9 «а»). Но есть и такие, которые не приняли участие
в проведении данного опороса – это 6 «в», 7 «а», 8 «а» - наверное, классные руководители данных
классов посчитали лишним проводить подобные опросы, и хочется верить, что в этих классах дети
позитивно настроены на своих классных руководителей.
В результате проведенных опросников и диагностик выяснилось, что не все в содержании и
организации воспитательного процесса устраивает педагогов, учащихся и родителей. В процессе
коллективного обсуждения и диагностической деятельности выявлены проблемы и недостатки в
воспитательной работе и жизнедеятельности школьного общества:
Недостаточно используются возможности системного подхода в воспитательной деятельно-
сти некоторых классных руководителей,
Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками и пе-
дагогами,
В образовательном и воспитательном процессе недостаточно учитываются индивидуальные
особенности личности ребенка, состояние его здоровья,
Не все резервы использованы в организации ученического самоуправления,
Нет еще четкой системы в планировании совместной деятельности школы и социального
окружения.
Все вышеперечисленное можно назвать новыми вполне выполнимыми задачами, стоящими перед
педколлективом на следующий учебный год.