Напоминание

Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в группах


Автор: Гутырь Альбина Галимзяновна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Тарко-Салинский профессиональный колледж"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в группах
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в группах

Задания участникам игры:
1.
Администрация
– Ваше представление о системе воспитательной работы в школе. – Возможные формы взаимодействия с учителями и помощь в организации воспитательной ра- боты в школе. 2.
Учителя
– Сегодняшние трудности воспитательной работы в школе. – ваши предложения по преодолению этих трудностей – конкретные формы и методы воспита- тельной работы. 3.
Родители
– Есть ли у вас проблемы в организации свободного времени ваших детей? - В чем возможны точки взаимодействия учителей с родителями в организации свободного вре- мени детей? - Какую помощь ждете от учителей? 4
. Подростки
– Какой должна быть внеурочная работа в школе? - Какую роль вы отводите учителям в организации вашего досуга? Школа сегодня очень сильно отличается от школы XX века: это не дань моде, это новый запрос общества, это другая государственная политика в сфере образования, это новые тенденции в науке. Всего каких-то 10 лет назад мы даже не думали о том, что, например, на своих уроках и в воспита - тельной деятельности будем использовать компьютерную поддержку, мультимедийные технологии, для контроля успеваемости обучающихся - Интернет, возможности сотовой связи. Поэтому наша задача как педагогов, людей, которые обучают и воспитывают новое поколение, людей будущего, быть если не на два шага вперед, то хотя бы на один происходящих событий, пытаться своими дей - ствиями направить новое поколение на постоянное развитие и самосовершенствование. Вам предлагается рассмотреть данную проблему с 4-х социальных позиций: администрации, учителей, родителей и подростков. И на основании полученных результатов совместно разработать рекомендации по усовершенствованию воспитательной системы в школе.
Эффективность воспитательной системы
школы зависит по крайней мере от 4-х факторов:  Педагогические кадры – генератор и организатор воспитательных идей школы;  Сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания;  Родители, действующие либо в унисон со школой и выступающие в качестве одного из субъектов школьного воспитания, либо затрудняющие усилия учителей;  Окружающая школу среда, которая может быть как позитивной в воспитательном отноше - нии, так и негативной. Поэтому работа по содержанию системы воспитания в нашей школе ведется по четырем направле - ниям: работа с учителями, работа с обучающимися, работа с родителями, работа с внешкольными организациями. Говоря о воспитательной системе школы явно выделяются
сильные стороны организации

воспитательного процесса
и организации жизнедеятельности нашей школы, такие как:  Ежегодный рост удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе – важнейшего показателя улучшения нравственно-психологического климата в учебном за - ведении; (примером может служить победный результат нашего ОУ в акции, проводимой ТК «Лента», который говорит о высокой популярности нашего учебного заведения среди родителей в Кировском районе)  Обогащение теоретического и технологического арсенала педагогического коллектива, дея- тельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой, личностно-ори - ентированной; Формирование индивидуальности школы с привлекательными и неповторимыми чертами (В настоящее время школа является:  лидером в Кировском районе по организации профильного обучения,  опорной по внедрению информационных технологий в образовательный процесс,  базовой по обучению педагогических работников Кировского района по программе INTEL «Обучение для будущего»,  имеет
отдельную
лицензию на ведение профессиональной подготовки по специальности «Оператор электронных и вычислительных машин», что позволяет проводить обучение работе на компьютерной технике по широкому спектру программ, как детей, так и
взрослого населения
.
 имеет статус Аккредитованного учебного центра Всероссийского Общества «Знание» г. Москвы, что позволяет обучать население компьютерной грамоте и выдавать Сер- тификат общероссийского образца). В ходе педагогической деятельности использовались методы диагностики, которые позволи- ли изучить вопрос об удовлетворенности учащимися школьной жизнью, оценить уровень воспитан - ности, выявить отношение учащихся, педагогов к школе. В ходе проведенной диагностики наличия и состояния воспитательной системы школы были полу- чены следующие результаты: В группе вопросов
о целях воспитания
51% педагогов считает, что чаще всего цели образова- ния и воспитания в нашей школе разрабатываются совместно, понятны и значимы. В группе вопросов
о содержании образования
50% человек считают, что часто в нашей школе педагоги много времени уделяют изучению индивидуальности своих учеников; 75% чел. считает, что часто именно директор берет на себя инициативу в инновационных процессах; 45% педагогов часто чувствуют себя в школе в одной команде. В группе вопросов
об организационной структуре
44% педагогов считает, что позиция адми- нистрации чаще всего согласованы, функциональные обязанности четко распределены. 70% считает, что чаще всего в нашей школе царит порядок, только 30% педагогов уверены, что наши ученики знают традиции школы. 80% педагогов всегда и часто удовлетворены расписанием уроков; 100% т.е. единогласно, отметили, что администрация всегда поощряет тех, кто проявляет инициативу. 37% педагогов чаще всего удовлетворены
микроклиматом
в коллективе, хотя 30% педагогов считает, что часто в отношениях коллег разных дисциплин возникает напряженность. Отрадно отме - тить, что большинство (60%) педагогов уверены, что действия администрации не провоцируют на конфликты в коллективе. А 70% утверждают, что в нашей школе чаще всего легко общаться с адми- нистрацией. 60% педагогов считает, что в большинстве случаев наша школа прогрессивна. 50% пе- дагогов уверены, что часто школьники гордятся своей школой. И наконец, 25% и 75% педагогов все - гда и часто довольны работой школы. По модулю
о результатах учебно-воспитательного процесса
хочется отметить, что только 60% педагогов часто большое внимание уделяют индивидуальной работе с обучающимися; только 40% педагогов всегда встречаются с родителями своих учеников, и 30% педагогов считают, что часто уровень воспитанности наших учеников довольно высок. До конца этого учебного года осталось не больше 2-х месяцев и я думаю, что мы вправе подве- сти предварительные итоги воспитательной работы в нашей школе через призму развития воспита - тельной системы. Исходя из поставленных задач, можно с полным правом сказать, что на сегодняш - ний день они практически выполнены.
В этом году целью развития воспитательной системы школы на 2015-2016 учебный год яв-

ляется:
 Создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других.
Задачи воспитательной деятельности педагогического коллектива способствующие ре-

шению поставленной цели:
 Совершенствование патриотического воспитания в процессе подготовки и празднования 65-летия окончания битвы под Сталинградом;  Профилактика безнадзорности, наркомании, вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни, укрепление связи семья-школа;  Совершенствование и развитие ученического самоуправления в школе, выявле - ние и развитие творческих способностей обучающихся;  Создание системы пропедевтических мер по выбору будущей специальности обучающимися;  Совершенствование методического мастерства классных руководителей . ПАТРИОТИКА На основании плана учебно-воспитательной работы МОУ СОШ № 57 на 2007-2008 учебный год в школе велась активная подготовка к празднованию знаменательной даты. В связи с данным со- бытием в школе в ноябре 2007 года была проведена акция «Полотно Мира», в которой приняли уча- стие около 1000 обучающихся, родителей, педагогов. В феврале этого года Полотно размером 8 м на 4 метра представлено на всеобщее обозрение в актовом зале основного здания школы. Данная ак- ция вызвала живой интерес со стороны ребят и родителей, т.к. в подобных мероприятиях они ни-
когда не принимали участие. За февраль месяц наше Полотно посмотрело большое количество чело- век, в том числе и приглашенные ветераны ВОВ. Так, Вразова Д.Г. выразила нам свою благодар- ность за такой подарок к знаменательному событию и за то, что мы придумали окончание её новой книги, где Д.Г. обязательно расскажет о нашей акции. Кроме этого был составлен и успешно осуществлен план мероприятий заключительного эта- па празднования 65-летия Победы под Сталинградом с обучающимися МОУ СОШ № 57. 31.01 проведены единые уроки Памяти, посвященные знаменательной дате. Организована встреча с детьми Военного Сталинграда с обучающимися 1 «а», 1 «в», 3 «а», 3 «б» классов на базе библиотеки №13, для обучающихся 1-4 классов - просмотр кинофильма «Сталинградская битва». Уже стали традиционными проведение акций «Цветы на граните», «Открытка ветерану», конкурс боевых листовок, посвященный 65-летию Победы под Сталинградом среди 5-11 классов, конкурс рисунков «Моя малая Родина» среди 1-х классов. Проведены Конкурс чтецов среди 1-4-х классов, 5-7-х классов (ответственные: Родионова Т.А., Епи- фанова Е.Г., Храмова Е.П.); конкурс литературно-музыкальных композиций «Чтобы помнили…» ( инсценировка песен военных лет) среди обучающихся 7-8-х классов (ответственная Земледенко И.А.). Кроме этого обучащимся 9-11 классов предложено участие в различных районных, го- родских, областных конкурсах, посвященных знаменательной дате, такие как «Люди из легенды», «Сталинград – наша гордость и слава», «Великая Отечественная в жизни нашей семьи» (ответствен- ные Бабкина А.Н., Величко Т.В.), где наши ребята получили призовые места.. Отрадно осознавать, что в стороне знаменательного события не остались и родители наших уче- ников. Так, например, одна из родительниц 5 «б» класса помогла организовать встречу с ветераном ВОВ Вразовой Д.Г., одна из родительниц 6 «а» класса постоянная помощница классного руководи- теля в организации мероприятий на базе библиотеки № 13 (урок мужества «Волжская твердыня»). Родители ребят начальной школы всегда приходят на помощь своим классным руководителям в под- готовке и проведении внеурочных и общешкольных мероприятий, такие как спортивные праздники, посвященные дню Защитников Отечества. ПРОФИЛАКТИКА Основными задачами образовательного учреждения в ходе проведения профилактических меро- приятий на 2007-2008 учебный год являются: 1. Ранняя диагностика и регистрация детей и семей группы риска и оказание им психолого- педагогической поддержки. 2. Сотрудничество с заинтересованными службами района, города. 3. Координация работы классных руководителей и родительских комитетов 1-9-х классов с по - мощью социально–педагогической службы. 4. Организация и систематизирование профилактической работы по предупреждению обще - ственно-опасных деяний среди обучающихся не достигших 14 лет. Школа работает в сотрудничестве с учреждениями микросоциума: Кировским центром соци- альной помощи семье и детям, детской библиотекой № 13, библиотекой № 21, РОВД ПДН Ки- ровского р-на, сектором по делам семьи и детей территориального управления по Кировскому райо- ну, районным наркологическим кабинетом. Заключены договор о творческом сотрудничестве с Вол- гоградским центром детского технического творчества, центром детского творчества, с частной школой «Воскресенье», договор о сотрудничестве с детской поликлиникой № 7. Одной из задач воспитательной работы остается организация работы правового всеобуча для обучающихся и их родителей. За отчетный период были организованы встречи родителей с инспек- тором ПДН, организован и проведен день профилактики, в рамках которого были организованы бе- седы специалистов РОВД, ПДН, ГИБДД с обучающимися 1-2-х, 8-11 классов. В течение всего этого периода социальным педагогом Строгановой Ю. В. и классными руко- водителями были проведены рейды по микроучастку, местам сбора подростков. За истекший период организованы и проведены акции «Милиция и дети», «Без наркотиков», «Не - формал», «Семья и дети». Основными проблемами в профилактической работе остаются: 1. Недостаточно внимания уделяется работе классных руководителей 5-8-х классов с родителя- ми обучающихся.
2. Недостаточно уделяется внимание классных руководителей индивидуальной работе с обуча - ющимися 4-х, 6-х, 11-х классов. Возобновление работы
ученического самоуправления
в этом году позволило решить мно- гие проблемы жизнедеятельности школы. Большую активность проявляют конечно же старшекласс - ники 10-11 классы, ребята хорошо организовали и провели такие общешкольные мероприятия, как День самоуправления, акция «Полотно Мира», День Всех влюбленных, конкурс «Мисс Весна 2008». Работа среднего звена в ученическом самоуправлении пока сводится к выполнению небольших по- ручений, но и это не у всех еще получается. Одним из средств развития воспитательной системы в нашей школе является цикл ключевых творческих дел. Через КТД школа стремится к тому, чтобы каждый - и ребенок, и педагог – мог реа - лизовать в нем себя как индивидуальность. Поэтому в этом году использовалась такая практика как ответственный классный руководитель за проведение общешкольного мероприятия (напр-р, конкурс чтецов, посвященный 65-летию победы под Сталинградом 1-4 классы отв. Родионова Т.А., литера- турно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы под Сталинградом 3-4 классы отв. Иванова Н.Б., «Посвящение в пятиклассники» отв. Чебанькова Т.А., «Мисс Весна-2008» 5-6 классы отв. Новикова Т.В., Концерт «Новогодние таланты» для 7-8-х классов отв. Храмова Е.П., конкурс па- триотической песни 7-8 классы отв. Земледенко И.А., литературно-музыкальная композиция «Что- бы помнили», посвященная дню вывода войск из Афганистана 10-е классы отв. Величко Т.В. и т.д.). Заканчивая рассмотрение направлений работы с обучающимися, хочется отдельно выделить работу дополнительного образования. Наша школа имеет широкий набор объединений по интере - сам, в этом учебном году их насчитывается 18 социально-педагогической, эколого-биологической, естественно-научной и спортивно-технической направленности. В их деятельности принимают уча - стие 34% обучающихся, общий охват дополнительным образованием обучающихся составляет 64% всего списочного состава. В нашей школе работает много замечательных педагогов,
классных руководителей
и это подтверждают результаты проведенных опросов среди обучающихся 5-11 классов. Отрадно отме- тить, что большинство обучающихся выделяют характерными чертами своего классного руководи - теля, такие как доброта, справедливость и строгость. Практически во всех анкетах ученики отмеча - ют большую роль кл. руководителя в своей жизни, которая помогает учиться, решать проблемы в разных жизненных ситуациях. Но среди ответов встречаются и такие «Мой кл. руководитель – по- фигистка, не умеет слушать, несправедливая» (9 «а»). Но есть и такие, которые не приняли участие в проведении данного опороса – это 6 «в», 7 «а», 8 «а» - наверное, классные руководители данных классов посчитали лишним проводить подобные опросы, и хочется верить, что в этих классах дети позитивно настроены на своих классных руководителей. В результате проведенных опросников и диагностик выяснилось, что не все в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов, учащихся и родителей. В процессе коллективного обсуждения и диагностической деятельности выявлены проблемы и недостатки в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного общества:  Недостаточно используются возможности системного подхода в воспитательной деятельно- сти некоторых классных руководителей,  Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками и пе- дагогами,  В образовательном и воспитательном процессе недостаточно учитываются индивидуальные особенности личности ребенка, состояние его здоровья,  Не все резервы использованы в организации ученического самоуправления,  Нет еще четкой системы в планировании совместной деятельности школы и социального окружения. Все вышеперечисленное можно назвать новыми вполне выполнимыми задачами, стоящими перед педколлективом на следующий учебный год.


В раздел образования