Технологии валеологического просвещения родителей как средство воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Автор: Скакун Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Захаровский детский сад Населённый пункт: Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Технологии валеологического просвещения родителей как средство воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Технологии валеологического просвещения родителей как
средство воспитания здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не
повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как
никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие
требования, соответствовать которым могут только здоровые дети [1]. А о здоровье можно
говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного
нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном
возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической
незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и
хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела.
Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного
аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических
патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также
аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные
нарушения в психофизическом развитии [4].
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:
падение уровня жизни;
социальные потрясения;
неблагоприятная экологическая обстановка в России;
ухудшение состояние здоровья матерей;
стрессы;
дефицит двигательной активности;
недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической
активности;
массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
частичное разрушение служб врачебного контроля;
неполноценное питание.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ
от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из
основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их
физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической
культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-
экономической и экологической ситуации в стране.
В данное время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения и
детей особенно остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию
здорового подрастающего поколения. В дошкольном образовательном учреждении задача
сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. Вводились
всевозможные закаливающие процедуры, оборудовались физиокабинеты. По-настоящему в
ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Основой успеха в воспитании
является положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя,
воспитателя. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг,
нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить [2].
Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявил крупнейший
отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное -
научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного,
содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость валеологического просвещения подчеркивают и исследования,
подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов
здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме валеологического просвещения
было определено, что "валеологическое просвещение - это процесс, который направлен на
сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано
с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это
инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с
перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса, то есть
валеологическое просвещение выступает как комплексный педагогический феномен". [5]
Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего,
процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка.
Широким спектром педагогических средств и приемов.
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые
оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления
здоровья детей при взаимодействии с семьей:
несовершенство нормативно-правовой базы: отсутствие государственных стандартов
по дошкольному образованию;
несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы
дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их
социальный статус;
отсутствие системы в лечебно-профилактической работе, отсутствие коррекционных
мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому,
психологическому и валеологическому направлениям;
недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного
учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая
регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп);
несовершенство физкультурно-оздоровительной работы - отсутствие системы;
несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров
современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса
(несформированность умений применения в практике здоровьесберегающих
технологий; авторитарное, должностное общение с детьми, инертность мышления;
отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; неполная
информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и,
соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду; стремление
воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием,
информационными стендами);
уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную
позицию в образовательном процессе ДОУ,
несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в
здоровом образе жизни;
отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей
здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса;
низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе [6].
Совместная работа с семьей должна строиться на следующих основных принципах,
определяющих ее содержание, организацию и методику.
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания
здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда
семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-
оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт
семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным
планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном
учреждении.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их
интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в
семье, а родителей - в детском саду.
Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы
взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и
групповые, так и традиционные и нетрадиционные.
В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и
его психомоторного развития;
участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические
требования, необходимость рационального режима и полноценного
сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и
температурного режима и т.д.;
ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в
детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие
ребенка;
обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной
гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ,
обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма
(фитотерапии, ароматерапии и т.д.).
Для реализации этих задач широко используются:
информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
консультации;
устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по
физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
семинары-практикумы;
деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми,
разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических
кроссвордов и т.д.;
"дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных
занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных
процедур;
совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.
Основой в технологии валеологического просвещения является индивидуальная
программа (план) оздоровления, разрабатываемая на каждого ребенка в начале
учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его
здоровья и психомоторного развития, которая включает:
анамнез заболеваемости за предыдущий период времени;
осмотр ребенка "узкими" специалистами и общее обследование (заключение
педиатра);
функциональную диагностику;
анализ навыков детей по основным видам движений;
анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
Также особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных
образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны
познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания
здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового
образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.
Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей
являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают
воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них
отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Наглядные
пособия помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых
детей. Также могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей
родителей проблеме здоровьесохранения детей, а также статьи для родителей, взятые из
других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной: "Дневной сон: нужен ли
и когда него отказываться", "Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка", "Тайны
здоровой пищи" и др.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к
активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью
валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.
Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только
на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей
к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение
всего пребывания в дошкольном учреждении.
Список литературы:
1.
Азбука здоровья: дайджест / Сост. Л. Г. Духанина; Обл. дет.- юнош. б-ка.- Томск,
2006.-32 с.
2.
Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. //Управление ДОУ. - №7. -
2006.
3.
Национальная доктрина образования (утвержд. Постановлением Правительства РФ
от 04.10.00г. № 751)
4.
Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Журнал "Дошкольное воспитание".
- №9. - 2004.
5.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.
6.
Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление
по результатам. М. Новая школа, 2003.