"Сохранение семейных традиций посредством изготовления обереговой куклы"
Автор: Семеновых Лариса Юрьевна Должность: воспитатель дошкольного учреждения Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24 - "Золотая рыбка" Населённый пункт: Пермский край г. Чусовой Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Сохранение семейных традиций посредством изготовления обереговой куклы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 24 «Золотая рыбка»
Проект
«
Куклы
из
бабушкиного
сундука
»
Составитель: воспитатель
Семеновых Лариса Юрьевна
высшая квалификационная
категория
Чусовой
2013 год
Изменения в дошкольном образовании, произошедшие на современном
этапе,
неизменно
затрагивают
культурную
жизнь
общества
и
вносят
коррективы
в
процесс
образования.
Одно
из
важных
направлений,
заложенных в ФГОС ДО отводится социально – коммуникативному развитию
детей.
Подобно родной речи, сказке, песне, замечательным историческим и
культурным наследием нашего народа является народная игрушка. Важное
место в народной культуре, по праву принадлежит рукотворной крестьянской
кукле. Народная кукла тысячелетиями воспитывала ребенка, она проверена
детской любовью к ней, детской игрой. У каждого народа с незапамятных
времен существовали свои куклы, через которые отражался общественный
уклад,
нравы
и
обычаи,
технические
и
художественные
достижения.
Народная
кукла
всегда
давала
детям
большие
возможности
для
самовыражения,
помогала
в
приобретении
опыта
общения
и
разрешения
конфликтов. Дети самого разного возраста старались создать своими руками
простую и в то же время красивую и многофункциональную игрушку.
О роли и значении народных кукол в формировании положительных
качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста
высказывали
свою
точку
зрения
Н.К.
Крупская,
А.С.
Макаренко,
Е.А.
Флерина, А.М. Горький, М.Е. Салтыков-Щедрин.
На первый взгляд, игра в куклы - это приучение к деятельности, но это
ещё
и
способ
самовыражения
играющего,
проявление
нравственно-
эстетических
чувств,
отражение
традиций
крестьянской
семьи,
которые
поддерживались, передавались из поколения в поколение. Кукла, как атрибут
игровой
деятельности
ребёнка
выступала
средством,
способствовавшим
трудовому
воспитанию,
воспитанию
любви
к
природе,
осознанию
принадлежности к ней, воспитанию коллективизма, в целом – приобщение к
духовному миру, в котором жили взрослые.
Обоснование проблемы.
В наши дни рукотворная кукла почти исчезла из быта, информация о
ней в значительной степени утрачена. Наблюдается резкое падение интереса
у детей, как к русской игрушке, так и к народной кукле. Хотя игрушка и игра
по-прежнему
занимают
важное
место
в
социально
–
коммуникативном
развитии детей.
Проблему создают следующие причины:
1.
Отношение
к
народной
кукле
в
пространстве
семьи.
Утрачены
истоки
народной
культуры.
Большинству
молодых
родителей
неизвестен
удивительный мир народной игрушки. Забыта как технология изготовления
народной куклы, так и игровые действия;
2. Отсутствие актуализации традиционной народной куклы в обществе.
Изобилие современных пластмассовых кукол вытеснили народную куклу:
куклу-малышку, куклу-маму, куклу – берегиню дома;
3.
Отсутствие
в
комплексной
программе
«Развитие»
под
редакцией
О.
Дьяченко (по которой работает наш детский сад) задач, направленных на
формирование интереса к народной игрушке;
Я согласна с исследователями, изучавшими народную игрушку. Она
действительно способствует формированию эстетических и нравственных
начал.
Дает
детям
большие
возможности
для
самовыражения.
Именно
поэтому,
хотелось
бы
с
помощью
прикосновения
к
народной
кукле
сформировать у детей такие интегративные качества, как эмоциональную
отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением,
умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Я
заметила,
что
дети
моей
группы
любят
играть
куклами,
изготовленными мною для кукольного театра, режиссерской игры, где сами
выстраивают сюжет, подбирают игрушки, атрибуты, выбирают игровые поля.
Побеседовав с детьми и проанализировав ситуацию в группе, мы выявили,
что:
1. 27 % детей не знают о народной кукле;
73% знают Дымковскую, Барби, Матрешку.
2. 15 % детей не могут ответить, для чего нужны народные куклы;
85 % детей считают, что куклами можно играть, ими любоваться.
3. 10 % детей не уверенны, что смогут сделать куклу своими руками;
90 % детей высказали свое желание сделать куклу.
Следует отметить:
1. у детей присутствуют точечные знания о народной кукле;
2.
нет
опыта
изготовления
народной
куклы
своими
руками,
но
у
большинства детей возник интерес и желание сделать куклу своими руками.
Направленность проекта:
Данный
проект
направлен
на
комплексную
интеграцию
образовательных
областей
в соответствии с федеральными государственными стандартами
дошкольного образования. Знакомство с народной куклой предполагает:
усвоение
норм
и
нравственных
ценностей
социально
–
коммуникативного развития.
развивает
интересы
детей,
любознательность,
познавательную
и
творческую активность.
обогащает словарь, способствует развитию связной и диалогической
речи.
развивает художественно – эстетические представления детей.
Цель проекта : познакомить дошкольников с русской народной куклой,
ее происхождением, и способами изготовления.
Задачи:
1. создать условия для формирования интереса у детей к народной
кукле;
2.
разработать
план
мероприятий
по
формированию
интереса
к
народной кукле;
3.
познакомить
детей
с
народными
традициями,
в
которых
были
задействованы лоскутные куклы;
4.
формировать
знания,
умения,
практические
навыки
работы
с
текстильными материалами;
5.
научить
детей
применять
в
работе
по
изготовлению
кукол
технологические карты;
6. научить простейшим приемам по изготовлению народных кукол:
- пеленашка;
- нитяная куколка;
- закрутка;
- крупеничка;
-столбушки;
-колокольчик.
7.
способствовать
развитию
у
детей
творческих
способностей,
стремление к самостоятельному творчеству;
8. прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный
вкус;
9.
вовлечь
родителей
в
образовательный
процесс
по
реализации
данного проекта.
Структура совместной организованной образовательной деятельности
Вводная часть:
игровая мотивация «Сюрприз из сундучка»;
история куклы.
Основная часть:
введение в практическую деятельность;
работа с технологической картой или графическими моделями;
самостоятельный выбор материалов;
пошаговое изготовление куклы с использованием технологических
карт и показа педагога.
Заключительная часть:
любование куклами;
использование фольклора;
пояснение особенностей игры с куклой;
обыгрывание.
Реализация проекта осуществлялась через совместную и
самостоятельную деятельность детей:
посещение «Центра народной культуры»;
выставки «В гостях у бабушки Лукерьи» в народном музее;
разработке
технологических
карт;
конспектов
по
изготовлению
народных кукол:
знакомство детей с историей происхождения народных кукол;
изготовлении народных кукол:
совместном обыгрывании
совместной разработке эскизов, создания макетов;
организации и проведения мастер – классов для родителей и педагогов;
презентации кукол детьми
создания мини – музея в группе и детском саду.
На занятиях дети научились самостоятельно изготавливать своими
руками народные куклы. Работая с детьми, я постоянно замечала, насколько
важно ребенку не просто изготовить какую либо куклу, но и обязательно
обыграть
ее,
включить
в
игровую
деятельность.
Завершающим
этапом
проекта стало создание мною мини – музея «Народная кукла».
Работая над проектом «Куклы из бабушкиного сундука» можно сделать
вывод,
что
знакомство
с
историей
народной
куклы
и
технологией
ее
изготовления,
необходимо начинать с детского сада. Работа с детьми по
данному проекту дает положительные результаты, дети в полном объеме
усвоили предлагаемый им материал. Знания и умения у детей выросли,
углубились за счет полученных навыков работы по изготовлению народной
куклы.
Этот
проект
предоставляет
возможности
для
творческого
самовыражения
детей,
формирования
навыков
работы
с
различными
материалами. Народная кукла наиболее близка детям и в то же время связана
со многими аспектами национальной культуры.