Напоминание

"Сохранение семейных традиций посредством изготовления обереговой куклы"


Автор: Семеновых Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24 - "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Пермский край г. Чусовой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сохранение семейных традиций посредством изготовления обереговой куклы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24 «Золотая рыбка» Проект « Куклы из бабушкиного сундука » Составитель: воспитатель Семеновых Лариса Юрьевна высшая квалификационная категория
Чусовой 2013 год Изменения в дошкольном образовании, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Одно из важных направлений, заложенных в ФГОС ДО отводится социально – коммуникативному развитию детей. Подобно родной речи, сказке, песне, замечательным историческим и культурным наследием нашего народа является народная игрушка. Важное место в народной культуре, по праву принадлежит рукотворной крестьянской кукле. Народная кукла тысячелетиями воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. У каждого народа с незапамятных времен существовали свои куклы, через которые отражался общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Народная кукла всегда давала детям большие возможности для самовыражения, помогала в приобретении опыта общения и разрешения конфликтов. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время красивую и многофункциональную игрушку. О роли и значении народных кукол в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста высказывали свою точку зрения Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, А.М. Горький, М.Е. Салтыков-Щедрин. На первый взгляд, игра в куклы - это приучение к деятельности, но это ещё и способ самовыражения играющего, проявление нравственно- эстетических чувств, отражение традиций крестьянской семьи, которые поддерживались, передавались из поколения в поколение. Кукла, как атрибут
игровой деятельности ребёнка выступала средством, способствовавшим трудовому воспитанию, воспитанию любви к природе, осознанию принадлежности к ней, воспитанию коллективизма, в целом – приобщение к духовному миру, в котором жили взрослые.
Обоснование проблемы.
В наши дни рукотворная кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Наблюдается резкое падение интереса у детей, как к русской игрушке, так и к народной кукле. Хотя игрушка и игра по-прежнему занимают важное место в социально – коммуникативном развитии детей. Проблему создают следующие причины: 1. Отношение к народной кукле в пространстве семьи. Утрачены истоки народной культуры. Большинству молодых родителей неизвестен удивительный мир народной игрушки. Забыта как технология изготовления народной куклы, так и игровые действия; 2. Отсутствие актуализации традиционной народной куклы в обществе. Изобилие современных пластмассовых кукол вытеснили народную куклу: куклу-малышку, куклу-маму, куклу – берегиню дома; 3. Отсутствие в комплексной программе «Развитие» под редакцией О. Дьяченко (по которой работает наш детский сад) задач, направленных на формирование интереса к народной игрушке; Я согласна с исследователями, изучавшими народную игрушку. Она действительно способствует формированию эстетических и нравственных начал. Дает детям большие возможности для самовыражения. Именно поэтому, хотелось бы с помощью прикосновения к народной кукле сформировать у детей такие интегративные качества, как эмоциональную отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Я заметила, что дети моей группы любят играть куклами, изготовленными мною для кукольного театра, режиссерской игры, где сами выстраивают сюжет, подбирают игрушки, атрибуты, выбирают игровые поля. Побеседовав с детьми и проанализировав ситуацию в группе, мы выявили, что: 1. 27 % детей не знают о народной кукле; 73% знают Дымковскую, Барби, Матрешку. 2. 15 % детей не могут ответить, для чего нужны народные куклы; 85 % детей считают, что куклами можно играть, ими любоваться. 3. 10 % детей не уверенны, что смогут сделать куклу своими руками; 90 % детей высказали свое желание сделать куклу. Следует отметить: 1. у детей присутствуют точечные знания о народной кукле; 2. нет опыта изготовления народной куклы своими руками, но у большинства детей возник интерес и желание сделать куклу своими руками.
Направленность проекта:
Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областей в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования. Знакомство с народной куклой предполагает:  усвоение норм и нравственных ценностей социально – коммуникативного развития.  развивает интересы детей, любознательность, познавательную и творческую активность.  обогащает словарь, способствует развитию связной и диалогической речи.  развивает художественно – эстетические представления детей.

Цель проекта
: познакомить дошкольников с русской народной куклой, ее происхождением, и способами изготовления.
Задачи:
1. создать условия для формирования интереса у детей к народной кукле; 2. разработать план мероприятий по формированию интереса к народной кукле; 3. познакомить детей с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы; 4. формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами; 5. научить детей применять в работе по изготовлению кукол технологические карты; 6. научить простейшим приемам по изготовлению народных кукол: - пеленашка; - нитяная куколка; - закрутка; - крупеничка; -столбушки; -колокольчик. 7. способствовать развитию у детей творческих способностей, стремление к самостоятельному творчеству; 8. прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус; 9. вовлечь родителей в образовательный процесс по реализации данного проекта.
Структура совместной организованной образовательной деятельности


Вводная часть:
 игровая мотивация «Сюрприз из сундучка»;  история куклы.
Основная часть:
 введение в практическую деятельность;  работа с технологической картой или графическими моделями;  самостоятельный выбор материалов;  пошаговое изготовление куклы с использованием технологических карт и показа педагога.
Заключительная часть:
 любование куклами;  использование фольклора;  пояснение особенностей игры с куклой;  обыгрывание. Реализация проекта осуществлялась через совместную и самостоятельную деятельность детей:  посещение «Центра народной культуры»;  выставки «В гостях у бабушки Лукерьи» в народном музее;  разработке технологических карт; конспектов по изготовлению народных кукол:  знакомство детей с историей происхождения народных кукол;  изготовлении народных кукол:  совместном обыгрывании  совместной разработке эскизов, создания макетов;  организации и проведения мастер – классов для родителей и педагогов;  презентации кукол детьми  создания мини – музея в группе и детском саду.
На занятиях дети научились самостоятельно изготавливать своими руками народные куклы. Работая с детьми, я постоянно замечала, насколько важно ребенку не просто изготовить какую либо куклу, но и обязательно обыграть ее, включить в игровую деятельность. Завершающим этапом проекта стало создание мною мини – музея «Народная кукла». Работая над проектом «Куклы из бабушкиного сундука» можно сделать вывод, что знакомство с историей народной куклы и технологией ее изготовления, необходимо начинать с детского сада. Работа с детьми по данному проекту дает положительные результаты, дети в полном объеме усвоили предлагаемый им материал. Знания и умения у детей выросли, углубились за счет полученных навыков работы по изготовлению народной куклы. Этот проект предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами. Народная кукла наиболее близка детям и в то же время связана со многими аспектами национальной культуры.


В раздел образования