Автор: Бронникова Татьяна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Населённый пункт: г.Алейск Алтайский край Наименование материала: статья Тема: Традиции семейного воспитания Раздел: дошкольное образование
Традиции семейного воспитания.
Традиционно,
основным
институтом
воспитания
человека,
начиная
непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением
как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются
первые
шаги
по
воспитанию
будущего
человека,
по
привитию
ему
определенных качеств, идей и взглядов. Процесс воспитания в семье - это
важнейшее
средство
обеспечения
существования
преемственности
поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в
жизнь общества. Веками накапливался народный опыт. Он охватывал всю
жизнь человека от рождения до смерти, с ее тяжелым трудом и веселыми
празднествами. Из поколения в поколение отбиралось лучшее из народной
культуры,
закреплялось
обычаем,
передавалось
от
старших,
опытных,
к
младшим-начинающим. Изучение
наших предков не только знакомит с
историей, но и помогает лучше осмыслить явления современности, дает
уроки стойкости и трудолюбия, формирует уважение к своему народу.
Сегодня,
особенно
важно
оздоровление
духовной
атмосферы
общества.
Воспитание «человеческого в человеке»
не возможна, без обращения к
нравственным
основам
и
к
культурным
традициям
предшествующих
поколений. Данная тема на сегодняшний день актуальна, так как позволяет
рассмотреть решение проблемы воспитания детей
в современный период.
Разрешить
противоречия
между
современным
духовно-нравственным
состоянием общества и утратой ценностных оснований воспитания в семье,
современным
кризисным
состоянием
семьи
и
отсутствием
системны
воспитания. Исследование семейных традиций: системы воспитания детей,
взаимоотношений членов семьи в историческом плане позволяет не только
проследить связь времен и бытование тех или иных явлений, но и сделать
выводы, необходимые для современной жизни.
«Передача трудовых традиций по иерархии родственных отношений, —
отмечала
М.М.
Громыко,
—
осуществлялась:
внутри
семьи;
через
отпочковавшиеся от нее семьи — по фамильному (родственному) гнезду в
пределах данной общины; через отселяющиеся семьи родственников — в
другие общины. Распространение по этим каналам шло не только за счет
непосредственной преемственности в семье между поколениями, естественно
продолжавшейся и в отделившихся, и в отселившихся семьях, но и за счет
общения родственников». Средства и методы передачи традиций зависели от
возраста ребенка. Для старших обязательно было включенность в трудовую
жизнь семьи и общины, для младших – участие в играх и праздничных
забавах, особенно народного календаря. Семья являлась основной ячейкой,
призванной физически охранять родившихся, давать детям необходимое в
будущей
жизни
умственное,
нравственное,
эстетическое
и
физическое
развитие. Старшее поколение родственников (бабушки и деды) иногда более,
чем родители, передавали семейные традиции и опыт (особенно трудовые
навыки) внукам. Опирались они в этом на закон, обычай, пример предков,
тем
самым
прививали
уважение
к
старшим,
трудолюбие,
приличное
поведение в обществе, давали нравственное воспитание в религиозной форме.
Более
полноценным
являлось
воспитание,
когда
в
семье
присутствовало
несколько поколений, и здесь важна была роль не только старших, но и детей
всех
возрастов,
ибо
происходило
их
с амово спитание. Семейное
домохозяйство в деревне было не только экономическим организмом, оно
и м е л о
и
м н ож е с т в о
д р у г и х
фу н к ц и й .
С р е д и
н и х
в е д у щ е й
была социализирующая: крестьянский двор и особенно его ядро — семья –
выступали как своеобразный «детский сад», «школа» и «университет» для
подраставших
детей, подростков и молодежи из числа как членов семейства
домохозяина, так и приселившихся лиц — воспитанников, опекаемых и др. В
рамках семьи происходила основная «работа» по физическому становлению
будущего труженика; по формированию, развитию интеллектуальных качеств
его
личности,
межпоколенной
передаче
знаний
об
окружающем
мире
(обучение); по развитию волевой и эмоциональной сфер, приобщению к
нормам социального поведения (воспитание); по регулированию девиантного
— отклоняющегося от общепринятой нормы поведения взрослых крестьян;
по
включению
подрастающего
человека
в
систему
общественных
и
культурных
ценностей
своей
среды,
закреплению
его
в
сложившейся
к
данному
моменту
системе
общения
и
социальных
отношений.
В
семьях
русских крестьян Сибири приобщение ребенка к трудовой жизни начиналось
очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как
неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи
проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся по дому в «ходунке»,
не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок,
заведенный в семье, наблюдал за распределением обязанностей между ее
членами,
правилами
поведения
и
многим
другим.
Детей
постепенно
включали
в
трудовую
деятельность
семьи,
с
учетом
физических
и
психических особенностей возраста и возможностей каждого. Учитывая это,
взрослые
на
первых
порах
старались
придерживаться
определенных
педагогических правил:
Все
в
меру.
Это
значило,
прежде
всего,
что
ребенка
нельзя
насильно
заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он
может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в
дальнейшем прока не будет от такого работника.
Каждой трудности - по разу. Для того, чтобы процесс систематического
обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и
монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать
себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс
обучения
ярким
и
интересным
занятием,
но
и
позволяло
выявить
индивидуальные склонности и способности.
Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или
иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мотивацию.
Крестьяне
прекрасно
знали,
что
возбудить
интерес
ребенка
к
работе,
ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было,
обрисовав ему конечный результат работы.
Возбуди интерес. Не
секрет,
что
освоение
любого
трудового
навыка
требует
от
ребенка
настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает
маленькому человеку. Для того чтобы справиться с такими возрастными
трудностями,
родители
старались
внести
в
процесс
обучения
какой-то
«интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом,
сделать сам труд радостным занятием.
Не наказывай работой. В традиционном крестьянском обществе строго
придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой (например, за
проступок
сулить
на
завтрашний
день
прополку).
Ребенок
может
начать
бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.
В семьях русских крестьян Сибири можно выделить ряд педагогических
принципов, которыми руководствовались взрослые члены семьи, часто по
традиции,
неосознанно,
приучая
детей
к
труду,
передавая
им
свой
хозяйственный и иной жизненный опыт.
1.
Прежде
всего,
это опосредованность
педагогического
влияния старших.
Очень важно было создать атмосферу радости, успешности, нужности труда
всех членов семьи и двора: эта атмосфера становилась мощным подспорьем в
трудовом воспитании. Большую роль в создании настроя, благоприятного для
совместного
труда
и
приобщения
к
нему
детей,
играли
семейные
хозяйственные обряды.
2. Одним из важнейших требований в деле передачи хозяйственного опыта
была
поэтапность
этого
процесса
при учете
возрастных
особенностей,
умственных
и
физических
возможностей детей.
Приобщение
младших
членов семьи к тем или иным работам происходило по достижении «поры»
—
определенного
возраста,
когда
можно
было
«рассчитывать
на
их
понятливость и умение».
3.
Очень
важным
принципом
было сочетание
педагогических
усилий
взрослых с самообучением, самовоспитанием и самотренировкой детей. В
целом оптимистически оценивая возможности хозяйственного образования и
воспитания в семье, крестьяне в то же время понимали, что многое зависит
от встречной активности ребенка, саморазвития его способностей.
4. Успешное педагогическое воздействие родителей и других старших членов
семьи основывалось преимущественно на силе их авторитета как умелых
хозяйственников. В
то
же
бремя
старшие
старались
соблюдать
и
необходимую меру строгости, последовательности и настойчивости в своих
требованиях.
5.
Для
правильного
трудового
воспитания
детей
чрезвычайно
важным
считалось участие в этом процессе обоих родителей.
Таким образом, семья являлась и является одним из важнейших институтов
любого
общества.
Последнее
десятилетие
в
жизни
нашего
общества
отмечено глубокими изменениями, затрагивающими все стороны его жизни, в
том числе и семейной. Семья по-прежнему играет большую роль в деле
формирования этнического самосознания и передачи традиций от старшего
поколения к младшему. Семья как социальный институт вплетена в систему
общественных
отношений
и
выполняет
ряд
функций
по
отношению
к
обществу,
наиболее
важными
из
которых
являются
воспроизводство
и
нравственно-патриотическое воспитание последующего поколения.
Список литературы
1. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.:
«Педагогика», 1972. – 129 с.
2. Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII —
первой
половины XIX
в.
/
Ин-т
истории,
филологии
и
философии.
Новосибирск: Наука, 1975.
3. Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в
XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск, 1989. С. 79.
4. Суханов И.В. Обычаи и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976.