Напоминание

Время глагола


Автор: Полякова Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Абатская СОШ № 2
Населённый пункт: село Абатское Тюменской области
Наименование материала: конспект
Тема: Время глагола
Раздел: среднее образование





Назад





Вид урока
: Изучение нового материала.
Тип урока
: исследование с использованием активных форм работы.
Тема урока
: Время глагола.
Цели урока:

1.

Обучающая
: помочь учащимся осознать то, что глагол имеет различные временные формы. Познакомить детей с тем, что глаголы совершенного вида имеют 2 формы времени ( прошедшее и будущее), глаголы несовершенного вида – 3формы (прошедшее, настоящее, будущее)
2.

Развивающая
. Развивать исследовательские навыки, умение самостоятельно делать выводы на основе изученного, умение различать времена глагола.
3.

Воспитывающая
. Воспитывать любовь к родному языку, способствовать становлению нравственных качеств: добросовестности, ответственности. Сплочению коллектива. Воспитывать интерес к истории родного края.
План урока
1. Разминка с выходом на тему урока. 2. Организационный момент. 3. Изучение нового материала. 4. Обсуждение результатов. 5. Экспресс-контроль. 6. Выводы по уроку. 7. Домашнее задание.

1.

Разминка.
Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Мужики такой печали Отродяся не видали; Стали думать и гадать- Как бы вора соглядать. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. Скажите, из какого произведения эти строки? Ребята, выпишите все глаголы и определите их вид и время: стал (пр. в,.с. в.), ходить(нфг, нес. в.), шевелить(нфг, несов. в), не видали(пр. вр., нес. в.), стали (пр. вр., нес. в.), думать, гадать (нфг, нес. в.), соглядать*(нф, нес. в.г), смекнули* (пр. вр, сов. в..), стоять (нфг, нес. в.),поберечь (нфг,сов, в.), подстеречь (нфг, сов. в.). 2. Ребята, вы уже догадались, какова тема нашего урока? - Время глагола. Верно. Я предлагаю вам выступить в роли исследователей и постараться самостоятельно сделать вывод по данной теме. Для этого вы разделитесь на группы и выполните ряд действий, которые вам в этом помогут. 3. Учащиеся получают заранее подготовленную матрицу для заполнения и тексты для анализа. Задание: заполните таблицу глаголами из данного текста и сделайте вывод. время Совершенный вид Несовершенный вид Настоящее время Прошедшее время Будущее время
4.
Что вы можете сказать по поводу категории времени глаголов? - Не все глаголы могут иметь все три формы времени. Глаголы совершенного вида имеют только форму прошедшего и будущего времени. Глаголы несовершенного вида могут иметь все три формы времени: прошедшее, настоящее, будущее. Как вы думаете, почему?
- Так как глаголы совершенного вида обозначают не продолжающееся во времени действие, завершённое действие. Молодцы, ребята. А теперь скажите, вы обратили внимание на то, о ком повествует текст, который вы изучали? Верно. В этом тексте говорится о П. П. Ершове. Как вы думаете, почему я предложила текст об этом человеке? - Скорее всего, потому, что он был нашим земляком. Мы должны помнить и гордиться своими земляками, внёсшими вклад в развитие культуры Сибири. Мы не должны забывать, то, что когда-то было сделано во благо нашего народа. Я с вами абсолютно согласна.
Поэт-сказочник П. П. Ершов в Тобольске. (текст для анализа)
П. П. Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии, расположенной в 15 км. от города Ишима. Эта деревня когда-то была крепостью, которая защищала от набегов степняков Горькой линии. Тянулась она от Оренбургских укреплений до Омска, а Горькой назвали её потому, что на пути было много горько-солёных озёр. Отец Ершова служил в полиции. Он хотел дать сыну образование. Для этого отправляет Петра в Тобольскую гимназию. В гимназии Ершов учится с отличием. После окончания, в 1830 году, вместе с семьёй уезжает в Санкт – Петербург. В 1834 году, в 19 лет, он напишет сказку «Конёк- Горбунок», которая прославит его имя по всей России, которую будут с огромным интересом читать и любить и взрослые и дети. Его произведение отличается красочностью, стремительным движением сюжета, живой речью. Сказка верит в торжество добра над злом. Летом 1836 года Ершов получил назначение учителем Тобольской гимназии, где организовал театр. Много времени и сил уделяет здесь Ершов делу народного образования. Когда в 1856 году он станет директором училищ Тобольской губернии, начнут открываться новые школы: в Ялуторовске, в Ишиме, Берёзовском и др. В 1858 году по просьбе крестьян родной деревни Безруковой на месте, где когда-то стоял дом Ершовых, начинается строительство церкви. Пётр Павлович отдал на неё всё, что мог, и в конце жизни заложил даже золотую цепочку от часов. Строительство церкви было завершено только после смерти писателя, в 1869 году.
Село Безруково было большим сибирским селом, оживлённым, зажиточным. В 1960 году оно переименовано в Ершово. Сейчас в нём около 100 дворов и чуть более трёхсот жителей. В 1960-1970 –е годы церковь была разрушена, и её можно увидеть только на фотографиях. В июле 1972 года в Тобольске был открыт памятник Ершову. Бюст поставлен в сквере, неподалёку от дома, где жил Ершов. Просмотр некоторых фотографий.
5.
Экспресс-контроль. Чтобы проверить, как вы поняли данную тему, предлагаю следующее задание: от данных глаголов образуйте формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
6.
Выводы по уроку.
7.
Домашнее задание. Пар. 115, упр.661. Сочинить сказку о времени глагола (творческое задание – индивидуальное). 1 вар. Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр. Писать Сказать Принести 2 вар. Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр. Думать Открывать прочитать


В раздел образования