"Педагогическая поддержка младшего школьника, испытывающего трудность в поведении". Из опыта работы.
Автор: Савельева Елена Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СШ №43 Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградской области Наименование материала: статья Тема: "Педагогическая поддержка младшего школьника, испытывающего трудность в поведении". Из опыта работы. Раздел: начальное образование
Из опыта работы. Статья на тему : «Педагогическая поддержка
младшего школьника, испытывающего трудность в поведении».
Наверное,
не
открою
никакого
секрета,
сказав,
что
в
каждом
классе
встречаются
дети,
которым
трудно
сидеть
на
одном
месте,
молчать,
подчиняться инструкциям. Такие «активные» детки создают нам учителям
дополнительные
трудности
в
работе,
потому
что
очень
подвижны,
вспыльчивы, раздражительны и порой безответственны.
Гиперактивные дети часто
создают конфликтные ситуации среди своих
одноклассников, задевают и роняют различные предметы, бегают, ведут себя
агрессивно. Они часто обижаются, но о своих обидах часто забывают.
Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей:
– совершает беспокойные движения кистями и стопами;
– не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;
– легко отвлекается на посторонние стимулы;
– с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в
коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);
– на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
– с трудом выполняет предложенные задания (не связанные с негативным
поведением или недостаточностью понимания);
– с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
– часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
– не может играть тихо, спокойно;
– много болтает, мешает другим, пристает к окружающим (например,
вмешивается в игры других детей);
– часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к
нему речь;
– часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;
– иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но
приключений или острых ощущений специально не ищет (например,
выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость (невнимательность).
У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у
девочек? По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет
в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около
10%.
Есть такой гиперактивный мальчик и в моём классе, который нуждается в
м о е й педагогической
поддержке .
Его
зовут
Смирнов
Слава.
Мальчик
воспитывается в неполной семье (родители развелись, когда Славе было 2
года).
В
воспитании
сына
маме
помогают
бабушки
и
дедушки,
которые
чрезмерно позволяли делать Славе всё, что он захочет с самого раннего
возраста.
Ребёнок
не
знает
слова:
«Нет»,
его
не
в
чём
стараются
не
ограничивать.
Формы и методы педагогической поддержки:
1.
Посадила Славу за первой партой в среднем ряду;
2.
Стараюсь давать Славе разные разовые поручения ( раздать тетради,
раздаточный материал по предметам, вымыть доску после урока, в
столовой раздать салфетки, убрать со стола посуду и т. д.)
3.
Есть у Славы и постоянное поручение. Он - ответственный за подборку
материала к классному уголку.
4.
Прошу его в случае затруднения обращаться за помощью к учителям.
5.
Стараюсь
регулировать
её
взаимоотношения
с
одноклассниками.
Прошу его помочь кому-нибудь из ребят подготовить сообщение или
рисунок.
6.
Когда Слава отвлекся на уроке, подхожу и, говоря задание, касаюсь её
плеча.
7.
Если вижу, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию –
не призываю его «проснуться», наоборот позволяла немного отдохнуть,
а потом повторяю ей задание индивидуально.
8.
Объясняю маме Славы , что улучшение состояния ребенка зависит не
только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и
последовательного отношения.
9.
Стараюсь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.
10. Стараюсь чаще хвалить ребенка.
11. Создаю
ситуации, в которых
Слава
показывает
свои сильные
стороны: он неоднократно участвовал в дистанционных олимпиадах по
математике,
русскому
языку,
окружающему
миру,
литературному
чтению, в творческих конкурсах и занимает призовые места. Слава с
удовольствием любит создавать презентации о животных , растениях и
выступать с ними на уроке окружающего мира. Кроме того с одной из
презентаций
по
ЗОЖ
Смирнов
Слава
занял
3
место
на
городском
конкурсе.
Рекомендации родителям:
1.
Избегайте,
с
одной
стороны,
чрезмерной
мягкости,
а
с другой
—
завышенных требований к ребенку.
2. Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
3. Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
4. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи,
учите ребенка четкому планированию своей деятельности.
5. Оградите
от
длительных
занятий на
компьютере
и
просмотра
телевизионных передач.
6. Не
прибегайте
к
физическому
наказанию!
Если
есть необходимость
прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в
определенном месте после совершения поступка.
7. Чаще хвалите ребенка.
8. Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену.
9. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый
трудный этап.
10. Не давайте одновременно несколько указаний.
Совместная работа учителя и родителей
дала результат: Слава стал
более
внимательным,
усидчивым,
самостоятельно
выполняет
задания
учителя, хорошо учится, да и конфликты с одноклассниками происходят все
реже, в классе у Славы появились друзья. Скоро у мальчика будет день
рождения, и я думаю, что он обязательно пригласит их на свой праздник.