Пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №47 "Веселинка" города Димитровграда Ульяновской области
Автор: Кузина Антонина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №47" Веселинка" Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область Наименование материала: Статья Тема: Пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №47 "Веселинка" города Димитровграда Ульяновской области Раздел: дошкольное образование
Пространства детей дошкольного возраста в соответствии с
принципами построения развивающей среды ДОУ №47 «Веселинка»
города Димитровграда Ульяновской области
В связи с переходом нашего детского сада на программу «От рождения до школы», и пересмотром
целей воспитания детей в современном обществе. Создано благоприятное условия для полноценного
проживания
ребенком
дошкольного
детства,
формирование
основ
базовой
культуры
личности,
всестороннее
развитие
психических
и
физических
качеств
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование
предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Большинство
ученых,
занимающихся
изучением
проблемы среды,
единодушны
во
мнении,
что
качество
воспитательно-образовательного
процесса,
повышение развивающего его
эффекта
во
многом
зависит
от организации
предметно
-
развивающей
среды
и
жизненного
пространства в
групповой
комнате
с
целью
обеспечения
свободной
самостоятельной
деятельности
и
творчества детей.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют пространства детей дошкольного
возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого
ребенка, оно имеет одно из главных преимуществ для ребенка т.к. мы должны научить его заботиться
о своем здоровье не только в детском саду ,но и за его приделами.
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,
что
позволяет
растить
их
общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными,
стремящимися
к
самостоятельности
и
творчеству.
В
современном
обществе
ребенок
должен
научиться находить общий язык со сверстниками, быть интересны
м и разносторонним.
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях
повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса, ребенок талантлив с рождения,
мы должны раскрыть в нем эти таланты
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в
соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Дети в дошкольном возрасте очень
любопытны, поэтому они легко впитывают те знания и умения, которые им преподносят взрослые
• уважительное отношение к результатам детского творчества, они в свои работы вкладывают самое
дорогое ...свою любовь
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и
семьи. Мы прекрасно все понимаем, что дети отражение своих родителей, поэтому мы должны
любить их и ценить каждый миг проведенный с ребенком. Значит - этому пониманию мы должны
научить взрослых.
•
соблюдение
в
работе
детского
сада
и
начальной
школы
преемственности,
исключающей
умственные
и
физические
перегрузки
в
содержании
образования
детей
дошкольного
возраста,
обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Самое главное, чтобы школа и детские
сады сотрудничали.
На
мой
взгляд, принципы
определенные
в
федеральных
государственных
требованиях
к
условиям
реализации
о сновной
о б щ е о б р а зо ват е л ь н о й
программы дошкольного
образования (информативности,
вариативно сти,
полифункциональности,
педагогической
целесообразности,
трансформируемости)
и организация жизненного пространства в нашем ДОУ на данном этапе отвечает (пока
частично) современным требования .
Организация Марина Воронина
Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с
принципами построения развивающей среды ДОУ №108
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали
Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и
взрослых в детском саду, в которой определены всем Вам хорошо
знакомые принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей
среды в ДОУ (Вы сейчас видите их на слайде). В современном детском саду
эти принципы могут осуществляться (и уже осуществляются) лишь частично. Для
более полной их реализации потребуются инновационное архитектурное
проектирование, новый дизайн, промышленная продукция (оборудование, мебель,
игрушки и др.) нового поколения. Тем не менее, руководствуясь
данными принципами , педагоги нашего дошкольного учреждения в течение
нескольких лет обустраивали жизненное пространство для своих малышей в
разных возрастных группах . Предлагаем Вам посмотреть на результаты их
творческой деятельности.
1. Принцип дистанции , позиции при взаимодействии ориентирован на организацию
пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Обеспечивается
использованием разновысокой мебели, высота которой может легко меняться в
зависимости от педагогических задач, подиумов, диванчиков, пуфиков, а также мягких
модулей.
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребёнком
в создании окружающей среды . Обеспечивается использованием больших модульных
наборов, центров песка и воды, использованием стен (н-р, на стенах могут
быть развешаны рамки на доступной для детей высоте , в которые легко вставляются
различные репродукции или рисунки, и тогда ребёнок может менять оформление стен
в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов). Для самых
маленьких детей (2—3 лет)используются живописные коврики со съемными
элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с
пуговицами могут преобразовываться, видоизменяться.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды ориентирован на
создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом , настроением и
возможностями детей . Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя
новые помещения и преобразуя имеющиеся; вариативное использование предметов (н-
р, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного
конструктора); полифункциональное использование помещений (спортивный
комплекс «мини-стадион»может быть установлен не только в физкультурном зале, но
и в спальне); встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные столы и полки и т. п.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (вплотную примыкает к
предыдущему « принципу стабильности – динамичности») – реализует
возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям
заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Обеспечивается использованием игровых и тематических зон, охватывающих все
интересы ребёнка, лёгких перегородок, шкафных перегородок, созданием места
отдыха, уединения.
5. Принцип учёта «половых и возрастных » различий реализует возможность для
девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в
нашем обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых
зон.
6. Принцип эмоциональности среды , индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Это «уголки уединения»; уютный
уголок с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху;
личное пространство ребёнка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для
хранения личных вещей, принадлежащих только ему , фотографии его семьи и т. д.).
Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в
котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его
достижений в рисовании, лепке и т. п.
7. Принцип открытости — закрытости. Открытость Природе –
это организация «зеленых комнат»; открытость Культуре — присутствие элементов
настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки; открытость Обществу и
открытость своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы , для чего
в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы и т.
п.
Рассмотрев возможные варианты обустройства пространства группового помещения
с выделенными спальнями, педагоги некоторых групп изыскали возможность
использования пространства спален для обустройства отдельной зоны (в частности,
активной, организовав рабочую и спокойную зоны в групповом помещении. Вот что у
них получилось (слайды).
Несколько лет назад во все группы ДОУ были приобретены одинаковые детские
игровые уголки «Жилая комната». Учитывая современные требования к организации
игрового пространства в группах старшего дошкольного возраста , они были
перепрофилированы в различные игровые центры (слайды).
В заключении мы бы хотели продемонстрировать Вам результаты прошлогоднего
смотра-конкурса по созданию мини-музеев в группах ДОУ