Напоминание

Пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №47 "Веселинка" города Димитровграда Ульяновской области


Автор: Кузина Антонина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47" Веселинка"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №47 "Веселинка" города Димитровграда Ульяновской области
Раздел: дошкольное образование





Назад





Пространства детей дошкольного возраста в соответствии с

принципами построения развивающей среды ДОУ №47 «Веселинка»

города Димитровграда Ульяновской области
В связи с переходом нашего детского сада на программу «От рождения до школы», и пересмотром целей воспитания детей в современном обществе. Создано благоприятное условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно - развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка, оно имеет одно из главных преимуществ для ребенка т.к. мы должны научить его заботиться о своем здоровье не только в детском саду ,но и за его приделами. • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. В современном обществе ребенок должен научиться находить общий язык со сверстниками, быть интересны м и разносторонним.
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация воспитательно-образовательного процесса, ребенок талантлив с рождения, мы должны раскрыть в нем эти таланты
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Дети в дошкольном возрасте очень любопытны, поэтому они легко впитывают те знания и умения, которые им преподносят взрослые • уважительное отношение к результатам детского творчества, они в свои работы вкладывают самое дорогое ...свою любовь
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Мы прекрасно все понимаем, что дети отражение своих родителей, поэтому мы должны любить их и ценить каждый миг проведенный с ребенком. Значит - этому пониманию мы должны научить взрослых. • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Самое главное, чтобы школа и детские сады сотрудничали. На мой взгляд, принципы определенные в федеральных государственных требованиях к условиям реализации о сновной о б щ е о б р а зо ват е л ь н о й программы дошкольного образования (информативности, вариативно сти, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости) и организация жизненного пространства в нашем ДОУ на данном этапе отвечает (пока частично) современным требования .
Организация
Марина Воронина
Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108 В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию
построения развивающей среды для организации жизни детей
и взрослых в детском саду, в которой определены всем Вам хорошо знакомые
принципы
личностно-ориентированной модели
построения развивающей

среды в ДОУ
(Вы сейчас видите их на слайде). В современном детском саду эти
принципы
могут осуществляться (и уже осуществляются) лишь частично. Для более полной их реализации потребуются инновационное архитектурное проектирование, новый дизайн, промышленная продукция (оборудование, мебель, игрушки и др.) нового поколения. Тем не менее, руководствуясь данными
принципами
, педагоги нашего
дошкольного
учреждения в течение нескольких лет обустраивали
жизненное пространство
для своих малышей в разных
возрастных группах
. Предлагаем Вам посмотреть на результаты их творческой деятельности. 1.
Принцип дистанции
, позиции при взаимодействии ориентирован на
организацию

пространства
для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Обеспечивается использованием разновысокой мебели, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, подиумов, диванчиков, пуфиков, а также мягких модулей. 2.
Принцип
активности – это возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей
среды
. Обеспечивается использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, использованием стен (н-р, на стенах могут быть
развешаны
рамки на доступной для
детей высоте
, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки, и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов). Для самых маленьких
детей
(2—3 лет)используются живописные коврики со съемными
элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться, видоизменяться. 3.
Принцип
стабильности – динамичности
развивающей среды
ориентирован на создание условий для изменения
среды в соответствии со вкусом
, настроением и возможностями
детей
. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; вариативное использование предметов (н- р, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора); полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион»может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в спальне); встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные столы и полки и т. п. 4.
Принцип
комплексирования и гибкого зонирования (вплотную примыкает к предыдущему «
принципу
стабильности – динамичности») – реализует возможность
построения
непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Обеспечивается использованием игровых и тематических зон, охватывающих все интересы ребёнка, лёгких перегородок, шкафных перегородок, созданием места отдыха, уединения. 5.
Принцип учёта
«половых и
возрастных
» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в
соответствии с принятыми
в нашем обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон. 6.
Принцип эмоциональности среды
, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Это «уголки уединения»; уютный уголок с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху; личное
пространство ребёнка
(кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей,
принадлежащих только ему
, фотографии его семьи и т. д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п. 7.
Принцип
открытости — закрытости. Открытость Природе – это
организация
«зеленых комнат»; открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки; открытость Обществу и открытость своего "Я" предполагает персонализацию
среды каждой группы
, для чего в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы и т. п. Рассмотрев возможные варианты обустройства
пространства
группового помещения с выделенными спальнями, педагоги некоторых групп изыскали возможность использования
пространства
спален для обустройства отдельной зоны (в частности,
активной,
организовав
рабочую и спокойную зоны в групповом помещении. Вот что у них получилось (слайды). Несколько лет назад во все группы ДОУ были приобретены одинаковые детские игровые уголки «Жилая комната». Учитывая современные требования к
организации

игрового пространства в группах старшего дошкольного возраста
, они были перепрофилированы в различные игровые центры (слайды). В заключении мы бы хотели продемонстрировать Вам результаты прошлогоднего смотра-конкурса по созданию мини-музеев в группах ДОУ


В раздел образования