Конспект занятия по познанию на тему: «Семейная фотография».
в средней группе
Программное содержание:
1. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) все те, кто
живет рядом с ребенком, имеют определенные обязанности.
2.Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и
будущем («я был маленьким, я росту, я буду взрослым»).
3. Помочь детям выразить свою точку зрения, обсудить со сверстниками различные
ситуации.
4. Воспитывать в детях доброе, нежное чувства к членам своей семьи, формировать
этические эталоны поведения в семье, закрепить умение называть имена членов своей
семьи, коротко рассказывать о своей семье.
Материал: Демонстрационная картина «Семейный портрет», фотографии каждой семьи
группы, д/и «Портрет семьи» (на каждого ребенка лист форматом А-3 с силуэтным
изображением папы, мамы, ребенка, готовые детали разной формы, величины, цвета), д/и
«Я росту» (изображения последовательного взросления ребенка).
Ход занятия:
Ребята, посмотрите внимательно на эту картинку. Назовите, одним словом всех этих
людей. (Семья) Правильно. У каждого из нас есть семья. Семья – это близкие родные
люди: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. В семье дружно живут взрослые и дети.
Они любят, уважают друг друга. Все члены семьи заботятся друг о друге. Все вместе
трудятся и вместе отдыхают.
Пальчиковая игра .
Это папа молодец,
Мамочка красивая,
Это братец сорванец
И сестренка милая,
Самый маленький здесь я,
Вот и вся моя семья.
Чтение стихотворения.
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пусть не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.
Их много и старых и новых - у нас у семейства большого!
Сегодня наши ребята принесли фотографии, и мы устроили выставку. Ребята, как
называется фотография, где изображена семья? (ответы детей: семейная. Как назовем
нашу выставку? (ответы детей: выставка семейных фотографий). Ребята, давайте
рассмотрим фотографии и угадаем, где чья семья. Посмотрите, сколько много разных
фотографий, и столько же много семей. Все семьи разные есть-большие, есть-маленькие.
А какие семьи у вас? (дети показывают и рассказывают у кого большая семья, а у кого
маленькая).
Вопросы: С кем ты живешь? Как зовут твоих близких? Кто в семье самый старший? Кто
самый младший? Что вы любите делать все вместе. (Семейные традиции, праздники,
праздники…). Ребята, посмотрите, на нашей выставке есть не только семейные
фотографии, но и отдельные портреты, на которых изображены члены тех же семей.
Давайте попробуем назвать членов семьи. Ребенок должен рассказать, кем в семье эти
люди приходятся друг другу. (Мультимедиа).
Вопросы: Кем приходится девочка для мальчика? (сестрой), для папы? (дочкой), для
дедушки? (внучкой), для дяди и тети? (племянницей). Кем является мальчик для девочки?
(братом), для мамы? (сыном), для бабушки? (внуком), для дяди и тети? (племянником).
Кем является мама для папы? (женой), для бабушки и дедушки? (дочкой).
Ребята, вы обратили внимание, что все дети рассказывали о своей семье с улыбкой? Кто
догадался почему? (Потому, что очень любят свою семью). Когда мама с папой рядом,
всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда
все вместе фотографировались. Недаром гласит народная мудрость: «Вся семья вместе и
душа на месте.
Ребята, а вы знаете пословицы про семью?
Согласие да лад-в семье клад.
Согласную семью горе не берет.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Согласная семья - самая счастливая.
Дружная семья гору сдвинет.
В родной семье и каша гуще.
Динамическая пауза
Вот как бабушка прядет.
(Перебирающие движения пальцами в воздухе сверху вниз)
Мама так пирог печет.
(Левая ладонь лодочкой вытянута в перед; правая ладонь лодочкой накрывает левую)
Так цыплят зовет сестра.
(Движения, имитирующие кормление цыплят)
Я на липу влез с утра.
(Имитация подъема на дерево)
Колет дед вот так дрова.
(Взмахи соединенными руками перед собой)
Так несу их вглубь двора,
Так отец рубанком струг.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Все умею я, мой друг.
(Руки разведены в стороны).
Дидактическая игра «Я росту».
Предложить детям рассмотреть еще одну фотографию: Вика в раннем возрасте, и
предложить отгадать, кто изображен на фотографии. Ребята, вы узнали кто это? (Дети
узнают Вику). А у меня еще есть Викины фотографии. Посмотрим, как она росла?
Воспитатель предлагает рассмотреть и разложить фотографии по порядку от младенчества
до настоящего времени.
Дидактическая игра: «Назови ласково». Вспомни и назови как ласково называют
тебя в семье. (солнышко, котик, звездочка, рыбка…)Дети стоят в кругу, первый ребенок
произносит как его называют дома, дотрагивается до соседа, следующий ребенок
произносит ласковое слово.
Дидактическая игра «Портрет семьи»
А теперь мы с вами сами создадим портрет семьи. Посмотрите, перед вами лежат части, из
которых мы создадим портрет мамы, папы и малыша. Сначала возьмем три заготовки для
лиц, и на их основе будем составлять портрет семьи. Сначала составим портрет мамы,
наложим на заготовку глаза, нос, рот, длинные волосы, затем украсим мамочку: наденем
ей красивые бусы. Дети под руководством воспитателя собирают портрет мамы. Теперь
изготовим папин портрет: прикрепим глаза, нос, рот, усы или бороду. Волосы у папы
короткие. Теперь составим портрет малыша: возьмем для лица основу круглой формы,
ведь малыши всегда пухленькие, прикрепим носик, ротик, глазки. У малыша-мальчика
короткие волосы, а малышке-девочке можно прицепить бантик. (Дети выполняют
задание). Посмотрите, какая дружная веселая семейка у нас получилась. Старайтесь,
чтобы такими же радостными были все члены вашей семьи.
Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся,
приходят на помощь. В семье тебя любят не потому, что ты маленький, а потому что ты
родной. О тебе заботятся, волнуются, если ты заболел. Гордятся своими успехами,
Огорчаются, если ты ведешь себя плохо. Радуются вместе с тобой. Хочется, чтобы и вы
ценили своих близких, никогда не огорчали их, заботились о них, когда станете
взрослыми. Каждому дому -
Радости вдоволь, …
Мы желаем… Каждому дому быть обойденным
Обидой, бедою
Каждой семье-над крышей аиста
Каждой семье вдоволь радости,
Жизни - до ста. Хлеба досыта!
Физкультминутка: «Семейная зарядка»
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Текст к слайдам:
1й сайд: Ребята, я хочу познакомить вас с семьей Петровых. Какая у них семья? (большая,
дружная…).
2й слайд: Этого мальчика зовут Ваня. Как ласково его называет мама? (Ванюша,
Ванечка…). Когда Ваня вырастит его будут звать Иван, а по отчеству Дмитриевич потому,
что его папу зовут Дима.
3й слайд: Кем маме и папе приходится Ваня? (сыном).
4й слайд: Кем девочке приходится Ваня? (братом).
5й слайд: Кем бабушке и дедушке приходится Ваня? (внуком). Кем тете и дяде приходится
Ваня? (племянником).
6й слайд: Эту девочку зовут Маша. Какое отчество у Маши? (Дмитриевна). Как вы
думаете, почему? Правильно, потому, что Ваня Машин брат, а у братьев и сестер отчества
одинаковые.
7й слайд: Кем маме и папе приходится Маша? (дочкой).
8й слайд: Кем бабушке и дедушке приходится Маша? (внучкой).
9й слайд: Кем тете и дяде приходится Маша? (племянницей). Хорошо, в семейных связях
разобрались. А теперь выходите на ковер, немного отдохнем.