Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями
Автор: Щербицкая Светлана Анатольевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска №5, "Мечта" Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югры, Тюменской обл. Наименование материала: статья Тема: Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного
возраста посредством взаимодействия с родителями
Подготовила: Щербицкая С.А.
(воспитатель высшей квалификационной категории)
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным
остается
стремление
человека
к
добру,
любви,
свету, красоте, истине. Сохранить человечность в
наших
детях,
заложить
нравственные
основы
бытия, научить их правилам общения и умению
жить среди людей - вот главные идеи воспитания
духовности и нравственности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас,
проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Есть хорошие слова «Детство
- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И от того, как прошло
детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
У нашего детского сада есть своя миссия, прежде всего, чтобы дети были
счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им
уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком
человеческого достоинства и взаимоотношения, чтобы каждый нашел свой
талант
и
среду
подлинного
интереса
в
жизни,
чтобы
они
дружили,
радовались
и
любили.
Духовно-нравственное
воспитание
-
одна
из
актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается
сегодня всеми, кто имеет отношения к детям.
Духовность
-
это
традиция
бережного
отношения
к
самому
себе,
окружающим
людям,
окружающему
миру,
передающаяся
из
поколения
в
поколение. И прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче
семья, чем крепче в ней связь между духовно-развитого человека. Известно,
что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура
общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет
ребенок, в которой происходит его становления и развитие.
Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители
и
воспитатели
-
люди,
составляющие
ближайшее
социальное
окружение
ребенка,
оказывается
определяющим
в
формировании
внутреннего
мира
ребенка.
Важным
условием
духовно
-
нравственного
воспитания
детей
является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие
личности
в
ребенке
полностью
возможно
только
через
включение
его
в
культуру собственного народа.
Приобщение
детей
к
отеческому
наследию
воспитывает
уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина
начинается с родного дома, улицы, на которой живет о и его семья, в семье
начинает
«расти»
будущий
гражданин
своей
страны.
Взаимодействие
с
родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального,
бережного
отношения
к
традициям
и
культуре
своего
народа,
а
также
сохранению семейных связей [4, С. 90].
Воспитатель
для
дошкольника
-
первый
человек
после
родителей,
обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор,
формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Нравственность
и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста,
как в семье, так и в детском саду [3, С. 29].
Предпринятые
на
сегодняшний
день
попытки
воспитания
духовно-
нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в
этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных
требований
и
образцов
поведения
на
основе
подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в
семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что
ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена
тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы
личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформирован как личность [5, С. 51].
Положительное
воздействие
на
личность
ребёнка
состоит
в
том,
что
никто кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нём.
Деятельность
семьи
по
развитию,
преобразованию
и
формированию
духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода
дошкольного возраста.
Основной
целью
сотрудничества
педагогов
и
родителей
по
духовно-
нравственному
воспитанию
является
возрождение
лучших
традиций
духовно-нравственного
воспитания
в
процессе
реализации
социально-
педагогических проектов по взаимодействию детского сада и семьей.
Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания
детей
включало
организацию
предметно-развивающего
пространства
дошкольного
учреждения.
В
группе
оформлен
музей:
«По
народным
истокам»
для
детей,
в
оформлении
использованы
элементы
русского
народного быта и культуры: глиняная посуда, домашняя утварь (коромысло,
ведра,утюг и др.), рушники, платки, куклы, изделия из бересты и много
другого.
Музей
был
собран
силами
родителей,
детей
и
педагогов.
Для
полноты
восприятия
детьми
«путешествие
по
времени»
родители
представили
для
экспозиции
различные
семейные
ценности,
коллекции:
«Женское рукоделие, скатерти, полотенца, салфетки; «Устаревшие предметы
быта», «Старинные елочные игрушки», «Детские фотографии мамы и папы».
Опыт
работы
показал,
что
необходимо
систематическое конструктивное сотрудничество
с
с емьей,
направленно е
на
с ох р а н е н и е
непрерывности
и
преемственности
духовно-
нравственного воспитания в семье и детском саду.
В своей каждодневной работе стараемся заинтересовать и привлечь к
партнерскому сотрудничеству семьи воспитанников, с целью развить у детей
уважение к обществу, традициям семьи, родному краю отечества, то есть
неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Очень ложно строить будущее, не зная прошлого. [1, С. 20] Именно поэтому
в
систему
традиционных
мероприятиях
были
включены
праздники
с
народными традициями, цель таких мероприятий - сохранить и возродить
культурные традиции предков, чтобы будущие поколения, чтили и любили
памятные даты своего Отечества.
В
рамках
духовно-нравственного
воспитания
мы
знакомим
детей
с
профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, о значимостью
добросовестного отношения к любому делу, с материалом, уважаемым в
обществе.
Был
создан
виртуальный
онлайн
–
музей,
для
просмотра
и
знакомства с русским бытом родителей совместно с детьми в домашних
условиях.
Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не
только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных
участников
формирования
детской
личности.
Поэтому
так
важно
тесная
взаимосвязь
педагогического
коллектива,
детей
и
родителей.
Именно
от
совместной
деятельности,
от
единства
мнений
зависит,
каким
вырастет
ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Список используемой литературы:
1.
Виноградова
Н.
,
Куликова
Т.
Дети,
взрослые
и
мир
вокруг.
М.
:
Просвещение, 1990 - С. 18 - 30.
2.
Мудрость воспитателя: Книга для родителей/ сост. Б. Бим-Бад и др. М. :
Педагогика, 1987
3.
Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании
дошкольника. - М. : Просвещение, 1987 - С. 27
4.
Счастная
A.
M.
По
ступенькам
нравственности.
-
Минск,
1990.
5.
Штольц К. , Хельмут Д. Как воспитать нравственное поведение. - М. :
Просвещение, 1986.
5.
Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -
М. : Просвещение, 1986.