Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализацииФГОС НОО
Автор: Краснова Наталия Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №30 г.Шахты Населённый пункт: Шахты Наименование материала: Статья Тема: Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализацииФГОС НОО Раздел: начальное образование
Модель организации внеурочной деятельности в условиях
реализацииФГОС НОО
В
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образованиявнеурочная
деятельность
-
это
составная
часть
образовательного
процесса.
Это
совокупность
всех
видов
деятельности
обучающихся
(кроме
учебной),
в
которых
возможно
и
целесообразно
решение
задач
их
воспитания
и
социализации.
Внеурочная
деятельность
является
равноправным,
взаимодополняющим
компонентом
базового
образования,
она
призвана
помочь
педагогу
и
обучающемуся
в
освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом
материале – и вывести на теже, что и в учебной деятельности, метапредметные
результаты,
сформировать
учебную
мотивацию.
Универсальные
учебные
действия
-
элемент
преемственности
урочной
и
внеурочной
деятельности
обеспечивают целостность содержания образования
Считаю, что в новом ФГОС начального общего образования внеурочной
деятельности
школьников
уделяется
особое
внимание,
определяется
ее
сущность
и
основное
назначение,
которое
заключается
«в
создании
дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей
школьников и разумной организации их свободного времени».
Внеурочная деятельность – часть учебного плана ФГОС НОО и ООО.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности на уровень обучения. План внеурочной деятельности
МБОУ
СОШ
№
30
определяет
состав
и
структуру
направлений,
формы
организации, объем внеурочной деятельности обучающихся НОО и ООО.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности прописываются
в
пояснительной
записке
образовательной
программы.
План
внеурочной
деятельности включается отдельным разделом в образовательную программу.
Целью
внеурочной
деятельности
является
содействие
в
обеспечении
достижения
планируемых
результатов
освоения
ООП
НОО
и
ООП
ООО,
формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью,
социальной активностью, качествами гражданина- патриота.
Внеурочнаядеятельностьв МБОУ СОШ №30 направленана:
-
реализацию
индивидуальных
потребностей
учащихся,
путём
предоставления
широкого
спектра
занятий,
направленных
на
развитие
творческих способностей, гражданское самоопределение и самореализацию,
г а р м о н и з а ц и ю
п о т р е б н о с т е й
о б у ч а ю щ и х с я
в
интеллектуальном,нравственном,культурномифизическомразвитии;
-
создание
оптимальной
социально-педагогической
воспитывающей
среды,направленнойнатворческоесаморазвитиеисамореализациюличности;
-
организацию
социально-психологической
поддержки
участников
образовательныхотношений;
- проведение работы по адаптации обучающихся при переходе на новый
уровень
образования.
Направления
и
виды
внеурочной
деятельности
определяются в соответствии с образовательными программами начального
общего образованияиосновногообщегообразованиявМБОУ СОШ№30. В нашем
образовательном учреждении действуют такие направления:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
-
социальное
(проектная
деятельность
является
составляющей
любого
направления).
Подбор
направлений,
форм
и
видов
деятельности
осуществляется
в
соответствии
с
индивидуальными
образовательными
потребностями
обучающихся.
Мною
было
выбрано
интеллектуальное
направление
«Юный
математик».
Используя
разнообразные
виды
деятельности,
увидела,
что
воспитательные результаты внеурочной деятельности отразились на качестве
метапредметных
знаний
учащихся.
Внедрила
в
работу
Учи.ру
–
онлайн
платформа, где ученики начальной школы всей России изучают математику в
интерактивной форме, которая соответствует Федеральному государственному
стандарту нового образца и положительно отражается на предметных знаниях
учащихся.
Учащиеся
моего
класса
приняли
участие
в
I
Всероссийской
метапредметной
олимпиаде
по
ФГОС
«Новые
знания»
для
учащихся
2-4
классов.
Организационную
модель
реализации
внеурочной
деятельности
определяет
МБОУ
СОШ
№
30
в
соответствии
с
индивидуальными
образовательными
потребностями
обучающихся,
ресурсами
школы
и
возможностями сотрудничества с учреждениями дополнительного образования,
культуры
и
спорта.
Учащиеся,
их
родители
(законные
представители)
участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Можно
заметить,
что
ФГОС
не
исключает
дополнительное
образование
детей
из
контекста образования, но переносит его в положение ресурса, возможность
использования
(или
не
использования)
которого
определяет
каждая
школа
самостоятельно. Сторонники такого подхода не видят принципиальной разницы
между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, полагая,
что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться.
Внеурочная
деятельность
реализуется
через
проведение
регулярных
еженедельных внеурочных занятий со школьниками и организацию занятий
крупными блоками - «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.).
Для
проведения
занятий
по
внеурочной
деятельности
допускается
комплектование групп в соответствии с запросом участников образовательных
отношений.
В качестве показателей успешной внеурочной деятельности для меня, как
педагога
может
быть
рассмотрено
физическое
здоровье
ребенка,
его
психическое
равновесие,
адекватная
самооценка,
осознание
выпускником
школьных лет как события в жизни. Высшим результатом воспитания является
развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе
и способность сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему
народу), так и конкретным людям, среди которых он живет. Личности ребенка
будет успешно развиваться в условиях психологической безопасности, когда
педагог признает
безусловной ценностью каждого ребенка, отказывается от
внешнего оценивания, стремится к
пониманию. В школе разработан план
изучения эффективности внеурочной деятельности. Проводимая диагностика
результатов внеурочной деятельности МБОУ СОШ №30 основана на условии
- результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-
оценочных процедур.
Участие обучающихся во внеурочной деятельности осуществляется на
основе свободного выбора ими направления деятельности. Основной формой
учёта внеурочных достижений обучающихся является
Портфолио, которое
имеет следующую структуру:
- «Мойпортрет»(информацияовладельце);
-
«Портфолио
достижений»
(дипломы,
грамоты,
сертификаты,
результаты
тестирования);
- «Портфолиотворческих работ»(поделки, стихи,рисунки,фотографии);
-
«Портфолио
отзывов»
(учебная
деятельность,
внеурочнаядеятельность,
хобби).
В нашей школе оценка эффективности внеурочной деятельности
на
каждом
уровне
достижения
воспитательных
результатов
производится,
прежде всего, с помощью диагностики личностного роста школьников «Репка»,
методики
определения
уровня
воспитанности
Н.П.
Капустина,
методики
изучения
уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив?»,
разработанной А.Н. Лутошкиным.
Анализ данных диагностики показывает, что 90% второклассников, 92
%
обучающихся 1 класса, 85% обучающихся 3 класса
имеют
высокий
познавательный
интерес, этим
обучающимся нравилось заниматься
в
выбранных объединениях внеурочной деятельности; 84% опрошенных
хотели
бы продолжить заниматься в выбранных направлениях.
Результаты
диагностики
с
использованием
методики
«Репка»
свидетельствует:
большинство обучающихся отмечают произошедшие изменения в собственном
развитии, у них улучшилась память, выносливость, доказательность мышления,
умение
контролировать
свою
работу,
умение
работать
самостоятельно,
без
помощи
взрослых,
умение
вести
себя
в
обществе,
умение
работать
в
коллективе.
По
результатам
проведённой
социометрии
отвергаемых
в
коллективе 2 класса нет, в 1 классе есть 3 отрицательных выбора, в 3 классе – 1
отрицательный выбор, во всех классах
сформировались
группы лидеров.
Уровень удовлетворённости родителей обучающихся 1-3
классов
работой
МБОУ СОШ №30, в том числе и организацией внеурочной деятельности
обучающихся, высокий.
Таким образом,
можно
говорить
о
действенности
созданной
организационной
модели
внеурочной
деятельности
в
МЮОУ
СОШ
№30,
полностью
удовлетворяющей
потребностям
и
запросам
обучающихся,
родителей (законных представителей).