Напоминание

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализацииФГОС НОО


Автор: Краснова Наталия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30 г.Шахты
Населённый пункт: Шахты
Наименование материала: Статья
Тема: Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализацииФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад





Модель организации внеурочной деятельности в условиях

реализацииФГОС НОО
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образованиявнеурочная деятельность - это составная часть образовательного процесса. Это совокупность всех видов деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, она призвана помочь педагогу и обучающемуся в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести на теже, что и в учебной деятельности, метапредметные результаты, сформировать учебную мотивацию. Универсальные учебные действия - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обеспечивают целостность содержания образования Считаю, что в новом ФГОС начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени». Внеурочная деятельность – часть учебного плана ФГОС НОО и ООО. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности на уровень обучения. План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 30 определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся НОО и ООО. Общие подходы к организации внеурочной деятельности прописываются в пояснительной записке образовательной программы. План внеурочной деятельности включается отдельным разделом в образовательную программу. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО, формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина- патриота. Внеурочнаядеятельностьв МБОУ СОШ №30 направленана: - реализацию индивидуальных потребностей учащихся, путём предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие творческих способностей, гражданское самоопределение и самореализацию, г а р м о н и з а ц и ю п о т р е б н о с т е й о б у ч а ю щ и х с я в интеллектуальном,нравственном,культурномифизическомразвитии; - создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды,направленнойнатворческоесаморазвитиеисамореализациюличности; - организацию социально-психологической поддержки участников образовательныхотношений; - проведение работы по адаптации обучающихся при переходе на новый уровень образования. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с образовательными программами начального
общего образованияиосновногообщегообразованиявМБОУ СОШ№30. В нашем образовательном учреждении действуют такие направления: - спортивно-оздоровительное; - духовно-нравственное; - общекультурное; - общеинтеллектуальное; - социальное (проектная деятельность является составляющей любого  направления). Подбор направлений, форм и видов деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся. Мною было выбрано интеллектуальное направление «Юный математик». Используя разнообразные виды деятельности, увидела, что воспитательные результаты внеурочной деятельности отразились на качестве метапредметных знаний учащихся. Внедрила в работу Учи.ру – онлайн платформа, где ученики начальной школы всей России изучают математику в интерактивной форме, которая соответствует Федеральному государственному стандарту нового образца и положительно отражается на предметных знаниях учащихся. Учащиеся моего класса приняли участие в I Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания» для учащихся 2-4 классов. Организационную модель реализации внеурочной деятельности определяет МБОУ СОШ № 30 в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся, ресурсами школы и возможностями сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Можно заметить, что ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переносит его в положение ресурса, возможность использования (или не использования) которого определяет каждая школа самостоятельно. Сторонники такого подхода не видят принципиальной разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, полагая, что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться. Внеурочная деятельность реализуется через проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и организацию занятий крупными блоками - «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.). Для проведения занятий по внеурочной деятельности допускается комплектование групп в соответствии с запросом участников образовательных отношений. В качестве показателей успешной внеурочной деятельности для меня, как педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, адекватная самооценка, осознание выпускником школьных лет как события в жизни. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему народу), так и конкретным людям, среди которых он живет. Личности ребенка
будет успешно развиваться в условиях психологической безопасности, когда педагог признает безусловной ценностью каждого ребенка, отказывается от внешнего оценивания, стремится к пониманию. В школе разработан план изучения эффективности внеурочной деятельности. Проводимая диагностика результатов внеурочной деятельности МБОУ СОШ №30 основана на условии - результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно- оценочных процедур. Участие обучающихся во внеурочной деятельности осуществляется на основе свободного выбора ими направления деятельности. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является Портфолио, которое имеет следующую структуру: - «Мойпортрет»(информацияовладельце); - «Портфолио достижений» (дипломы, грамоты, сертификаты, результаты тестирования); - «Портфолиотворческих работ»(поделки, стихи,рисунки,фотографии); - «Портфолио отзывов» (учебная деятельность, внеурочнаядеятельность, хобби). В нашей школе оценка эффективности внеурочной деятельности на каждом уровне достижения воспитательных результатов производится, прежде всего, с помощью диагностики личностного роста школьников «Репка», методики определения уровня воспитанности Н.П. Капустина, методики изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив?», разработанной А.Н. Лутошкиным. Анализ данных диагностики показывает, что 90% второклассников, 92 % обучающихся 1 класса, 85% обучающихся 3 класса имеют высокий познавательный интерес, этим обучающимся нравилось заниматься в выбранных объединениях внеурочной деятельности; 84% опрошенных хотели бы продолжить заниматься в выбранных направлениях. Результаты диагностики с использованием методики «Репка» свидетельствует: большинство обучающихся отмечают произошедшие изменения в собственном развитии, у них улучшилась память, выносливость, доказательность мышления, умение контролировать свою работу, умение работать самостоятельно, без помощи взрослых, умение вести себя в обществе, умение работать в коллективе. По результатам проведённой социометрии отвергаемых в коллективе 2 класса нет, в 1 классе есть 3 отрицательных выбора, в 3 классе – 1 отрицательный выбор, во всех классах сформировались группы лидеров. Уровень удовлетворённости родителей обучающихся 1-3 классов работой МБОУ СОШ №30, в том числе и организацией внеурочной деятельности обучающихся, высокий. Таким образом, можно говорить о действенности созданной организационной модели внеурочной деятельности в МЮОУ СОШ №30, полностью удовлетворяющей потребностям и запросам обучающихся, родителей (законных представителей).


В раздел образования