Напоминание

Профессиональные способности учителя и их развитие в условиях реализации ФГОС


Автор: Ширинкина Ольга Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профессиональные способности учителя и их развитие в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ

И ИХ РАЗВИТИЕ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ

И ИХ РАЗВИТИЕ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС


Важным психологическим ресурсом, который вкладывает человек в

процесс труда, являются его профессиональные способности!

Важным психологическим ресурсом, который вкладывает человек в

процесс труда, являются его профессиональные способности!

Профессиональные

способности –

индивидуально-

психологические

свойства личности

человека,

отличающие его от

других, отвечающие

требованиям данной

профессиональной

деятельности и

являющиеся

условием ее

успешного

выполнения.

Профессиональные

способности не

сводимы к

конкретным

знаниям, умениям,

навыкам, приемам.

Профессиональные

способности

формируются у

человека на основе

анатомо-

физиологических

особенностей

человека, задатков,

но в большинстве

профессий жестко не

определяются ими.


Способности разными авторами

рассматриваются:

в связи с деятельностью (способность как

свойство, влияющее на эффективность

деятельности, Б.М. Теплов);

в связи с психическими процессами (С,Л.

Рубинштейн) и уровнем их

функциональных систем (В.Д. Шадриков),

как до-деятельностные характеристики

личности (Т.И. Артемьева).

Успешное выполнение деятельности чаще

может быть обеспечено не отдельной

способностью, а их своеобразным

сочетанием, характеризующим данную

личность (Б.М. Теплов).


Целесообразно выделять

общечеловеческие

способности, которые

являются необходимым

фоном для выполнения

профессиональной

деятельности, а также

общие профессиональные

и специальные

способности.


Общечеловеческие способности – это психологические свойства,

необходимые для включения человека в любую трудовую и

профессиональную деятельность. К ним относят:

1


На фоне

общечеловечески

х способностей

возникают

специальные

способности

технические

гуманитарные

художественные

музыкальные


Общие

профессиональные

способности
– это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.) •
Специальные

профессиональные

способности
– это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки).

Различают также многосторонние,

полимодальные специальные

способности (например, инженер-поэт,

математик-скульптор) и одномодальные

способности. Общим для полимодальных

способностей является творческость,

наличие ярких образов, способность к

представливанию, чувство материала,

легкость образования ассоциаций,

перенос и др.


Профессиональные

способности соотносимы с

профессиональными знаниями

и умениями. Реальное

выполнение труда невозможно

без запаса профессиональных

знаний (сведений о разных

сторонах профессиональной

деятельности, о способах их

осуществления) и

психологических знаний

(знаний о структуре труда, о

способностях, о мышлении).


ВЫВОД

Профессиональные способности – это

свойства человека, исполняющего

деятельность, а профессиональные

умения – характеристики выполнения

деятельности данным конкретным

человеком; способности более

характеризуют личность, а умения –

деятельность; способности реализуются

в умениях и навыках.



Список литературы
• Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1995. • Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004. • Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003. • Мучински П. Психология. Профессия. Карьера. СПб., 2004. • Ширапова Д. Д. Изменение образа психолога в самооценках студентов // Психология XXI века. Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2004. С. 335–337.


В раздел образования