Профессиональные способности учителя и их развитие в условиях реализации ФГОС
Автор: Ширинкина Ольга Михайловна Должность: учитель Учебное заведение: КОУ "Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Урай, ХМАО-Югра Наименование материала: Методическая разработка Тема: Профессиональные способности учителя и их развитие в условиях реализации ФГОС Раздел: среднее профессиональное
Важным психологическим ресурсом, который вкладывает человек в
процесс труда, являются его профессиональные способности!
Важным психологическим ресурсом, который вкладывает человек в
процесс труда, являются его профессиональные способности!
•
Профессиональные
способности –
индивидуально-
психологические
свойства личности
человека,
отличающие его от
других, отвечающие
требованиям данной
профессиональной
деятельности и
являющиеся
условием ее
успешного
выполнения.
•
Профессиональные
способности не
сводимы к
конкретным
знаниям, умениям,
навыкам, приемам.
Профессиональные
способности
формируются у
человека на основе
анатомо-
физиологических
особенностей
человека, задатков,
но в большинстве
профессий жестко не
определяются ими.
Способности разными авторами
рассматриваются:
•
в связи с деятельностью (способность как
свойство, влияющее на эффективность
деятельности, Б.М. Теплов);
•
в связи с психическими процессами (С,Л.
Рубинштейн) и уровнем их
функциональных систем (В.Д. Шадриков),
как до-деятельностные характеристики
личности (Т.И. Артемьева).
•
Успешное выполнение деятельности чаще
может быть обеспечено не отдельной
способностью, а их своеобразным
сочетанием, характеризующим данную
личность (Б.М. Теплов).
Целесообразно выделять
общечеловеческие
способности, которые
являются необходимым
фоном для выполнения
профессиональной
деятельности, а также
общие профессиональные
и специальные
способности.
Общечеловеческие способности – это психологические свойства,
необходимые для включения человека в любую трудовую и
профессиональную деятельность. К ним относят:
1
На фоне
общечеловечески
х способностей
возникают
специальные
способности
технические
гуманитарные
художественные
музыкальные
•
Общие
профессиональные
способности – это
психологические
свойства личности,
требуемые от человека
данной конкретной
профессиональной
деятельностью. Они
определяются
предметом труда в
профессии (человек,
техника, природа и
др.)
•
Специальные
профессиональные
способности – это
психологические свойства
личности, требуемые от
человека в рамках данной
профессии, но при более
узкой специализации.
Специальные
профессиональные
способности определяются
конкретными условиями
труда, в том числе особыми
(дефицит времени,
информации, перегрузки).
•
Различают также многосторонние,
полимодальные специальные
способности (например, инженер-поэт,
математик-скульптор) и одномодальные
способности. Общим для полимодальных
способностей является творческость,
наличие ярких образов, способность к
представливанию, чувство материала,
легкость образования ассоциаций,
перенос и др.
•
Профессиональные
способности соотносимы с
профессиональными знаниями
и умениями. Реальное
выполнение труда невозможно
без запаса профессиональных
знаний (сведений о разных
сторонах профессиональной
деятельности, о способах их
осуществления) и
психологических знаний
(знаний о структуре труда, о
способностях, о мышлении).
ВЫВОД
•
Профессиональные способности – это
свойства человека, исполняющего
деятельность, а профессиональные
умения – характеристики выполнения
деятельности данным конкретным
человеком; способности более
характеризуют личность, а умения –
деятельность; способности реализуются
в умениях и навыках.
Список литературы
•
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.
Екатеринбург, 1995.
•
Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.
СПб., 2004.
•
Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003.
•
Мучински П. Психология. Профессия. Карьера. СПб., 2004.
•
Ширапова Д. Д. Изменение образа психолога в самооценках
студентов // Психология XXI века. Материалы Международной
межвузовской научно-практической конференции студентов,
аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2004. С. 335–337.