"Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Горбунова Юлия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 33 "Аленький цветочек" Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: Статья Тема: "Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста»
Бородич А. М. дает следующее определение, словарь – это слова
(основные единицы речи), обозначающие предметы, явление, действие и
признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и
пассивный.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает,
но
и
употребляет
в
речи.
В
активный
словарь
ребенка
входит
общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических
слов,
повседневное
употребление
которых
объясняется
условиями
жизни
ребенка.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не
употребляет в речи. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда
относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту,
которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.
Уровень развития словаря определяется количественными и
качественными показателями. С помощью речи, слов ребенок обозначает
лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка
появляются
слова
конкретного
значения,
позднее
слова
обобщающего
характера.
В своей работе: «Формирование представлений о слове у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи», Тишина Л. А. говорит о том,
что слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно
выполняет
прежде
всего
номинативную
функцию
–
называя
конкретные
предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и
отвлеченные понятия.
Представление о слове является той основой, на которой происходит
развитие
словаря,
формирование
грамматического
строя
речи,
а
затем
и
построение связного монологического высказывания. С помощью слова речь
приобретает возможность выполнять коммуникативную функцию.
Филимонова О. Ю. считает, что словарь ребенка в онтогенезе тесно
связано
с
развитием
и
других
психических
функций.
С
помощью
речи
ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его
словаре
появляются
слова
конкретного
значения
и
лишь
потом
–
обобщающего.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и
так далее.
Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от
чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной
деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его
предметов
и
явлений,
делая
на
этом
пути
удивительные
открытия,
Он
воспринимает
действительность
разноцветную,
звучащую,
по-разному
пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так
ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые
выводы. Совершенствуются его мышление, внимание, восприятие. Но трудно
представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не
будь общения.
Бородич А. М. говорит, что развитие словаря ребенка начинается с
предречевой ориентации его в окружающем. До 2,5-3 месяцев необходимо
обеспечит разнообразные зрительные, слуховые и осязательные впечатления
от окружающих людей и предметов.
В 7 месяцев на вопросы взрослого «Где мама?», «Где часы?», ребенок
поворачивается в сторону названного человека или указывает находящийся
на обычном месте предмет.
К 8-9 месяцам дети начинают понимать слова, обозначающие знакомые
движения:
ладушки,
до
свидания,
дай
ручку,
садись,
ложись
–
и
с
готовностью выполняют их.
От 9-10 месяцев до 1 года ребенок может научиться различать имена
близких
взрослых
и
детей;
его
пассивный
словарь
включает
название
окружающих вещей, игрушек, животных, некоторых действий и движений.
Активный словарь его может включать до 20 слов и звукоподражаний таких
как: мама, папа, дядя, би-би, му, хотя понимать может гораздо больше.
Федоренко Л. П. считает, что в возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит
от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному
расширению своего словаря в период использования в речи вопросов типа
«Что
это?»,
«Как
это
называется?».
Он
может
научиться
понимать:
собственные имена – свое и близких людей, названия некоторых вещей из
одежды, обуви, посуды, мебели, нескольких знакомых животных и растений.
Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в
игре (ложиться, гулять, одеваться, открыть).
К концу второго года жизни можно говорить о возникновении
элементарных
обобщений.
На
этой
основе
возникает
возможность
учить
детей
обозначать
одним
словом
сходные
предметы
(например,
узнавать
кошку
независимо
от
позы,
цвета,
величины)
и
дифференцировать
одни
группы предметов от других (все мячи независимо от цвета и величины
отличать
от
шаров,
чашки
–
от
стаканов).
Это
позволяет
выдвигать
требования точности словоупотребления уже в этом возрасте.
В. И. Логинова говорит о том, что уже к трём годам дети усваивают слова,
обозначающие
наиболее
простое
родовые
понятия
(игрушки,
посуда,
одежда), передающие обобщенные названия предметов, признаков действий
в форме имени существительного (полёт, плавание, чистота).
На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения
более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют
они сами и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более
далёкого окружения, которые видят на улице, в парках и других местах
(названия транспортных средств, построек, растений, животных и так далее).
Четвёртый год жизни – дети должны точно называть все вещи обихода,
предметы
обстановки,
разные
транспортные
средства,
то
с
чем
они
сталкиваются
повседневно.
Установление
связей
между
предметами,
действиями
и
словами
их
обозначающими,
в
этом
возрасте
уже
не
представляет труда.
В пять лет – предусматривается введение в активный словарь названия
всех предметов, с которыми ребёнок сталкивается в жизни. Но основное
внимание
в
содержании
словаря
уделяется
углублению
значений
о
предметах. На этой основе вводятся в активный словарь слова, обозначающие
детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные
отношения. Детей приучают точно по смыслу их употреблять.
Ушакова О. С. выявила, что к пяти годам нормального речевого развития
дети
усваивают
слова,
обозначающие
более
сложные
родовые
понятия
(растения:
деревья,
трава,
цветы;
цвет:
белый,
чёрный;
движение:
бег,
плавание, полёт).
На шестом году жизни главным содержанием словарной работы в
процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в
словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по
степени
выраженности
(светло-красный,
холоднее,
прочный,
размокает
и
тому подобное).
Виноградова Н. Ф. считала, что в семь лет – особое внимание уделяется
точности
словоупотребления
при
обозначении
качеств,
особенностей
предметов
и
материалов.
Продолжается
работа
по
формированию
новых
понятий
и
дифференцировке
известных,
и
на
этой
основе
расширяется
словарь.
Обогащение жизненного опыта ребёнка приводит к росту его словаря.
Словарь
старшего
дошкольника
может
рассматриваться
в
качестве
национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона
ребёнка.
Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова считают, что, заботясь, об обогащении
лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми,
распадаются
на
два
разряда.
В
первый
из
них,
который
можно
назвать
активным запасом слов, входят те слова, которые ребёнок не только понимает,
но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою
речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек
понимает, связывает с определённым представлением, но которые в речь его
не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас
детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его
раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно
чаще.
В словарной работе важно не только увеличить объем пассивного словаря,
то
есть
количество
понимаемых
ребёнком
слов,
но
и
активизировать
употребление ребёнком как можно большего числа разнообразных слов в его
собственной
речи.
Только
при
этом
условии
будет
совершенствоваться
умение
полно
и
точно
выражать
свои
мысли,
повысится
эффективность
речевого общения .
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 4-6 лет,
можно
выделить
наиболее
употребительные
слова:
существительные,
прилагательные,
глаголы.
Также
происходит
постепенное
расширение
семантического поля значения слова.
Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления,
восприятия,
представлений,
памяти),
обогащения
сенсорного
опыта,
изменение деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и
качественном аспектах.
По мнению Тихеевой Е.И. – речевое развитие рассматривается в
психологии и педагогике, как общая основа обучения и воспитания. Уже в
дошкольном
возрасте
ребенок
должен
овладеть
объемом
словаря,
достаточным
для
того,
чтобы
понимать
речь
взрослых
и
сверстников,
содержание литературных произведений, теле- и радиопередач. Воспитатели
дошкольных учреждений отмечают, что дети с развитым словарным запасом
успешнее
осваивают
образовательную
программу
детского
сада,
легче
овладевают
навыком
чтения,
быстрее
усваивают
нормы
грамматического
строя языка.
Вывод. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что
доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются
слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения
слова. Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие
структуры значения слова.
Овладение словообразованием осуществляется на основе
мыслительных
операций
анализа,
сравнения,
синтеза,
обобщения
и
предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого
развития.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособе для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
– 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для
воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение,
1981. – 255 с.
4. Виноградова Н. Ф., Ушакова О. С. Связная речь. Под редакцией Ф. А.
Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя
детского сада.
5. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателей
детского сада / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. Под ред.
О. С. Ушаковой – М.: Просвещение, 1993. -271 с.