Напоминание

Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД


Автор: Абрамкина Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п.Пробуждение"
Населённый пункт: п.Пробуждение Энгельсского района Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ Автор Абрамкина Г.Ф. воспитатель ГПД МБОУ «СОШ п.Пробуждение»Энгельсского района Саратовской области 1.Введение Условия возникновения и становления опыта Предпосылками возникновения и становления опыта являются сложившиеся противоречия: с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации, важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать; с другой стороны, особенности работы в группе продленного дня предоставляют большие возможности для развития творчества, однако мало специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий, обеспечивающих реализацию этих возможностей. Поэтому в данной ситуации считаю необходимым создание и практическое применение системы занятий, направленной на активизацию и развитие творческих способностей у младших школьник в процессе разнообразной деятельности в условиях группы продленного дня. Основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника. Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время игры.
Актуальность и перспективность проблемы
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты. Наше общество является развивающимся, а «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом…». Так говорится в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей. В школах с наличием ГПД внеурочная деятельность в основном реализуется воспитателем. 1
Соответственно школа должна создать условия для всестороннего развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования, общеучебных умений, и, конечно, творческих способностей. «Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность. Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является разнообразная деятельность в условиях группы продленного дня. В группе гибкая структура планирования, которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности, т.о. создаются условия для большей свободы творчества. Деятельность детей в группе продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для творчества. В группе находятся дети разного возраста, а это создает базу для обмена опытом, знаниями, практическими умениями и навыками. Дети в группе продленного дня находятся в ситуации, когда они стоят перед необходимостью проявлять самостоятельность, мыслить, саморазвиваться и проявлять творчество, поскольку нет строгого регулирования деятельностью каждого воспитанника в каждый момент времени.
Цели и задачи:
Цель: разработка условий, позволяющих активизировать и развивать творческие способности младших школьников через систему специально организованных занятий . Задачи: 1. Подбор, изучение и анализ литературы по вопросу развития творческих способностей младших школьников. 2. Создание системы занятий для проявления, активизации и развития творческого потенциала учащихся. 3. Анализ результативности по данному вопросу через использование психологических методик по выявлению творческого компонента
Ведущей идеей
своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника. В своей работе я опираюсь на: · описание деятельностного подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно- творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая. · гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. · технологию природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие. 2
· игровые технологии (Иванов И.П.). · технологию развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С. Данные теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками составили основу системного изложения теоретической части работы.
Новизна опыта
Источником новизны является углубленная работа по развитию творческих способностей учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня: 1. Разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности. 2. Использование методов, приемов, форм организации внеурочной, игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения. 3. Создание психологически комфортной обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность). 4. Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. 2.Основная часть Теоретический аспект Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно организовать процесс развития творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня. Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев). Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие. Есть много определений - что такое «способность». Мне близко определение Б.М. Теплова. В понятии «способность», по его мысли, заключены три идеи: · индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека; · не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; · понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Способности исторически создавались и развивались в ходе деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. С развитием человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. 3
Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Способности являются неким прижизненным образованием. Их развитие связано с наличием задатков, социальной среды, организованного воспитания и обучения. Задатки - врожденные анатомо – физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных задатков и особо благоприятных условий жизни и деятельности объясняются чрезвычайно высокие уровни достижений. Следовательно, очень важно организовать жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы у него возникли предпосылки для преобразования задатков в способности. Творческие способности – особый вид способностей. Они определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности. Развитие творческих способностей является результатом обучения творческой деятельности младших школьников. Можно выделить компоненты творческих способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Важность творческого компонента именно для будущего человечества подчеркивал Выготский Л.С.. В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.» И действительно, творчество – есть некая деятельность, когда на основе имеющегося у человека опыта, он создает, воображает, придумывает то, чего ранее до него никто не придумал и не создал. Потому в образовании с подачи Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева и многих других педагогов-ученых и практиков появился принцип творчества (креативности).Он предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Здесь, прежде всего, имеется ввиду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия. Этот принцип я использую во время самоподготовки учащихся, стараясь не давать им готовых образцов решения, а подталкивая к самостоятельной мыслительной деятельности. Кроме того, многие дети обучаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, где реализуются и остальные принципы вариативного личностно- деятельностного подхода: принцип деятельности, принцип минимакса, принцип целостного представления о мире, принцип непрерывности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности. Тот же принцип реализую во время исследовательских прогулок, помогая ребятам «открывать» новое знание. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащимся начальных классов необходимо предлагать следующие задания: · классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; · устанавливать причинно-следственные связи; · видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; · рассматривать систему в развитии; 4
· делать предположения прогнозного характера; · выделять противоположные признаки объекта; · выявлять и формировать противоречия; · разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; · представлять пространственные объекты. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Выготский Л.С. уточняет, что творчество возможно исключительно на основе имеющегося опыта, иначе невозможно создать что-то новое (потому возможности творчества у взрослых шире). Соответственно важно обогатить мир ребенка яркими впечатлениями, новыми знаниями, полученными через разнообразную деятельность, помочь получить свой собственный опыт. Здесь кстати будет упомянуть о деятельностном подходе в психологии, педагогике и воспитании, заложенном Л.С. Выготским и А.Н. Лонтьевым. Деятельностный подход исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития. Личность в данном случае выступает как активное творческое начало. Именно исходя из принципов деятельностного подхода, я составляю планирование работы группы продленного дня, распределяя равномерно разные виды деятельности в течение рабочей недели. Вспомним основные характеристики личностно - деятельностного подхода в обучении и воспитании: · диалогичность, · деятельностно-творческий характер, · направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося, · предоставление необходимого пространства свободы ученику для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Деятельностный подход используют в своей работе многие педагоги, например Щуркова Н.Е. Опыт творческой деятельности предполагает: · перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, · самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, · комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие. В своей работе с детьми я стараюсь предложить им самые разные виды творческой деятельности. Это разнообразие соответствует принципу природосообразности, изложенному М. Монтессори в своей книге «Метод научной педагогики». Центральным понятием педагогической системы М. Монтессори является понятие саморазвития. Саморазвитие объективно происходит с детьми. Никто не говорит об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений каждого малыша на том или ином этапе жизни. И нет в педагогике М. Монтессори понятия «ребенок должен». Он сам стремится чего-то достичь, а наставница лишь помогает ему по его же просьбе. Здесь педагогика М. Монтессори перекликается с идеей саморазвития, выдвинутой В.В. 5
Давыдовым в 70-е годы. Учащиеся перестают быть объектом учебно-воспитательного воздействия, а выступают как субъект собственной деятельности, то есть сами выходят на поиск истины и своими действиями, усилиями ее "открывают". В соответствии с этим принципом я стараюсь обеспечить детям обстановку, в которой они сами вольны выбирать себе занятие по душе и саморазвиваться., т.н. развивающая среда. Потому в группе существует уголок, где лежат материалы для умственного развития, творчества, спортивных зянятий, игр, стоят книги. Детям предоставляется свобода активной целенаправленной деятельности. Ребенок волен действовать самостоятельно, но не мешая другим, не нанося вреда своему и чужому здоровью и не портя окружающую среду. Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы включены в гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию у Ш.А. Амонашвили. Согласно данному подходу, «ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность; целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.» Перечислю лишь некоторые методические приемы, которые используются в гуманно- личностной технологии: гуманизм - искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход - изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения - закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики, учебная деятельность - приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Такой подход к детям делает их внутренне свободными, раскрепощенными и готовыми к творчеству, деятельными, активными участниками процесса созидания. Творческие способности развиваются в творческой деятельности. В младшем школьном возрасте творческая деятельность протекает на основе творческого воображения, или фантазии. Развивать фантазию, воображение удобно и даже необходимо в игре. Психологически ведущей деятельностью младших школьников является учебная, но игровая деятельность твердо занимает второе место и продолжает играть в развитии и воспитании учащихся начальных классов важнейшую роль. В игре тренируются и другие качества, необходимые для решения творческих задач: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. За рубежом изучали теорию игры К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Игровая деятельность используется в следующих случаях: · в качестве самостоятельных технологий; · как элемент более общей технологии; · как технология внеклассной работы. Игровые технологии способствуют созданию положительной мотивации у ребят. Важно создавать и проводить игры творческого характера, которые ставят своей задачей именно творческое развитие детей. В своей работе использовала технологию коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном 6
творчестве, планировании и анализе результатов. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»). Постулаты КТД: · коллективное творчество; · единое дело и добровольное участие в нём; · свобода выбора форм деятельности; · содружество взрослых и детей; · развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды КТД: трудовые КТД , интеллектуальные КТД, художественные КТД, спортивные КТД, экологические КТД (пример: забота о живом мире природы) Стадии КТД (по методике И.П. Иванова): 1. Педагогическое целеполагание («стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ- размышление, убеждение на собственном опыте). 2. Коллективное планирование (сбор-старт, творческий поиск, выборы «совета дела»). 3. Подготовка дела (увлечение добрым сюрпризом, помощь товарищеским советом, доверие, товарищеское поощрение, увлечение делом, поиском, романтикой, игрой, товарищеский контроль, обсуждение, уточнение проекта КТД). 4. Проведение дела (познавательные КТД, художественные КТД, спортивные КТД в формы эстафеты, конкурса, смотра, диспута, соревнования). 5. Подведение итогов (товарищеский разбор, сборы , похвала, поддержка, побуждение, товарищеское приучение, деловой спор, награда, контроль, требование, обсуждение, критика, наказание). 6. Ближайшие последствия (творческие группы, расстановка сил, доверие, радостная перспектива, изменение режима, выполнение чередующихся поручений, преемственность в делах, перспектива, взаимопомощь). Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное общество. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие творческих способностей личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого и является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Технология опыта Развитие творческих способностей, согласно деятельностному подходу, происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Поэтому я выделила 5 основных видов деятельности, каждый из них соотносится с определенным днем недели: 1. Понедельник – день Книги (чтение книг, рисование иллюстраций, спектакли, инсценировки, театральные постановки, викторины); 2. Вторник –изостудия «Волшебный карандаш» (изобразительная деятельность: занятия, связанные с рисованием); 3. Среда – день Здоровья (спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры, развлечения, психологические тесты, психологические игры, беседы на темы здорового образа жизни, викторины); 4. Четверг -«Умелые руки» (художественное творчество: выполнение различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов); 7
5. Пятница – День знатоков (научно-познавательная деятельность: дидактические игры, конкурсы, тесты, викторины на различные темы, связанные с развитием мышления, шахматный кружок). Таким образом, каждый вид деятельности в условиях продленного дня имеет в недельном расписании свое место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми. Творчество – вещь настолько хрупкая и неоднозначная, что никогда нельзя точно сделать выводы о творческой гениальности ребенка. Говорят, что все люди талантливы, только некоторым не дали возможности проявить свой талант. Поэтому направления развития должны быть самыми разнообразными. Художественное творчество многообразно по форме: это и работа с бумагой в разных техниках, аппликации из самых неожиданных материалов (например, макароны, крупа, кусочки плитки), работа с нитками, конструирование моделей (например, модель мини- мультфильма, сделанная своими руками из картона и капроновой нити), работа с тканью, лепка. На занятиях использую игровые приемы. Прием «сказка»: дети становятся участниками сказки, сюжет которой развивается вместе с созданием изделия. Так мы путешествовали и переплывали море на сложенном тут же кораблике-оригами. Часто изготовление поделок связано с какими-то народными или календарными праздниками: Рождество, Пасха, Масленица, встреча весны (куклы-веснянки), День Матери и т.д. Иногда творческие работы служат подарком для ребят детского сада, куда мы ходим для проведения мероприятий. Желание сделать подарок, подарить радость близкому человеку, малышу создает стойкую положительную мотивацию. Провожу занятия по созданию коллективных работ, когда дети имеют возможность делиться идеями и совместно воплощать их. Работа с книгой имеет многообразие. Самые простые формы работы: чтение и обсуждение книг, проведение викторин, разгадывание кроссвордов. Регулярно провожу выставки детских журналов с последующим их рассматриванием и чтением. После чтения книг организую просмотр фильмов и мультфильмов по произведениям. Проводим конкурсы Чтецов, в которых дети выступают со своими любимыми стихотворениями. Интересна такая творческая форма работа, как выпуск собственных книжек. Сначала это были книги по произведениям детских писателей. Позже появились собственные произведения. Для развития литературных способностей проводились игры: «Буриме», «Веселые стихи» (коллективное сочинение стихов по рифме), «Продолжи сказку», «Сочини сказку» (предлагалось несколько слов, которые нужно было включить в сказку, коллективное сочинение по цепочке), учились сочинять загадки. От имени сказочных героев я писала детям письма, где предлагала разного рода творческие задания (сочини, напиши, нарисуй, придумай). Позже я учила детей писать письма, при этом письма были посланы реальным детям, которые находятся на лечении в больнице и нуждаются в общении. Здесь уже можно говорить о нравственной и духовной работе. Работа с книгой всегда предполагает нравственное развитие, беседы о духовности и человеческих качествах. Хорошо выстроены занятия с литературными текстами у А. Лопатиной и М. Скребцовой в книге «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах». Каждое занятие сопровождается творческими заданиями и оставляет положительный, радостный, добрый, позитивный заряд. Работа с книгой обязательно предполагает театральную деятельность, что расширяет возможности влияния слова на душу ребенка и активно развивает его творческие способности. Кроме того, удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, игре, развитии. Я включала, как отдельные театральные упражнения на ритмопластику, простые в выполнении и занимающие совсем немного времени («Мокрые котята», «Кактус и ива»); игры, развивающие артистические навыки и творческое воображение («День рождения», «Веселые обезьянки», «Дедушка Мазай»); самостоятельные 8
инсценировки небольших текстов рассказов и сказок; так и создание полноценных спектаклей с декорациями и костюмами («Суд над нарушителями» по сказке «Гуси – Лебеди») Очень интересно проходят занятия, связанные с рисованием. «У любого художественного творчества два крыла – реальность и фантазия, но только на одном из них ни одно искусство подняться не может. Именно поэтому необходимо единство развития этих способностей. Не просто смотреть, а видеть художественно развитым зрением реалии жизни – от богатства цвета, фактуры, формы до богатства души. И второе крыло – развитая фантазия, развитая способность интерпретации», - утверждает Б. Неменский. Чем больше жизненного опыта, тем легче фантазировать. Но у детей жизненного опыта еще мало. Для развития воображения дети имеют достаточный багаж знаний, который черпают из книг, фильмов, спектаклей. Под впечатлением они могут творить, изображать то, что эмоционально пережили, почувствовали душой и сердцем. Важным условием является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту, наслаждаться ею. Только в этом случае работы получаются необычные: красивые, яркие, радостные. Бывая на прогулках, использую игры для создания мотивации и положительного настроя: например, игру «Фотографы», когда через рамку, созданную из собственных пальцев, предлагаю подметить красивые пейзажи и «сфотографировать» их, а потом «проявить фотографии» - нарисовать; прогуливаясь по окрестностям школы, отмечаем в соответствии с заданием особенности природы . В той или иной мере, прогулки развивают наблюдательность, внимательность, мышление детей, обогащают опытом, активизируют. А все эти качества необходимы в последующей творческой деятельности. Ключ к художественному развитию ребенка – тематическое рисование. Именно здесь дети действительно должны творить, создавая целые миры на бумаге. Им приходится рассуждать, осмысливать свои идеи и чувства, выбирать соответствующие средства для их выражения. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует возрасту учащихся начальной школы и хорошо воспринимается ими. Тематическое рисование становится особенно важным, если рисунок отправляется на конкурс. Но наши занятия этим не ограничиваются. Часто я предлагаю детям нестандартные приемы рисования. Введение новых техник и материалов помогает творчески осмысливать действительность, по-новому ее отображать, формирует оригинальность и нестандартность мышления. Дети рисуют с удовольствием, играют с цветом и формой. Часть занятий связана с рисованием с натуры: натюрморта, пейзажа, человека. Эти занятия сложны, но интересны детям. Любимы детьми занятия, когда идёт пошаговое обучение рисованию какого-то конкретного персонажа, животного, героя (дракона, пингвина, жирафа, кота). Для развития художественных навыков и творческого воображения использую специальные игры: «Каракули» (рисую непрерывную линию, из которой надо дорисовать что-то конкретное), Превращение одного цвета в другой (смешивание цветов, цветоведение), «Линии» (как на основе разных линий можно получать изображения). Спортивно-оздоровительные мероприятия связаны с поддержкой здоровья воспитанников. Использую подвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления. Но и здесь находится место для творчества: например, спортивные праздники («Малая спартакиада»), воспитательные мероприятия, связанные с жизнью и здоровьем воспитанников (« В гостях у Мойдодыра», «Веселый светофор»). Эти мероприятия включают разного рода задания, предполагающие творческий компонент в действиях детей. Научно-познавательная деятельность особенно интересна детям, если преподносится не скучным голосом и не в процессе сидения за партой, а в ходе активного 9
действия. Потому я провожу разного рода мероприятия в форме игры, праздника, КТД: («Поле Чудес», «Звездный час», «Фабрика звезд», «Что? Где? Когда?», КВНы), традиционные, школьные праздники, воспитательно-досуговые мероприятия. В радостной атмосфере праздника, творчества дети не только обогащаются новыми знаниями, но и учатся общаться, менять жизненные роли, проявлять разного рода способности. Следовательно, мы видим, что правильно организованное досуговое мероприятие служит мощным толчком к развитию ребенка. Каждый день, каждый этап – есть творчество. Интересны занятия-практикумы (например, по этикету: взаимодействуя друг с другом, дети по ходу занятия практически осваивают новое и учатся применять это в жизни. Иногда сами дети просят в индивидуальном порядке дать им какие-то нестандартные задания на развитие интеллекта, внимания, памяти. Использую карточки с заданиями, дидактические игры (по Монтессори,«Танграм»). Огромное значение для детей имеют игры: подвижные, ролевые, «тихие», спортивные, «телевизионные», настольные. Все они имеют место в условиях группы продленного дня. Игра, оставаясь отдыхом и развлечением, всегда перерастает в обучение, творчество, модель человеческих отношений. Все перечисленные виды деятельности не только творчески развивают учащихся, но и способствуют сплочению детского коллектива. Результаты своей работы я могла увидеть, проводя специальные психологические игры, тесты, анкетирования. Результативность опыта Для контроля за результатом своей работы я использовала 3 фигурных субтеста Е.П. Торренса (Приложение №12). Первый субтест - «Нарисуй картинку» (построение образа на основе графического стимула), второй - «Закончи рисунок», третий - «Линии». По инструкции предлагается дорисовать линии до картины, чтобы она была необычной, интересной и не похожей на картины других, а потом придумать к ней название. Время выполнения каждого субтеста 10 минут. Далее необходимо было оценить рисунки по 5 критериям: беглость (количество выполненных рисунков), оригинальность (необычность), абстрактность названий, сопротивление замыканию, разработанность. Первоначальное тестирование показало, что в большинстве случаев дети быстро и активно работают, у них высокие показатели беглости (от 16 – 20 баллов за 2 субтеста). Это говорит о том, что дети способны к творчеству, у них есть идеи. Было 4 человека, которые работали медленно и не смогли выполнить все задания в указанное время, причем двое детей не успели в силу детализации своих рисунков, а двое –в силу отсутствия вариантов выполнения задания. Один из важнейших показателей – «оригинальность» – свидетельствует о самобытности творческого мышления. Колебания по данному показателю были очень широки (от 0 до 20 баллов за 3 теста). Интересно, что количество баллов здесь никоим образом не зависело от возраста детей, и выделилось 3 человека, у которых оригинальность проявилась очень ярко (девочка из 3 класса, двое ребят из 4 класса). Оригинальные рисунки отсутствовали у третьей части детей. Такой критерий, как «абстрактность названий», связан с мыслительными процессами синтеза и обобщения, это вербальное творческое мышление. Здесь так же были колебания от 2 до 18 баллов (за два субтеста). Чаще всего высокие баллы получали дети, заработавшие хорошие баллы за «оригинальность». Иногда названия оказывались более оригинальными, творческими, интересными, чем сам рисунок, что, видимо, было связано с разными типами личности воспитанников. Интересен критерий «сопротивление замыканию». Это возможность выйти за рамки предложенного, за границы, что и является по сути творчеством. Чаще всего рисунок, получивший балл за «оригинальность» и по критерию 10
«сопротивление замыканию» получал 1-2 балла. Отсюда и сходство результатов: сопротивление замыканию отсутствовало у 22% воспитанников. Высокие показатели (до 18 баллов) были у 15% детей. Последний показатель – «разработанность» – это способность разработать свою идею, донести ее до зрителя, слушателя, что бывает важно в процессе создания инноваций, когда необходимо не просто выразить и высказать идею, но и доработать ее до практического применения в жизни. Разработанность чаще всего была выше у детей 3-4 класса, а у ребят 2 класса наблюдались недоработки, отсутствие тщательности, что связано с возрастными особенностями, низкой произвольностью и невозможностью долго сосредотачиваться на чем-то одном. Исследования, проведенные в начале изучения темы, показали, что необходима специальная работа со многими из детей по развитию их творческих способностей, что стимулировало меня к выявлению и созданию условий, способствующих развитию творческого потенциала. По итогам работы проводилось повторное тестирование. Показатели беглости изменились мало. Данный критерии больше связан с психологическими особенностями ребенка: флегматик в любой деятельности работает долго и тщательно, а холерик – быстро и нередко с недоработками. Данные особенности изменить невозможно, их нужно знать и определенным образом использовать, приспосабливая к обстоятельствам. Зато несколько повысился уровень оригинальности идей. Если при первоначальном исследовании у 30% оригинальных рисунков не было вовсе, то по итогам работы 100% учащихся имели баллы за оригинальность. Максимума не достиг никто, но многие имели достаточно высокие баллы. Абстрактность названий повысилась, теперь 46% детей имели от 12 до 18 баллов, что считается хорошим уровнем. Названия стали интересными, многие придумывали не просто названия, а целые истории по своему рисунку и готовы были ярко и красочно рассказывать их. Изменились показатели по критерию «сопротивление замыканию». По-прежнему были дети, набравшие 0 баллов, но их стало меньше, 12% (при первоначальном тестировании 22%). Рисунки, набравшие баллы по этому показателю, были интересны и оригинальны. Особенно сильно повысился уровень разработанности работ. Здесь важна была, как работа над развитием творчества, так и взросление учащихся. В целом могу сказать, что создание специальных условий по развитию творческих способностей в группе продленного дня, повысило показатели по 4 критериям из 5 предложенных в тесте Е.П. Торренса. Воспитанники стали более активны, коммуникабельны, творчески проявляли себя в деятельности, ярче проявился познавательный интерес и желание двигаться дальше в развитии своих способностей. Некоторые стали посещать художественную, музыкальную, танцевальную школы, дополнительные кружки и спортивные занятия. Таким образом, считаю, что мои теоретические идеи успешно прошли проверку практикой. Вывод: для развития творческих способностей школьников в условиях ГПД должны быть созданы специальные условия: · Творческие мастерские разной направленности, · Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые, · Использование технологии КТД, проведение воспитательно- досуговых мероприятий, праздников, · Творческие задания познавательного характера, · Организация развивающей среды в ГПД, · Наблюдения, исследования, экскурсии, 11
· Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка. Адресная направленность опыта Опыт моей работы может быть использован любым воспитателем группы продленного дня, а также учителем начальных классов для планирования внеурочной деятельности младших школьников, если он заинтересован в развитии творческих способностей каждого ребенка, воспитания и формирования активной творческой личности воспитанника. 12
Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.- М., 2002. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. 3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. 4. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993. 5. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 2001. 6. Как воспитать в ребенке творческую личность. Ростов–на -Дону, 2004. 7. Монтессори М. Метод научной педагогики. –М., 2010. 8. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. М., 2006. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 10. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год 11. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985. 12. ФГОС Начального общего образования на период 2010-2012 гг. 13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М.,1989г


В раздел образования