:
«
Хлеб
–
всему
голова
».
«
Хлеб
–
всему
голова
».
Тип
занятия
Тип
занятия
:
комплексное
с
интеграцией
образовательных
:
комплексное
с
интеграцией
образовательных
областей
областей
«
Познание
», «
Коммуникация
», «
Социализация
», «
Здоровье
», «
Труд
».
«
Познание
», «
Коммуникация
», «
Социализация
», «
Здоровье
», «
Труд
».
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и как
это происходит сейчас, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой
работы многих людей.
Развивающие: развивать психические процессы - слуховую и зрительную
память и внимание, мышление; активизировать
словарь: щедрая, каравай,
изобильная,
борона,
жатва,
агроном,
пекарь;
закрепить
знания
народных
пословиц и поговорок
Воспитательные:
воспитывать
бережное
отношение
к
хлебу,
интерес
к
профессиям
пекаря,
комбайнера
и
к
труду
людей,
участвующих
в
его
выращивании.
Здоровьесберегающие:
развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук,
координацию движений, точность глазомера.
Просмотр мультфильма «Хлеб»
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением
сельскохозяйственных
работ
по
выращиванию
хлеба;
прослушивание
пословиц
и
поговорок,
экскурсия
в
хлебный
магазин,
просмотр
видеоматериала о сельском хозяйстве, чтение сказок: «Колобок», «Царевна -
лягушка», и художественной литературы.
Материал: Картинки с изображением колосьев пшеницы, ржи и овса, мука,
хлеб черный и белый, картинки с изображением хлебобулочных изделий,
соль, вода, формочки.
Вводная часть.
Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш
дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и
сила, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?
Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет
много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Основная часть
Воспитатель:
Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле
и
люди
живут
щедрые.
Русский
человек
издавна
славился
своим
хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на
Руси? Без него не обходился ни один праздник (хлеб)
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель:
Правильно,
хлеб
–
всему
голова!
(Воспитатель
показывает
белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди? К
хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым
трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было
выбрасывать.
А
если
уронил
хлеб,
обязательно
надо
было
поднять,
и
поцеловать.
Даже
крошки
со
стола
сгребали
в
ладонь
и
съедали.
Хлеб,
который пекли к празднику, называли каравай.
Воспитатель:
Из чего пекут хлеб?
Дети:
( из муки).
Воспитатель:
А из чего муку получают?
Дети:
(из зерна)
Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы, и овса. У них есть кармашки
и зернышки. А чем они отличаются друг от друга? Да, у пшеницы нет таких
«усиков», как у ржи, а овес растет соцветием. Из муки пекут - блины, пироги,
баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать?
Дети:
(хлебобулочные изделия)
Воспитатель:
Ребята, послушайте, как раньше в старину люди выращивали
хлеб.
В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но
хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры.
Срубленные
деревья
вывозили,
а
пни
выкорчевывали.
Затем
это
поле
вспахивали
и
засевали.
К
этому
событию
готовились.
Мылись
в
бане,
надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке
– семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню
семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Для
жизни и роста растений необходимы солнце и вода.
Воспитатель:
И
вот
выросли,
наконец,
хлебные
колосья,
в
конце
лета
поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы,
женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы
складывали
в
высокие
скирды,
напоминающие
стога
с
сеном.
Колосья
собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в
мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий
прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом,
боронили
землю
боронами,
жали
колосья
серпами,
а
молотили
цепями.
Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Маша
: Без хлеба – нет обеда.
Соня:
Много света – много хлеба.
Савелий:
Хлеб всегда надо доедать.
Ксюша:
Будет хлеб – будет и песня.
Кира:
Не трудиться – хлеба не добиться.
Воспитатель: Хлеб – всему голова.
Физминутка:
Бабочка божьей коровке звонила:
(дети машут руками, набирают указательным пальцем номер, берут трубку)
«Тесто с утра я уже замесила.
(изображают замес теста)
В гости приди. Поболтаем часок.
(делают пригласительные движения руками, одной рукой показывают на рот)
Вкусный с капустою будет пирог.
(складывают ладони как пирожок)
Чаю с нектаром попьем,
(делают из кисти «кольцо» и подносят ко рту)
Песни душевные вместе споем»
(делают из обеих кистей «кольца», сжимают и разжимают их).
Воспитатель: А сейчас давайте поговорим с вами о том, как возделывают
хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем
трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору
прицепляют
сеялки,
и
они
ровными
аккуратными
рядами
укладывают
в
землю
зерна
пшеницы
и
ржи.
Наступают
жаркие
летние
деньки.
Вот
и
взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели,
начинается
горячая
пора
для
хлебопашцев
–
жатва.
На
поля
выходят
комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые
по
специальному
рукаву
высыпают
в
грузовые
машины.
Зерно
везут
на
элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу,
где из зерна мелют муку, ее везут на хлебозавод, где из нее выпекают
различные хлебобулочные изделия. Готовые изделия доставляют в магазины.
Упражнение “ Мукомол”.
Дети встают в круг.
Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед
собой).
А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)
Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши).
Воспитатель:
Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и
напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или
ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы,
и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай
хлеба!
Просмотр мультфильма «Хлеб»
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки.
Будем печь печенье.
Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей
замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает
печенье, используя специальную формочку.
Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, что нового, вы сегодня узнали? А что еще делали?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей
был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не
бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Хлеб - всему голова.