Напоминание

Педагогические условия внедрения инновационных технологий в ДОО


Автор: Нуриева Эльмира Валерьевна
Должность: воспитатель мбдоу№6 г. калуги
Учебное заведение: КГУ им.К.Э. Циолковского Институт педагогики
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия внедрения инновационных технологий в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогические условия внедрения инновационных технологий в ДОО
Практика работы показывает, что при внедрении инноваций ДОО встречается с определенными трудностями. К основным из них можно отнести слабую материальную базу, отсутствие материальной заинтересованности коллектива и руководителя во внедрении инноваций, недостаточный уровень общеобразовательной и квалификационной п о д г о т о в к и педагогического коллектива, отсутствие научных и методических разработок по данной проблеме. Реже всего у руководителя и коллектива отсутствуют внутренние мотивы в развитии инновационных процессов. Отсутствие материальной заинтересованности педагогов, несомненно, тормозит внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольной организации и в управление ДОО, но в то же время заведующие не в полной мере учитывают внутреннюю мотивацию своих подчиненных. Анализ литературы по педагогическому менеджменту показывает, что вопросу мотивации педагогов, особенно в условиях инновационной деятельности уделено недостаточно внимания (Т.Н. Арсеньева, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Г.П. Новикова, Р.Х. Шакуров, Г.В. Яковлева и другие). Авторы отмечают, что в условиях инновационного процесса функция руководства подчиненными предъявляет повышенные требования к умению руководителя применять психологический анализ в решении практических задач. Данное умение связано с жизненным опытом, профессиональной эрудицией, психологическими данными, психолого-педагогической подготовленностью руководителя. Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить возможность для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, но мотивация влияет на старание, ответственность, на те усилия, которые человек готов затрачивать на профессиональную деятельность. В теориях мотивации выделяются материальные и нематериальные мотивы. Для людей, работающих в системе образования, немаловажную роль играют нематериальные мотивы (удовлетворение от внедрения новой методики, от удачного занятия или урока и т.д.). Источником активности являются стимулы. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными. Анализ методической и практической литературы показал, что относительными инновациями, в данной функции являются построение системы материального стимулирования педагогов из тарифного фонда руководителя ДОО, создание условий для карьерного роста сотрудников,
формирование мотивационной сферы каждого педагога в соответствии с поставленными стратегическими целями и задачами организациями. Разработанная система стимулирования педагогов в ДОО позволит педагогам более активно заниматься инновационной работой. Немаловажным условием повышения эффективности труда выступают ясно видимые перспективы карьерного роста сотрудников. Для педагогического менеджмента эта функция относительно новая. Так управление карьерой в менеджменте рассматривается, как особый вид деятельности управляющей системы, которая посредством решения определенных управленческих задач организует процесс развития личностно-профессиональных способностей педагогов и накопления опыта с целью рационального использования. Несомненно, что наличие комплекса объективных и субъективных условий способствует успешному внедрению нововведений в воспитательно- образовательный процесс в ДОО. Объективные условия: - наличие федеральной, муниципальной нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности; - содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании. Эти условия мотивируют и активизируют педагогов на инновационную деятельность. Не менее важны и субъективные условия, влияющие на эффективность внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ: - профессиональная подготовленность педагогов в области инновационной деятельности (знания о сущности нововведений и об инновационных технологиях, инновационные педагогические умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества педагога-инноватора); - использование в практике модели инновационной деятельности руководителя ДОО. При несоблюдении данных условий инновационная деятельность руководителя ДОО значительно затруднится. Не подвергается сомнению необходимость подготовленности педагогов к инновационной деятельности, это одно из важных условий успешного внедрения инноваций. Центральной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам. В современной педагогической и психологической науке скоплен обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности педагога к инновационной деятельности. Значительный вклад в разработку
психолого-педагогических аспектов этой проблемы внесли Д.И. Узнадзе, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Г.А. Кручинина и др. В современных исследованиях доказывается, что готовность представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности (Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности, В.В. Степанов, 2012; Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза, Н.С. Пономарева, 2011; Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий, Е.А. Подвигина, 2011). Системообразующим фактором готовности педагога к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам. Мы понимаем готовность педагога к инновационной деятельности как сложную личностно-профессиональную характеристику педагога, определяющую его направленность на развитие собственной профе ссиона льной деятельно сти, активно сть и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы, имеющих инновационную направленность [1, с. 126]. В настоящее время, существует несколько подходов к содержанию и структурированию готовности педагога к инновационной деятельности, самые известные – личностный и функциональный подходы. В личностном подходе (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, А.А. Деркач и другие) готовность анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, в своих исследованиях характеризуют готовность как психологический настрой на исполнение деятельности [3, с. 66]. Анализируя готовность с такого подхода, можно выделить несколько компонентов, показывающих сложное психическое образование. Первым является познавательный процесс, который отражает основные края деятельности. Следующий компонент – эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность. Третьим является волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели. Функциональный подход (Ф. Генов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, А.Ц. Пуни, и другие) заключается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии
активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически. В.Н. Пушкин и Л.С. Нерсесян, предложили следующую структуру в виде компонентов готовности к профессиональной деятельности: первый – психическая направленность личности, второй – интегральный психофизиологический компонент, и третий компонент реализуется в виде структуры действий [4, с. 29]. Анализ функционального и личностного подходов показал противоречивость дифференцирования явления готовности. В современных условиях ученые перестают рассматривать готовность только как психическое состояние или как качество личности, а представляют ее как интегративное качество личности. Н.С. Пономарева выделяет следующие структурные компоненты готовности к инновационной деятельности: организационно-управленческий, структурный, деятельностный, содержательный и субъектный [5, с. 13]. Т.А. Прищепа выделяет следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности: мотивационно-целевой, информационно- познавательный, рефлексивно- конструктивный, деятельно стно- коммуникативный [6, с. 50]. И. Дерновский рассматривает структуру готовности к инновационной педагогической деятельности как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловлены и связаны между собой [2, с. 117]. Концептуальную основу нашего понимания готовности составляют результаты исследований В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, в которой инновационная деятельность педагога включает: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты [7, с. 77]. Готовность педагога к инновационной деятельности понимается нами как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики. Мы, как и В.А. Сластенин, рассматриваем структуру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности. Но, в отличие от ученого, мы полагаем, что выход на инновационный уровень педагогической деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками. На наш взгляд, только в результате эффективного управленческого содействия педагогам, включенным инновационную деятельность, приведет
к обновлению и модернизации образовательного процесса. На основе анализа исследований в области инноватики нами определен следующий механизм работы по подготовке педагогов к инновационной деятельности в образовательном учреждении, который включает следующие действия: 1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности. 2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. 3. Создать инновационные структурные подразделения и управлять их деятельностью. 4. Создать единую систему мониторинга инновационной деятельности. 5. Выявить и распространить инновационный опыт. 6. Разработать и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. Кроме создания определенных условий сопровождения внедрений инноваций в организации, необходимо понимать сущность компонентов, которые выделяются в подготовке педагогов к инновационной деятельности.
Список использованной литературы
1. Воропаева, Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности. [Текст] / Е.Э. Воропаева. // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 1. – С. 122-132. 2. Дерновский, И.Д. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. [Текст] / И.Д. Дерновский . – К.: Академвидав, 2004. – 352 с. 3. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 176 с. 4. Нерсесян, Л.С., Пушкин, В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям. [Текст] / Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин. // Вопросы психологии. – 1969. – № 5. – С.24-31. 5. Пономарева, Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза: Автореф. дис.канд. пед. наук. [Текст] / Н.С. Пономарева. – Брянск, 2011. – 19 с. 6. Прищепа, Т.А. Особенности подготовки педагогов к инновационной деятельности. [Текст] / Т.А. Прищепа. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. - № 6. – С. 47-52. 7. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.


В раздел образования