Педагогические условия внедрения инновационных технологий в ДОО
Автор: Нуриева Эльмира Валерьевна Должность: воспитатель мбдоу№6 г. калуги Учебное заведение: КГУ им.К.Э. Циолковского Институт педагогики Населённый пункт: г.Калуга Наименование материала: статья Тема: Педагогические условия внедрения инновационных технологий в ДОО Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия внедрения инновационных технологий в ДОО
Практика
работы
показывает,
что
при
внедрении
инноваций
ДОО
встречается с определенными трудностями. К основным из них можно отнести
слабую
материальную
базу,
отсутствие
материальной
заинтересованности
коллектива и руководителя во внедрении инноваций, недостаточный уровень
общеобразовательной и квалификационной
п о д г о т о в к и педагогического
коллектива,
отсутствие
научных и
методических
разработок
по
данной
проблеме. Реже всего у руководителя и коллектива отсутствуют внутренние
мотивы в развитии инновационных процессов.
Отсутствие материальной заинтересованности педагогов, несомненно,
тормозит
внедрение
инноваций
в
образовательный
процесс
дошкольной
организации и в управление ДОО, но в то же время заведующие не в полной
мере учитывают внутреннюю мотивацию своих подчиненных.
Анализ литературы по педагогическому менеджменту показывает, что
вопросу
мотивации
педагогов,
особенно
в
условиях
инновационной
деятельности уделено недостаточно внимания (Т.Н. Арсеньева, В.С. Лазарев,
А.М. Моисеев, Г.П. Новикова, Р.Х. Шакуров, Г.В. Яковлева и другие). Авторы
отмечают, что в условиях инновационного процесса функция руководства
подчиненными предъявляет повышенные требования к умению руководителя
применять психологический анализ в решении практических задач. Данное
умение
связано
с
жизненным
опытом,
профессиональной
эрудицией,
психологическими данными, психолого-педагогической подготовленностью
руководителя.
Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей,
которые
постоянно
меняются.
Для
того
чтобы
мотивировать
своих
работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на
самом
деле
эти
потребности,
и
обеспечить
возможность
для
работников
удовлетворять
эти
потребности
через
хорошую
работу.
Задача
функции
мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в
соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, но мотивация
влияет на старание, ответственность, на те усилия, которые человек готов
затрачивать на профессиональную деятельность.
В
теориях
мотивации
выделяются
материальные
и
нематериальные
мотивы. Для людей, работающих в системе образования, немаловажную роль
играют
нематериальные
мотивы
(удовлетворение
от
внедрения
новой
методики, от удачного занятия или урока и т.д.). Источником активности
являются стимулы. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными
и
негативными,
объективными
и
субъективными,
материальными
и
духовными.
Анализ
методической
и
практической
литературы
показал,
что
относительными
инновациями,
в
данной
функции
являются
построение
системы
материального
стимулирования
педагогов
из
тарифного
фонда
руководителя ДОО, создание условий для карьерного роста сотрудников,
формирование
мотивационной
сферы
каждого
педагога
в
соответствии
с
поставленными стратегическими целями и задачами организациями.
Разработанная
система
стимулирования
педагогов
в
ДОО
позволит
педагогам более активно заниматься инновационной работой. Немаловажным
условием
повышения
эффективности
труда
выступают
ясно
видимые
перспективы
карьерного
роста
сотрудников.
Для
педагогического
менеджмента эта функция относительно новая. Так управление карьерой в
менеджменте рассматривается, как особый вид деятельности управляющей
системы, которая посредством решения определенных управленческих задач
организует
процесс
развития
личностно-профессиональных
способностей
педагогов и накопления опыта с целью рационального использования.
Несомненно,
что
наличие
комплекса
объективных
и
субъективных
условий способствует успешному внедрению нововведений в воспитательно-
образовательный процесс в ДОО.
Объективные условия:
- наличие федеральной, муниципальной нормативно-правовой базы
для осуществления инновационной деятельности;
- содействие органов управления развитию инновационных процессов
в дошкольном образовании.
Эти условия мотивируют и активизируют педагогов на инновационную
деятельность.
Не менее важны и субъективные условия, влияющие на эффективность
внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ:
-
профессиональная
подготовленность
педагогов
в
области
инновационной
деятельности
(знания
о
сущности
нововведений
и
об
инновационных
технологиях,
инновационные
педагогические
умения,
эмоционально-ценностное
отношение
к
инновационному
процессу,
профессионально-личностные качества педагога-инноватора);
-
использование
в
практике
модели
инновационной
деятельности
руководителя ДОО.
При
несоблюдении
данных
условий
инновационная
деятельность
руководителя ДОО значительно затруднится.
Не подвергается сомнению необходимость подготовленности педагогов
к инновационной деятельности, это одно из важных условий успешного
внедрения инноваций.
Центральной фигурой инновационного процесса становится педагог,
способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с
потребностями
и
возможностями
ребенка
и
собственными
ресурсами
развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении
эффективности
новшеств,
успех
внедрения
которых
тесно
связан
с
инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется
личностное отношение к происходящим переменам.
В
современной
педагогической
и
психологической
науке
скоплен
обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности
педагога к инновационной деятельности. Значительный вклад в разработку
психолого-педагогических
аспектов
этой
проблемы
внесли
Д.И.
Узнадзе,
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Г.А. Кручинина и др.
В
современных
исследованиях
доказывается,
что
готовность
представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой
деятельности (Психологическое сопровождение мотивационной готовности
учителей
к
инновационной
деятельности,
В.В.
Степанов,
2012;
Формирование
готовности
будущих
инженеров
к
инновационной
деятельности
в
образовательном
процессе
вуза,
Н.С.
Пономарева,
2011;
Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности
средствами информационных технологий, Е.А. Подвигина, 2011).
Системообразующим фактором готовности педагога к инновационной
деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании
педагогической
деятельности
через
опосредованное
отношение
к
своей
профессии
и
к
воспитанникам.
Мы
понимаем
готовность
педагога
к
инновационной
деятельности
как
сложную
личностно-профессиональную
характеристику педагога, определяющую его направленность на развитие
собственной
профе ссиона льной
деятельно сти,
активно сть
и
самостоятельность
освоения,
творческую
реализацию,
создание
новых
способов,
приемов
педагогической
работы,
имеющих
инновационную
направленность [1, с. 126].
В настоящее время, существует несколько подходов к содержанию и
структурированию
готовности
педагога
к
инновационной
деятельности,
самые известные – личностный и функциональный подходы. В личностном
подходе (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий,
В.Д.
Шадриков,
А.А.
Деркач
и
другие)
готовность
анализируется
как
проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые
обусловлены
эффективным
характером
деятельности
с
высокой
результативностью.
М.И.
Дьяченко,
Л.А.
Кандыбович,
в
своих
исследованиях
характеризуют
готовность
как
психологический
настрой
на
исполнение
деятельности [3, с. 66]. Анализируя готовность с такого подхода, можно
выделить
несколько
компонентов,
показывающих
сложное
психическое
образование. Первым является познавательный процесс, который отражает
основные
края
деятельности.
Следующий
компонент
–
эмоциональные
свойства,
которые
неоднозначно
влияют
на
человека,
активируя
его
психологическую
и
физическую
активность.
Третьим
является
волевой
компонент,
который
оказывает
содействие
совершению
затруднительных
действий в процессе достижения цели.
Функциональный подход (Ф. Генов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С.
Нерсесян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, А.Ц. Пуни, и другие) заключается в
предположении,
что
готовность
рассматривается
как
определённое
психическое
состояние
индивида.
В
данном
подходе
готовность
рассматривается
во
временном
состоянии,
как
кратковременное
или
долговременное,
в
этом
преобладающим
в
данный
момент
состоянии
активируются
психические
функции.
Объясняется,
как
умение
себя
мобилизовать психически и физически.
В.Н. Пушкин и Л.С. Нерсесян, предложили следующую структуру в
виде компонентов готовности к профессиональной деятельности: первый –
психическая
направленность
личности,
второй
–
интегральный
психофизиологический компонент, и третий компонент реализуется в виде
структуры действий [4, с. 29].
Анализ
функционального
и
личностного
подходов
показал
противоречивость дифференцирования явления готовности. В современных
условиях
ученые
перестают
рассматривать
готовность
только
как
психическое состояние или как качество личности, а представляют ее как
интегративное качество личности.
Н.С.
Пономарева
выделяет
следующие
структурные
компоненты
готовности к инновационной деятельности: организационно-управленческий,
структурный, деятельностный, содержательный и субъектный [5, с. 13].
Т.А. Прищепа выделяет следующие компоненты готовности педагога к
инновационной
деятельности:
мотивационно-целевой,
информационно-
познавательный,
рефлексивно-
конструктивный,
деятельно стно-
коммуникативный [6, с. 50].
И. Дерновский рассматривает структуру готовности к инновационной
педагогической
деятельности
как
совокупность
мотивационного,
когнитивного,
креативного,
рефлексивного
компонентов,
которые
взаимообусловлены и связаны между собой [2, с. 117].
Концептуальную
основу
нашего
понимания
готовности
составляют
результаты исследований В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, в которой
инновационная
деятельность
педагога
включает:
мотивационный,
креативный, технологический и рефлексивный компоненты [7, с. 77].
Готовность педагога к инновационной деятельности понимается нами
как
совокупность
личностно-профессиональных
качеств,
способствующих
эффективному решению задач образования в области инноватики. Мы, как и
В.А.
Сластенин,
рассматриваем
структуру
готовности
к
инновационной
деятельности
как
соединение
личностного
и
операционного
аспектов.
Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств
личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к
совершенствованию педагогической деятельности. Но, в отличие от ученого,
мы
полагаем,
что
выход
на
инновационный
уровень
педагогической
деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход
их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть
целостную
картину
мира,
проявление
общих
закономерностей
в
педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка
собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает
новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую
форму с иными качественными характеристиками.
На
наш
взгляд,
только
в
результате
эффективного
управленческого
содействия педагогам, включенным инновационную деятельность, приведет
к обновлению и модернизации образовательного процесса. На основе анализа
исследований в области инноватики нами определен следующий механизм
работы
по
подготовке
педагогов
к
инновационной
деятельности
в
образовательном учреждении, который включает следующие действия:
1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в
инновационной деятельности.
2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и
компетентности педагогов.
3. Создать инновационные структурные подразделения и управлять их
деятельностью.
4. Создать единую систему мониторинга инновационной деятельности.
5. Выявить и распространить инновационный опыт.
6. Разработать и использовать систему стимулирования и поощрения
инновационной деятельности педагогов.
Кроме
создания
определенных
условий
сопровождения
внедрений
инноваций
в
организации,
необходимо
понимать
сущность
компонентов,
которые выделяются в подготовке педагогов к инновационной деятельности.
Список использованной литературы
1.
Воропаева,
Е.Э.
Структура
и
критерии
готовности
педагога
к
инновационной деятельности. [Текст] / Е.Э. Воропаева. // Научное обозрение.
Педагогические науки. – 2015. – № 1. – С. 122-132.
2. Дерновский, И.Д. Инновационные педагогические технологии: Учебное
пособие. [Текст] / И.Д. Дерновский . – К.: Академвидав, 2004. – 352 с.
3. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности.
[Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 176
с.
4.
Нерсесян,
Л.С.,
Пушкин,
В.Н.
Психологическая
структура
готовности
оператора
к
экстремальным
действиям.
[Текст]
/
Л.С.
Нерсесян,
В.Н.
Пушкин. // Вопросы психологии. – 1969. – № 5. – С.24-31.
5.
Пономарева,
Н.С.
Формирование
готовности
будущих
инженеров
к
инновационной деятельности в образовательном процессе вуза: Автореф.
дис.канд. пед. наук. [Текст] / Н.С. Пономарева. – Брянск, 2011. – 19 с.
6.
Прищепа,
Т.А.
Особенности
подготовки
педагогов
к
инновационной
деятельности. [Текст] / Т.А. Прищепа. // Вестник Томского государственного
педагогического университета. – 2014. - № 6. – С. 47-52.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. [Текст] / В.А.
Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224
с.