Напоминание

Инклюзивное профессиональное образование: новые подходы


Автор: Цветаева Марина Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное профессиональное образование: новые подходы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1 Марина Владимировна Цветаева директор ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий dirytuipt@yandex. ru (4852) 55-30-14 Инклюзивное профессиональное образование: новые подходы В 2016 году Ярославская область приняла участие в конкурсном отборе регионов, организованном Министерством образования и науки Российской Федерации по предоставлению субсидии из федерального бюджета на создание в субъектах Российской Федерации базовых профе ссиона льных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования. Приказом департамента образования Ярославской области от 08.06.2016 №197/01-04 государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий был определен в качестве базовой профессиональной образовательной организации. Задача колледжа как базовой профессиональной образовательной организации - создание безбарьерной среды и условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении ими среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования. Имеющиеся возможности и опыт работы колледжа с 2010 года по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяют создать необходимые организационные и методические условия для обеспечения реализации инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Ярославской области. Участие в государственной программе «Доступная среда» дает возможность уже сейчас частично обеспечить архитектурную доступность для студентов и обучающихся. А ктуа л ь н о с т ь с о зд а н и я в Я р о с л а в с ко й о бл а с т и б а з о в о й профессиональной образовательной организации определяется наличием значительного количества граждан с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В Ярославской области проживают более ста девятнадцати тысяч лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых три тысячи детей-инвалидов (около двух с половиной тысяч детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около шестисот детей с диагнозом "детский церебральный паралич"), около трех тысяч человек с поражением опорно- двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), более трех тысяч инвалидов - с нарушениями органов зрения, более двух тысяч инвалидов - с нарушениями слуха и речи. В настоящее время на территории области наблюдается увеличение числа инвалидов. Однако остается нерешенной важнейшая социальная задача –
2 создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни о б щ е с т ва . С о ц и а л ь н а я с р ед а в б ол ь ш и н с т в е с в о е м о с т а е т с я неприспособленной для инвалидов. Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но активность данной категории граждан ограничивают, во-первых, психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе, во-вторых, информационные барьеры, связанные с отсутствием необходимой информации в различных областях знаний, в-третьих, социальные барьеры, вызванные непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми. Несмотря на активное проведение государственной и областной политики содействия занятости инвалидов и других маломобильных групп граждан, без п р о ф е с с и о н а л ь н о го о б р а з о ва н и я и х уд е л ом с т а н о вя т с я л и ш ь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства – неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов. Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья. До недавнего времени изучение проблем образования инвалидов фокусировалось главным образом на проблемах получения общего образования детьми-инвалидами и вопросах перехода от «специального» (в интернатах, коррекционных школах) к инклюзивному образованию. В последние годы происходит повышение интереса к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано как с ростом понимания необходимости поднятия социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения. Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ. Но они носят разобщенный характер и не дают возможности комплексно подойти к решению данной проблемы. В силу существующих барьеров значительная часть инвалидов оказывается не охваченной сферой профессионального образования и профессиональной подготовки. По данным департамента образования Ярославской области на сентябрь 2016 года в сорока профессиональных образовательных организациях региона
3 о бу ч а е т с я л и ш ь 1 3 1 о бу ч а ю щ и й с я п о п р о г р а м м а м с р е д н е г о профессионального образования, из них: - с сохранным интеллектом – 55 человек; - с различной степенью умственной отсталости – 76. Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально- экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения профессионального образования. Создание в области базовой профессиональной образовательной организации является средством решения данной проблемы и распространения на её основе новых форм организации инклюзивного профессионального образования. Нормативно-правовая база, регламентирующая определенные правовые льготы и гарантии для лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере профессионального образования:  статья 5 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;  статья 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» которая гласит, что профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Основными направлениями деятельности базовой профессиональной образовательной организации станут: 1. Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по востребованным и перспективным специальностям и профессиям для экономики региона по адаптированным образовательным программам. 2. Разработка и реализация образовательных программ с использованием сетевой формы, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 3. Предоставление обучающимся, а также для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов. 4. Обучение и проведение стажировок педагогических работников и «специалистов сопровождения» профессиональных образовательных организаций по инклюзивному образованию. 5. Обеспечение информационной открытости, в том числе проведение профессиональной диагностики для обучающихся и их родителей (законных
4 представителей), консультирование по вопросам получения профессионального образования, организация «горячей линии». 6. Развитие конкурсного движения профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Abilympics Russia. 7. Содействие трудоустройству, в том числе развитие практики целевого обучения и предпринимательских навыков у обучающихся. 8. Создание архитектурной доступности зданий и помещений. В настоящее время в колледже разработана и утверждена модель Базовой профессиональной образовательной организации по поддержке инклюзивного профессионального образования. Для координации деятельности создан экспертно-методический совет, в который вошли представители департамента труда и социальной поддержки населения, департамента государственной службы занятости, департамента образования, Института развития образования, Всероссийского общества защиты инвалидов. Заключаются соглашения о сотрудничестве с образовательными учреждениями области, привлекаются социальные партнеры для поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования. Ведется работа по созданию учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в том числе с использованием дистанционных технологий, созданы временные творческие коллективы по адаптации образовательных программ и создания ряда дисциплин адаптационного цикла. Организованы и до конца 2016 года будут проведены обучение и стажировка педагогического коллектива по инклюзивному профессиональному образованию, в том числе с использованием зарубежного опыта. Закуплено оборудование и программное обеспечение для организации образовательного процесса на учебную группу, а также специальное оборудование для слабослышащих студентов (так называемые FM-системы) в учебные кабинеты и иные помещения колледжа. Колледж в октябре ст ал площадкой в конкурсном движении профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Abilympics Russia для трех компетенций: «Социальная работа», «Портной», «Дизайн персонажей/Анимация». Создается архитектурная доступность учебных кабинетов, санитарных узлов, медицинского кабинета, библиотеки, столовой и иных помещений в колледже. Создание безбарьерной среды и необходимых организационно- педагогических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет завершено в 2016 г. и колледж приступит к деятельности в качестве Базовой профессиональной образовательной организации. Безбарьерная среда и инклюзивное профессиональное образование расширит возможности социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, повысит вероятность их дальнейшего трудоустройства и позволит стать полноценными членами общества.
5 В целом деятельность базовой организации станет средством поддержки всей региональной системы инклюзивного профессионального образования.


В раздел образования