Инклюзивное профессиональное образование: новые подходы
Автор: Цветаева Марина Владимировна Должность: директор Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: статья Тема: Инклюзивное профессиональное образование: новые подходы Раздел: среднее профессиональное
1
Марина Владимировна Цветаева
директор ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных
технологий
dirytuipt@yandex.
ru (4852) 55-30-14
Инклюзивное профессиональное образование:
новые подходы
В 2016 году Ярославская область приняла участие в конкурсном отборе
регионов, организованном Министерством образования и науки Российской
Федерации по предоставлению субсидии из федерального бюджета на создание
в
субъектах
Российской
Федерации
базовых
профе ссиона льных
образовательных
организаций,
обеспечивающих
поддержку
региональных
систем инклюзивного профессионального образования.
Приказом департамента образования Ярославской области от 08.06.2016
№197/01-04 государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных
технологий
был
определен
в
качестве
базовой
профессиональной
образовательной организации.
Задача
колледжа
как
базовой
профессиональной
образовательной
организации
-
создание
безбарьерной
среды
и
условий
для
инклюзивного
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при
получении ими среднего профессионального образования, профессионального
обучения, дополнительного профессионального образования.
Имеющиеся
возможности
и
опыт
работы
колледжа
с
2010
года
по
обучению
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
позволяют создать необходимые организационные и методические условия для
обеспечения
реализации
инклюзивного
профессионального
образования
и
профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Ярославской области.
Участие в государственной программе «Доступная среда» дает возможность
уже сейчас частично обеспечить архитектурную доступность для студентов и
обучающихся.
А ктуа л ь н о с т ь
с о зд а н и я
в
Я р о с л а в с ко й
о бл а с т и
б а з о в о й
профессиональной
образовательной
организации
определяется
наличием
значительного количества граждан с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов. В Ярославской области проживают более ста девятнадцати тысяч
лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых три тысячи
детей-инвалидов (около двух с половиной тысяч детей находятся на учете по
поводу психических заболеваний, около шестисот детей с диагнозом "детский
церебральный
паралич"),
около
трех
тысяч
человек
с
поражением
опорно-
двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные
средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), более
трех тысяч инвалидов - с нарушениями органов зрения, более двух тысяч
инвалидов - с нарушениями слуха и речи.
В настоящее время на территории области наблюдается увеличение числа
инвалидов. Однако
остается
нерешенной
важнейшая
социальная
задача
–
2
создание
равных
возможностей
для
инвалидов
во
всех
сферах
жизни
о б щ е с т ва .
С о ц и а л ь н а я
с р ед а
в
б ол ь ш и н с т в е
с в о е м
о с т а е т с я
неприспособленной для инвалидов.
Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья стремятся к
социально-активной
и
максимально
независимой
жизни,
профессиональной
занятости.
Но
активность
данной
категории
граждан
ограничивают,
во-первых,
психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе, во-вторых,
информационные барьеры, связанные с отсутствием необходимой информации
в
различных
областях
знаний,
в-третьих,
социальные
барьеры,
вызванные
непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.
Несмотря на активное проведение государственной и областной политики
содействия занятости инвалидов и других маломобильных групп граждан, без
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
о б р а з о ва н и я
и х
уд е л ом
с т а н о вя т с я
л и ш ь
малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по
своему
качеству
намного
отстают
от
потенциальных
возможностей
этой
категории населения.
В
результате
проигрывают
и
сами
инвалиды,
и
все
общество.
Для
инвалидов это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и
государства – неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране
трудовых ресурсов.
Низкая
конкурентоспособность
инвалидов
на
рынке
труда
связана
не
только
с
теми
ограничениями,
которые
накладывает
их
здоровье
на
профессиональную
занятость,
но
и
с
более
низким
уровнем
образования
инвалидов
по
сравнению
с
населением,
не
имеющим
ограниченных
возможностей здоровья.
До
недавнего
времени
изучение
проблем
образования
инвалидов
фокусировалось главным образом на проблемах получения общего образования
детьми-инвалидами
и
вопросах
перехода
от
«специального»
(в
интернатах,
коррекционных школах) к инклюзивному образованию.
В
последние
годы
происходит
повышение
интереса
к
проблемам,
с
которыми
сталкиваются
инвалиды
при
получении
ими
профессионального
образования. Это связано как с ростом понимания необходимости поднятия
социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с
обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом
числа самих инвалидов и их доли среди населения.
Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и
других маломобильных групп населения на территории области проводятся в
рамках различных областных и ведомственных целевых программ. Но они
носят разобщенный характер и не дают возможности комплексно подойти к
решению
данной
проблемы.
В
силу
существующих
барьеров
значительная
часть
инвалидов
оказывается
не
охваченной
сферой
профессионального
образования и профессиональной подготовки.
По данным департамента образования Ярославской области на сентябрь
2016 года в сорока профессиональных образовательных организациях региона
3
о бу ч а е т с я
л и ш ь
1 3 1
о бу ч а ю щ и й с я
п о
п р о г р а м м а м
с р е д н е г о
профессионального образования, из них:
- с сохранным интеллектом – 55 человек;
- с различной степенью умственной отсталости – 76.
Нерешенность
данной
проблемы
порождает
серьезные
социально-
экономические
последствия,
решение
которых
возможно
только
путем
реализации
комплекса
мероприятий,
направленных
на
устранение
существующих
препятствий
и
барьеров,
обеспечение
доступности
для
инвалидов
и
других
маломобильных
групп
населения
профессионального
образования.
Создание
в
области
базовой
профессиональной
образовательной
организации является средством решения данной проблемы и распространения
на
её
основе
новых
форм
организации
инклюзивного
профессионального
образования.
Нормативно-правовая база, регламентирующая определенные правовые
льготы и гарантии для лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере
профессионального образования:
статья
5 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», в
соответствии
с
которой
должны
быть
созданы
необходимые
условия
для
получения
без
дискриминации
качественного
образования
лицами
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
том
числе
посредством
организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья;
статья 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» которая гласит, что профессиональное образование и
профессиональное
обучение
инвалидов
осуществляются
в
соответствии
с
адаптированными
образовательными
программами
и
индивидуальными
программами реабилитации инвалидов.
Основными
направлениями
деятельности
базовой
профессиональной
образовательной организации станут:
1. Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
по
востребованным
и
перспективным
специальностям
и
профессиям
для
экономики региона по адаптированным образовательным программам.
2. Разработка и реализация образовательных программ с использованием
сетевой
формы,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий.
3. Предоставление обучающимся, а также для коллективного пользования
специальных
информационных
и
технических
средств,
дистанционных
образовательных технологий, учебно-методических материалов.
4.
Обучение
и
проведение
стажировок
педагогических
работников
и
«специалистов
сопровождения»
профессиональных
образовательных
организаций по инклюзивному образованию.
5. Обеспечение информационной открытости, в том числе проведение
профессиональной диагностики для обучающихся и их родителей (законных
4
представителей), консультирование по вопросам получения профессионального
образования, организация «горячей линии».
6. Развитие конкурсного движения профессионального мастерства для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Abilympics Russia.
7. Содействие трудоустройству, в том числе развитие практики целевого
обучения и предпринимательских навыков у обучающихся.
8. Создание архитектурной доступности зданий и помещений.
В настоящее время в колледже разработана и утверждена модель Базовой
профессиональной образовательной организации по поддержке инклюзивного
профессионального
образования.
Для
координации
деятельности
создан
экспертно-методический совет, в который вошли представители департамента
труда
и
социальной
поддержки
населения,
департамента
государственной
службы занятости, департамента образования, Института развития образования,
Всероссийского общества защиты инвалидов.
Заключаются
соглашения
о
сотрудничестве
с
образовательными
учреждениями области, привлекаются социальные партнеры для поддержки
региональной системы инклюзивного профессионального образования.
Ведется
работа
по
созданию
учебно-методического
обеспечения
образовательного
процесса,
в
том
числе
с
использованием
дистанционных
технологий,
созданы
временные
творческие
коллективы
по
адаптации
образовательных программ и создания ряда дисциплин адаптационного цикла.
Организованы
и
до
конца
2016
года
будут
проведены
обучение
и
стажировка педагогического коллектива по инклюзивному профессиональному
образованию, в том числе с использованием зарубежного опыта.
Закуплено оборудование и программное обеспечение для организации
образовательного
процесса
на
учебную
группу,
а
также
специальное
оборудование для слабослышащих студентов (так называемые FM-системы) в
учебные кабинеты и иные помещения колледжа.
Колледж
в
октябре
ст ал
площадкой
в конкурсном
движении
профессионального
мастерства
для
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья Abilympics Russia для трех компетенций: «Социальная
работа», «Портной», «Дизайн персонажей/Анимация».
Создается архитектурная доступность учебных кабинетов, санитарных
узлов, медицинского кабинета, библиотеки, столовой и иных помещений в
колледже.
Создание
безбарьерной
среды
и
необходимых
организационно-
педагогических
средств
обучения
для
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья будет завершено в 2016 г. и колледж приступит к
деятельности
в
качестве
Базовой
профессиональной
образовательной
организации.
Безбарьерная
среда
и
инклюзивное
профессиональное
образование
расширит
возможности
социальной
адаптации
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья, повысит вероятность их дальнейшего
трудоустройства и позволит стать полноценными членами общества.
5
В целом деятельность базовой организации станет средством поддержки
всей региональной системы инклюзивного профессионального образования.