Напоминание

"Учимся беречь воду"


Автор: Сенькина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Учимся беречь воду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья из опыта работы

«Учимся любить воду»

Воспитатель Сенькина Л.В.
МБДОУ «Детский сад № 29» Правила экологической безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей, природных явлений. Но, тогда люди и не предполагали, что пройдут века и потребуются новые прави- ла – правила защиты природы, правила бережного отношения, и в первую очередь к воде – главной составляющей всего живого на планете. Сегодня «безграничность» Мирового океана бессильна перед результатами деятельности человека. Спуская в реки, пруды, озера промышленные, сель- скохозяйственные и бытовые отходы, человечество из кристально чистой воды делает раствор вредных веществ. Родниковая вода, целительные струи которой веками поили наших предков, перестала быть чистой. Если мы думаем о будущем планеты, то одна из важнейших задач - обуче- ние будущего поколения экологически грамотному поведению в природе. И начинать надо с дошкольного возраста. Ребенку дошкольнику доступно понимание необходимости воды в жизни растений, животных, человека. Он знаком с тем, где применяется вода, какие бывают водные источники и постепенно подходит к вопросу - Что будет, если вода исчезнет? Работа по проблеме сохранения водных ресурсов начинается с выяснения, что малыши знают о воде: нужна ли вода вообще, зачем и кому? Какая польза от воды людям? Ребята без труда перечисляют, где в быту используют воду, что вода помощница во многих простых и обычных делах, что вода ничем не заменима. Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи: 1. Дать знания детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. 2. Научить детей понимать, что не всякая вода безопасна.
3. Дать представления о правилах пользования водой Вся проводимая нами работа проходит в рамках экологической акции « Чи- стая вода на все времена». Планируя любую экологическую акцию, мы учи- тываем возрастные особенности ребят, их потребность исследовать окружа- ющий мир. Поэтому поисково-опытническая деятельность является первым и отправным пунктом в «мир воды» для наших детей. Разработанные нами опыты объединены в одну большую тему «Самое удивительное вещество на Земле». В процессе проводимых опытов дети узнают свойства воды -что она бес- цветна, прозрачна, может испаряться, замерзать и не имеет запаха. Следу- ющая серия опытов учит ребят определять факторы, влияющие на качество воды : грязь, различные красящие вещества, отходы производства, мусор и.т.д. А затем - применять разнообразные фильтры для очистки воды: сет- ка, марля, ткань, вата. В итоге ребята сами находят ответ на вопрос « Что делает воду чистой? и приходят к выводу о сложности и трудоемкости процесса очищения воды. С целью уточнения и обобщения знаний детей о воде организовываем бе- седы: « Вода – помощница человека или нет?», « Где живет вода?», «Жа- лобное письмо капельки ». Беседы помогают детям понять, что без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать бумагу для книг, ткань для одежды, резину, лекарство, конфеты – ничего без воды не сделать. Во время сравнения воды из разных водных источников дети непосред- ственно наблюдают, что в луже вода – грязная, мутная, темная, а из крана – чистая, прозрачная; что для жизни любого живого существа, например, аква- риумных рыб, необходима чистая вода. Выводы о том, что воду загрязняем мы сами, детям еще недоступны. Чаще всего ребята называют основными виновниками заводы, автомобили, мусор и.т.д. С удовольствием перечисляют те меры, которые необходимо прини- мать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? (не бросать мусор, не лить
зря воду, устанавливать очистители воды и т.д.) и закрепляют это в дидакти- ческих играх. Для того, чтобы дети получили более яркие впечатления и проявили желания сохранить воду чистой и безопасной используем драматизации «Отчего забо- лело горло у родничка», « Разноцветная речка», « Сказка о Солдате и болот- ной Кикиморе», инсценировки детских произведений, например С.Михалко- ва « Отдых на речке», загадки и стихотворения о воде. С не меньшим интересом дети выполняют и практические задания: - показать умение аккуратно наливать воду, стараясь не проливать и не тра- тить ее зря, - придумать, что говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана, - профильтровать окрашенную воду. Закрепление полученных знаний происходит в игре: - зачеркнуть, что вредит воде: бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов и фабрик, водные растения, неисправный кран в доме, человек - выбрать картинку для чего нужна вода людям: для приготовления пищи; в производстве; в сельском хозяйстве; в медицине; в быту; для здоровья; для водного транспорта; для получения электроэнергии. Один из любимых видов детской деятельности – это художественно – твор- ческая деятельность. Все, что ребенку интересно, он воплощает в своих рабо- тах. Иногда – это мечты, иногда это реальные события. Мы проводим - -Конкурс рисунков и экологических знаков по охране воды - -Рисунков на тему "Берегите воду" - Выставку экологических знаков «Как беречь воду». Полученные знания и представления о мире воды дети используют на экологическом празднике «С голубого ручейка начинается река». Помогая маленькому ручейку стать большой чистой полноводной рекой, ребята прояв- ляют лучшие свои качества: внимание к маленькому роднику; заботу о живот- ных, оставшихся без водопоя; сочувствие к реке, которая сама не может изба-
виться от мусора и радость от полуученого результата «чистая вода – это по- дарок». Вся проводимая нами работа – это подготовка детей к большому и важ- ному делу - делу сохранения жизни на нашей прекрасной планете. Без воды – жизнь невозможна.


В раздел образования