Автор: Сенькина Людмила Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29" Населённый пункт: г. Нижний Новгород Наименование материала: статья из опыта работы Тема: "Учимся беречь воду" Раздел: дошкольное образование
Воспитатель Сенькина Л.В.
МБДОУ «Детский сад № 29»
Правила экологической безопасности возникли еще в глубокой древности,
когда люди пытались защититься от диких зверей, природных явлений. Но,
тогда люди и не предполагали, что пройдут века и потребуются новые прави-
ла – правила защиты природы, правила бережного отношения, и в первую
очередь к воде – главной составляющей всего живого на планете.
Сегодня «безграничность» Мирового океана бессильна перед результатами
деятельности человека. Спуская в реки, пруды, озера промышленные, сель-
скохозяйственные и бытовые отходы, человечество из кристально чистой
воды делает раствор вредных веществ. Родниковая вода, целительные струи
которой веками поили наших предков, перестала быть чистой.
Если мы думаем о будущем планеты, то одна из важнейших задач - обуче-
ние будущего поколения экологически грамотному поведению в природе. И
начинать надо с дошкольного возраста.
Ребенку дошкольнику доступно понимание необходимости воды в жизни
растений, животных, человека. Он знаком с тем, где применяется вода, какие
бывают водные источники и постепенно подходит к вопросу - Что будет,
если вода исчезнет?
Работа по проблеме сохранения водных ресурсов начинается с выяснения,
что малыши знают о воде: нужна ли вода вообще, зачем и кому? Какая польза
от воды людям? Ребята без труда перечисляют, где в быту используют воду,
что вода помощница во многих простых и обычных делах, что вода ничем не
заменима.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
1.
Дать знания детям, что для получения чистой воды людям приходится
затрачивать много сил и средств.
2.
Научить детей понимать, что не всякая вода безопасна.
3.
Дать представления о правилах пользования водой
Вся проводимая нами работа проходит в рамках экологической акции « Чи-
стая вода на все времена». Планируя любую экологическую акцию, мы учи-
тываем возрастные особенности ребят, их потребность исследовать окружа-
ющий мир. Поэтому поисково-опытническая деятельность является первым и
отправным пунктом в «мир воды» для наших детей. Разработанные нами
опыты объединены в одну большую тему «Самое удивительное вещество на
Земле».
В процессе проводимых опытов дети узнают свойства воды -что она бес-
цветна, прозрачна, может испаряться, замерзать и не имеет запаха. Следу-
ющая серия опытов учит ребят определять факторы, влияющие на качество
воды : грязь, различные красящие вещества, отходы производства, мусор
и.т.д. А затем - применять разнообразные фильтры для очистки воды: сет-
ка, марля, ткань, вата. В итоге ребята сами находят ответ на вопрос « Что
делает воду чистой? и приходят к
выводу о сложности и трудоемкости
процесса очищения воды.
С целью уточнения и обобщения знаний детей о воде организовываем бе-
седы: « Вода – помощница человека или нет?», « Где живет вода?», «Жа-
лобное письмо капельки ».
Беседы помогают детям понять, что без воды не замесить тесто для хлеба, не
сделать бумагу для книг, ткань для одежды, резину, лекарство, конфеты –
ничего без воды не сделать.
Во время сравнения воды из разных водных источников дети непосред-
ственно наблюдают, что в луже вода – грязная, мутная, темная, а из крана –
чистая, прозрачная; что для жизни любого живого существа, например, аква-
риумных рыб, необходима чистая вода.
Выводы о том, что воду загрязняем мы сами, детям еще недоступны. Чаще
всего ребята называют основными виновниками заводы, автомобили, мусор
и.т.д. С удовольствием перечисляют те меры, которые необходимо прини-
мать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? (не бросать мусор, не лить
зря воду, устанавливать очистители воды и т.д.) и закрепляют это в дидакти-
ческих играх.
Для того, чтобы дети получили более яркие впечатления и проявили желания
сохранить воду чистой и безопасной используем драматизации «Отчего забо-
лело горло у родничка», « Разноцветная речка», « Сказка о Солдате и болот-
ной Кикиморе», инсценировки детских произведений, например С.Михалко-
ва « Отдых на речке», загадки и стихотворения о воде.
С не меньшим интересом дети выполняют и практические задания:
- показать умение аккуратно наливать воду, стараясь не проливать и не тра-
тить ее зря,
- придумать, что говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана,
- профильтровать окрашенную воду.
Закрепление полученных знаний происходит в игре:
- зачеркнуть, что вредит воде: бытовой мусор, нефть, водные животные,
отходы заводов и фабрик, водные растения, неисправный кран в доме,
человек
- выбрать картинку для чего нужна вода людям: для приготовления
пищи; в производстве; в сельском хозяйстве; в медицине; в быту; для
здоровья; для водного транспорта; для получения электроэнергии.
Один из любимых видов детской деятельности – это художественно – твор-
ческая деятельность. Все, что ребенку интересно, он воплощает в своих рабо-
тах. Иногда – это мечты, иногда это реальные события. Мы проводим
-
-Конкурс рисунков и экологических знаков по охране воды
-
-Рисунков на тему "Берегите воду"
-
Выставку экологических знаков «Как беречь воду».
Полученные знания и представления о мире воды дети используют на
экологическом празднике «С голубого ручейка начинается река». Помогая
маленькому ручейку стать большой чистой полноводной рекой, ребята прояв-
ляют лучшие свои качества: внимание к маленькому роднику; заботу о живот-
ных, оставшихся без водопоя; сочувствие к реке, которая сама не может изба-
виться от мусора и радость от полуученого результата «чистая вода – это по-
дарок».
Вся проводимая нами работа – это подготовка детей к большому и важ-
ному делу - делу сохранения жизни на нашей прекрасной планете. Без воды
– жизнь невозможна.