"Использование технологии проектной деятельности на уроках математики".
Автор: Дизер Ирина Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ Суерская средняя общеобразовательная школа Населённый пункт: с.Суерка Наименование материала: статья Тема: "Использование технологии проектной деятельности на уроках математики". Раздел: среднее образование
Методический семинар: «Использование технологии проектной
деятельности
на уроках математики».
Описание педагогического опыта
(Пояснительная записка)
Цель: развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных,
творческих
и
коммуникативных способностей учащихся через проектную деятельность.
Задачи:
побуждение всех обучающихся к инициативности, творческому подходу и
активной позиции в процессе любой познавательной деятельности;
учить приемам осмысленной математической деятельности: поиску ответов
на
вопросы,
видению
и
объяснению
различных
ситуаций
и
проблем,
приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку
зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.
подкреплять знания практическими делами, используя специфические для
математики методы сбора, анализа и обобщения информации.
Многие учителя считают, что классно-урочная система на протяжении долгого времени
оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков
обучающимся.
В
наши
дни
умение
учащихся
добывать
знания
самостоятельно
и
совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая,
если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний,
потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься
всю сознательную жизнь.
Это требование времени, а также требования к результатам
освоения основной образовательной программы. В новом Федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) сказано, что в результате обучения ребёнок должен:
владеть
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
Чтобы использовать какой либо метод надо изучить его историю, разобраться в нем,
пропустить через себя, перенять то, что открыто другими, и адаптировать для себя и своих
учеников. Еще для меня возник
ряд вопросов:
чем отличается метод проектов от
исследовательской деятельности, как перенести метод проектов на учебные темы, темы
учебного плана. Существует ли какой-нибудь алгоритм для организации работы детей и
формированию,
каких
универсальных
учебных
действий
будет
способствовать
применение этого метода?
Первый
этап
в
моей
работе
был
направлен
на
изучение
научно-методической
литературы по исследуемой проблеме. Для себя я отметила некоторые аспекты, которые
необходимо знать для правильной организации работы. Исследовательская деятельность
отличается от проектной целями.
Цель проектной – реализация проектного замысла и получение готового продукта. Цель
исследовательской -
уяснение
сущности
явления,
истины,
открытие
новых
закономерностей и продуктом являются новые знания.
Основные этапы исследовательской деятельности: мотивация; постановка проблемы;
сбор
фактического
материала;
систематизация
и
анализ
полученного
материала;
выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез.
Этапы выполнения проекта вы можете увидеть ниже, они знакомы всем:
Проблематизация – наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на
разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для
выбора
темы
проектов
по
математике
огромно.
Проект
может
быть
связан
с
изучением
какой-либо
темы
по
математике,
которая
не
изучается
в
школьной
программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, ребята с
интересом работают над проектами «История возникновения дробей», «Проценты
вокруг
нас»,
«Решето
Эратосфена»
и
«Числа
Фибоначчи»,
«Старинные
меры
измерения», «История математики»
Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается
план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений.
На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует
работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Сейчас с этим нет
проблем, многие имеют доступ к Интернету, но нельзя забывать о библиотеке,
опросе
родителей
или
взрослых.
Найденная
информация,
обрабатывается,
осмысливается. После совместного обсуждения выбирается один основной вариант.
Продукт
- результат работы . Учащиеся, выбрав посильные технологии для
создания
своей
работы
на
компьютере,
уточняют,
анализируют
собранную
информацию,
формулируют
выводы.
Учитель
выступает
в
роли
научного
консультанта.
Результаты
выполненных
проектов
должны
быть,
что
называется,
«осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если
практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе,
в
реальной
жизни). Прикладной
проект
может
быть
связан
с
применением
математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального
количества
необходимых
продуктов
и
их
стоимости,
используемых
семьей
на
протяжении месяца.В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и
разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на
уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник
ключевых задач по изучаемой теме и др. Результатами работы над проектами во
внеурочной
деятельности
становятся
рефераты,
эссе,
электронные
пособия,
математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
Презентация результатов
-
представление
готового
продукта.
Иными
словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
Какова же роль учителя на этапах? За основу описания деятельности субъектов
процесса проектирования на различных его этапах я взяла разработку Чечель Ирины
Дмитриевны,
доктора
педагогических
наук,
которая
вызвала
у
меня
наибольший
интерес.
Этапы
Задачи
Деятельность
учащихся
Деятельность
педагога
Подготовка
О п р е д е л е н и е
т е м ы ,
ц е л е й ,
и с х о д н о г о
п о л о ж е н и я .
В ы б о р
рабочей группы.
Уточняют
информацию.
О б с у ж д а ю т
и
принимают
решение
по
теме.
Определяют
с в о и
р о л и
и
к о м п л е к т у ю т с я
в
соответствии с ними в
малые группы.
Мотивирует учащихся.
О б ъ я с н я е т
ц е л и
проекта.
Наблюдает.
При
необходимости
помогает
проводить
организационную
работу.
Планирование
А н а л и з
п р о б л е м ы .
Определение
источников
информации. Постановка
задач и выбор критериев
оценки результатов.
Формируют
з а д ач и
проекта.
Уточняют
информацию
(источники).
В ы б и р а ю т
и
обосновывают
свои
критерии успеха.
П о м о г а е т
в
формулировании
задач (по просьбе). В
з а в и с и м о с т и
о т
сложности проекта и
степени
подготовки
слушателей возможна
предварительная
разработка
заданий,
в о п р о с о в
д л я
поисковой
деятельности.
Принятие
решения
С б о р
и
у т о ч н е н и е
информации.
Обсуждение альтернатив.
Выбор
оп т и ма л ь н ого
варианта.
У точ н е н и е
планов деятельности.
Р а б о т а ю т
с
информацией.
Проводят
синтез
и
а н а л и з
и д е й .
Выполняют
исследование.
Наблюдает,
консультирует,
координирует
работу
групп.
Выполнение
Работа
над
проектом.
Оформление.
Выполняют
и с с л е д о в а н и е
и
р а б о т а ю т
н а д
проектом.
Оформляют
проект.
Наблюдает,
консультирует,
с о в е т у е т
( п о
просьбе).
Защита проекта
(презентация)
Подготовка
д о к л а д а ,
обоснование
процесса
проектирования.
Коллективная
защит а
проекта.
З а щ и щ а ют
п р о е к т
( д о к л а д ы в а ю т
о
ре зульт ат а х
с в о е й
работы).
Участвуют
в
коллективной
оценке
результатов проекта.
У ч а с т в у е т
в
коллективном
анализе
и
о ценке
результатов проекта.
Этапы
Задачи
Деятельность
учащихся
Деятельность
педагога
Рефлексия
А н а л и з
в ы п о л н е н и я
проекта,
достигнутых
ре зульт атов .
А н а л и з
достижения
поставленной цели.
У ч а с т в у ю т
в
коллективном
самоанализе проекта и
самооценке.
О ц е н и в а е т
с в о ю
д е я т е л ь н о с т ь
п о
педагогическому
руководству
деятельностью детей.
При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников
педагогического
процесса:
учитель
не
является
экспертом,
он
–
демократичный
руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выступает в роли активного
участника
процесса
проектирования.
Субъективность
ученика
проявляется
в
целеполагании,
планировании
учебно-познавательной
деятельности,
ее
организации
и
обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную
деятельность. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
Что в работе над проектом было наиболее интересным?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика
проекта, каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему.
Естественно, что этой отметкой является «пять». Положительные эмоции и успех учеников
рождают желание работать дальше.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов,
классификация проектов представлена в следующей таблице.
1. По
доминирующей
в
проекте
деятельности :
- исследовательские;
- творческие;
- ролевые, игровые;
- ознакомительно-ориентировочные
(информационные);
-практико-ориентированные
(прикладные).
2. По предметно-содержательной области :
- монопроекты - в рамках одной области знаний;
-межпредметные
-
на
стыке
различных
предметных
областей.
3. По
количеству
участников
проекта :
- индивидуальные (личностные);
- парные;
- групповые;
- коллективные;
- массовые.
4. По продолжительности выполнения :
-
краткосрочные
(несколько
уроков)
-
для
решения
небольшой проблемы или части крупной проблемы;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Какие УУД формируются в процессе работы над проектом?
Существует 4 блока УУД.
Начну с коммуникативных УУД. Проектная деятельность предполагает дискуссии
между
учениками,
направленные
на
решение
конкретной
проблемы
или
создание
определенного
продукта.
Это
и
совместное
планирование
деятельности
учителем
и
учащимися.
Учитель
из
простого
транслятора
знаний
становится
организатором
совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект
деятельности.
Развиваются
умения
устанавливать
взаимопонимание,
строить
взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами
группы,
развивается
способность
с
помощью
вопросов
добывать
недостающую
информацию, умение четко сформулировать цель.
Познавательные
УУД: проектная
деятельность
предполагает
развитие
умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения
делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки
работы
со
справочниками,
слушание
речи,
наблюдение,
избирательное
запоминание,
обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их
применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая
ведет к развитию познавательных УУД.
Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения,
определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще
подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия,
анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев
оценки.
Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать
свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать
гипотезу
от
факта,
проявлять
активность
при
решении
задач.
Овладение
учащимися
универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но
подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-8 классах.
Для себя я выделяю три этапа введения метода проектов в процесс обучения :
5-6 класс. Создание мини проектов на учебные темы на уроках в групповой работе.
7-8 класс. Проекты, выполняемы по учебным темам.
9-11
класс.
Индивидуальные
проектные
работы,
направленные
на
решение
глобальных проблем.
Над данной темой я работаю второй год, поэтому я только учусь применению данного
метода в своей работе. В этом году работая
в 6,7,8 классах, с ребятами реализовали
несколько проектов.
Реализованные проекты:
6 класс
Числа великаны и числа малютки (продукт – стенгазета)
История дробей (продукт - презентация)
Решето Эратосфена (продукт – реферат)
7 класс
Мой семейный бюджет (продукт - смета доходов и расходов семьи на месяц)
Женщина математик – Ковалевская С.В. (презентация)
Симметрия в жизни (продукт - выставка работ)
8 класс
Математика
+
Творчество
(продукт
–
сказки,
стихи,
ребусы,
частушки
придуманные
самими ребятами)
После изучения темы «Уравнения» предложу ребятам новый проект
Пример проектной работы.
Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений».
Участники проекта: ученики 8 класса.
Сроки реализации проекта: две недели.
Результат:защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим
затруднения по данному учебному материалу.
Задания для групп (в каждой группе 2-3 человека):
Задание для группы 1.
1.
Сбор информации по теме «Линейные уравнения, методы их решения»
(использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания
(«бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
1.
Сбор информации по теме «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к
квадратным, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8,
справочников, Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания
(«бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
1.
Сбор информации по теме «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения»
(использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания
(«бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 4.
1.
Сбор информации по теме «Уравнения высших порядков, методы их решения»
(использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания
(«бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Чтобы
у
учащегося
развивались познавательные
интересы,
интеллектуальные,
творческие и коммуникативные способности, а также творческое мышление, необходимо,
чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании.
Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир
творчества.