Напоминание

"Использование технологии проектной деятельности на уроках математики".


Автор: Дизер Ирина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Суерская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с.Суерка
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии проектной деятельности на уроках математики".
Раздел: среднее образование





Назад





Методический семинар: «Использование технологии проектной

деятельности

на уроках математики».

Описание педагогического опыта
(Пояснительная записка)
Цель:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через проектную деятельность.
Задачи:
 побуждение всех обучающихся к инициативности, творческому подходу и активной позиции в процессе любой познавательной деятельности;  учить приемам осмысленной математической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.  подкреплять знания практическими делами, используя специфические для математики методы сбора, анализа и обобщения информации. Многие учителя считают, что классно-урочная система на протяжении долгого времени оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков обучающимся. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Это требование времени, а также требования к результатам освоения основной образовательной программы. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сказано, что в результате обучения ребёнок должен:  владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;  быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Чтобы использовать какой либо метод надо изучить его историю, разобраться в нем, пропустить через себя, перенять то, что открыто другими, и адаптировать для себя и своих учеников. Еще для меня возник ряд вопросов: чем отличается метод проектов от исследовательской деятельности, как перенести метод проектов на учебные темы, темы учебного плана. Существует ли какой-нибудь алгоритм для организации работы детей и формированию, каких универсальных учебных действий будет способствовать применение этого метода? Первый этап в моей работе был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Для себя я отметила некоторые аспекты, которые
необходимо знать для правильной организации работы. Исследовательская деятельность отличается от проектной
целями.

Цель проектной
– реализация проектного замысла и получение готового продукта.
Цель

исследовательской
- уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и продуктом являются новые знания. Основные этапы исследовательской деятельности: мотивация; постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез. Этапы выполнения проекта вы можете увидеть ниже, они знакомы всем: 
Проблематизация
– наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для выбора темы проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, ребята с интересом работают над проектами «История возникновения дробей», «Проценты вокруг нас», «Решето Эратосфена» и «Числа Фибоначчи», «Старинные меры измерения», «История математики» 
Планирование действий.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. 
Поиск информации -
обязательное условие каждого проекта. Сейчас с этим нет проблем, многие имеют доступ к Интернету, но нельзя забывать о библиотеке, опросе родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается один основной вариант. 
Продукт

- результат работы
. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца.В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д. 
Презентация
результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
Какова же роль учителя на этапах? За основу описания деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах я взяла разработку Чечель Ирины Дмитриевны, доктора педагогических наук, которая вызвала у меня наибольший интерес.
Этапы

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога
Подготовка О п р е д е л е н и е т е м ы , ц е л е й , и с х о д н о г о п о л о ж е н и я . В ы б о р рабочей группы. Уточняют информацию. О б с у ж д а ю т и принимают решение по теме. Определяют с в о и р о л и и к о м п л е к т у ю т с я в соответствии с ними в малые группы. Мотивирует учащихся. О б ъ я с н я е т ц е л и проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу. Планирование А н а л и з п р о б л е м ы . Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Формируют з а д ач и проекта. Уточняют информацию (источники). В ы б и р а ю т и обосновывают свои критерии успеха. П о м о г а е т в формулировании задач (по просьбе). В з а в и с и м о с т и о т сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, в о п р о с о в д л я поисковой деятельности. Принятие решения С б о р и у т о ч н е н и е информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оп т и ма л ь н ого варианта. У точ н е н и е планов деятельности. Р а б о т а ю т с информацией. Проводят синтез и а н а л и з и д е й . Выполняют исследование. Наблюдает, консультирует, координирует работу групп. Выполнение Работа над проектом. Оформление. Выполняют и с с л е д о в а н и е и р а б о т а ю т н а д проектом. Оформляют проект. Наблюдает, консультирует, с о в е т у е т ( п о просьбе). Защита проекта (презентация) Подготовка д о к л а д а , обоснование процесса проектирования. Коллективная защит а проекта. З а щ и щ а ют п р о е к т ( д о к л а д ы в а ю т о ре зульт ат а х с в о е й работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. У ч а с т в у е т в коллективном анализе и о ценке результатов проекта.

Этапы

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога
Рефлексия А н а л и з в ы п о л н е н и я проекта, достигнутых ре зульт атов . А н а л и з достижения поставленной цели. У ч а с т в у ю т в коллективном самоанализе проекта и самооценке. О ц е н и в а е т с в о ю д е я т е л ь н о с т ь п о педагогическому руководству деятельностью детей. При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выступает в роли активного участника процесса проектирования. Субъективность ученика проявляется в целеполагании, планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:  Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?  Что в работе над проектом было наиболее интересным?  Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?  Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является «пять». Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов, классификация проектов представлена в следующей таблице. 1.
По

доминирующей

в

проекте

деятельности
: - исследовательские; - творческие; - ролевые, игровые; - ознакомительно-ориентировочные (информационные); -практико-ориентированные (прикладные). 2.
По предметно-содержательной области
: - монопроекты - в рамках одной области знаний; -межпредметные - на стыке различных предметных областей.
3.
По

количеству

участников

проекта
: - индивидуальные (личностные); - парные; - групповые; - коллективные; - массовые. 4.
По продолжительности выполнения
: - краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы; - средней продолжительности (от недели до месяца); - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Какие УУД формируются в процессе работы над проектом?

Существует 4 блока УУД.
Начну
с коммуникативных УУД.
Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.
Познавательные

УУД:
проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.
Регулятивные УУД
развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.
Развитие личностных УУД
отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-8 классах.
Для себя я выделяю три этапа введения метода проектов в процесс обучения
:  5-6 класс. Создание мини проектов на учебные темы на уроках в групповой работе.  7-8 класс. Проекты, выполняемы по учебным темам.  9-11 класс. Индивидуальные проектные работы, направленные на решение глобальных проблем. Над данной темой я работаю второй год, поэтому я только учусь применению данного метода в своей работе. В этом году работая в 6,7,8 классах, с ребятами реализовали несколько проектов.
Реализованные проекты:

6 класс
Числа великаны и числа малютки (продукт – стенгазета) История дробей (продукт - презентация) Решето Эратосфена (продукт – реферат)
7 класс
Мой семейный бюджет (продукт - смета доходов и расходов семьи на месяц) Женщина математик – Ковалевская С.В. (презентация) Симметрия в жизни (продукт - выставка работ)
8 класс
Математика + Творчество (продукт – сказки, стихи, ребусы, частушки придуманные самими ребятами) После изучения темы «Уравнения» предложу ребятам новый проект
Пример проектной работы.
Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений». Участники проекта: ученики 8 класса. Сроки реализации проекта: две недели. Результат:защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу. Задания для групп (в каждой группе 2-3 человека):
Задание для группы 1.
1. Сбор информации по теме «Линейные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета). 2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением). 3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант). 4. Подготовка к защите проекта. 5. Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.

1. Сбор информации по теме «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета). 2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением). 3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант). 4. Подготовка к защите проекта. 5. Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
1. Сбор информации по теме «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета). 2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением). 3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант). 4. Подготовка к защите проекта. 5. Защита проекта (презентация).
Задание для группы 4.
1. Сбор информации по теме «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета). 2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением). 3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант). 4. Подготовка к защите проекта. 5. Защита проекта (презентация). Чтобы у учащегося развивались познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, а также творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.


В раздел образования