Автор: Андрийцо Оксана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида" Населённый пункт: г. Гатчина Ленинградская обл. Наименование материала: Конспект Тема: "Хлеб. Откуда он пришел?" Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
интегрированной направленности
с использованием материалов устного народного творчества по
русской народной сказке «Колобок»
Тема: « Хлеб. Откуда к нам пришел»
Воспитатель I квалификационной категории
Андрийцо Оксана Михайловна
Возраст детей: 4-5 лет.
Используемые современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии информационно-
коммуникативные. Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Речевое развитие»
Цель : Ч ерез русский фольклор формировать у детей понятие о
хлебе.
Задачи :
1. Познакомить детей с трудом взрослых, принимающих участие в
выращивании хлеба.
2. Развивать связную устную речь детей, их эмоциональную сферу.
Продолжить работу над интонацией голоса.
3. Активизировать словарь детей за счет введения новых слов.
4 . Упражнять детей в умении находить много и один предметов в
специально подготовленной обстановке (колобок - один, сушек,
пряников, батонов - много).
Учить понимать и отвечать на вопрос, сколько? (много - один).
5.Совершенствовать умение детей скатывать комки глины между
ладонями прямыми и круговыми движениями рук (расплющивать
пряник). Соединять полученную форму (сушка, бублик), для
нанесения рисунка использовать палочку.
Активизация
словаря: кокошник, русская печь, устице, ухват,
кочерга, заслонка, противень, рушник, колосья, зерно, решето,
чугунок, комбайнер, мельник
, тракторист, пекарня, пекарь.
Виды
деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,
познавательная.
Форма
организации: фронтальная и индивидуальная в условиях
группового режима.
Формы
реализации
детских
видов
деятельности: создание игровых
ситуаций и реализация в них двигательной деятельности.
Материалы
и
оборудование:
игрушки медведя, зайца, волка, решето,
тесто, оладушки, музыкальное сопровождение, мультимедийная
презентация,
Предварительная
работа.
1.Знакомство с русскими народными сказками - придумал их
народ.
«Лиса и медведь»,
«Колобок»,
«Жирновцы и петушок» - путем чтения их воспитателем. Через
русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок»,
«Жирновцы и петушок» - познакомили детей с русской народной
одеждой: сарафан, русская рубаха, кокошник. Внесли куклу в
национальном костюме - сарафане и кокошнике, рассматривали
иллюстрации к сказкам - одежда русская. Прослушивали русские
народные песни и сказки.
2. Познакомили с потешками:
«Божья коровка»,
«Кисонька мурысонька»,
«Где блины, тут и мы»,
«Ладушки, ладушки»,
«Сорока ворона»,
«Петушок»,
«Мы печем отличные...»,
«Умница разумница»
3. Познакомили с загадками:
О избе, о хлебе, о колосе, о тракторе,
о комбайне, о русской печи, утвари.
(Игра).
4. Познакомили с пословицами:
«Хлеб всему голова»,
«Не красна изба углами, а красна пирогами»,
«Много снега - много хлеба»,
«Одно зерно - горсть даст»,
«На чужой каравай - рот не разевай».
5.Познакомили с играми:
«Я румяный колобок»,
«Каравай»,
«Заинька пойди в лес»,
«Большие и маленькие ножки».
6. Познакомили со стихами:
«Решето»,
«Каравай»
«Вот он - хлебушка душистый».
7. Через сказку «Колобок» последовательно познакомили детей с
колосьями ржи и пшеницы. «Откуда к нам хлеб пришел?»
(рассматривали зерно и колосья, пробовали на вкус).
8.Познакомили с трудом взрослых. Учить беречь то, что сделано
людьми - Хлеб.
9. Через сказки познакомили с домашней избой, с русской печкой,
домашней утварью. (Русская печь - отверстие в печи - оно
называется устице. В печь ставится противень, чугунок, горшок -
готовится еда. Горячая посуда достается ухватом. Заслонкой
закрывают устице, чтоб огонь не выскочил в избу. Кочергой
разбивают угли и головешки). Показали как пользоваться ухватом,
качергой, заслонкой. На печке всегда весит рушник (полотенце для
рук и лица).
10.Работали над интонацией голоса. Учили эмоционально,
выразительно читать стихи, потешки.
11.В свободной совместной деятельности вместе с детьми сделали
макет русской печи (устице, заслонка, ухват, кочерга). Рассмотрели
все детали, узнали как ими пользоваться.
12.На занятиях по лепке - лепили пшеничные пирожки. Пирожки
пекутся в печи.
13.Передники и кокошники внесли в уголок ряженья.
14.В сказке «Колобок» лиса хитрая - одна съела колобка. Звери
медведь, волк и заяц обиделись на нее.
Содержание
образовательной
деятельности :
Давайте сейчас друг с другом поздороваемся.
Собрались все дети в круг(встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
-
Ребята, а вы любите играть?
-
Ответы детей.
-
Кто из вас знает считалку?
-
Ответы детей. (Считалкой выбирают водящего).
-
Хороводная, русская народная игра «Заинька, пойдем в лес»
-
А сейчас, я хочу, вас спросить какие вы знаете сказки?
-
Перечисляют, (если затрудняются ответить, прочитать
небольшой отрывок из сказки).
-
Ребята - это русские народные сказки.
-
Кто из вас знает почему они так и называются
?
-
Ответы детей.
-
Хочу, ребята, я вам, что - то рассказать, (подзываю поближе).
В русской народной сказке «Колобок» звери очень обиделись
на лису. Она одна съела колобок. Зайчик, волк, медведь уйти
из сказки хотят.
-
Что делать ребята?
-
Ответы детей.
-
Сколько же, ребята, было колобков?
-
Ответы.
-
Сколько в сказке «Колобок» зверей?
-
Ответы.
(Дети сажают зверюшек медведя, зайца и волка за стол)
-
Вы зверюшки: мишка, волчок и зайчик посидите, мы
приготовим для вас угощение.
-
Из чего испекла бабушка колобок?
-
Ответы детей.
-
Много было муки?
-
Ответы детей.
-
А где бабушка взяла муку?
-
Ответы детей.
-
По амбару помела, по сусекам поскребла, немного муки
наскребла и испекла колобок.
-
Скажите, из чего бабушка испекла колобок?
-
Ответы детей.
-
Слайд 1 (мука)
-
А из чего сделали муку?
-
Ответы детей.
-
Слайд 2 (зерно,)
-
Где зерно выросло?
-
Ответы детей.
-
Слайд 3 (поле пшеничное)
-
Давайте, ребята, внимательно рассмотрим картинки.
Что изображено на них? (Рассматривание и комментарии детей).
- Кто из вас хочет рассказать откуда к нам пришел хлеб?
-
Рассказы 2-3 детей.
-
Давайте послушаем (рассказ ребенка по картинкам, как
хлеб, пришел в дом к нему).
Слайд 4
Тракторист - вспахал поле, засеял зерно, дождик полил, корешки
напоил, солнышко выглянуло, пригрело землю, зерно проросло и
вырос колосок. Приехал комбайнер, собрал все колоски,
перемолотил, ссыпал зерно в машину. Шофер увез зерно на
мельницу, мельник смолол муку. Муку привезли на пекарню (хлеба
комбинат). Пекари испекли хлеб и булку, увезли в магазин. Мама
пришла в магазин и купила хлеб и булку.
-
Очень много людей трудилось, чтобы вырастить и сохранить
урожай.
Потешка к ребенку:
Умница разумница, про то знает вся улица,
Собака, да кошка, да и я немножко. (Похвала тому, кто рассказал).
-
Давайте отдохнем немножко.
Игра «Колобок».
Я веселый колобок (шагают).
У меня румяный бок (наклоны).
Я кручусь, я верчусь (повороты).
По тропинке в лес качусь (бег на носках).
-(Дети сели на коврик)
-
Растить хлеб - это очень тяжелый труд. В народе не зря говорят:
«Хлеб - всему голова».
-
А вы, ребята, какие пословицы и поговорки помните?
-
Ответы детей.
-
А стихи почитаете о хлебе?
-
Читают стихи.
-
Хлеб, ребята, надо беречь!
Давайте вспомним, что мы хотели приготовить для наших
зверюшек, из русской народной сказки «Колобок», для медведя,
зайчика, волка?
-
Ответы детей.
-
У нас все готово и мука есть. Для чего решето?
-
Показать решето
.
Стихотворение
«Решето»
-
О ком ты хочешь позаботиться, что будешь лепить?
-
Ответы детей.
-
Зайка один - а угощения приготовим много.
-
Волк один - а угощения приготовим много.
-
Медведь один - а угощения приготовим много.
-
Приготовим руки к работе. Будем тесто месить, (месим,
месим, все пальчики работают хорошо, не ленятся).
-
Тесто готово.
-Вы сегодня ребята - пекари. Потешка «Божья коровка»
-
А теперь за работу (садятся за столы, хором читают
потешку). «Мы печем отличные пироги пшеничные».
-
Музыкальное сопровождение.
-
Уже печь истопилась - угольки остались(смотрю в печь,
кочергой имитация).
-
Заканчивайте, ребята, а то испечься не успеют ваши сдобы,
плюшки,сушки, пряники, ватрушки.
-
Несите на противень, складывайте.
-
Куда кладем?
-
Ответы детей.
-
Ставим в печь пусть пекутся. (Уходят мыть руки. Читают
потешки «Водичка - водичка», «Умывалочка».
-
Пойдемте, посмотрим, может уже испеклись наши плюшки,
булочки, прянички?
-
Смотрите, ребята, все испеклись, какие стали аппетитные,
красивые.
-
Чтобы угостить наших зверюшек, надо угощение остудить.
-
Остудим их немножко?
-
Дыхательная гимнастика: дуют 3 раза (делают глубокий вдох и
медленный выдох).
- Сколько мы приготовили пряников?
-
Ответы детей.
-
Сколько сушек?
- Ответы детей.
-
Сколько плюшек?
-
Ответы детей.
-
А сколько колобков съела лиса?
-
Ответы детей. (Одного)
много
-
Смотрите, ребята, как зверюшки вам улыбаются. Спасибо
говорят. Пожелаем им приятного аппетита, кушайте на
здоровье.
-Ребята, вам понравилось наше занятие?
-Ответы детей.
-А что понравилось больше всего?
Ответы детей.
- А что не понравилось?
-Ответы детей.
-Молодцы! Хорошо потрудились,
- Садитесь на лавку у окошка. За ваше старанье приготовила вам
бабушка всем оладушки.
Литература :
1. «Русские народные загадки и пословицы» Ю.Г. Круглов.
2. «Гуля - голубок» Л. Кузьмин.
3. «Ни окон, ни дверей» худ. Л. Колокова.
4. «Раз, два, три, четыре, пять вышли зайчики гулять» рис. Е.
Воробьевой.
5. «Детям на потеху» Э. Померанцева.
6. «Народные песенки в картинках» худ. И.М. Чернов.
7. «Едет Ваня на быке» худ. Т. Грудинина.
8. «Пятьдесят поросят» К. Чуковский.
9. «Русские народные поговорки и скороговорки»Худ. Н. Верди.