Напоминание

"Хлеб. Откуда он пришел?"


Автор: Андрийцо Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Гатчина Ленинградская обл.
Наименование материала: Конспект
Тема: "Хлеб. Откуда он пришел?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием материалов устного народного творчества по русской народной сказке «Колобок»
Тема: « Хлеб. Откуда к нам пришел»
Воспитатель I квалификационной категории Андрийцо Оксана Михайловна
Возраст детей: 4-5 лет. Используемые современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие технологии информационно- коммуникативные. Интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Цель
:
Ч
ерез русский фольклор формировать у детей понятие о хлебе.
Задачи
: 1. Познакомить детей с трудом взрослых, принимающих участие в выращивании хлеба. 2. Развивать связную устную речь детей, их эмоциональную сферу. Продолжить работу над интонацией голоса. 3. Активизировать словарь детей за счет введения новых слов. 4 . Упражнять детей в умении находить много и один предметов в специально подготовленной обстановке (колобок - один, сушек, пряников, батонов - много). Учить понимать и отвечать на вопрос, сколько? (много - один). 5.Совершенствовать умение детей скатывать комки глины между ладонями прямыми и круговыми движениями рук (расплющивать пряник). Соединять полученную форму (сушка, бублик), для нанесения рисунка использовать палочку. Активизация словаря: кокошник, русская печь, устице, ухват, кочерга, заслонка, противень, рушник, колосья, зерно, решето, чугунок, комбайнер, мельник , тракторист, пекарня, пекарь. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная. Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима. Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной деятельности. Материалы и оборудование: игрушки медведя, зайца, волка, решето, тесто, оладушки, музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация,
Предварительная работа. 1.Знакомство с русскими народными сказками - придумал их народ. «Лиса и медведь», «Колобок», «Жирновцы и петушок» - путем чтения их воспитателем. Через русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок», «Жирновцы и петушок» - познакомили детей с русской народной одеждой: сарафан, русская рубаха, кокошник. Внесли куклу в национальном костюме - сарафане и кокошнике, рассматривали иллюстрации к сказкам - одежда русская. Прослушивали русские народные песни и сказки. 2. Познакомили с потешками: «Божья коровка», «Кисонька мурысонька», «Где блины, тут и мы», «Ладушки, ладушки», «Сорока ворона», «Петушок», «Мы печем отличные...», «Умница разумница» 3. Познакомили с загадками: О избе, о хлебе, о колосе, о тракторе, о комбайне, о русской печи, утвари. (Игра). 4. Познакомили с пословицами: «Хлеб всему голова», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Много снега - много хлеба», «Одно зерно - горсть даст», «На чужой каравай - рот не разевай». 5.Познакомили с играми: «Я румяный колобок», «Каравай», «Заинька пойди в лес», «Большие и маленькие ножки». 6. Познакомили со стихами: «Решето», «Каравай» «Вот он - хлебушка душистый». 7. Через сказку «Колобок» последовательно познакомили детей с колосьями ржи и пшеницы. «Откуда к нам хлеб пришел?»
(рассматривали зерно и колосья, пробовали на вкус). 8.Познакомили с трудом взрослых. Учить беречь то, что сделано людьми - Хлеб. 9. Через сказки познакомили с домашней избой, с русской печкой, домашней утварью. (Русская печь - отверстие в печи - оно называется устице. В печь ставится противень, чугунок, горшок - готовится еда. Горячая посуда достается ухватом. Заслонкой закрывают устице, чтоб огонь не выскочил в избу. Кочергой разбивают угли и головешки). Показали как пользоваться ухватом, качергой, заслонкой. На печке всегда весит рушник (полотенце для рук и лица). 10.Работали над интонацией голоса. Учили эмоционально, выразительно читать стихи, потешки. 11.В свободной совместной деятельности вместе с детьми сделали макет русской печи (устице, заслонка, ухват, кочерга). Рассмотрели все детали, узнали как ими пользоваться. 12.На занятиях по лепке - лепили пшеничные пирожки. Пирожки пекутся в печи. 13.Передники и кокошники внесли в уголок ряженья. 14.В сказке «Колобок» лиса хитрая - одна съела колобка. Звери медведь, волк и заяц обиделись на нее.

Содержание

образовательной

деятельности
: Давайте сейчас друг с другом поздороваемся. Собрались все дети в круг(встают в круг) Я твой друг (руки к груди) И ты мой друг (протягивают руки друг к другу) Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся (улыбаются) - Ребята, а вы любите играть? - Ответы детей. - Кто из вас знает считалку? - Ответы детей. (Считалкой выбирают водящего). - Хороводная, русская народная игра «Заинька, пойдем в лес» - А сейчас, я хочу, вас спросить какие вы знаете сказки? - Перечисляют, (если затрудняются ответить, прочитать небольшой отрывок из сказки). - Ребята - это русские народные сказки. - Кто из вас знает почему они так и называются ? - Ответы детей. - Хочу, ребята, я вам, что - то рассказать, (подзываю поближе). В русской народной сказке «Колобок» звери очень обиделись на лису. Она одна съела колобок. Зайчик, волк, медведь уйти из сказки хотят. - Что делать ребята? - Ответы детей. - Сколько же, ребята, было колобков? - Ответы. - Сколько в сказке «Колобок» зверей? - Ответы. (Дети сажают зверюшек медведя, зайца и волка за стол) - Вы зверюшки: мишка, волчок и зайчик посидите, мы приготовим для вас угощение. - Из чего испекла бабушка колобок? - Ответы детей. - Много было муки? - Ответы детей. - А где бабушка взяла муку? - Ответы детей. - По амбару помела, по сусекам поскребла, немного муки наскребла и испекла колобок. - Скажите, из чего бабушка испекла колобок? - Ответы детей.
- Слайд 1 (мука) - А из чего сделали муку? - Ответы детей. - Слайд 2 (зерно,) - Где зерно выросло? - Ответы детей. - Слайд 3 (поле пшеничное) - Давайте, ребята, внимательно рассмотрим картинки. Что изображено на них? (Рассматривание и комментарии детей). - Кто из вас хочет рассказать откуда к нам пришел хлеб? - Рассказы 2-3 детей. - Давайте послушаем (рассказ ребенка по картинкам, как хлеб, пришел в дом к нему). Слайд 4 Тракторист - вспахал поле, засеял зерно, дождик полил, корешки напоил, солнышко выглянуло, пригрело землю, зерно проросло и вырос колосок. Приехал комбайнер, собрал все колоски, перемолотил, ссыпал зерно в машину. Шофер увез зерно на мельницу, мельник смолол муку. Муку привезли на пекарню (хлеба комбинат). Пекари испекли хлеб и булку, увезли в магазин. Мама пришла в магазин и купила хлеб и булку. - Очень много людей трудилось, чтобы вырастить и сохранить урожай. Потешка к ребенку: Умница разумница, про то знает вся улица, Собака, да кошка, да и я немножко. (Похвала тому, кто рассказал). - Давайте отдохнем немножко. Игра «Колобок». Я веселый колобок (шагают). У меня румяный бок (наклоны). Я кручусь, я верчусь (повороты). По тропинке в лес качусь (бег на носках). -(Дети сели на коврик) - Растить хлеб - это очень тяжелый труд. В народе не зря говорят: «Хлеб - всему голова». - А вы, ребята, какие пословицы и поговорки помните? - Ответы детей. - А стихи почитаете о хлебе? - Читают стихи. - Хлеб, ребята, надо беречь! Давайте вспомним, что мы хотели приготовить для наших зверюшек, из русской народной сказки «Колобок», для медведя,
зайчика, волка? - Ответы детей. - У нас все готово и мука есть. Для чего решето? - Показать решето . Стихотворение «Решето» - О ком ты хочешь позаботиться, что будешь лепить? - Ответы детей. - Зайка один - а угощения приготовим много. - Волк один - а угощения приготовим много. - Медведь один - а угощения приготовим много. - Приготовим руки к работе. Будем тесто месить, (месим, месим, все пальчики работают хорошо, не ленятся). - Тесто готово. -Вы сегодня ребята - пекари. Потешка «Божья коровка» - А теперь за работу (садятся за столы, хором читают потешку). «Мы печем отличные пироги пшеничные». - Музыкальное сопровождение. - Уже печь истопилась - угольки остались(смотрю в печь, кочергой имитация). - Заканчивайте, ребята, а то испечься не успеют ваши сдобы, плюшки,сушки, пряники, ватрушки. - Несите на противень, складывайте. - Куда кладем? - Ответы детей. - Ставим в печь пусть пекутся. (Уходят мыть руки. Читают потешки «Водичка - водичка», «Умывалочка». - Пойдемте, посмотрим, может уже испеклись наши плюшки, булочки, прянички? - Смотрите, ребята, все испеклись, какие стали аппетитные, красивые. - Чтобы угостить наших зверюшек, надо угощение остудить. - Остудим их немножко? - Дыхательная гимнастика: дуют 3 раза (делают глубокий вдох и медленный выдох). - Сколько мы приготовили пряников? - Ответы детей. - Сколько сушек? - Ответы детей. - Сколько плюшек? - Ответы детей. - А сколько колобков съела лиса? - Ответы детей. (Одного) много
- Смотрите, ребята, как зверюшки вам улыбаются. Спасибо говорят. Пожелаем им приятного аппетита, кушайте на здоровье. -Ребята, вам понравилось наше занятие? -Ответы детей. -А что понравилось больше всего? Ответы детей. - А что не понравилось? -Ответы детей. -Молодцы! Хорошо потрудились, - Садитесь на лавку у окошка. За ваше старанье приготовила вам бабушка всем оладушки.

Литература
: 1. «Русские народные загадки и пословицы» Ю.Г. Круглов. 2. «Гуля - голубок» Л. Кузьмин. 3. «Ни окон, ни дверей» худ. Л. Колокова. 4. «Раз, два, три, четыре, пять вышли зайчики гулять» рис. Е. Воробьевой. 5. «Детям на потеху» Э. Померанцева. 6. «Народные песенки в картинках» худ. И.М. Чернов. 7. «Едет Ваня на быке» худ. Т. Грудинина. 8. «Пятьдесят поросят» К. Чуковский. 9. «Русские народные поговорки и скороговорки»Худ. Н. Верди.


В раздел образования