Автор: Селиванова Ольга Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236 ДО №181 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Консультация Тема: консультация для родителей Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей по новым федеральным стандартам
Уважаемые родителеи, вы уже знаете, что введение ФГОС связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы,
обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления
жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных»
рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста
определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных
качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо
отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования
заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования
отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что
одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения,
навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например,
физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции
«свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в
российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не
соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и
практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с
занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду
детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным
направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития
речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это
заложено в образовательные области.
Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо отметить,
обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка;
принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
"минимуму")
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом
детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании
программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая,
рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе
исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей
обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в
новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.
Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя
подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор
музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и
др.
— комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного
процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных
игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения
каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.Обучение через систему занятий
будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.Такими событиями являются
Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты,
День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к
которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной .
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию
взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
— решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей
(образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а
совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и
эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
— взаимодействие с родителями;
— И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было
ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на
качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую
систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного
образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает
фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и
уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в
соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-
вторых, в приказе много положительного:
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое
другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой
образовательной области.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.