Напоминание

Типы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта


Автор: Хакимова Лима Мазгаровна
Должность: учитель
Учебное заведение: Нефтекамская КШИ для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: г. Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: Типы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Выступление на педагогическом семинаре по теме
«Типы детско-родительских отношений в семьях,

воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта»
Подготовила учитель Хакимова Лима Мазгаровна
Типы детско-родительских отношений. Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. «Как известно, - пишут Смирнова Е.О. и Быкова М.В., психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития». Согласно З. Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Д. Боулби, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики общения. Автор отмечает также чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так вредоносным. Согласно А.Я. Варга, «родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков». Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так для родителя. Во - вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. В - третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку. По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка: -гуманность и милосердие к растущему человеку; -вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; -открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье; -последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); -оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы. Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания: Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители. Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми. Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком. Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально. Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.Б. Добрович, А.И. Захарова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского и др., являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как В.Н. Мясищев, А.И. Захаров, А.В. Петровский и др. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее. П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка: 1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития. 2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными. 3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям. 4. Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым. 5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны. А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество. В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество. Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским типы семейных отношений, мы определили следующее: диктат – систематическое подавление инициативы другого; опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка; невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей»; сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности; паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «Кумир семьи», «Мамино сокровище», «Паинька», «Болезненный ребёнок», «Ужасный ребёнок», «Золушка». В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений: 1. «Принятие – отвержение». Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его. 2. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. 3. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. 4. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха. 5. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и с о ц и а л ь н у ю н е с о с т о я т е л ь н о с т ь . Р е б ё н о к п р е д с т а в л я е т с я
неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Изучая модели типов воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии, В.В. Ткачева отметила следующие варианты. 1. Гиперопека. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Инициатива ребенка скована избыточной заботой и предупредительностью, даже если ребенку что-то по силам сделать самому или овладеть каким-либо умением и навыком. В результате он не умеет действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвергается опасности в той же степени, что и брошенный ребенок. Повзрослев, человек оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повышенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоционально-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе. 2. Противоречивое воспитание. Родители могут быть сторонниками жесткого воспитания, тогда как старшее поколение занимает более мягкую позицию. Ребенок приспосабливается к требованиям членов семьи с выгодой для себя, вызывая между ними неурядицы. 3. Авторитарная гиперсоциализация. Имея высокие социальные установки, родители с той же меркой подходят и к ребенку, постоянно завышая его возможности, используя собственные авторитарные усилия по формированию у него тех или иных качеств и при этом переоценивая реальные возможности ребенка. 4. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, убедительно доказывают, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипохондрически настроенным. 5. Симбиотический тип воспитания. Родители полно стью «растворяются» в проблемах ребенка, забывая о личностном росте, собственных проблемах, повышении профессиональной квалификации. Ребенок окружен чрезмерной любовью. Чаще это происходит в неполных семьях, когда ребенка воспитывает одна мать. К сожалению, в результате вырастает, как правило, эгоист, не умеющий любить других людей. 6. «Маленький неудачник». Родители стыдятся своих детей, их неполноценности; уверены, что они в жизни никогда не добьются успеха и вообще мало на что способны. Проявляя часто поспешность и досаду, когда у ребенка что-то сразу не получается, они формируют в детях комплекс вины, чувство собственной несостоятельности и безволия. Родители же таких детей
воспринимают как «наказание, крест», который они обречены нести до конца жизни. 7. Гипоопека. Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где находится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему. 8. Отвержение ребенка. Родители безразличны к судьбе ребенка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей. Подобное отвержение встречается в семьях разного социального статуса. При материнском отвержении нередко имеет место личностная незрелость самой матери и несформированность ее материнского инстинкта. Родители чрезвычайно травмированы сложившейся ситуацией и часто не могут найти адекватную модель воспитания. На практике ни один из приведенных стилей у родителей не может проявляться в «чистом виде». Поэтому для анализа практики родителя чаще применяют так называемые смешанные стили: а вт о р и т а р н о - демократический, либерально-демократический и пр. Каждый родитель может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности родителя, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. - 123 с. 2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический проект, 2004. — 232с. 3. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология №4, 1995. – 147 с. 4. Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. — М.: МГУДТ, 2009. — 366 с. 5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. 6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2001. – С. 136 7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 205 с. 8. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? — М.: Знание, 1985. — С. 80. 9. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с. 10. Захаров А.И. Лечение неврозов у детей. / Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977. 11. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. 12. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Изд- во Педагогика, 1987 – 160 с. 13. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. 143 с. 14. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. - 160 с. 15. Мастюкова Е.М., Московина А.Г. Нравственно-эстетические проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1989. № 3. С. 75-81.
16. Москалёва О.А. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 17. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1995. 356 с. 18. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М., Институт психотерапии. - 2003. - 319 с. 19. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Педагогика, 1975 20. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 144 – 152 21. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н.Ю. Синягина. — М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2006. — 95 с. — (Библиотека школьного психолога) 22. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994...." [Источник: psychlibmgppu/periodica/VP032000/Soi_3_14.htm] 23. Родители и дети: Психология взаимоотношений. – под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 230 с. 24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с. — С. 31-55. 25. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5—16. 26. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Вопросы психологии №3 2000г. 27. Соловейчик С. Педагогика для всех : Кн. для будущих родителей : [Для ст. возраста], 365,[5] с. ил. 22 см. М.: Дет. лит., 2001 г. 28. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.. Психология личности : Учеб. пособие / - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 574 С.


В раздел образования