Инновационные образовательные технологии в работес детьми с ОВЗ в рамках реализации проекта "Здоровый дошкольник"
Автор: Новикова Наталья Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МОУ ШДС №1 г.Черемхово Населённый пункт: г.Черемхово, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Инновационные образовательные технологии в работес детьми с ОВЗ в рамках реализации проекта "Здоровый дошкольник" Раздел: дошкольное образование
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопро-
сам охраны и укрепления здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделя-
ется особое внимание. Одной из задач, которую решает Федеральный государственный об-
разовательный стандарт дошкольного образования, является «охрана и укрепления физиче-
ского и психического здоровья детей».
В сентябре 2015 году на базе нашей образовательной организации стартовал проект
«Сохранение и укрепление здоровья воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО в усло-
виях МОУ ШДС № 1 г. Черемхово «Здоровый дошкольник».
Идея: Здоровье воспитанников, как результат методического сопровождения педаго-
гов в процессе использования здоровьесберегающих образовательных технологий.
Новизна
проекта: интегрированное использование разнообразных форм, видов и
способов совместной детско-взрослой деятельности.
Реализуя цели и задачи проекта ОО в своей деятельности мы, учителя-логопеды МОУ
ШДС №1 г.Черемхово, используем инновационные здоровьесберегающие технологии.
Инновационные
здоровьесберегающие
технологии
– это система, создающая макси-
мально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоцио-
нального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесс
Цель применения инновационных здоровьесберегающих технологий в логопедиче-
ской работе: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддер-
жания и обогащения здоровья детей.
Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индиви-
дуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и ви-
дах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Организуя работу по коррекции речи при помощи здоровьесберегающих технологий ста-
вятся следующие задачи:
1.Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напря-
жения;
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое
здоровье;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
правильное речевое дыхание у детей;
сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
отсутствие напряжения и скованности у детей;
улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
использование педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, мы представляем Вашему вниманию та-
кие технологии, как:
- логоритмика
- телесноориентрованные практики: кинезиологические упражнения
- суджок-терапия
- ИТ технологии
- сторителлинг
Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-рече-
вых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Телесноориентированную технику кинезиологические упражнения – это комплекс движе-
ний, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Кинезиологические упражнения – упражнения для развития межполушарного взаимо-
действия
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двига-
тельные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улуч-
шить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интел-
лекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного
мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь
комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «моз-
га» для детей дошкольного возраста.
Применение данной технологии позволяет улучшить у детей:
•
память;
•
внимание;
•
речь;
•
пространственные представления;
•
мелкую и крупную моторику;
•
повысить способность к произвольному контролю;
•
снизить утомляемость;
•
повысить стрессоустойчивость.
Су-Джок терапия. Цель: скорректировать речевые нарушения у детей с помощью исполь-
зования Су – Джок терапии
Задачи:
•
Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок
•
Стимулировать речевые зоны коры головного мозга
Приемы: массаж шариком, колечком.
Цель массажа: общее укрепление всего организма, в коррекционно — логопедической ра-
боте в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для улучшения психоэмоцио-
нального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в
определённом ритме и развития мелкой моторики пальцев рук.
Формы работы с детьми, используемые в логопедической практике:
•
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия;
•
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах;
•
Словообразование, словоизменение;
•
Совершенствование навыков употребления предлогов;
•
Ориентировка в пространстве.
Достоинства
Су – Джок терапии:
•
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эф-
фект.
•
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно
просто не эффективно.
•
Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе,
и родители в домашних условиях.
ИТ технологии
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая
специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосред-
ства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
- возможность быстрого создания собственного дидактического материала; - - визуализа-
ция акустических компонентов речи;
- расширение спектра невербальных заданий;
- обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;
- значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления;
- формирование планирующей функции мышления и речи за счёт повышенного эмоцио-
нального тонуса
- осуществление более быстрого перевода изучаемого материала в долговременную память.
Сторителлинг
“Storytelling”, или “рассказывание историй” – это вариант неформального обучения с
использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то
ценность.
«Чтобы научиться говорить, надо говорить».
Монологическая речь у старших дошкольников вызывает большие трудности. Неподго-
товленному ребенку трудно запомнить даже небольшой текст. Обычно воспитанники
произносят монологи невыразительно и без особого желания.
Сегодня, наряду с традици-
онными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные, одним из та-
ких является сторителлинг.
“Storytelling”, или “рассказывание историй” – это вариант неформального обучения с
использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то
ценность. При этом проявляется и реализуется потенциал ребенка, исходя из его потребно-
стей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог вы-
ступает в роли сотрудника.
В логопедии технику “storytelling” вполне можно применять, как на индивидуальных так и
подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может открываться историей в кар-
тинках. Посредством этой истории вводится новый лексический и грамматический матери-
ал.
Цель: Использование технологии сторителлинг в коррекционно -образовательном процес-
се в совместной и самостоятельной деятельности
Задачи:
•
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного
запаса детей;
•
Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, добро-
желательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
•
Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
•
Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в
окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
Преимущества применения
•
Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внима-
ния;
•
Расширение запаса знаний об окружающем мире;
•
Увеличение речевых возможностей (способность к дифференциации грамматиче-
ских форм);
•
Развитие внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия
Сторителлинг
•
Обогащение словарного запаса
•
Обучение составлению рассказов
•
Повышение речевой активности
Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развиваю-
щая фантазию и речь.
Кубик размером 4*4см на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой
нужно связать свой рассказ.
Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побе -
жденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают
придуманные приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр своей сказки,
рассказа.
На индивидуальных логопедических занятиях задается тема рассказа либо читается нача-
ло, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинки и сам придумывает уже
свою историю, либо придумывает историю вместе с педагогом. На таком занятии исполь-
зую 3-4 кубика.
Используя кубики на подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех,
когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на
основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике. Здесь использую от
6 до 9 кубиков.
На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпада-
ет на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают свя-
зывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится пол -
нее и интереснее. Преследуя эту цель, детей можно настроить на работу упражнением
«ассоциации»
•
Упражнение "Ассоциации".
Объясняем играющим, что сейчас один из детей достанет кубик и назовет одну из карти-
нок, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое
пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус – толкучка – утро – поезд-
ка - …………..
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
Кроме « Кубиков историй» для составления рассказов можно использовать сюжетные
картинки. Они могут быть пронумерованы.
Каждый из участников игры, вытягивает
свою, рассматривает ее и в итоге по очереди рассказывают свою часть рассказа. Картинки
могут быть и не пронумерованы, тогда обучающиеся сами устанавливают правильную по-
следовательность сюжета, тем самым формируются причинно-следственные связи и логи-
ческое мышление ребят.
Возможна и работа в паре, где дети работают по очереди (шаг - один, шаг - другой), или
тот, кто только что рассказал историю, молча кладет картинку, а другие ученики пытаются
вспомнить, о чем говорилось именно на этом этапе.
Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно по-
строить свой монолог. Конечно, в дальнейшем процессе обучения будет изменен вид моно-
логической речи - она превратится уже в личностное высказывание на заданную тему - но
на начальном этапе метод запоминания не обязательно рифмованного текста с наглядной
опорой очень хорошо помогает избавиться ребенку от так называемого "страха говорения".
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности как логопеда, так и
любого другого педагога, становятся перспективным средством коррекционно-развиваю-
щей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к чис-
лу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в педагогике и помогающих
достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудно-
стей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопе-
дической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции
речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать как логопедические за-
нятия, так и образовательную деятельность в целом. Но хочется подчеркнуть, что именно
система и системный подход принесут должные результаты, если данная работа будет
производится фрагментарно вреда не будет, так же как и пользы, так и результата.