Напоминание

Инновационные образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации проекта "Здоровый дошкольник"


Автор: Новикова Наталья Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ ШДС №1 г.Черемхово
Населённый пункт: г.Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации проекта "Здоровый дошкольник"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопро- сам охраны и укрепления здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделя- ется особое внимание. Одной из задач, которую решает Федеральный государственный об- разовательный стандарт дошкольного образования, является «охрана и укрепления физиче- ского и психического здоровья детей». В сентябре 2015 году на базе нашей образовательной организации стартовал проект «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО в усло- виях МОУ ШДС № 1 г. Черемхово «Здоровый дошкольник».
Идея:
Здоровье воспитанников, как результат методического сопровождения педаго- гов в процессе использования здоровьесберегающих образовательных технологий.
Новизна

проекта:
интегрированное использование разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности. Реализуя цели и задачи проекта ОО в своей деятельности мы, учителя-логопеды МОУ ШДС №1 г.Черемхово, используем инновационные здоровьесберегающие технологии.
Инновационные

здоровьесберегающие

технологии


это система, создающая макси- мально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоцио- нального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесс
Цель применения инновационных здоровьесберегающих технологий в логопедиче-

ской работе:
оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддер- жания и обогащения здоровья детей.
Ведущий принцип таких технологий
– учет личностных особенностей ребенка, индиви- дуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и ви- дах деятельности в ходе воспитания и обучения. Организуя работу по коррекции речи при помощи здоровьесберегающих технологий ста- вятся следующие
задачи:
1.Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса; 2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников; 3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напря- жения; 4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье; 5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
правильное речевое дыхание у детей; сформированные движения пальцев рук, общая моторика; положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника; отсутствие напряжения и скованности у детей; улучшение соматического здоровья детей-логопатов; использование педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми. Говоря о здоровьесберегающих технологиях, мы представляем Вашему вниманию та- кие технологии, как: - логоритмика - телесноориентрованные практики: кинезиологические упражнения - суджок-терапия - ИТ технологии - сторителлинг

Логоритмика
– система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-рече- вых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Телесноориентированную технику кинезиологические упражнения – это комплекс движе- ний, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Кинезиологические упражнения –
упражнения для развития межполушарного взаимо- действия
Кинезиология
– наука о развитии умственных способностей через определенные двига- тельные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улуч- шить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интел- лекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «моз- га» для детей дошкольного возраста.
Применение данной технологии позволяет улучшить у детей:
• память; • внимание; • речь; • пространственные представления; • мелкую и крупную моторику; • повысить способность к произвольному контролю; • снизить утомляемость; • повысить стрессоустойчивость.
Су-Джок терапия. Цель:
скорректировать речевые нарушения у детей с помощью исполь- зования Су – Джок терапии
Задачи:
• Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга Приемы: массаж шариком, колечком.
Цель массажа:
общее укрепление всего организма, в коррекционно — логопедической ра- боте в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для улучшения психоэмоцио- нального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме и развития мелкой моторики пальцев рук.

Формы работы с детьми, используемые в логопедической практике:
• Игры на развитие фонематического слуха и восприятия; • Автоматизация звука в слогах, словах, фразах; • Словообразование, словоизменение; • Совершенствование навыков употребления предлогов; • Ориентировка в пространстве.
Достоинства

Су – Джок терапии:
• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эф- фект. • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно. • Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
ИТ технологии

Информационная технология обучения
– это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосред- ства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям; - организация объективного контроля развития и деятельности детей; - расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; - возможность быстрого создания собственного дидактического материала; - - визуализа- ция акустических компонентов речи; - расширение спектра невербальных заданий; - обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной; - значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; - формирование планирующей функции мышления и речи за счёт повышенного эмоцио- нального тонуса - осуществление более быстрого перевода изучаемого материала в долговременную память.
Сторителлинг

“Storytelling”, или “рассказывание историй”
– это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то ценность. «Чтобы научиться говорить, надо говорить».
Монологическая речь у старших дошкольников вызывает большие трудности. Неподго- товленному ребенку трудно запомнить даже небольшой текст. Обычно воспитанники произносят монологи невыразительно и без особого желания. Сегодня, наряду с традици- онными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные, одним из та- ких является сторителлинг. “Storytelling”, или “рассказывание историй” – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то ценность. При этом проявляется и реализуется потенциал ребенка, исходя из его потребно- стей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог вы- ступает в роли сотрудника. В логопедии технику “storytelling” вполне можно применять, как на индивидуальных так и подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может открываться историей в кар- тинках. Посредством этой истории вводится новый лексический и грамматический матери- ал.
Цель:
Использование технологии сторителлинг в коррекционно -образовательном процес- се в совместной и самостоятельной деятельности
Задачи:
• Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, добро- желательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; • Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; • Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
Преимущества применения
• Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внима- ния; • Расширение запаса знаний об окружающем мире; • Увеличение речевых возможностей (способность к дифференциации грамматиче- ских форм); • Развитие внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия Сторителлинг • Обогащение словарного запаса • Обучение составлению рассказов • Повышение речевой активности
Кубики Историй
– это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развиваю- щая фантазию и речь. Кубик размером 4*4см на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побе - жденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают придуманные приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр своей сказки, рассказа.
На индивидуальных логопедических занятиях задается тема рассказа либо читается нача- ло, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинки и сам придумывает уже свою историю, либо придумывает историю вместе с педагогом. На таком занятии исполь- зую 3-4 кубика. Используя кубики на подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике. Здесь использую от 6 до 9 кубиков. На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпада- ет на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают свя- зывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится пол - нее и интереснее. Преследуя эту цель, детей можно настроить на работу упражнением «ассоциации»


Упражнение "Ассоциации".
Объясняем играющим, что сейчас один из детей достанет кубик и назовет одну из карти- нок, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус – толкучка – утро – поезд- ка - ………….. Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
Кроме « Кубиков историй» для составления рассказов можно использовать сюжетные

картинки.
Они могут быть пронумерованы. Каждый из участников игры, вытягивает свою, рассматривает ее и в итоге по очереди рассказывают свою часть рассказа. Картинки могут быть и не пронумерованы, тогда обучающиеся сами устанавливают правильную по- следовательность сюжета, тем самым формируются причинно-следственные связи и логи- ческое мышление ребят. Возможна и работа в паре, где дети работают по очереди (шаг - один, шаг - другой), или тот, кто только что рассказал историю, молча кладет картинку, а другие ученики пытаются вспомнить, о чем говорилось именно на этом этапе. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно по- строить свой монолог. Конечно, в дальнейшем процессе обучения будет изменен вид моно- логической речи - она превратится уже в личностное высказывание на заданную тему - но на начальном этапе метод запоминания не обязательно рифмованного текста с наглядной опорой очень хорошо помогает избавиться ребенку от так называемого "страха говорения".
Использование здоровьесберегающих технологий
в деятельности как логопеда, так и любого другого педагога, становятся перспективным средством коррекционно-развиваю- щей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к чис- лу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудно- стей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопе- дической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать как логопедические за-
нятия, так и образовательную деятельность в целом. Но хочется подчеркнуть, что именно система и системный подход принесут должные результаты, если данная работа будет производится фрагментарно вреда не будет, так же как и пользы, так и результата.


В раздел образования