Напоминание

" Единые орфографические требования к оформлению письменных работ учащихся начальной школы"


Автор: Снеговая Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 24
Населённый пункт: город Люберцы, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Единые орфографические требования к оформлению письменных работ учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




«
Единые орфографические требования

к оформлению письменных работ учащихся

начальной школы»
Учитель: Снеговая С.В. 1. Вводная часть. Хочется отметить, что так называемый « Единый орфографический режим» ( « Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении. Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как : - являются частью воспитания внутренней культуры учащегося; - воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы; - формирует навык самоконтроля, т.к у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу; - организует учащихся для более внимательного выполнения работы.
2. Назначение и проверка ученических тетрадей
. Для выполнения текущих и контрольных работ надлежит иметь отдельные тетради. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность, которой прослеживается изо дня в день. При оценке письменных ( текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11. 1998 г. № 1561/14-15 « Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе( нормы оценок) и Министерства РФ от 25.09.2000г № 2021/11-13 « Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» В начальной школе необходимо проверять ежедневно каждую работу учащегося. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета, но допускается использование и чернил зеленого цвета. Помимо ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно, в обязательном порядке.
3.Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.
Тетради учащихся для 1 класса подписывает либо сам учитель , либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком. Следует Не следует Примечания Тетрадь для работ по математике ученика 2 класса «А» МОУ гимназии № 24 г . Люберцы Ивановой Ольги Тетрадь по математике Тетрадь Для работ по Математике Ивановой Оли Предлог « по» относится к имени существительному математика, поэтому и пишется на той же строке. Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем полное имя. Тетради учащихся для 2-4 классов подписывают сами учащиеся.
4.

Оформление письменных работ по математике и русскому языку.

Общие положения:

-
все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. -при определении каллиграфического письма необходимо соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов ( особенно для детей 6-7 лет) - не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся. - работа над каллиграфическим письмом должна строиться с четом системы дифференцированных подходов. - работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Но при этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как: А ) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель тратит на уроке на них меньше времени; Б) часть учащихся неправильно оформляет соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу ученика; В) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв; Г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиков. Почерк является индикатором функционального состояния ребенка : чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.
Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка. Поэтому учителю необходимо это учитывать и не нарушать гармонию физиологических механизмов психики и поведенческих механизмов учащихся. Система работ по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться обязательно, дифференцированно ,на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учитель должен прописывать учащимся те элементы букв,цифр, слогов, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправить неправильно написанные буквы и вынести образцы их написания на поля. Один из оптимальных вариантов работы, в ходе проверки работ учащихся только зачеркнуть неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать учащимся возможность самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
5.

Оформление письменных работ по русскому языку.
После каждой классной ( домашней ) работы следует отступать две строки ( пишем на третьей). При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см ( 2 пальца) Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текста в 1 классе. В ходе работы не пропускается ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при оформлении каждой строки, отступают по единой вертикальной линии ( от края не более 5 мм) Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1 класса учим нормативному переносу слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. Запись даты написания работы по русскому языку ( математике) ведется по центру рабочей строки. В 1 классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4 класса записываются число и полное название месяца. Например: 1 декабря. 15 апреля. В 4 классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью. Например: Первое декабря. Пятнадцатое апреля. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке ( без пропуска строки) по центру и оформляется предложением. Например: Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Работа над ошибками.
В 1-4 классах по математике словосочетание « Контрольная работа» не пишется. Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей строке по центру ( полная или краткая форма записи) либо на полях ( краткая запись.) Например: 1 вариант. 1 в. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения надо указывать по центру строки ( краткая или полная форма записи) либо на полях ( краткая форма записи). Например: Упражнение 14. Упр.14. Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых случаях допускается подчеркивание без линейки. Выделение орфограмм проводится простым карандашом. Переход в 1 классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом он руководствуется наличием у каждого ученика успешно сформированного навыка письма. В 1- 4 классах в тетрадях ( для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже - ее название. Например: Диктант. Пушок. Изложение. Ранняя весна. Учащимся 1-4 классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы должен начинаться с красной строки.
6.

Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки ( на 5 клетке начинаем писать следующую работу). Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки ( на 3 клетке пишем). Между столбиками выражений, уравнений и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой. Все номера заданий и задач , которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Номер рекомендуется записывать по середине строки либо на полях, т.к. это экономит место и позволяет четко и быстро найти номер любого задания при проверке. Слово задача рекомендуется писать посередине строки, после чего сразу ставиться номер задачи. Например: № 24 Задача 5 Число можно писать традиционно посередине строки словами, а можно на полях . Например: 5 ноября. 05.11.2011 ( так же на полях) Вид работы записывается, отступив вниз одну клетку.
При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требования необходимо при записи многозначных чисел.


В раздел образования