" Единые орфографические требования к оформлению письменных работ учащихся начальной школы"
Автор: Снеговая Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ гимназия № 24 Населённый пункт: город Люберцы, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: " Единые орфографические требования к оформлению письменных работ учащихся начальной школы" Раздел: начальное образование
начальной школы»
Учитель: Снеговая С.В.
1.
Вводная часть.
Хочется отметить, что так называемый « Единый орфографический режим»
( « Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению
письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства
просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу приказом
Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ
учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только
положительный опыт в этом направлении.
Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно,
должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно
громоздким и мешать работе учащегося и учителя.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование
соответствующего навыка являются необходимыми, так как :
- являются частью воспитания внутренней культуры учащегося;
- воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
- формирует навык самоконтроля, т.к у учащихся, благодаря более аккуратному
оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более
внимательно проверять и перепроверять свою работу;
- организует учащихся для более внимательного выполнения работы.
2. Назначение и проверка ученических тетрадей
.
Для выполнения текущих и контрольных работ надлежит иметь отдельные тетради.
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в
обязательном порядке делать работу над ошибками.
Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему,
результативность, которой прослеживается изо дня в день.
При оценке письменных ( текущих и контрольных) работ учащихся учитель в
обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства
общего и профессионального образования РФ от 19.11. 1998 г. № 1561/14-15
« Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе( нормы оценок) и
Министерства РФ от 25.09.2000г № 2021/11-13 « Об организации обучения в первом
классе четырехлетней начальной школы»
В начальной школе необходимо проверять ежедневно каждую работу учащегося.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как
для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета, но допускается
использование и чернил зеленого цвета.
Помимо ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в
тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и
математике осуществляется к следующему уроку. Все классные и домашние
работы учащихся проверяются учителем ежедневно, в обязательном порядке.
3.Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.
Тетради учащихся для 1 класса подписывает либо сам учитель , либо родители.
Совершенно необязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.
Следует
Не следует
Примечания
Тетрадь для работ
по математике
ученика 2 класса «А»
МОУ гимназии № 24
г . Люберцы
Ивановой Ольги
Тетрадь по математике
Тетрадь
Для работ
по Математике
Ивановой Оли
Предлог « по» относится к
имени существительному
математика, поэтому и
пишется на той же строке.
Фамилию и полное имя
следует писать в форме
родительного падежа.
Фамилию пишем на первом
месте, а затем полное имя.
Тетради учащихся для 2-4 классов подписывают сами учащиеся.
4.
Оформление письменных работ по математике и русскому языку.
Общие положения:
- все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
-при определении каллиграфического письма необходимо соблюдать требования и
рекомендации нейропсихофизиологов и методистов ( особенно для детей 6-7 лет)
- не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального
чистописания всех учащихся.
- работа над каллиграфическим письмом должна строиться с четом системы
дифференцированных подходов.
- работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех
четырех лет обучения в начальной школе.
Но при этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
А ) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель тратит на уроке на
них меньше времени;
Б) часть учащихся неправильно оформляет соединения, что является серьезной
проблемой и мешает учителю правильно оценить работу ученика;
В) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты
элементов и букв;
Г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость,
параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и
обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и
нейропсихофизиков.
Почерк является индикатором функционального состояния ребенка : чем хуже
функциональное состояние, тем хуже почерк.
Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма
могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического
статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые
связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных
возможностей ребенка.
Поэтому учителю необходимо это учитывать и не нарушать гармонию
физиологических механизмов психики и поведенческих механизмов учащихся.
Система работ по формированию навыка правильного соединения букв должна
проводиться обязательно, дифференцированно ,на протяжении всех четырех лет
обучения в начальной школе.
Учитель должен прописывать учащимся те элементы букв,цифр, слогов, которые
требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв
необходимо исправить неправильно написанные буквы и вынести образцы их
написания на поля.
Один из оптимальных вариантов работы, в ходе проверки работ учащихся только
зачеркнуть неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать учащимся
возможность самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
5.
Оформление письменных работ по русскому языку.
После каждой классной ( домашней ) работы следует отступать две строки ( пишем на
третьей). При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см
( 2 пальца)
Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления
текста в 1 классе.
В ходе работы не пропускается ни одной строки. Необходимо учитывать, что при
оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с
самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева, при оформлении каждой строки, отступают по единой вертикальной линии
( от края не более 5 мм)
Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1 класса учим
нормативному переносу слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть
не должно.
Запись даты написания работы по русскому языку ( математике) ведется по центру
рабочей строки. В 1 классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или
учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4 класса записываются число
и полное название месяца.
Например:
1 декабря.
15 апреля.
В 4 классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.
Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке ( без пропуска
строки) по центру и оформляется предложением.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Работа над ошибками.
В 1-4 классах по математике словосочетание « Контрольная работа» не пишется.
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей строке по центру
( полная или краткая форма записи) либо на полях ( краткая запись.)
Например:
1 вариант.
1 в.
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо указывать. Допускается
несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения надо указывать по
центру строки ( краткая или полная форма записи) либо на полях ( краткая форма
записи).
Например:
Упражнение 14.
Упр.14.
Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по
линейке. В некоторых случаях допускается подчеркивание без линейки. Выделение
орфограмм проводится простым карандашом.
Переход в 1 классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет
сам учитель. При этом он руководствуется наличием у каждого ученика успешно
сформированного навыка письма.
В 1- 4 классах в тетрадях ( для контрольных работ) по русскому языку записываем
вид работы и строкой ниже - ее название.
Например:
Диктант.
Пушок.
Изложение.
Ранняя весна.
Учащимся 1-4 классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой
работы должен начинаться с красной строки.
6.
Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки ( на 5 клетке
начинаем писать следующую работу).
Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки
( на 3 клетке пишем).
Между столбиками выражений, уравнений и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на
четвертой.
Все номера заданий и задач , которые выполняются в тетради, необходимо записывать
в тетрадь. Номер рекомендуется записывать по середине строки либо на полях, т.к. это
экономит место и позволяет четко и быстро найти номер любого задания при проверке.
Слово задача рекомендуется писать посередине строки, после чего сразу ставиться
номер задачи.
Например:
№ 24
Задача 5
Число можно писать традиционно посередине строки словами, а можно на полях .
Например:
5 ноября.
05.11.2011 ( так же на полях)
Вид работы записывается, отступив вниз одну клетку.
При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры) фиксируются с
учетом правил каллиграфии и соответствия количества клеток количеству записываемых
символов. Особенно соблюдение этого требования необходимо при записи многозначных
чисел.