Конспект образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы" ( для детей старшего дошкольного возраста)
Автор: Павленко Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №26 с. Весёлая Лопань Белгородский район Белгородская область" Населённый пункт: с. Весёлая Лопань Наименование материала: конспект Тема: Конспект образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы" ( для детей старшего дошкольного возраста) Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
на тему: «Зимующие птицы»
( для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель: Павленко С.В.
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к
птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в
соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая
презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для
птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационная часть
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое называется «Письма»
А.Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель: Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель: А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками
птицы оставили следы.)
Воспитатель: Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят
птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой
месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О
зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем
они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель: Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут
нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый...
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с
домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Ребёнок читает стихотворение.
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Воспитатель: Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов
людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто
употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то
есть очень мало).
Воспитатель: Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель: Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
( Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель: Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная.
Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым
глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель: Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета,
так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей
стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных
об опасности.
Воспитател: О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по
нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду
становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся
снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая
семена.
Ребёнок читает стихотворение.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Воспитатель: Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитател: Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная
шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в
тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи
совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают
к жилью человека.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Воспитатель: Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель: О ком речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Воспитатель: Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)
Воспитатель: Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие)
Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети
закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и
спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель: Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года
для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем
помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем
участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму
мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать
насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель: Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам
пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс,
пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.
Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны –
всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса,
семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит
еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки.
Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две
кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их
кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на
кормушку тот корм, который предпочитает птица)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц,
подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель: Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та
птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети
прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А
как их назвать одним словом? (Зимующие)
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего?
(Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы
детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)