Напоминание

Конспект образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы" ( для детей старшего дошкольного возраста)


Автор: Павленко Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №26 с. Весёлая Лопань Белгородский район Белгородская область"
Населённый пункт: с. Весёлая Лопань
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы" ( для детей старшего дошкольного возраста)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему: «Зимующие птицы»

( для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель: Павленко С.В.
Тема:
«Зимующие птицы»
Цели:
формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:

развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; • совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам; • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование:
картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина. На снегу, как на страничке, Пишут голуби, синички, Пишет стая снегирей, Пишет серый воробей Письма Пете и Андрюшке, Чтобы сделали кормушки. Воспитатель: Так кто же написал письмо? (Птицы.) Воспитатель: А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.) Воспитатель: Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.) Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель: Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя? Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю, — Чик-чирик! Не робей, Я бывалый... (Воробей) Картинка с изображением воробья появляется на слайде. Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Ребёнок читает стихотворение. Чик-чирик, чик-чирик! Воробей скачет по дорожке, Собирает хлебные крошки. По ночам кочует, Зёрнышки ворует! Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Голубь) Картинка с изображением голубя появляется на слайде. Воспитатель: Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало). Воспитатель: Как голубь воркует? (Гру-гру) Воспитатель: Следующая наша гостья Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. Может, в них и мало прока. Но горда собой… ( Сорока) Картинка с изображением сороки появляется на слайде. Воспитатель: Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске) Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Воспитатель: Прилетела к нам Особа всем известная, Она – крикунья местная. Увидит тучку тёмную, Взлетит на ель зелёную И смотрит, словно с трона, Красавица-ворона. Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель: Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске) Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Воспитател: О какой птице так говорят? Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел) Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску. Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске) Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Ребёнок читает стихотворение. Дятел – врач лесного царства, Дятел лечит без лекарства. Лечит липы, клёны, ели, Чтоб росли и не болели. Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это? Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... (Снегири) Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде. Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске) Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Ребёнок читает стихотворение. Алой кисточкой заря Красит грудку снегиря, Чтоб в морозы и в пургу Не замёрз он на снегу. Воспитатель: Что это за птица? Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) На слайде появляется картинка с изображением синицы. Воспитател: Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Ребёнок читает стихотворение. Пусть снег вокруг искрится И зимний ветер злится – Поёт не уставая Синица расписная. Воспитатель: Отгадайте, о ком идёт речь? Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) Картинка с изображением клёста появляется на слайде. Воспитатель: О ком речь? Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова) Днём спит, Ночью летает, Прохожих пугает. (Филин) Воспитатель: Какую пользу приносят совы? (Ответы детей) Воспитатель: Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей. Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти — … . (Свиристель) Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? Воспитатель показывает птицу, а дети называют её. Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка
Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – Крылья мы сложим назад. Крылья расправим, Клювик почистим И все вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?») Воспитатель: Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц) Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть И для них тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки. Воспитатель: Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. Воспитатель: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место. Воспитатель: Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) . Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)


В раздел образования