Автор: Ложкина Любовь Пименовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Юскинская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: д. Удмурт-Зязьгор Наименование материала: Внеклассное мероприятие Тема: Лингвистическая игра Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Юскинская средняя общеобразовательная школа»
Кезского района Удмуртской Республики
Внеклассное мероприятие по русскому языку:
лингвистическая игра
Составитель: Ложкина Л.П.
учитель начальных классов МКОУ «Юскинская СОШ»
д. Удмурт - Зязьгор
2016 г
Лингвистическая игра «Слов русских золотая россыпь»
Цель: в игровой форме углубить и закрепить знания по разделам русского языка.
Задачи:
- раскрыть богатство русского языка;
- зажечь огонь любознательности;
- воспитать бережное отношение к слову;
- развивать творческие способности.
Планируемые результаты:
Личностные :
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные :
- умение извлекать информацию из схем, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-
умение
адекватно
использовать
речевые
средства
для
дискуссии
и
аргументации
своей
позиции.
Предметные:
- умение пользоваться различными словарями русского языка
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, фишки с наименованием количества баллов.
Ход занятия:
1. Оргмомент
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет игра – конкурс «Знатоки русского языка»,
для этого мы окажемся в стране «Языкознания». Вначале нам предстоит разделиться на две
группы. Из коробки вы берете бумажки, у кого
вопросительный знак
- 1 команда, у кого
восклицательный знак - 2 команда.
Послушайте высказывание писателя К.Г. Паустовского
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось
бы в нашем языке точного выражения.
… С русским языком можно творить чудеса!
Так давайте творить чудеса.
Итак, мы начинаем игру. Правила игры просты. Вы видите на экране таблицу с категориями:
- фонетика;
-лексика, фразеология;
- морфемика;
- морфология.
В каждой категории будет по 5 вопросов, каждый вопрос имеет свое количество баллов. Каждая
команда по очереди будет выбирать себе категорию и номер вопроса. За правильный ответ вы
получаете
те
баллы,
которые
указаны
в
выбранном
вами
вопросе.
Если
же
вы
даете
неправильный ответ, то на этот же вопрос может ответить другая команда и получить баллы. Я
буду выдавать карточки с количеством баллов за выбранные ответы, в конце игры мы подведем
итоги и узнаем, какая команда станет победителем и получит звание знатоков русского языка
- Готовы? Тогда мы начинаем игру, определим победителей.
(Проходит игра, дети выбирают вопросы, дают ответы, за правильный ответ учитель дает
карточки с количеством баллов за выбранный вопрос).
Разделы /баллы
1
2
3
4
5
Фонетика
5
10
15
20
25
Лексика.
Фразеология
5
10
15
20
25
Морфемика
5
10
15
20
25
Морфология
5
10
15
20
25
Задания по фонетике:
1 . Твист или вальс
( Что танцевала девочка Пеппи Длинныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы
украсть чемодан с золотыми монетами?)… подсказка: в названии танца звуков меньше, чем
букв.
2.
Даны
буквы
в,
ж,
л,
м,
с .
Какие
из
них
можно
вставить
вместо
пропуска
перед
буквосочетанием …ечь , чтобы получились правильные четырёхбуквенные русские слова?
3. Сколько раз встречается звук ш в предложении «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот
хорош, кто для дела гож.
4. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Что это за слова:
Лён, лоб, шёл, лей
5. Дан «строительный материал» - звуки [ а, о, б, в, г, л, р]. Составьте из них слова, используя
любые комбинации этих звуков, но не букв.
Лексика. Фразеология
1. Соедините стрелочками данные ниже слова так, чтобы они образовали смысловые пары:
Рожица прыгал
Скакал мордочка
Учебник радостно
Весело зимний
Морозный книга
2. Кто из жителей Цветочного города назван не по тому же принципу, что остальные?
Пончик, Ворчун, Молчун, Торопыжка, Растеряйка
3. Часто пословицы включают в себя слова, противоположные по смыслу. Закончи пословицу:
Где умному …, там … веселье.
4. Фразеологический зверинец. Вместо точек вставьте названия животных.
Голоден как…., труслив как….., надут как…., здоров как….., нем как….
5. Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова.
Сено Овод
Стол Ежи
Зал Ода
Газ Вал
Гриб Очки
Хор Он
Бор Яр
Морфемика.
1. Найди лишнее слово.
Солонка, соль, солёный, солнце .
2.
Даны
названия
частей
слова
из
старого
учебника
правописания: корень,
представка,
суффикс, окончание. Какая из них теперь носит другое название?
3. В каком из этих слов есть приставка: собственник, соплеменник, соусник, солист, сорняк
4. Образовать от имени существительного глаголы при помощи приставки и суффикса:
Правда, работа, смех
5. В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В школе заметите вы окончание,
В целом – ко мне на урок вы пойдёте.
Морфология.
1. Какое из этих слов станет бессмысленным, если его написать с маленькой буквы?
Вера, Надежда, Любовь, Захар, Роман
2. Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?
3. Как называют людей, которые живут: в Москве, в Ижевске, в селе.
4. Образовать существительные мужского рода:
Жница, львица, коза.
5. Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Морфология этого
языка такая же, как у нас сейчас, а смысл большинства слов утрачена. Попробуй определить, где
какая часть речи.
Глокая кудра турнула бурёнка.
4. Итог урока.
- Все сегодня были молодцы, все
хорошо отвечали, вспомнили разделы русского языка,
закрепили ваши знания. Как итог нашего мероприятия я хочу предложить вам составить
синквейн о языке, как пишется синквейн.
Правила написания синквейнов.
В первой строчке тема называется одним словом – существительным.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – синоним к существительному.
Язык Язык
Великий, певучий Богатый, меткий
Удивляет, восхищает, пополняет Обогащает, поражает, вдохновляет
Язык-великий клад русского народа Удивляет нас своей неповторимостью
Слово Речь
Литература.
1. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности учащихся 1-4 кл.
сост. Жаренко О.В., Гайдина Л.И., Кочергина А.В, - М.: Просвещение, 2010 г.
2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя. Сост. В Волина – М.: Просвещение, 1991г.
3.
Развивающие
задания:
тесты,
игры,
упражнения:
2
класс.
Сост.
Е.В.Языканова.
–М.:
Издательство «Экзамен», 2012
4.Задания школьных олимпиад 1-4 классы. – М.: Васко, 2010.
Ответы: