Автор: Шарнина Елена Валерьевна Должность: воспитатель мадоу Учебное заведение: детский сад "Березка" Населённый пункт: Город Когалым, Тюменская область Наименование материала: конспект Тема: "В зимнем лесу" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Когалыма «Березка»
Шарнина
Елена Валерьевна
Воспитатель МАДОУ «Березка»
Тема: «В зимнем лесу»
Возрастная группа: средняя группа
г. Когалым
2016г.
Тема: «В зимнем лесу»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в
различных видах детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник);
- упражнять в счете до 5, умении сравнивать две группы предметов,
именуемые числами 4-4, 4-5;
- продолжать учить соотносить цифры с количеством предметов в пределах
числа 3;
- закреплять названия частей суток, их последовательности; умение
уравнивать неравные группы двумя способами (добавляя один или убирая
лишний предмет);
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, умение анализировать, сравнивать по
двум признакам;
- развивать детскую инициативу, познавательный интерес;
Воспитательные:
- воспитывать желание играть и заниматься сообща;
- воспитывать желание помогать тем, кто нуждается;
Словарная работа: утро, день, вечер, ночь; квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник; высокий-низкий; поровну; столько же, сколько; части суток.
Предварительная работа:
1.
Упражнения на сравнение множеств и уравнение их двумя способами;
2.
Дидактическая игра «Найди предмет круглой формы».
3.
Дидактическая игра «Подбери форму».
4.
Интерактивная игра «Снежинки».
5.
Дидактическая игра «Когда это бывает».
6.
Игровое упражнение «Подбери цифру».
Методы и приемы:
Наглядные:
1.
Рассматривание иллюстраций;
Словесные:
1.
Пояснения
2.
Словесные указания
3.
Оценка деятельности
4.
Рефлексия
5.
Художественное слово
Практические:
1.
Дидактическая игра «Найди предметы круглой формы»
2.
Дидактическая игра «Подбери форму»
3.
Интерактивная игра «Снежинки»
4.
Дидактическая игра «Когда это бывает»
5.
Игровое упражнение «Посчитай и назови»
6.
Игровое упражнение «Спрячь зайчат»
7.
Игровое упражнение «Расставь елочки по высоте»
8.
Физминутка
9.
Игровое упражнение «Сложи в баночку»
10. Сюрпризный момент «Снежки в коробке»
Материалы и оборудование:
Ковер, «заплатки» разной геометрической формы, иллюстрации лисы, волка,
белочки.
Раздаточный материал: зайцы и елочки; елочки разные по высоте; картинки
«части суток», числовые карточки и банки, предметы (ягодки, грибочки,
шишки) по 3 штуки на ребенка.
Ход НОД:
Дети в группе заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель выносит
из раздевальной комнаты красивую коробку со словами:
В: Ребята, посмотрите, что я вам принесла!
Педагог «спотыкается» и роняет коробку, высыпав снежки на ковер.
В: Ой, какая же я неуклюжая! Кто же мне поможет собрать наши снежки?
Возможные действия детей: помогают собрать снежки, жалеют, игнорируют.
В процессе сбора педагог обсуждает с детьми форму снежков, просит найти
предметы в группе такой же формы.
Дидактическая игра «Найди предметы круглой формы».
В: Спасибо, друзья, за помощь. Вот сколько у нас снежков - полная коробка!
Как вы думаете, кто еще любит, как мы, играть в снежки?
Д: другие дети, взрослые, звери в лесу.
В: Я согласна с Матвеем, думаю, что лесные зверята тоже не прочь зимой
поиграть в снежки, ведь это так весело! А вы не хотели бы их навестить и
посмотреть, чем же еще лесные зверушки заняты зимой? Тогда отправляемся
в путь! Быстро добраться до зимнего леса нам поможет волшебная палочка –
вот она! Я скажу волшебные слова (касаюсь детей) – Сим – силябим – и вы
не замерзните в лесу. А скажу – Крэкс – фэкс – пэкс – и у нас появится
волшебный ковер, который мигом домчит нас до леса.
Воспитатель вносит «ковер», разворачивает его.
В: Друзья, у нас проблема – мыши ковер прогрызли! Что делать?
Д: зашить, заклеить, починить.
В: Я согласна с вами – нужно поставить заплатки.
Дидактическая игра: «Подбери форму».
Воспитатель раскладывает ковер на полу.
В: Ребята, посмотрите, на мольберте – заплатки (снимает ткань с мольберта).
На что похожи заплатки?
Д: на геометрические фигуры.
В: Назовите геометрические фигуры и их цвет.
Дети перечисляют геометрические фигуры, называя их цвет.
В: Молодцы! А теперь каждый из вас должен взять заплатку и наложить ее в
нужном месте на ковре. Будьте внимательны.
Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для
ремонта ковра.
В: Молодцы! Пора отправляться в путь! Приготовились, полетели!
Под музыку все изображают полет (звучит запись музыки).
В: Вот мы и попали в зимний лес.
Игровое упражнение «Посчитай и назови»
На полу листы с изображением следов зверей.
В: Зверь какой – то на бегу
След оставил на снегу.
Ты сказать теперь мне можешь,
Сколько здесь ступало ножек?
Д: 4, 3, 2, 5
В: Вот куда нас следы привели!
На доске иллюстрация лисы, охотящаяся за зайцем. Воспитатель предлагает
сесть детям за столы.
Задание №1
В: Поможем зайчикам спрятаться от лисы? Нужно спрятать их под елочками,
чтобы лиса не заметила зайчат. Возьмите числовую карточку.
Выложите на верхнюю полоску слева направо елочки.
Воспитатель наблюдает за правильностью действий детей.
- Напоминаю, оставляйте между елочками небольшие окошки.
- Теперь выложите на нижнюю полоску слева направо под каждую елочку
зайчонка.
Воспитатель наблюдает за правильностью действий детей.
В: Сколько всего елочек?
Д: Всего 4 елочки
В: Сколько всего зайчиков?
Д: Всего 5 зайчиков
В: Что можно сказать про елочек и зайчиков?
Д: Елочек меньше, чем зайчиков, а зайчиков больше, чем елочек.
В: На сколько зайчат больше, чем елочек?
Д: Зайчат больше, чем елочек на один.
В: Какое число больше 4 или 5 и на сколько?
Д: Число 5 больше числа 4 на один, а число 4 меньше числа 5 на один.
В: Одному зайчику негде спрятаться. Что делать?
Д: Посадить еще одну елочку.
В: Выложите на верхнюю полоску 1 елочку. Что можно сказать про елочки и
зайчиков?
Д: Елочек и зайчиков поровну. Елочек столько же, сколько зайчиков.
В: Молодцы! Уберите елочек и зайчиков в тарелочку (убираю иллюстрацию
лисы).
На доске разные по высоте елочки.
Задание №2
В: Гуляя по лесу мы с вами видим, друзья, сколько в лесу елочек?
Д: Много
В: Что можно о них сказать?
Д: Елочки разные по высоте – одни низкие, другие высокие.
В: Непорядок! Предлагаю расставить елочки по порядку – от самой высокой
до самой низкой. Кто хочет выполнить это задание на доске?
Выходит ребенок по желанию и работает у доски.
В: Матвей выполняет задание у доски, а ребята – на числовых карточках. Как
выкладываем елочки на числовой карточке?
Д: Слева направо, от самой высокой до самой низкой елочки.
Воспитатель наблюдает за правильностью действий детей.
В: Молодцы! Посмотрите на доску: все ли правильно сделал Матвей?
Покажите знак согласия, несогласия.
Дети поднимают большой палец вверх в знак согласия.
В: Проверьте, у всех ли получилось так, как у Матвея? Молодцы! Все
справились с заданием, Матвей, убери елочки с доски.
Интерактивная игра «Снежинки»
В: Друзья, сейчас в лесу настоящая зима – как красиво падают снежинки (на
экране – падают снежинки). На что они похожи?
Д: на треугольники, круги, квадраты.
В: Посмотрите внимательно на эти снежинки. Как вы думаете, какие из них
лишние и почему?
Дети определяют лишнюю снежинку по двум признакам – форме и величине.
Д: Лишняя снежинка – круглая большая, потому что остальные снежинки –
квадратные маленькие.
- Лишняя снежинка треугольная большая, потому что остальные снежинки –
квадратные маленькие.
В: Молодцы! Друзья, снежинки так весело кружились, как будто звали нас
поиграть. Выходите на ковер.
Физминутка:
Нужно посчитать и выполнить различные движения.
Сколько точек видим в круге,
Столько раз поднимем руки (3).
Сколько елочек зеленых –
Столько сделаем наклонов (2).
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас (1).
Столько ножкой мы притопнем,
Сколько хлопну я в ладоши (4).
Сколько здесь у нас кружков –
Столько сделаем прыжков (5).
- Молодцы! Весело играли, настроение подняли!
В: Ребята, кажется я кого – то вижу.
Да это же волк спит под елочкой. Ребята, что же здесь не так?
Д: Волк спит на снегу, волк спит днем.
В: Я согласна с Валерией: странно, что волк спит днем. Видимо он перепутал
части суток – утро, день, вечер, ночь. Давайте напомним ему
последовательность частей суток.
Игровое упражнение: «Когда это бывает»
В: Друзья, на столе картинки с изображением частей суток. Нужно разложить
их в правильной последовательности: что сначала – что потом.
Даниэль, расскажи волку и ребятам, что сначала – что потом.
Д: Сначала утро, потом день, потом вечер, потом ночь.
В: Проверьте, у всех ли получилось так, как у Даниэля? Молодцы! Все
справились с заданием.
- А это кто, ребята?
Д: Белочка.
В: Посмотрите, белочка запаслась на зиму шишками, грибами, ягодами:
подсчитывает, хватит ли ей на зиму. Давайте ей поможем.
Задание №3
В: У каждого из вас на столе баночка. Нужно в баночку положить столько
предметов, сколько показывает цифра на баночке.
Воспитатель наблюдает за правильностью действий детей.
В: Ильяс, сколько ты положил предметов в баночку и почему?
Д: Я положил 3 грибочка, потому что на баночке цифра 3.
В: Полина, сколько ты положила предметов в баночку и почему?
Д: Я положила в баночку 2 ягодки, потому что на баночке цифра 2.
В: Молодцы, ребята. Белочка в благодарность за вашу помощь дарит нам
корзину с лесными подарками. А нам пора возвращаться в группу.
Дети возвращаются на ковре – самолете в группу.
В: Вот мы и вернулись в группу. Где мы с вами были? Кого встретили? Что
мы делали с вами в лесу? Кому помогли? Понравилось ли вам в зимнем лесу?
- Друзья, сегодня мы с вами увидели, чем заняты лесные звери зимой,
помогли некоторым из них – зайчатам, волку, белочке. Наши знания помогли
выполнить нам непростые задания, мы весело поиграли и вспомнили
геометрические фигуры, цифры, части суток. Вы многое знаете, и я думаю,
что ваши знания снова могут пригодиться, когда мы в следующий раз
отправимся в путешествие.