Автор: Чекменева Татьяна Алекеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ДМШ № 1 Населённый пункт: г.Елабуга Наименование материала: методическая разработка Тема: план занятия по фортепиано в 1 классе Раздел: дополнительное образование
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРТЕПИАНО
Преподавателя ДМШ№ 1 г.Елабуги Чекменевой ТА.
Срок обучения: 5лет.
Программа дополнительного образования детей: « Игра на фортепиано».
Авторская разработка дидактического материала: «10 пальчиков».
Раздел: « Работа над репертуаром».
Тип занятия: индивидуальное занятие по фортепиано с учеником 1-го года
обучения.
Тема: « Закрепление навыка игры штрихом legato. Повторение жанров музы-
ки».
Цель: формирование навыка игры legato.
Задачи:
обучающие:
- приобщение к классической музыке,
- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на
практике,
- формирование навыка чтения с листа произведения уровня сложно-
сти, соответствующего году обучения,
- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения,
развивающие:
- развитие навыка связной игры на инструменте, внимания, памяти,
- формирование общего кругозора,
воспитательные:
- развитие эстетического вкуса,
- развитие воли и управления своим поведением,
здоровьесберегающие:
- снятие мышечных зажимов,
- правильная организация пианистического аппарата.
Методы и приемы:
- наблюдение,
- прослушивание музыкального произведения,
- нескучные способы разучивания,
- практический,
- наглядный.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- художественные,
- информационно-компьютерные.
Оборудование:
- фортепиано,
- ноты,
- дидактический материал : ритмические карточки, музыкальные ребу-
сы,
- компьютер.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение пьес штрихом
legato, уверенное определение музыкальных жанров.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка
учебной задачи.
2. Основная часть:
Игра пьес штрихом легато.
2.1. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за
инструментом.
Напоминание о правильной посадке и постановке руки. Повторение
игры-упражнения: «Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым.
«Домик»- рука кладется на колено, а затем плавное ее перенесение на кла-
виатуру. Упражнение «Медвежонок и солдатик».
- Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).
- А как сидит солдатик?(спина ровная, прямая).
2.2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Исполнение песенки «Два веселых гуся».
- Скажи, какие у гусей шеи? (Ответ: длинные и гибкие.)
- Запястье у руки тоже должно быть гибким, как шея у гуся. Пальчики плавно
движутся, переходят с одного звука на другой.
- Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.
2.3. Работа над ансамблем, просмотр иллюстраций по теме на
компьютере.
Работа над ансамблем «Ехал казак за Дунай».
- Кто такой казак? Казак - это воин. Песня о том, что казак уезжает на войну.
Семен Климовский сочинил эту песню, а она так понравилась людям, что в
Германии сочинили слова, и она стала немецкой народной песней. А компо-
зитор Л. Бетховен использовал эту мелодию в одном из своих произведений. -
Давай посмотрим, как выглядели казаки. (Просмотр при помощи компьютера
картин: С.А. Гавриляченко «В поход» и П.А. Федотова «Казаки»). Казаки
движутся неторопливо, на них тяжелое снаряжение. Попробуем передать это
в характере исполнения пьесы.
- Послушай, как звучит партия сопровождения. (Как поступь коня).
2.4. Разучивание новой пьесы, чтение с листа пьесы «Теремок».
Знакомство с новой пьесой «Теремок». Пропевание со словами мелодии
плавно и связно. Прохлопывание ритмического рисунка, а затем игра пьесы
по нотам – такая же плавная, как пение. Чтение с листа пьесы «Теремок».Ак-
центирование внимания на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с
одного пальца на другой.
2.5. Повторение нот, длительностей, прохлопывание ритмических
рисунков.
Использование дидактического материала: нотных ребусов, ритмиче-
ских карточек .
2.6. Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегаю-
щих упражнений.
Игра-упражнение «Робот» (постепенное расслабление и освобождение
рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом). При выполнении упраж-
нения «Птица» - предлагается представить, что ученик - большая нежная пти-
ца, которая машет крыльями.
2.7. Повторение жанров музыки, прослушивание фрагментов пьес.
Повторение понятия «музыкальные жанры».
- Какие жанры ты помнишь? (Песня, марш, танец). Прослушивание фрагмен-
тов пьес из «Детского альбома» П.И Чайковского в исполнении педагога
(«Полька» и «Старинная французская песенка»). Определение жанров (танец,
песня).
Прослушивание пьесы, с которой знакомились на прошлом занятии, но
уже в оркестровом исполнении. Задание для ученика: вспомнить название
пьесы и определить жанр. (При помощи компьютера прослушивание записи
«Марша деревянных солдатиков»).
- Как можно понять, что это звучит марш? (Четкий, чеканный, упругий ритм,
как барабанная дробь). Слышен ли барабан? Какие еще инструменты звуча-
ли? (Труба, флейта).
3. Подведение итогов, информация о домашнем задании. Рефлексия