Автор: Павлова Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 26" Населённый пункт: Оренбургская обл., г. Бузулук Наименование материала: статья Тема: Адаптация в дошкольном учреждении Раздел: дошкольное образование
Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей.
Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое
настроение,
подавленность
или же,
наоборот,
нехарактерная
раньше
чрезмерная
активность,
перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно
подойти к адаптации чада в дошкольном учреждении. В противном случае слезы каждое утро
перед выходом из дома и нежелание идти в садик могут затянуться на месяцы.
Развиваем самостоятельность
Еще
до начала
посещения
дошкольного
учреждения
родителям
настоятельно
рекомендуется
научить
ребенка
самостоятельно
пользоваться
ложкой
и вилкой,
умываться,
раздеваться
и одеваться, пользоваться горшком. У овладевшего этими премудростями малыша трудностей
в период адаптации будет гораздо меньше.
Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные
и удобные вещи без лишних застежек. Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки. И желательно,
чтобы они были расположены спереди, а не на спине. Так ребенок сможет справиться с процессом
сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя. Предпочтение лучше отдать
немаркой
одежде.
Тогда
и родители
избавятся
от лишних
стирок,
и дети
не будут
бояться
испачкаться. К примеру, неплохой вариант для маленьких модниц — майка и джинсовая юбочка
на резинке
или
джинсовый
сарафан
с кнопками,
застегивающимися
спереди.
Мальчику
будет
удобнее находиться в группе в футболке и шортиках на резинке.
Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Она не должна быть тесной, но должна
хорошо держаться на ноге, не "болтаться", не слетать, а фиксироваться ремешками. Для удобства
предпочтение отдайте моделям на липучках.
Обязательно потренируйтесь дома с ребенком надевать и снимать одежду, предназначенную для
садика.
Пусть
некоторое
время
он поносит ее,
чтобы
привыкнуть.
В противном
случае
уже
в первый день в саду может выясниться, что она неудобная, малышу в ней неловко.
Замечено,
что
тяжелее
привыкнуть
к жизни
в группе
тем
детям,
с которыми
практически
безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит
пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками.
Это будет своеобразный "тренинг расставания с мамой" перед детским садом.
Привыкаем постепенно
Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-
2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и,
наконец,
три
часа).
Такой
период
может
длиться
неделю,
а то и две.
Постепенно
время
пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть
еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться
в группе целый день.
Обеспечиваем психологический комфорт
Еще до посещения детского учреждения следует объяснить ребенку, что такое детский сад. А еще
лучше — наглядно показать. Сходите туда вместе с малышом, посмотрите на ребят во время
прогулки. Расскажите, что еще они делают в саду (играют, обедают, спят, поют песенки), и как это
интересно.
Можно поиграть с ребенком "в садик": взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то
из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей
в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой.
Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр:
можно "показывать в лицах" ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного
сочинения "о том, как одна девочка пошла в детский сад, и там ей было очень весело".
Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему свое волнение, которое у вас
обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны, но тверды. Обязательно скажите, когда
вы за ним придете (а то он, не дай Бог, решит, что его оставили с чужой тетей навсегда) и укажите
время
прихода
в доступной
для
его
понимания
форме.
Например:
"я приду
за тобой,
когда
ты пообедаешь",
"когда
ты вместе
с ребятами
пойдешь
гулять".
Помогает
преодолеть
стресс
расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия, возможность посмотреть на маму
из окна). Если малыш слишком болезненно реагирует на прощание, поручите отводить ребенка
папе или бабушке.
Встречая ребенка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте
события, произошедшие за время вашей разлуки. Хвалите его за успехи, давайте советы, если
считаете,
что
он поступил
неправильно.
Малыш
в этом
случае
будет
знать,
что
проблему,
возникшую
в садике,
родители
всегда
помогут
решить.
Он будет
чувствовать,
что
в сложных
ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.
"Отдавая ребенка в садик, родители должны понимать важность этого события как для малыша,
так и для их отношений с собственным чадом. Разговаривайте и обсуждайте с малышом свои
позитивные
переживания
и ощущения
по поводу
садика,
оказывайте
поддержку
и хвалите
за новые
достижения!
Только
в дружелюбной
и спокойной
атмосфере
малыш
почувствует
уверенность в вашей любви и поверит в собственные силы", — продолжает Татьяна Илларионова.
В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика
погулять.
Ребенок
получит
новые
впечатления
и отвлечется
от негативных
переживаний.
Побалуйте его чем-нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны.
Поэтому на время откажитесь от походов в театр, кино, цирк и даже в гости. Телевизор также
может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач
до 10-15 минут за вечер.
Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец.
Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.
Всегда уважительно отзывайтесь о воспитателе и персонале, ухаживающем за детьми. Ни в коем
случае
не критикуйте
их работу
при
сыне
или
дочери
и не говорите
никогда
плохо
о самом
дошкольном учреждении (даже если на то есть основания). Наоборот, старайтесь сформировать
у ребенка положительное отношение к детскому саду.
"Обязательно
нужно
акцентировать
внимание
сына
или
дочери
на положительных
моментах,
родители
короткими
замечаниями
способны
сформировать
у ребенка
позитивное
отношение
к дошкольному учреждению. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически
отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много
интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут
успокоить малыша", — советует социальный педагог Морозова Ольга.
И будьте в период адаптации терпимы к изменившемуся поведению ребенка. Вы же взрослый
человек и понимаете, что он капризничает не потому что "плохой", а из-за того, что ему очень
трудно
привыкнуть
к новому
помещению,
детям,
воспитателю,
более
строгим
требованиям,
режиму.