Автор: Струкова Дарья Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1228 Населённый пункт: г. Москвы Наименование материала: Статья Тема: Проблемный урок в начальной школе Раздел: начальное образование
Пример «проблемного» урока русского языка « Что такое корень слова? Что такое
однокоренные слова?» 2 класс
Проблема:
Какие слова называются родственными?
Что такое корень слова?
Какие слова называются однокоренными?
Что узнаем нового? ( Новые знания):
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Цель:
Научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные
слова.
Задачи:
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать
однокоренные слова.
Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
Формировать УУД: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать , уважать
чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и
самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Обогащать словарный запас учеников.
Оборудование: карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями
для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
3.Создание проблемной ситуации.(Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь)
На какую тему все эти слова? - А теперь внимание, задание:Надо выписать из этой группы слов
только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова).
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут
родственными. (Обсуждение в парах). Пишем с большой буквы через запятую.( Дети делают
запись ).
Интригующий момент - Беседа о родственниках.
Какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).В некоторых словах есть общая
часть.Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).А как называется
такая общая часть у слов? (корень) Теперь попробуйте сформулировать ,какие слова называются
родственными.(ответы детей). Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют
одинаковый корень. Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое
«корень слова». (Общая часть родственных слов). Работа со словарем. Наше слово «корень» имеет
несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений?
(многозначные ). Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное
слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах. Поделитесь своим мнением.
Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова). Давайте
подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-родственные слова,
-корень слова,
-однокоренные слова.
4. Физминутка . (Физкультминутку проводят учащиеся)
5. Упражнения в распознавании однокоренных слов . Теперь поработаем самостоятельно.
Выполним упражнение из учебника . Проверка задания.
6. Проверочное задание-тест.
7. Итог урока. Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
8. Рефлексия.( Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.Кто из
вас доволен своей работой? Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен
своей работой? Урок закончен. Всем спасибо за работу.