"Решение проблемы социализации детей и подростков средствами дополнительного образования"
Автор: Дегтярь Елена Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского и юношеского туризма и экскурсий" г.Находки. Населённый пункт: Приморский край г.Находка Наименование материала: ДОКЛАД Тема: "Решение проблемы социализации детей и подростков средствами дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
Социализация – это процесс становления личности,
обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов
поведения, принятых в данном обществе. Социализация
личности подростка происходит по мере усвоения
социального опыта во всех его проявлениях: способы,
средства производства духовной культуры, приёмы
чувственного познания, абстрактного мышления,
определенное мировоззрение, ценности, нормы, взгляды
на общество, явления и события: усвоение принятых
данным обществом правил поведения, обычаев. Каждая
личность связана с окружающим ее миром, и обществом,
отношениями, являющимися основой фундамента в
формировании личности человека, и вместе с тем единства
и целостности социальной группы и всего общества.
Переход образовательных учреждений на федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС)
изменил цели в образовательных стандартах и требует
новых методов организации внеурочной деятельности.
Система дополнительного образования способна внести
значительный вклад в развитие обучающихся на основе
расширения их образовательного пространства,
увеличения числа источников необходимой информации,
предоставления возможности освоения меж предметных
и предметных знаний и умений. Это становится
реальным за счет консолидации усилий основного и
дополнительного образования детей, направленных на
создание единого образовательного пространства, в
котором основное и дополнительное образование детей
стали равноправными, взаимодополняющими друг друга
компонентами, создающими комплекс условий для
полноценного личностного развития каждого ребенка.
Проблема взаимоотношений личности и общества – одна из
наиболее интересных тем не только в социологии, но и во
многих других дисциплинах. Социальная адаптация
школьника как личности, его самоопределение одинаково
актуально как для прошлого, так и для настоящего времени.
На протяжении многих веков мыслители и ученые пишут и
спорят о воспитательном процессе, но до сих пор нет
единства взглядов в определении процесса воспитания
личности.
В современный век нано технологий, компьютеров, жестких
и бескомпромиссных решений многие проблемы связаны с
безнравственностью, черствостью и жесткостью человека,
которые неразрывно связаны с низким уровнем
образованности и культуры.
Сегодня все чаще можно встретить эмоционально и
интеллектуально не богатого человека. Главной целью
родителей и учеников стало получение высоких баллов на
едином государственном экзамене, поступление в
престижный ВУЗ, и, как результат, мы получаем поколение
не способное к сопереживанию и сочувствию. Кризисные и
критические ситуации, нередко возникающие в разных
сферах жизни общества, требуют от человека не только
физического и психического, но и социального здоровья для
эффективной социализации. Совершенствование и
реформирование всех сторон жизни общества зависит от
непосредственного участия в этих процессах личности, и
вполне естественно, что сейчас акцентируется развитие
индивида и создается система воспитания, которая
учитывает этот фактор. Для адаптации индивида в
обществе в данный период истории ему требуются
определенные знания, способы деятельности и общения.
Поэтому большое значение в социализации детей и
подростков играет система дополнительного
образования, которая эффективно дополняет
государственные структуры, т.к. отражает более
широкий спектр проблем развития и образования детей и
подростков.
Сегодня термин «дополнительное образование» известен и
широко распространен, и является составной (вариативной)
частью общего образования, сущностно мотивированным
образованием, позволяющим обучающемуся приобрести
устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределяться
профессионально и личностно.
Дополнительное образование детей — необходимое
звено в воспитании многогранной личности, в ее
образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Дополнительное образование детей многообразно,
разнонаправлено. Ценность дополнительного образования
детей в том, что оно усиливает вариативную
составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует
реализации их сил, знаний, полученных в базовом
компоненте. О необходимости дополнительного
образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем
больше ребѐнок сможет усвоить дополнительных
знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в
жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше
время - время постоянных перемен.
Заполняя свободное временное пространство учащихся,
школа стремится оградить их от праздного
ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного
воспитания преступных группировок, наркомании и т.д. Мы
хотим увлечь детей делами интересными,
плодотворными, дающими широкие перспективы в
будущем. Поэтому так важно умело использовать огромные
возможности дополнительного образования, благодаря
которому ученик действительно получает возможность
самостоятельно выбирать вид деятельности, определить
свой собственный образовательный путь.
В ходе реализации дополнительных образовательных
программ дети формируют собственное мнение,
индивидуальное мировосприятие, получают практические
навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают
свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе
сверстников, а значить учатся сотрудничеству и
сотворчеству. Процесс творчества развивает и обогащает
личность, раскрывает ее таланты и духовный потенциал.
Правильно организованное пространство творческой
деятельности формирует культуру личности, умение видеть
и понимать прекрасное, сопереживать в процессе
творчества.
Эффективность использования подросткового досуга во
многом зависит от самого человека, от его личной культуры,
интересов и т.д. Деятельность школьника в свободное
время определяется его объективными условиями,
окружающей средой, материальной обеспеченностью
сетью культурно-досуговых учреждений и т.д.
Занятия по дополнительному образованию
предоставляют благоприятные условия для
разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в
реализации его потенциальных возможностей и
потребностей, развивает его творческую
познавательную активность. Для этого преподаватели
должны знать и владеть различными формами и методами
обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. В
последнее время редко встретишь учителя, который не
жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не
выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и
вовсе на них не ходят. Воспитанию положительной
мотивации учения способствуют:
общая атмосфера комфорта в процессе учения;
отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь
преподавателя не в виде прямого вмешательства в
выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих
самого ученика на правильное решение;
привлечение преподавателем учеников к оценочной
деятельности и формирование у них адекватной
самооценки.
Преподавателю следует подходить к мотивации как к
постоянно развивающемуся явлению. Так, постоянно
осуществляются взаимовлияния и взаимопереходы мотивов
и целей учения. По мере усложнения задач обучения у
учащихся не только повышается мотивации к обучению, но
и развиваются личностные качеств детей. Дети,
получившие помимо общего, еще и дополнительное
образование, как правило, имеют больше возможностей
полноценно прожить детство, реализовать свой
творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям
важно, чтобы система дополнительного образования
вместе со школой активно помогала ребенку не только
проявить, развить свои способности, но и сделать
правильный выбор своей профессии.
Дополнительное образование детей предполагает
расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает
личность в многогранную, интеллектуальную и
психологически положительно насыщенную жизнь, где есть
условия для самовыражения и самоутверждения.
Таким образом, дополнительное образование способно
решить целый комплекс задач, направленных на
гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые
возможности развития личности ребенка; способствовать
выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику ―ситуацию успеха;
содействовать самореализации личности ребенка и
педагога. Конечно, далеко не все школы способны сегодня
решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что
наступило время, когда нельзя рассчитывать только на
учебный процесс. Его эффективность в обеспечении
современного качества образования не безгранична,
особенно в рамках классно-урочной системы. Пора
преодолеть стереотип восприятия дополнительного
образования как второстепенного и понять, что оно
объективно обладает возможностью объединять в единый
процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.