Автор: Трунова Елена Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "НОШ № 63" Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: конспект Тема: конспект урока Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Начальная общеобразовательная школа № 63 »
Г. Кемерово
Предмет: литературное чтение
Класс : 3
Тема : Басни И. А. Крылова.
Цель : знакомство с баснями И. А. Крылова.
Задачи:
1.Ввести в круг чтения детей басни И. А. Крылова;
2.Познакомить с особенностями жанра, с литературоведческими
понятиями: басня, мораль;
3.Раскрыть единство формы и содержания басни;
4.Рассмотреть сходство и различие басни с другими жанрами литературы;
5.Учить передавать чувства через выразительное чтение басен;
6.Развивать умения анализировать, сравнивать произведения различных
жанров;
7.Воспитывать интерес к книге.
Оборудование и материалы:
1.Басни И. А, Крылова « Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Зеркало и
обезьяна», « Демьянова уха».
2.Русские народные сказки «Каша из топора», « Лиса и Журавль»
3. Побасенки.
Автор составитель : Трунова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Ход урока.
Этап
урока.
Содержание урока.
Примечание.
I
II
III
Организация класса
Сообщение темы и цели урока.
-
Познакомимся с новым литературным жанром - басней, с
особенностями этого жанра. Сравним басню с другими жанрами
литературы и должны будем выучить одну из басен И. А. Крылова
наизусть
.
Изучение нового материла.
1. Рассказ учителя об И. А. Крылове
.
2. Первичное чтение басен И. А. Крылова « Слон и
Моська », « Мартышка и очки », « Зеркало и Обезьяна»
-
Прочитать, посмотреть какая картина жизни и какое настроение
она вызывает у вас у читателей.
3.
Беседа по выявлению первичного восприятия.
- Какое же настроение вызывает?
4.
Знакомство с особенностями жанра.
а)
1 особенность.
Особенность I - Басня нас смешит. Это отличительная черта этого
жанра. Если автор пишет под своим произведением « басня ».
Знайте, что вас хотят рассмешить.
б) 2 особенность.
- Что смешит?
Особенность II – Автор рассказывает смешной случай, смешную
историю.
Смешно видеть, как маленькая собачка на большого слона лает,
как мартышка, не зная, что делать с очками, на хвост их одевает.
Смешно, что обезьяна, увидев своё отражение в зеркале, не поняла,
что это она сама и стала высмеивать собственную внешность.
в) 3 особенность.
1. Повторное чтение.
- Теперь посмотрим на характеры героев. Какие они и какое
чувство вызывают у нас, читателей. Прочитаем ещё раз басни.
2. Беседа по выявлению восприятия.
- Какой Слон?
- Моська?
- Мартышка?
- Обезьяна?
- Медведь?
Особенность III – Узнаем характеры героев, которые вызывают у
нас улыбку, и не просто улыбку, а насмешку:
Слайд № 2, 3.
Слайд № 4.
IV
V
моська хочет прослыть забиякой без всяких усилий; мартышка,
не умея обращаться с очками, глупо разбивает полезную вещь;
Обезьяна до того глупа, что себя в зеркале не узнает, но зато любит
обсуждать других.
Басня
смешит
не
только
смешным
случаем,
но
и
смешными
чертами характера.
г) 4 особенность.
1. Беседа.
- А кто герои?
- Слон, Мартышка, Обезьяна. Что их всех объединяет?
- И какое чувство возникает у вас, когда животное ведёт себя как
человек?
Особенность IV - герои животные, растения.
Правда
не
всегда
герои
басен
–
животные,
бывают
и
люди.
Например, басня И. А. Крылова « Демьянова уха».
2. Чтение басни « Демьянова уха».
3.Беседа по пониманию прочитанного.
- Кто герои?
- Какой случай рассказал автор?
4. Вывод:
в ней баснописец не стал прятать человеческие черты за
образами животных. Но всё равно
получилась басня. И случай
смешной, и смешон человек, который пытается навязать другому
то, что тому совсем не нужно.
д) 5 особенность
1.Беседа.
- Картина смешит, но это у нас у читателей. А как оценивает своих
героев
автор?
До
автора
трудно
добраться
он,
скорее
всего,
прячется за рассказчика.
- Какой рассказчик в басне и как он оценивает характеры героев?
Особенность V
-
В
концовке
басни
появляется
рассказчик,
который даёт прямую оценку героям басни. Такие концовки часто
бывают
в
басне
и
носят
название
–
мораль,
нравоучение,
поучительный вывод.
Автор сначала нам смешную картинку рисует, а потом выводит из
неё нравоучение: прямо говорит, что его не устраивает в людях.
Обобщение.
- Какие особенности басни выделили?
1. Басня смешит.
2. Рассказывает смешной случай.
3.Характеры героев вызывают насмешку.
4. Герои животные, растения, люди.
5. Мораль.
Вывод: басня особый литературный жанр. Её задача - высмеять
плохие черты характера человека. Для решения этой задачи автор
рисует
нам
смешной
случай,
который
помогает
ему
высмеять
отрицательные черты характера. Картинка эта раскрывается
в разговоре героев, о котором нам сообщает рассказчик.
Сходство басни с другими жанрами литературы.
Слайд № 5.
VI
VII
VIII
1.Беседа.
- Помочь выразительному чтению басни может не только знание её
собственных
особенностей,
но
и
знание
того,
какие
из
этих
особенностей проявляются в других жанрах.
- Можно ли найти сходство басни с другими жанрами по признаку
высмеять плохие черты характера?
2. Игра « Угадай - ка »
а) Чтение русской народной сказки « Лиса и Журавль»
- Есть ли что – то общее с баснями?
б). Чтение отрывка из русской народной сказки « Каша из
топора».
- Что общего?
в) Чтение побасенки.
3.Сходство с пьесой.
- Подошли к тому, чтобы выразительно прочитать басни. Может
быть,
нам
помогло
бы
сходство,
с
ещё
каким
–
то
видом
произведений. Мы ведь когда выразительно читаем, уже не просто
читатели, а … ( актёры )
- Актёры. Ещё можно с пьесой сравнить. Басню можно по ролям
почитать.
4. Обобщение.
Чтение по ролям.
Итог урока.
- С каким литературным жанром познакомились?
- Назовите особенности басни.
- На какие другие литературные жанры похожа басня?
- Кто является самым известным русским баснописцем?
- Какие басни И. А. Крылова прочитали?
Задание на дом.
- Выучить наизусть басню И. А. Крылова по выбору.
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Аудиозапись.